Приобретение гражданства в странах СНГ и Балтии (обзор законодательства)

Приложение 3 к докладу "Политика иммиграции и натурализации в России: состояние дел и направления развития"

Приобретение гражданства в странах СНГ

В соответствии со ст.15 Всеобщей декларации прав человека и ст.16, 24 Международного пакта о гражданских и политических правах большинство государств-участников Содружества закрепили в своих Конституциях право на гражданство и его гарантии.

Так право каждого человека на гражданство и невозможность его принудительного/произвольного изъятия или изменения заложено в Конституции Российской Федерации (ст. 6), Конституции Азербайджанской Республики (ст. 60, 61), Конституции Республики Беларусь (ст. 10), Конституции Грузии (ст.13), Конституции Республики Казахстан (ст. 10), Конституции Кыргызской Республики (ст. 13), Конституции Республики Молдова (ст. 17), Конституции Туркменистана (ст. 7), Конституции Украины (ст. 25).

Дальнейшее развитие эти нормы Конституций получают в Законах о гражданстве, принятых в начале 90-х годов. Со временем государства Содружества внесли изменения в законы о гражданстве, а некоторые, учитывая накопленный опыт, приняли новые законы:

  • Закон «О гражданстве РСФСР» был принят 28 ноября 1991 г. Поправки вносились в 1993 и 1995 гг. 31 мая 2002 г. принята новая редакция Закона «О гражданстве Российской Федерации», изменения и дополнения вносились 11 ноября 2003 г.
  • Закон Азербайджанской Республики от 6 октября 1993 года, 30 сентября 1998 г. «О гражданстве Азербайджанской Республики»;
  • Закон Республики Армения от 8 ноября 1995 г. «О гражданстве Республики Армения»; 
  • Закон Республики Беларусь от 8 октября 1991 г. с изменениями и дополнениями от 5 июня 1993 года, 8 сентября1995 г., 3 марта 1999 года, 22 июня 1998 г., 28 июня 2002 г. «О гражданстве Республики Беларусь»; 
  • Закон Республики Грузия от 25 марта 1993 года с изменениями и дополнениями от 24 июня 1993 г. «О гражданстве Грузии»;
  • Закон Республики Казахстан от 20 декабря 1991 г. с изменениями и дополнениями от 3 октября 1995 года «О гражданстве Республики Казахстан». Новый Закон о гражданстве принят 17 мая 2002 г.
  • Закон Кыргызской Республики от 8 декабря 1993 г. «О гражданстве Кыргызской Республики»;
  • Закон Республики Молдова от 5 июня 1991 года с изменениями и дополнениями от 11 октября 1996 г. «О гражданстве Республики Молдова». 2 июня 2000 г. принята новая редакция Закона, которая была уточнена и дополнена 5 июня 2003 г.
  • Конституционный закон Республики Таджикистан от 4 ноября 1995 года «О гражданстве Республики Таджикистан»;
  • Закон Туркменистана от 30 сентября 1992 г. «О гражданстве Туркменистана»;
  • Закон Республики Узбекистан от 2 июля 1992 г. «О гражданстве Республики Узбекистан»;
  • Закон Украины от 8 октября 1991 г.с изменениями и дополнениями от 14 июля и 14 октября 1994, 16 апреля 1997 года, 23 марта 2000 г. «О гражданстве Украины». 26 февраля 2001 г. принята новая редакция закона. Поправки в закон приняты 9 июля 2005 г.

Законы о гражданстве содержат различные определения самого понятия гражданства, закрепляя его как:

  • политико-правовую связь (Казахстан, Кыргызия, Узбекистан, Азербайджан, Молдова),
  • политическую и правовую связь, а также взаимные права и обязанности (Азербайджан),
  • правовую связь (РФ, Таджикистан, Украина),
  • принадлежность лица к государству (Беларусь, Туркменистан),
  • политико-правовой союз лица с государством (Грузия).

