Вслушивание в веру

Приглашаю вас вслед за мною вслушаться во все обертоны рожденного в лоне русского языка слова ВЕРА

Поделюсь моим опытом вслушивания в важные слова, дабы напомнить, каким богатством наделен наш язык. Занимаясь археологией языка, можно многое понять и, обретя новые смыслы, встать на ноги. Поэтому я приглашаю вас вслед за мною вслушаться во все обертоны рожденного в лоне русского языка слова ВЕРА.

0. Что есть вера? На это ответить придется не единожды. Разберем веру как доверие, как уверенность, как проверяемость, как верность, как достоверность, как вверение себя, ведущее к послушанию любви.

1. Вера как доверие — в смысле расположенность, открытость, распахнутость, наивность и даже кротость. Без этого буквально детского чувства нет веры. Скептицизм "взрослого" высушивает почву веры и нещадно выжигает ее нежную зелень, доверие — дает ей рост. На это указывает Иисус, призывая нас ради стяжения Царства Небесного быть, как дети (Мф. 18:3). Важно понимать, что здесь сказано не про детский ум, но про веру неискушенного дитя. Призыв ясен: "Доверься!".

2. Вера как уверенность. Уверенность в обетованном с такой силой, что осуществится ожидаемое, даже будучи невозможным; что узрится невидимое, даже будучи не по силам, но осуществится и узрится, ибо ты не дрогнул и остался уверенным в невозможном. Апостол Павел так про это и говорит: "Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом" (Евр.11:1). И если не дрогнул, тогда и только тогда случается по слову Иисуса: "Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет" (Мф. 17:20). Недоверие радостному обетованию Христа "и ничего не будет невозможного для вас" (Мф. 17:20) говорит только об одном: у тебя, брат, попросту нет веры. Это очень сложно принять раз и навсегда и полностью: "ничего не будет невозможного". Но начинать лучше с признания своего бессилия. Вот и по мнению В. Соловьева вера означает "признание чего-либо истинным с такою решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств". Такая вера — суть квинтэссенция чистой воли. Это, в частности, значит: "Идя, иди! Говоря, говори! Служа, служи! Живя, живи!". Свободно и с силой пророка являй задуманное, найденное, промоленное, порученное свыше. Никогда не сдавайся! Ибо ты уже уверен в том, что еще никому не видно, но тобою ожидаемое – оно уже есть!

3. Вера как проверяемость. Без этого подросткового качества вера не вся есть. Фома не был осужден Иисусом, когда персты апостола вошли в свежие раны Воскресшего. Да, "блаженны невидевшие и уверовавшие", но вера через узревание также признана: "Ты поверил, потому что увидел Меня" (Ин. 20:29). Лучше требовать доказательств как Фома, чем молча отходить с сомнением на сердце, — оно разъест и то малое, что есть. Лучше требовать доказательства, чем играть в циника и насмехаться над непонятным Словом. Вера не без вслушивания. Ведь сказано: "Вера от слышания, а слышание от Слова Божия" (Рим. 10:17). Но у проверяемости есть и другая сторона: "По плодам их узнаете их", — говорит Иисус (Мф. 7:20); "Вера без дел мертва", — вторит апостол Иаков. — "Но хочешь ли знать [про это], неосновательный человек"? (Иак. 2:20). Недоведенная до дел вера — вера неосновательного человека, как говорит апостол. Ведь вера содействует делам твоим и делами вера достигает совершенства, и в этот момент ты будешь наречен "другом Божьим". А просьбы друга исполняются. Во всем. Без опыта до и опыта после вера мертва. Потому неосновательны попытки противопоставить веру и опытное знание. Они, безусловно, суть разное, но кажутся противостоящими только из лагеря научного знания, вернее, определенной парадигмы этого знания, которая, к огорчению моему, захватила умы и многих богословов. Итак, мой друг, убедись в корне и плодах своей веры! Убедись в интенциях и пресуппозициях! Убедить в святом! Убедись в вере своих отцов! Убедись так, чтобы больше никогда ни один факт не мог поколебать твоей веры, ибо вера, как и любовь, все вмещает, и потому новый опыт только раскрашивает веру лучами восходящего солнца знаний.

