Главная ?> Повестка дня ?> Евангельская повестка ?> Третий Евангельский Собор ?> Евангельское движение: новый поворот
Межсоборное присутствие Евангельского Собора

Евангельское движение: новый поворот

Современная Церковь должна развернуться навстречу современному человеку, найти свое место в постиндустриальном городе, научиться служить в меняющемся мире

Радостная Весть в эпоху перемен

Церковь призвана жить Вечностью и при этом служить в меняющемся мире. Нам выпала честь нести Евангелие на стыке эпох, когда наша цивилизация переживает процесс радикальной трансформации. Эти перемены и пугают, и вызывают надежду. Каким будет мир завтрашнего дня? Какие идеи и принципы будут положены в его основание? И что значит быть свидетелями Иисусу Христу в это непростое время?

Ни скорость, ни масштаб изменений не должны смущать тех, кто верит в Бога, творящего "все новое" (Откр.21:5). Святой Дух, которым жива Церковь, позволяет нам не быть захваченными потоком перемен, но в этом меняющемся мире показывать путь к Богу тем, кто запутался и утратил ориентиры, давать надежное основание для людей, потерявших опору, свидетельствовать о вечных ценностях там, где все относительно. Мы призваны не следовать за изменениями, но, определив их характер, положить христианское основание формирующейся на наших глазах реальности. Это и значит быть Его светом и Его солью в современном и, что еще важнее, — в будущем мире. Потому на Первом Евангельском (I Наро-Фоминском) соборе был поставлен вопрос об оправдании будущего как подлинно христианской повестке дня.

Радостная Весть о Царстве Божьем вечна. Но формы ее представления в мире – вербальная, музыкальная, архитектурная, управленческая – могут и должны меняться. Повторение прошлых, пусть даже очень удачных, моделей в новых условиях неизбежно искажает смысл послания. Церковь призвана жить в процессе постоянной реформации: возвращения к основаниям, чтобы сделать следующий шаг. Таково принципиальное требование к Церкви, сформулированное Вторым Евангельским (II Наро-Фоминским) собором.

Третий Собор должен сделать следующий шаг в этом направлении. Реформация может быть только практической. Накануне Третьего Собора мы молимся о том, чтобы Святой Дух помог нам увидеть как вызовы, так и новые возможности, которые Он открывает для нашего служения в это время. Мы видим, что Бог побуждает современную Церковь:

  • Развернуться навстречу современному человеку
  • Найти свое место в постиндустриальном городе
  • Научиться служить в меняющемся мире

1. Развернуться навстречу современному человеку

Современный человек не думает о грехе, но постоянно борется с депрессией и стрессом. Он не жаждет спасения, но ищет самореализации. Для него не существует одной абсолютной Истины, есть лишь разные точки зрения. Он верит в сверхъестественное, но избегает глубокого посвящения. Что будет Радостной Вестью для таких людей? Проповедь Христа привлекала множество людей, потому что Он отвечал на их самые насущные вопросы. Каким было бы служение Иисуса, если бы Он действовал не на просторах Галилеи и Иудеи, а в джунглях современного мегаполиса?

Бог близок к этим людям. Он неравнодушен к их нуждам, мечтам, страданиям. Он являет Себя как на церковных собраниях, так и в современных офисах, торговых центрах и забитых автомобилями магистралях. Воплощение Христа – не только историческое событие, но откровение о сердце Бога, устремленного к людям и желающего обитать среди них (Ин.1:14). С какими словами Он сегодня обращается к современному человеку? Что Он делает в его жизни? От того, как мы ответим на эти вопросы, зависит, сможем ли мы принести Евангелие нашим современникам.

Современный человек стремится к свободе и не желает подчинять себя какой-либо структуре. Он привык регулярно менять работу и партнеров – и ему трудно понять, почему он должен "принадлежать церкви". Свойственное ему недоверие к любой иерархии и "организованной религии" усиливают сопротивление. А наши конфессиональные разногласия и непонятные формы церковной жизни делают этот барьер почти непреодолимым. В результате все больше наших современников придерживаются позиции "Богу – да, Церкви – нет!"

