"Любимая дочь Церкви"

Как и почему появился гуманизм? Можно ли его считать формой реформационной работы и каковы перспективы его дальнейшего развития?

ТЕЗИСЫ К ВЫСТУПЛЕНИЮ

1. Соединение формальной логики Аристотеля и Откровения привело к созданию схоластического формата мышления. Важным свойством этого формата является право человека на получение образования.

К Высокому Средневековью складывается "цивилизация Книги", для которой характерно умение читать сложные тексты (или, по крайней мере, воспринимать их на слух), а также умение делать выводы.

"Цивилизация Книги" при наличии даже самой примитивной системы образования с неизбежностью приводит к интеллектуальному расслоению и возникновению интеллектуального "среднего класса".

2. Кризис переусложненности формата мышления возникает именно в интеллектуальном "среднем классе": элита в состоянии работать с форматом рефлексивно, а нижний слой не нуждается в мышлении вообще.

3. Именно интеллектуальный "средний класс", как правило, экономически и политически активен.

4. Кризис формата мышления проявляется для "среднего класса" следующим образом:

  • Теряется стройность, замкнутость и согласованность картины мира;
  • Теряется связь мышления, знания и реальной практики;
  • Теряется этическое содержание мышления;
  • Возникает уверенность в политической и экономической ангажированности мышления.

Необходимо иметь в виду, что схоластическое мышление тяготеет к созданию ошибочных конструкций, настаивающих на существовании в практике тех связей, которые могут быть абстрактно промыслены: "Семь металлов создал свет…"

Любое мышление в стадии кризиса переусложненности настаивает на необходимости и реальности абстрактно промысленного. 

5. В этих условиях возникает социальный заказ на изменение формата, прежде всего, через упрощение – "расчистку" формата от интеллектуальных деривативов, абстрактных конструкций, ссылок на себя.

6. Именно высокая связность схоластического формата привела к необходимости отказа от ссылки на Откровение при его упрощении.

В действительности, мы имеем дело с двумя различными процессами:

Интеллектуальная элита ставит перед собой задачу принципиального усложнения формата: от изучения Творца через Откровение к пониманию Творца через понимание творения;

Интеллектуальный "средний класс" стремится к созданию простой картины мира и простых мыслительных практик, адекватных текущей Реальности и оправдывающих формы деятельности, приносящие прибыль.

Первый процесс ведет к появлению натурфилософии, второй, собственно, является отправной точкой в создании сначала гуманизма, а затем прагматизма. С течением времени (и постепенной канонизацией нового формата) эти процессы сливаются, что приводит к вытеснению натурфилософских представлений научными. 

7. Базовые элементы научного мышления:

  • Мир существует. Он реален, познаваем, измерим;
  • Измерения перекрестно проверяемы и воспроизводимы;
  • Критерием истины является практика в форме эксперимента, измерения, наблюдения, опыта реальной жизни, т.е. прагматического успеха;
  • Этические нормы заданы самим существованием Человека, как разумного существа (либо, Человечества, как системы). Они не требуют отсылки к Откровению.

8. Научное мышление может существовать в следующих онтологиях:

  • Натурфилософия (онтология Бога);
  • Классическая естественная наука (атеизм, материалистическая философия)
  • Современная естественная наука (агностистицизм или же гностицизм);
  • Классическая гуманитарная наука (гуманизм, пантеизм);
  • Современная гуманитарная наука (язычество, суеверия);
  • Экономическая и юридическая наука (прагматизм);
  • Медицина (гуманизм);
  • Локальные дисциплины (онтология отсутствует вообще).

Физика с меньшим, а математика с большим основанием настаивают на герметичности своей онтологии: онтологией физики является физика. 

9. Основы физической онтологии:

  • Измеримость
  • Адекватность человеческих представлений для описания физических процессов
  • Адекватность математического описания физических процессов
  • Однородность и изотропность пространство. Бесструктурность пространства
  • Однородность времени. Стрела времени. Бесструктурность времени
  • Принцип относительности
  • Принцип калибровочной инвариантности
  • Законы сохранения
  • Законы термодинамики
  • Принцип неопределенности 

Некоторая часть этих принципов сегодня нарушена, некоторые прицнипы взаимно противоречивы, но система, как целое, работает. 

10. Кризис переусложненного научного формата. 

11. Кризис "цивилизации Книги" и возникновение "цивилизации Медиа".

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2018 Русский архипелаг. Все права защищены.