Общим для всех законов является выражение совокупности взаимных прав и обязанностей граждан. И во всех законах при определении права на гражданство действуют как «принцип крови», так и «принцип почвы». Наиболее ярко можно увидеть это в законодательстве Азербайджана.

Закон Азербайджанской Республики «О гражданстве Азербайджанской Республики»

Глава первая. Общие положения

Статья 1. Право на гражданство

В соответствии со статьей 52 Конституции Азербайджанской Республики лицо, принадлежащее Азербайджанскому государству, имеющее с ним политическую и правовую связь, а также взаимные права и обязанности, является гражданином Азербайджанской Республики. Лицо, родившееся на территории Азербайджанской Республики или от граждан Азербайджанской Республики, является гражданином Азербайджанской Республики. Лицо, одним из родителей которого является гражданин Азербайджанской Республики, является гражданином Азербайджанской Республики.

Способы получения гражданства

Способы приобретения гражданства в странах СНГ в основном идентичны. Можно выделить наиболее характерные из них:

— в результате признания гражданства;

— по рождению (филиация);

— в порядке регистрации гражданства;

— в результате приема в гражданство;

— в результате восстановления в гражданстве;

— путем выбора гражданства (оптация);

— по иным основаниям, предусмотренным законом о гражданстве;

— по иным основаниям, предусмотренным международным договором.

Признание

В порядке признания получают гражданство лица, постоянно проживающих на территории государства на день вступления в силу Закона о гражданстве — РФ, Беларуси, Казахстана, Таджикистана (на день принятия Конституции).

Азербайджан основным критерием при признании лица гражданином определял наличие прописки и признавал гражданами 1) лица, состоящие в гражданстве Азербайджанской Республике до дня вступления в силу настоящего закона (основание: прописка лица по месту жительства в Азербайджанской Республике до дня вступления в силу настоящего закона); 2) лица, не являющиеся гражданами Азербайджанской Республики или иного государства до 1 января 1992 года, но имеющие прописку по месту жительства в Азербайджанской Республике (эта категория лиц имела право на гражданство в случае их обращения с заявлением о приобретении гражданства Азербайджанской Республики в течение года после вступления в силу Закона).

Гражданами Кыргызской Республики признаются лица, состоящие в гражданстве не на день вступления в силу Закона, а на день принятия Декларации о государственном суверенитете Кыргызской Республики и не утратившие его на день вступления в силу Закона о гражданстве.

Закон Республики Грузия устанавливает срок постоянного проживания на территории Республики — не менее 6 лет, а срок для реализации права на отказ от гражданства Грузии устанавливается в 6 месяцев.

Другим способом провели градацию заинтересованных лиц законодатели Республики Армения: для граждан бывшей АрмССР, постоянно проживающих в Республике, существует только одно условие — это отказ от гражданства других государств, а для лиц без гражданства и граждан других республик бывшего СССР — постоянное проживание на территории Армении последние З года. Гражданами признаются и бывшие граждане АрмССР, проживающие после 21сентября 1991 г. за пределами Республики, при условии, что они не приобрели гражданства иностранного государства. А также лица, не ставшие гражданами другого государства и по происхождению являющиеся армянами[1].

Республика Туркменистан признает своими гражданами не только постоянно проживающих на ее территории граждан бывшего СССР, но и тех лиц, которые родились на территории Туркменистана, но уехали на
постоянное жительство в другую Республику бывшего СССР до вступления в силу данного Закона. Данное положение распространяется также на потомков указанных лиц по прямой нисходящей линии.

Гражданами Республики Молдова признаются лица, которые: а) до 28 июня 1940 г. проживали на современной территории Республики и их поимки, если все указанные лица на день принятия Закона проживают там же; б) проживают на территории Республики, при условии, что они или один из родителей, предков родились на территории Молдовы и не являются гражданами другого государства; в) вступили в брак с гражданами Молдовы до 23 июня 1990 г.;  г) вернулись в страну по призыву президента или правительства республики Молдова.