4. Вера как верность — в смысле преданности, постоянства. Без этого женского качества нет веры. Оставаться верным мимолетному откровению, редчайшему переживанию, легкому прикосновению, не позволять миру высмеять испытанное, не давать замылить, замутнить, опошлить. Верность покоится в чистом сердце, ведь сказано: "Действуйте в страхе Господнем, с верностью и с чистым сердцем" (2Пар. 19:9). Быть верным — значит уподобиться Отцу, ведь "милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро". Потому Иеремия, развивая мысль, утверждает: "Велика верность Твоя!" (Плач Иер. 3:22-23). Мы верности учимся у Отца, ведь "клялся Господь и не раскается" (Пс. 109:4). Мы верность черпаем от Того, Кто Сам верен: "Бог всегда верен Своему слову, даже если "все люди лжецы" (Рим. 3:4, РБО). Мы верою пробиваем для себя благодать верности Божьей, которая нас и оправдывает, то есть вводит в правду и праведность, что значит введение нас в субботу, в отдых Творца. Автор послания к евреям предупреждает: "Невозможно однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия" (Евр. 6:4-6). Невозможно! Когда ты вновь распинаешь в себе Христа, тебя уже невозможно обновлять покаянием. Поэтому верность должна быть совершенной! Льюис указывал на веру, как на форму сохранения пережитого и понятого ранее. Нам милостью Божьею время от времени или лишь однажды дается пережить нечто ценное. Мы получаем определенный опыт Встречи. Но нередко мы это сокровище личного откровения расплескиваем, и оно выцветает в житейских заботах. Верность этому противостоит. Вслушаемся в слова Бальтазара: "Христианин, не играй в усталого неверующего, который уже ничего не видит, — тебе подарены очи веры... Прояви свободу утверждать, когда тебе предлагают отрицать!" Вот пример призыва верности! Утверждать однажды тебе открытое, даже когда все вокруг тебя, все общество, власть, ее закон, великий авторитет (не чета тебе, малому и немощному) предлагают, настаивают, требуют от этого отречься или мягче — изменить точку зрения. Они тебя уговаривают отказаться от имеющегося как от "глупости", как от "устаревшего представления", как от "никому ненужного хлама". Христианин, держи позицию, оставайся верным!

5. Вера как достоверность — в смысле правдивость, истинность. А достоверно лишь то, что от Истины, что с Истинной, которая для христианина есть Божественная Личность. На риторический вопрос Пилата (возможно, в сердцах брошенный) Иисус ответил молчанием, ибо Истина стояла перед прокуратором. Этимология поддерживает эту версию: вера от общего индоевропейского *wer-истина. Сергей Аверинцев заявлял: "…для меня не убедительно никакое мировоззрение, кроме веры", ибо только в ней есть основание картины мира, она и есть краеугольный камень. "Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится" (1Петр. 2:6). И именно поэтому не может быть других богов. Если нечто суть Истина, если Некто суть Истина, — она абсолютно достаточна, непреходяще достоверна, и здесь абсурден поиск другого второго!

6. Вера как вверение — в смысле полной, бескомпромиссной отдачи себя во власть Отца, Сына и Духа (про это тонко и вдохновляюще сказано у Бальтазара). Пример такого вверения даже поверх веры мы встречаем в Евангелии: "Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию!" (Мк. 9:23-24). "Сколько-нибудь" и "все возможно"! Кто хоть раз столь щедро и настолько ответственно нам обещал?! Кто хоть раз дарил такую надежду?! И какой пример мгновенного осознания открывшейся возможности: "Верую, Господи! помоги моему неверию!" Может быть, это и есть вера с горчичное зерно? Тогда вверение себя — уже начаток веры. Это значит, что всякому из нас — самому немощному, самому слабому — вера доступна всегда. А в ней доступна жизнь вечная! Зная это крепко, и тебе, и мне будет легко ввериться. И такое вверение ведет к послушанию и к самому сладкому из них — к послушанию любви. Вера в окружении любви — венец всему. Ты все нашел.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2017 Русский архипелаг. Все права защищены.