"Любимая дочь Церкви"
Как и почему появился гуманизм? Можно ли его считать формой реформационной работы и каковы перспективы его дальнейшего развития?
ТЕЗИСЫ К ВЫСТУПЛЕНИЮ
1. Соединение формальной логики Аристотеля и Откровения привело к созданию схоластического формата мышления. Важным свойством этого формата является право человека на получение образования.
К Высокому Средневековью складывается "цивилизация Книги", для которой характерно умение читать сложные тексты (или, по крайней мере, воспринимать их на слух), а также умение делать выводы.
"Цивилизация Книги" при наличии даже самой примитивной системы образования с неизбежностью приводит к интеллектуальному расслоению и возникновению интеллектуального "среднего класса".
2. Кризис переусложненности формата мышления возникает именно в интеллектуальном "среднем классе": элита в состоянии работать с форматом рефлексивно, а нижний слой не нуждается в мышлении вообще.
3. Именно интеллектуальный "средний класс", как правило, экономически и политически активен.
4. Кризис формата мышления проявляется для "среднего класса" следующим образом:
- Теряется стройность, замкнутость и согласованность картины мира;
- Теряется связь мышления, знания и реальной практики;
- Теряется этическое содержание мышления;
- Возникает уверенность в политической и экономической ангажированности мышления.
Необходимо иметь в виду, что схоластическое мышление тяготеет к созданию ошибочных конструкций, настаивающих на существовании в практике тех связей, которые могут быть абстрактно промыслены: "Семь металлов создал свет…"
Любое мышление в стадии кризиса переусложненности настаивает на необходимости и реальности абстрактно промысленного.
5. В этих условиях возникает социальный заказ на изменение формата, прежде всего, через упрощение – "расчистку" формата от интеллектуальных деривативов, абстрактных конструкций, ссылок на себя.
6. Именно высокая связность схоластического формата привела к необходимости отказа от ссылки на Откровение при его упрощении.
В действительности, мы имеем дело с двумя различными процессами:
Интеллектуальная элита ставит перед собой задачу принципиального усложнения формата: от изучения Творца через Откровение к пониманию Творца через понимание творения;
Интеллектуальный "средний класс" стремится к созданию простой картины мира и простых мыслительных практик, адекватных текущей Реальности и оправдывающих формы деятельности, приносящие прибыль.
Первый процесс ведет к появлению натурфилософии, второй, собственно, является отправной точкой в создании сначала гуманизма, а затем прагматизма. С течением времени (и постепенной канонизацией нового формата) эти процессы сливаются, что приводит к вытеснению натурфилософских представлений научными.
7. Базовые элементы научного мышления:
- Мир существует. Он реален, познаваем, измерим;
- Измерения перекрестно проверяемы и воспроизводимы;
- Критерием истины является практика в форме эксперимента, измерения, наблюдения, опыта реальной жизни, т.е. прагматического успеха;
- Этические нормы заданы самим существованием Человека, как разумного существа (либо, Человечества, как системы). Они не требуют отсылки к Откровению.
8. Научное мышление может существовать в следующих онтологиях:
- Натурфилософия (онтология Бога);
- Классическая естественная наука (атеизм, материалистическая философия)
- Современная естественная наука (агностистицизм или же гностицизм);
- Классическая гуманитарная наука (гуманизм, пантеизм);
- Современная гуманитарная наука (язычество, суеверия);
- Экономическая и юридическая наука (прагматизм);
- Медицина (гуманизм);
- Локальные дисциплины (онтология отсутствует вообще).
Физика с меньшим, а математика с большим основанием настаивают на герметичности своей онтологии: онтологией физики является физика.
9. Основы физической онтологии:
- Измеримость
- Адекватность человеческих представлений для описания физических процессов
- Адекватность математического описания физических процессов
- Однородность и изотропность пространство. Бесструктурность пространства
- Однородность времени. Стрела времени. Бесструктурность времени
- Принцип относительности
- Принцип калибровочной инвариантности
- Законы сохранения
- Законы термодинамики
- Принцип неопределенности
Некоторая часть этих принципов сегодня нарушена, некоторые прицнипы взаимно противоречивы, но система, как целое, работает.
10. Кризис переусложненного научного формата.
11. Кризис "цивилизации Книги" и возникновение "цивилизации Медиа".
|