Филиация

Законом о гражданстве России предусмотрены несколько оснований приобретения гражданства по рождению: а) если оба родителя являются гражданами РФ, то ребенок является гражданином России независимо от места его рождения; б) если один родитель — российский гражданин, а второй — лицо без гражданства, то ребенок считается гражданином России независимо от места его рождения; в) если один родитель — гражданин РФ, а второй — иностранный гражданин, то ребенок считается гражданином при условии, что он родился на территории РФ либо если в ином случае он станет лицом без гражданства; г) ребенок, находящийся на территории России, приобретает российское гражданство, если родители его неизвестны; д) если оба родителя или единственный родитель — иностранные граждане, а ребенок родился на территории России, то он является гражданином РФ при условии, что иностранные государства не предоставляют своего гражданства; е) если оба родителя или единственный родитель — лица без гражданства, то ребенок, родившийся на территории РФ, считается российским гражданином.

Это практически полный перечень оснований получения гражданства ребенком, который в той или иной степени содержится во всех законах, однако есть и некоторые существенные отличия.

Так, Закон Азербайджана декларирует право приобретения гражданства на основании факта рождения на территории страны независимо от гражданства родителей.

По Закону Республики Казахстан гражданство детей, родители которых состоят в гражданстве Республики Казахстан, определяется в зависимости от места их проживания. Если родители постоянно проживали в Республике, то ребенок является гражданином независимо от места его рождения. В случае постоянного проживания родителей за пределами Республики, гражданство ребенка определяется письменным соглашением его родителей.

Правила филиации, установленные в законах Беларуси, Таджикистана, Узбекистана, Армении, Кыргызтана, Туркменистана — в целом повторяют уже упомянутые.

Последние (июль 2005 г.) поправки в закон Украины дополняют перечень условий, при которых ребенок— иностранец получает гражданство Украины, случаями воспитания таких детей приемными родителями, если законные родители умерли, лишены родительских прав, признаны без вести пропавшими или умершими, или недееспособными, а также если родители ребенка, разлученные с семьей, не найдены.

Закон Республики Молдова закрепляет только общие положения приобретения гражданства по рождению.

Регистрация гражданства

Эта процедура регистрации предусмотрена Законом Республики Беларусь о гражданстве.

Право на получение гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации имеют лица, которые постоянно проживали на территории республики, но выехали за ее пределы до введения в действие Закона о гражданстве. Данные лица должны иметь доказательства своей принадлежности к гражданству СССР, но не иметь в настоящем и прошлом гражданства других государств.

Так же процедура регистрации была предусмотрена Российским законом 1991 г. (в редакциях 1993 и 1995 гг.) Данной норме была посвящена
ст. 18., в которой предусматривалось 6 оснований для приобретения гражданства в порядке регистрации.

Кроме этого, в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 16 мая 1996 г. 012-п, факт нахождения гражданина бывшего СССР за пределами России в момент вступления в силу Закона о гражданстве может рассматриваться как одно из условий для приобретения гражданства РФ в порядке регистрации только в отношении лиц, которые не считаются состоявшими в российском гражданстве по рождению. В основе упрощенного порядка приобретения российского гражданства лежала социальная связь с Россией заинтересованного лица либо его родственников. В случае доказанности этой связи решение о предоставлении российского гражданства в порядке регистрации принимают органы МВД и МИД на местах без специального обращения на имя президента РФ.

В Законе, принятом в 2002 г. эта норма была исключена.

Прием в гражданство

Прием в гражданство — наиболее детально регламентированный способ приобретения гражданства. Об этом свидетельствует большое количество норм, регулирующих условия и порядок приобретения гражданства иностранными гражданами и лицами без гражданства.

Для приема в гражданство установлены требования возраста, дееспособности, постоянного проживания на территории государства и отказ от гражданства других государств.