Каким будет ответ Церкви? Новый Завет не дает оснований считать тот или иной способ церковной организации и управления священным или неизменным. Призыв Христа идти в этот мир (Мф.28:19) подразумевает, что нам нужно найти такие формы жизни общины веры, которые будут адекватны образу жизни современного человека.

Что мы можем сделать, чтобы человек не "ходил в церковь", а жил во Христе и в Церкви среди забот, искушений и возможностей современного мира? Какое богослужение поможет ему пережить присутствие Божье и понести его дальше – туда, где он живет и трудится? Как выстроить работу церкви так, чтобы она согласовывалась с ритмом жизни жителя современного мегаполиса? Сегодня мы можем наблюдать довольно смелые эксперименты с церковными формами. Нам нужно отнестись к ним с должным вниманием – часто именно в таких экспериментах рождается будущее! Как соотносится иерархичность церковных структур и сетевой характер социальных связей? Возможно, наше время открывает возможность для подлинно соборной жизни Церкви. Что нужно сделать для полноценного служения церкви в сети интернет? Отвечая на эти вопросы, мы можем добиться, что сопричастность церкви перестанет казаться нашим современникам ненужным анахронизмом.

Современный человек – человек действия. Когда-то Реформация освятила повседневный труд как способ служения Богу, тем самым наполнив работу смыслом, более высоким, чем борьба за существование. Какой ответ мы можем дать на вопрос о смысле труда сегодня? Нам нужно преодолеть ненормальный дуализм "работы" как места зарабатывания денег и "служения" как того, что мы делаем в церкви. Вновь наполнить смыслом повседневный труд. А значит, привнести Божье присутствие в обыденность. Для этого недостаточно лишь вернуться к основам Реформации. Старые рецепты не сработают в новых условиях. Нам нужно услышать, "что Дух говорит церквям" сегодня, чтобы наши ответы имели смысл в реалиях сегодняшнего дня.

Современный человек, как правило, – житель крупного города. А потому именно города сегодня должны стать основным фокусом служения Церкви.

2. Найти место Церкви в постиндустриальном городе

Ранее христианство распространялось как преимущественно городская религия. Крупные города античности были в центре внимания миссионерской деятельности апостола Павла. Именно городским общинам адресованы письма, вошедшие в Новый Завет. Потом на долгое время фокус служения Церкви сместился в деревню. Деревенская община (приход) стала основой церковной жизни (причем не только в Украине и России). Сегодня Бог опять призывает Церковь к городской миссии. Наша цивилизация снова стала городской. В результате процесса урбанизации все больше людей сосредотачиваются в крупных городских агломерациях. Что должна сделать Церковь, чтобы принести Радостную Весть жителям постиндустриального города?

Когда-то города формировались вокруг церкви: храм был архитектурным центром города, церковная община, ???????? – его социальным стержнем, а календарь христианских праздников, в значительной степени, определял ритм городской жизни. Сегодня величественные соборы прошлого – не более чем историко-архитектурные музеи, которые свидетельствуют о славной истории, но не имеют отношения к современности. В идентичности современного горожанина его вероисповедание занимает отнюдь не первое место. А религиозные праздники, возведенные в ранг государственных, давно утратили собственно христианский смысл. Постиндустриальный город не замечает Церкви. Он живет своей жизнью – ее определяют работа офисов, мегамоллов и транспортные потоки. В этой жизни для Церкви просто не остается места: ни географически, ни в расписании городских жителей, ни в смыслах, которые образуют город.

Мы не испытываем ностальгии по "старым добрым временам". Господь призывает нас быть Его свидетелями в современном городе, и у Него есть Добрая Весть для его жителей. Бог хочет открыть Себя человеку, чья жизнь представляет собой сложное переплетение транспортных, финансовых и информационных потоков не для того, чтобы вырвать его из них, а чтобы привнести в это движение смысл и целостность. И Он снаряжает Свою Церковь всем необходимым для решения этой задачи.

Что мы можем сказать о вызовах Церкви в постиндустриальном городе?