Среди этих условий наиболее затруднительным для иностранных граждан и лиц без гражданства является длительный срок проживания. В странах Содружества установлены различные сроки: от минимального, установленного Россией — это 5 лет непрерывно со дня получения «вида на жительство» до дня обращения с заявлением, Азербайджаном, Кыргызстаном, Узбекистаном и Украиной, до максимального, установленного в законах Грузии, Казахстана, Молдовы — в 10 лет.

Наиболее минимальный набор требований предъявляет Азербайджан: «Лицо без гражданства, иностранное лицо, проживающее на территории Азербайджанской Республики в течение последних пяти лет и представившее документ о знании государственного языка Азербайджанской Республики, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, рода, образования, отношения к религии, политических и других убеждений... <…> может быть принято в гражданство Азербайджанской Республики».

Но большинство стран ставят больше дополнительных условий: 1) признание и исполнение законов государства; 2) владение государственным языком; 3) наличие законного источника существования на территории государства; 4) принесение Клятвы верности Республике.

Наличие таких условий характеризует данное основание приобретения гражданства как натурализацию, а не прием в гражданство. Как известно, натурализация — это прием в гражданство иностранного гражданина по его желанию. В мировой практике — это длительный процесс, как бы постепенное вхождение в гражданство. Для нее, как правило, требуется определенный срок проживания в стране, владение государственным языком, наличие законного источника существования.

И возможно, что для адаптации человека в новом государстве лучше использовать процесс натурализации, нежели прием в гражданство. Но с другой стороны, государство не принимает в гражданство, а проверяет: подходит, надежен ли человек, претендующий на гражданство.

Наряду с дополнительными условиями, препятствующими получению гражданства всеми желающими, существуют положения, облегчающие прием в гражданство.

По Закону Российской Федерации к ним относятся — состояние в гражданстве бывшего СССР в прошлом; усыновление ребенка, являющегося российским гражданином; наличие высоких достижений в области науки, техники и культуры, а также обладание профессией, квалификацией, представляющей интерес для России; наличие заслуг пред народами России; получение убежища на территории Российского государства; состояние в прошлом лица или одного из его родственников по прямой восходящей линии в гражданстве РФ.

Право на упрощенное приобретение гражданства Туркменистана имеют туркмены, проживающие или родившиеся в других государствах, кроме республик бывшего СССР. А также лица, которые были принудительно выселены или преследовались по политическим или религиозным мотивам. Законодатели Туркменистана не сочли возможным проявить лояльность к соотечественникам из бывшего СССР, как это сделали законодатели Армении, определившие: «армяне по происхождению, поселившиеся в Республике, будут приняты в гражданство в упрощенном порядке». Требования о сроке проживания (Закон Республики Армения), отказ от другого гражданства и наличие законного источника существования (Закон Республики Узбекистан) не распространяются на отдельные категории лиц, прямо указанных в Законах этих Республик. К ним относятся: лица, имеющие исключительные заслуги, достижения перед государством или обладающие представляющей интерес для Республики профессией или квалификацией; вступление в брак с гражданином или гражданкой Республики; лица, по происхождению принадлежащие к государству.

Восстановление в гражданстве

Эту норму содержат законы большинства государств-участников Содружества.

Восстановление в гражданстве возможно для лиц, которые состояли в гражданстве данного государства, но затем по каким-либо причинам утратили его. Законодательной практике известны многочисленные случаи восстановления в гражданстве лиц, ранее потерявших его в связи с событиями, носящими как внутренний, так и международный характер.

Согласно законодательству РФ, на восстановление российского гражданства могут претендовать, прежде всего, бывшие граждане России, которые были усыновлены иностранцами или над которыми была установлена опека или попечительство иностранных граждан. К этой же категории относятся молодые люди, гражданство которых изменилось автоматически с гражданством родителей. По достижении совершеннолетия и в течение последующих пяти лет они могут восстановить российское гражданство. Восстановление в гражданстве указанной категории лицо осуществляется по их инициативе в порядке регистрации, то есть в упрощенном порядке.

Не все суверенные государства предусмотрели восстановление в гражданстве в упрощенном порядке. В законах республик Узбекистан, Таджикистан, Казахстан и Кыргызия предусмотрено, что восстановление в гражданстве происходит без какого-либо облегчения с соблюдением порядка приема в гражданство.

Закон о гражданстве Туркменистана предусматривает восстановление в гражданстве для лиц, подавших ходатайство и проживающих на территории Республики или имеющих намерение там поселиться. Для этих лиц сохраняется требование знания государственного языка Туркменистана, соблюдения и уважения Конституции.

В законе Республики Беларусь используется иная формулировка — сохранение права на приобретение гражданства Республики Беларусь. Данное право сохраняется за лицами, которые постоянно проживали на территории Республики, но были принудительно выселены с территории или выехали за ее пределы до введения в действие закона о гражданстве, а также за их потомками. А также за этническими белорусами и их детьми. Гражданство таким лицам предоставляется при наличии знания государственного языка и соблюдении Конституции и законов Беларуси.

Оптация

Оптация или выбор гражданства возможна, когда какая-то территория переходит под юрисдикцию другого государства.

Российский закон о гражданстве предусматривает оптацию при изменении государственной границы РФ. В этом случае лица, проживающие на территории, изменившей государственную принадлежность, имеют право на выбор гражданства в порядке и в сроки, определяемые международным договором.

Выбор гражданства предусмотрен также в законе Республики Молдова. Оптацию должны пройти все лица, не являющиеся гражданами Молдовы, которые до принятия Декларации о суверенитете Республики Молдова
(23 июня 1990 г.) имели постоянное место жительства и работы в Республике. Таким образом, граждане Республики оказались разделены на две категории: граждане по рождению и граждане, прибывшие из других республик СССР. Последние и должны пройти процедуру оптации.

Законы о гражданстве других стран-участников Содружества не предусматривают нормы об оптации.

Иные основания

Закон Республики Молдова содержит такое основание приобретения гражданства как репатриация. За лицами, высланными из Республики или покинувшими ее территорию, начиная с 1940 г., а также за их детьми и внуками, сохраняется право на гражданство Молдовы. За другими выходцами из Республики признается гражданство Молдовы, если они переезжают в Молдову на постоянное жительство.

Законодательства других стран подобной нормы не содержат.

Международные соглашения

В упрощенном порядке получить гражданство возможно на основе межправительственных соглашений. 20 января 1995 г. было принято «Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в Республику Казахстан, и гражданами Республики Казахстан, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию».

С 26 февраля 1999 г. действует «Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства».

Попытка ввести упрощенный порядок получения гражданства на всей территории СНГ успеха не имела. «Конвенция об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами государств-участников Содружества Независимых Государств» (Москва, 19 января 1996 г.) так и не вступила в силу.

Приобретение гражданства в государствах Балтии

Эстония

Закон о гражданстве был принят в 1995 г. и отличается особой значимостью и жесткой регламентацией таких вопросов, как «легальный доход», «знание языка», «знание истории и Конституции страны».

Согласно закону, все население Эстонии делится на две группы. К первой относятся те лица, которые имели эстонское гражданство до 1940 г., а также их потомки. Остальные считаются иностранцами, постоянно проживающими на территории страны.

По закону, ходатайствовать о приеме в гражданство может любой. Стоимость получения гражданства для одного заявителя — $20 000[2].

В настоящее время в Эстонии проживает около 170 тыс. лиц без гражданства — обладатели так называемого «серого» паспорта, которые в силу жестких языковых требований не могут получить эстонское гражданство.

Латвия

После восстановления независимости в 1991 г. гражданство было немедленно предоставлено только тем лицам, которые были гражданами независимой Латвийской республики в 1940 г., и их прямым потомкам. После провозглашения независимости статус приблизительно 670 тысяч человек, большей частью этнических русских, изменился: вместо граждан Советского Союза они стали негражданами, проживающими в Латвии.