Житель города привык к разнообразию. Возможность выбора профессии, места жительства, форм досуга и круга общения – специфически городская черта. С этой точки зрения, различия между общинами в организации, богословии, формах поклонения Богу и служения в обществе – это преимущество современной Церкви. Различные общины могут достигать Евангелием разные категории людей, отвечая на их специфические нужды. Людей отталкивает не разнообразие, а вражда между христианами. А потому требование единства при сохранении и умножении разнообразия Церкви – одно из основных для эффективного служения современным горожанам.

Житель города ценит доступность. Он привык к тому, что требуемый товар, услуга или нужная информация могут быть получены тут же, "с доставкой на дом". Церковь не оказывает услуг, не предлагает товары и не распространяет информацию. Но доступность, как важное качество Церкви, становится необходимостью нашего времени. Она должна быть везде – на рабочем месте, в мегамоллах, внутри самой деятельности, в местах отдыха, в транспорте и интернете. Церковь должна быть органично вплетена в ткань городской жизни. Речь не о "храмах шаговой доступности", а о качестве присутствия жизни Христа через нас, Его свидетелей, в социальной, политической, научной, культурной жизни города. И поиск путей такого присутствия – подлинный вызов сегодняшней Церкви.

Житель города стремится к сопричастности. Он хочет участвовать в происходящем вокруг – при сохранении автономности его личной территории. Он хочет вносить свой вклад в преображение окружающего его пространства: социального, архитектурного, информационного. И в этом совместном труде он не только меняет не только мир вокруг, но и себя самого. Вот почему соборность – одна из основных вопросов как Первого, так и Второго Евангельских соборов, –  является одним из искомых качеств современной городской церкви. Ведь именно соборная жизнь позволяет включить каждого человека, в соответствии с его дарами и призванием, в служение Богу и ближнему. А через это – достичь все более полного раскрытия образа Христа, Который являет себя одновременно и через каждого отдельного христианина, и через Церковь как Тело Христово.

Рассуждая о городской церкви, мы не можем обойти вопрос о том, какое место она должна занимать в архитектурном ландшафте современного города. "Музейный" статус храмов хоть и создает необходимое благоговейное отношение (хотя и это происходит отнюдь не всегда!), но вытесняет церковь на периферию общественной, городской жизни. Это – вопрос не только утилитарный. Храмовая архитектура – это богословие в камне. Какое богословие должны отражать наши церковные здания? Какое послание и на каком языке мы хотим донести нашим современникам? Нужно ставить вопрос о том, каким должен быть новый храм, чтобы он снова стал архитектурной доминантой современного города, центром, вокруг которого концентрируется жизнь горожан. И как можно начать реализовывать эту задачу уже сейчас, при заведомо недостаточных ресурсах.

Нести Евангелие жителю постиндустриального города – значит идти на риск служения в сложном и постоянно меняющемся мире. Каким должно быть служение Церкви в ситуации постоянных изменений?

3. Научиться служить в меняющемся мире

Меняющийся мир отказался от абсолютных неизменных ценностей. Больше нет одной Истины, есть различные точки зрения. Мы не можем отрицать факт происшедшего. И бессмысленно сожалеть о случившемся. Христос по-прежнему остается Господом и Спасителем этого мира. Нам нужно научиться в этой ситуации свидетельствовать о Царстве Божьем. Что будет Радостной Вестью для людей, которые не верят в абсолютную Истину и вечные ценности?

Меняющийся мир по-новому переосмысливает основные этические вопросы. Несправедливость, связанная с распределением материальных благ и возможностью доступа к другим ресурсам, вопросы бедности, социального расслоения и лишением людей права на достойное существование, дискриминация меньшинств, национальные конфликты – по всем этим вопросам нужна ясная и содержательная позиция Церкви, причем выраженная на современном языке с учетом существующих реалий.

Меняющийся мир – это мир "человека в пути", человеческих потоков. Мы впервые оказались в ситуации, когда представители разных мировоззрений живут рядом и вместе трудятся. Как нести радикальное Евангелие, сохраняя уважение к представителям других мировоззрений? Каково отношение Церкви к другим, прежде всего монотеистическим религиям?