Закон о гражданстве Латвийской республики был принят 22 июля 1994 г.
В 1998 г. были приняты поправки к Закону, которые отменяли общий порядок натурализации и предоставляли гражданство детям, родившимся в Латвии после 21 августа 1991 г.

Общие правила натурализации предусматривают: (1) постоянное место жительства в Латвии не менее 5 лет, (2) знание латышского языка, (3) наличие легального источника дохода[3].

Закон также обязывает лиц, подающих заявки на гражданство, отказаться от прежнего нелатвийского гражданства, знать Конституцию и историю Латвии и принести присягу на верность стране.

Не имеют права на получение гражданства лица, родившиеся за пределами Латвии и прибывшие для проживания в республику после 17 июня 1940 г. — то есть все, кто приехал в республику жить в советское время. Так же причиной отказа в приеме в гражданство служит участие в ряде политических партий после 13 января 1991 г. (например, КПСС, Организация ветеранов войны и труда и т.п.), работа в органах КГБ СССР.

Литва

Закон о гражданстве Литвы был принят 3 ноября 1989 г. за несколько месяцев до провозглашения независимости. Он явился первым законом о гражданстве, появившимся в бывших советских республиках. Был реализован «нулевой вариант», т.е. гражданами стали все, кто проживал на территории республики на момент принятия закона.

Новый «Закон о гражданстве», который был принят 5 декабря 1991 г., усложнил процедуру приема в гражданство и выделил приоритетную категорию — лица, связанные с Литвой в период с 1918 по 1940 гг. и их потомки, при условии проживания в стране и отсутствии другого гражданства.

К условиям приобретения литовского гражданства относится необходимость сдачи экзамена на знание языка. Согласно российско-литовскому Договору 1991г. для русскоязычного населения сдача экзамена не требовалась[4].

Двойное гражданство

Конституции большинства стран СНГ в принципе запрещают двойное гражданство. Исходя из соображений национальной безопасности, они не хотят видеть 30—40% своего населения гражданами другого государства (России). В настоящее время договор о двойном гражданстве Россия имеет только с Таджикистаном по «Договору между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства». (Москва, 7 сентября 1995 г.)

Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства (Ашхабад, 23 декабря 1993 г.) расторгнуто Туркменистаном в одностороннем порядке в мае 2003 г.

Молдова

Молдова — единственная страна СНГ, где нормы предоставления двойного гражданства изменились — от запрета к разрешению.

Статья 6 (по Закону 1991 года) Двойное гражданство

Гражданин Республики Молдова не может быть гражданином другого государства, кроме случаев, предусмотренных межгосударственными договорами, участником которых является Республика Молдова.

Только в интересах республики и в исключительных случаях граждане других государств могут стать и гражданами Республики Молдова специальным решением ее президента.

2 июня 2000 года в Закон о гражданстве Республики Молдова были внесены существенные изменения. Часть (1) статьи 16 излагается в следующей редакции:

(1) Лицу, состоявшему ранее в гражданстве Республики Молдова, может быть по его заявлению восстановлено данное гражданство с сохранением по его желанию иностранного гражданства.

Множественное гражданство согласно новому закону допускалось в ряде ограниченных случаев: а) в отношении детей, которые приобрели автоматически при рождении гражданство Республики Молдова и гражданство другого государства; b) в отношении лиц, являющихся гражданами Республики Молдова и одновременно обладающими гражданством другого государства, если это гражданство приобретается автоматически в результате заключения брака; c) в отношении детей — граждан Республики Молдова, которые приобрели гражданство другого государства в результате усыновления; d) если это вытекает из международных договоров, одной из сторон которых является Республика Молдова; e) если отказ от гражданства другого государства или его утрата невозможны либо их нельзя обоснованно требовать;

В июне 2003 года Молдова изменила свою Конституцию в пользу разрешения двойного гражданства. Причиной этому послужили не отношения с Румынией, поскольку обнаружилось, что жителям Молдовы, особенно в приграничных с Румынией населенных пунктах гораздо выгоднее иметь румынское гражданство.