В меняющемся мире стремительно меняется представление о семье и браке. Разводы, однополые союзы, отказ супругов от детей – это лишь видимая часть айсберга. Изменения затрагивают самые основы социальной жизни общества. И Церкви крайне необходим диалог с обществом по этим вопросам. Этот диалог нужен не только для того, чтобы донести миру свою позицию, но и для того, чтобы еще раз вернуться к собственным основаниям и открыть в своем служении искупляющую силу жертвы Христовой, благодаря которой каждый человек может обрести примирение с Богом и новую жизнь в Нем. Сегодня в позиции Церкви по этим проблемам слишком много легализма и морализаторства. Нам нужно вновь открыть, что именно грешники, которых отвергало религиозное общество того времени, были самыми благодарными слушателями Того, Кто пришел "не к здоровым, но к больным" (Мф.9:12-13).

В меняющемся мире происходит трансформация представлений и о самом человеке, его жизни и смерти, тайны зачатия и рождения. К остающейся актуальной проблеме аборта добавились вопросы, связанные с эвтаназией, эксперименты со стволовыми клетками и клонированием, работы в области генома человека. И пока у Церкви нет глубокой продуманной позиции по этим вопросам. Стремление защитить святость человеческой жизни необязательно должно вести к отрицанию научного поиска. Нам нужно стремиться к совместному обсуждению этих, более чем сложных, вопросов с учеными и светскими мыслителями. Тогда, возможно, христиане смогут внести свой вклад в решение общих проблем.

Способность к диалогу – одно из основных требований к Церкви, служащей в меняющемся мире. Слишком долго Церковь считала, что обладает монополией на Истину. Однако знать Того, Кто есть Истина, и претендовать на знание всей истины – это не одно и то же. Миссия сегодня – это скорее совместный поиск Истины с теми, кто придерживается других взглядов, в том числе – и готовность учиться у них. В таком совместном поиске мы сможем глубже познать Христа, Который часто является "в ином образе" (Мк.16:12), а также – открыть Его другим.

Особого внимания заслуживает вопрос о социальном служении Церкви. Христиане всегда служили тем, кто в нужде. Служение наркозависимым и заключенным,  работа по преодолению сиротства – все это, безусловно, должно оставаться одним из основных фокусов нашего служения. Однако меняющийся мир требует прояснить само понятие социального служения. На кого оно должно быть направлено? Только на социально незащищенных или нужно мыслить шире? Если шире, то как? Как социальная работа связана с основной миссией Церкви – благовестием?

Направления работы Собора

В отношении каждой из затронутых тем нами должна быть проделана работа по четырем направлениям:

  • во-первых, нам нужно увидеть, как должна измениться внутренняя жизнь Церкви, какие новые церковные формы будут адекватны новым задачам и условиям нашего служения, какие изменения должны произойти в способе организации и управления общинами;
  • во-вторых, мы постараемся по-новому взглянуть на внешнюю активность Церкви и открыть для себя иные, более эффективные способы взаимодействия с современным миром и служения ему;
  • в-третьих, необходимо проделать работу по формированию нового богословия от лица Церкви, чтобы дать ответ на вызовы сегодняшнего и завтрашнего дня с позиций христианского мировоззрения на современном языке;
  • наконец, в основании всей нашей работы должно лежать духовное, молитвенное предстояние перед Богом каждого лично, и всех вместе как участников Собора, а значит – представителей Церкви Христовой; и в этом предстоянии нужно ответить на вопрос о том, как я могу сегодня, перед лицом этих вызовов, быть христианином, и как мы вместе можем быть Церковью – общиной веры?

Сознавая масштаб этих вызовов, мы молимся о Божьей мудрости и водительстве Духа Святого для всех участников Собора. Мы знаем, что не в наших силах ответить даже на часть этих вопросов. Но мы верим, что "действующей в нас силой Он может сделать несравненно больше того, о чем мы просим и о чем помышляем" (Эф.3:20). В этой уверенности мы и приступаем к работе.

Да поможет нам Бог!

Май 2012 года

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.