Следствие этого явились поправки в закон, принятые в 2003 г.

Из ст. 24. : «3) Приобретение гражданином Республики Молдова гражданства другого государства не влечет утраты им гражданства Республики Молдова; 4) Гражданин Республики Молдова, обладающий гражданством другого государства, в отношениях с Республикой Молдова выступает только как ее гражданин <…>».

Гражданство непризнанных государств

Приднестровская Молдавская Республика

Вопросы гражданства отражены в Конституционном Законе «О гражданстве Приднестровской Молдавской Республики» от 25 августа 1992 г. Вторая редакция Закона была принята 23 июля 2002 г. Интересно сравнить, как менялось содержание Закона по мере укрепления государственности Республики. Далее в скобках курсивом — редакция 1992 года.

Преамбула

1.  Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

2.  Гражданство Приднестровской Молдавской Республики — неотъемлемый атрибут государственного суверенитета Приднестровской Молдавской Республики, определяющий принадлежность лица к государству, обусловливающий совокупность прав и обязанностей и их защиту со стороны Приднестровской Молдавской Республики. Настоящий Конституционный закон призван обеспечить осуществление норм и принципов международного права и Конституции Приднестровской Молдавской Республики.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Принадлежность к гражданству Приднестровской Молдавской Республики

Гражданами Приднестровской Молдавской Республики являются:

а)  граждане бывшего СССР, которые на день образования Приднестровской Молдавской Республики (2 сентября 1990 года) имели постоянное место жительства на ее территории;

б)  дети, родившиеся на территории Приднестровской Молдавской Республики, независимо от гражданства родителей;

в)  лица, состоявшие в гражданстве Приднестровской Молдавской Республики на дату вступления в силу настоящей редакции Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики “О гражданстве Приднестровской Молдавской Республики” или приобретшие гражданство в соответствии с ним.

(Гражданами Приднестровской Молдавской Республики признаются все лица, постоянно проживающие на территории ПМР на день вступления в действие настоящего Закона, если в течение шести месяцев не заявят о своем нежелании признать гражданство Приднестровской Молдавской Республики).

<…>

Статья 9. Основания приобретения и сохранения гражданства

Гражданство Приднестровской Молдавской Республики приобретается:

а)  по рождению;

б)  в результате его признания;

в)  в результате приема в гражданство;

г)  в результате восстановления в гражданстве;

д)  в порядке его регистрации.

(по рождению;

в результате приема в гражданство;

путем выбора (оптации);)

<…>

Статья 12. Прием в гражданство Приднестровской Молдавской Республики

<…>

2.  Обычным условием приема в гражданство Приднестровской Молдавской
Республики является постоянное проживание на территории Приднестровской Молдавской Республики:

а)  для иностранных граждан и лиц без гражданства — в течение 1 (одного) года непрерывно — непосредственно перед обращением;

б)  для беженцев, признаваемых таковыми законом Приднестровской Молдавской Республики, договором Приднестровской Молдавской Республики, указанный срок сокращается вдвое. Срок постоянного проживания определяется в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

3.  Обстоятельствами, облегчающими прием в гражданство Приднестровской Молдавской Республики, то есть дающими право на сокращение вплоть до снятия требований части второй настоящей статьи, является:

а)  состояние в гражданстве бывшего СССР в прошлом;

б)  усыновление ребенка, являющегося гражданином Приднестровской Молдавской Республики;

в)  заключение брака с гражданином Приднестровской Молдавской Республики;

г)  получение политического убежища на территории Приднестровской Молдавской Республики;

д)  наличие высоких достижений в области науки, техники и культуры, а также обладание профессией или квалификацией, представляющей интерес для Приднестровской Молдавской Республики;

е)  наличие заслуг перед народом Приднестровской Молдавской Республики в деле образования и защиты Приднестровской Молдавской Республики, а также в осуществлении общечеловеческих идеалов и ценностей.

(Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть по их ходатайству приняты в гражданство Приднестровской Молдавской Республики в соответствии с настоящим Законом, независимо от происхождения, национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, места жительства.

В гражданство Приднестровской Молдавской Республики может быть принято лицо по его ходатайству, если оно:

берет на себя обязательство соблюдать и уважать Конституцию и Законы Приднестровской Молдавской Республики.)

<…>

Статья 5. Двойное гражданство

1.  Гражданин Приднестровской Молдавской Республики может иметь гражданство и другого государства — двойное гражданство. Приобретение гражданином Приднестровской Молдавской Республики иного гражданства не влечет прекращения гражданства Приднестровской Молдавской Республики.

2.  Граждане Приднестровской Молдавской Республики, постоянно проживающие на ее территории и имеющие двойное гражданство, не могут быть на этом основании ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Приднестровской Молдавской Республики.

(Гражданин Приднестровской Молдавской Республики может иметь граждан-ство другого государства — двойное гражданство, если это не противоречит законодательству того государства, гражданство которого желает приобрести гражданин Приднестровской Молдавской Республики.

За гражданином Приднестровской Молдавской Республики признается его принадлежность к гражданству иностранного государства.

Иностранные граждане могут приобрести гражданство Приднестровской Молдавской Республики на основании настоящего Закона.)

Республика Абхазия

Закон о гражданстве Республики Абхазия был принят 10 декабря 1993 года.

Отметим основные статьи закона, отражающие принципы предоставления гражданства.

Из Закона «О гражданстве Республики Абхазия № 71-с (с изменениями и дополнениями от 5 января 1995 года, № 200-с, 29 ноября 2002 г., № 720-с-XIV)»:

Гражданство как устойчивая политико-правовая связь человека с государством выражается в их взаимных правах и обязанностях и составляет основу правового положения гражданина. Государство и гражданин взаимно ответственны.

Статья 11. Признание гражданства Республики Абхазия. Гражданином Республики Абхазия признается лицо, один из прародителей которого родился в Абхазии.

Статья 15. Прием в гражданство в порядке регистрации. В порядке регистрации, без соблюдения требований статьи 16 настоящего Закона, гражданство Республики Абхазия приобретают лица абхазской национальности, проживающие на территории других государств и изъявившие желание приобрести ее гражданство, а также лица, имеющие особые заслуги перед Республикой Абхазия.

Статья 7. О двойном гражданстве. Гражданин Республики Абхазия может приобрести гражданство иного государства в порядке, установленном настоящим Законом. Приобретение гражданином Республики Абхазия иного гражданства в соответствии с настоящим Законом не влечет за собой прекращение гражданства Республики Абхазия. Гражданин Республики Абхазия, имеющий также иное гражданство, рассматривается Республикой Абхазия только как гражданин Республики Абхазия, за исключением случаев, предусмотренных международным договором и иными законами Республики Абхазия.

В отличие от Приднестровья, где принятие Закона повлекло за собой формирование собственной полноценной паспортной системы, в Абхазии ограничились выдачей соответствующего вкладыша. Большинство населения Абхазии в настоящие время имеет российское гражданство.



Подготовлено О. Выхованец.

[1] Данный подход сравним с израильским. По Закону о гражданстве Израиля от 1 апреля 1952 г. всякий иммигрант, согласно Закону о возвращении на родину (1950 г.), является израильским гражданином.

[2] См. Бархатова Е. Ю. «Гражданство и регистрация: Москва, Россия, СНГ.  М.: Проспект, 2005.

[3] См. Бархатова Е. Ю. «Гражданство и регистрация: Москва, Россия, СНГ.  М.: Проспект, 2005 г.

[4] Там же.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2014 Русский архипелаг. Все права защищены.