Анализ ответов на 1 вопрос о целях миграционной политики России

Оригинал вопроса: "Сформулируйте, желательно одним предложением, основные цели миграционной политики России".

Цели миграционной политики: статистика

Количество экспертов, принявших участие в опросе — 45 (100%)

Количество экспертов, ответивших на данный вопрос — 36 (80%)

Уклонились от ответа на данный вопрос / испытывали затруднения с ответом — 9 (20%)

Примечание:

Список основных целей миграционной политики никак не ограничивался в количественном отношении: эксперты могли приводить — и приводили — любое число составляющих цели. Поэтому суммарное количество голосов, отданных за разные позиции, существенно превышает 100%.

Цели миграционной политики: обобщенный список

Мы разбили ответы экспертов на 5 групп и 13 разделов.

Группа А — вопросы (качества) управления

Управление/регулирование/контроль — эффективное управление; разграничение полномочий, разумное распределение ответственности в рамках социального партнерства; анализ, планирование, контроль; должное государственное регулирование; отлаженные механизмы иммиграционного контроля — /7/

Селекция — формирование четко дифференцированной политики; выделение приоритетных категорий; создание политико-правового механизма, мотивирующего въезд желательных и препятствующего въезду нежелательных категорий; умение «отделять мух от котлет» — /8/

Группа Б — вопросы социально-экономического развития (экономической целесообразности)

Развитие [использование миграционных процессов как позитивного фактора устойчивого социально-экономического развития России] — социально-экономическое; устойчивое; ускоренное; поступательное [развитие]; стратегия социально-экономического развития; устойчивый экономический рост — /14/

Рынок труда [= сохранение/восполнение трудового потенциала] — насыщение рынка труда; рациональное распределение/перераспределение трудовых ресурсов; обеспечение необходимого количества рабочей силы по отраслям экономики и регионам; привлечение экономически активного населения — /9/

Экономическая безопасность /1/

Группа В — вопросы геополитики (в т.ч. пространственного развития)

Национальная безопасность — обеспечение стабильности как внутри страны, так и на ее внешних границах — /4/

Демографический потенциал [кто-то говорит о нем в контексте безопасности, кто-то в контексте развития, многие — безотносительно к чему-либо] — восполнение дефицита демографического потенциала страны при укреплении безопасности; компенсация (частичная или полная) за счет мигрантов демографических потерь; поддержание демографического баланса — /9/

Перераспределение/размещение демографических ресурсов — межрегиональное перераспределение; оптимизация внутренних миграционных процессов; рациональное размещение населения по территории страны, в частности, изменение вектора внутренней миграции в сторону Дальнего Востока и Севера — /4/

Группа Г — вопросы геокультуры

Этнокультурная (этноконфессиональная) безопасность / стабильность [некоторые эксперты оперировали исключительно лозунгами — «сохранить Россию для русских и россиян»; «сохранить русский народ и Россию как самое могучее…»] — максимально организованное переселение на историческую родину соотечественников; сохранение титульных народов [РФ] — /4/

Привлечение/переселение [приоритетных категорий мигрантов; прежде всего «своих», соотечественников, из стран СНГ и Балтии] — максимально возможное привлечение; переселение на историческую родину соотечественников в целях защиты их интересов; скорейшее привлечение и обустройство… прежде всего, носителей ментальности и культуры российских народов — /8/

Интеграция [мигрантов в российское общество] — безболезненная интеграция; интеграция в принимающее сообщество — /3/

Группа Д — вопросы правосознания

Правовые обязательства государства — выполнение государством международных обязательств в отношении приема вынужденных мигрантов; реализация конституционных прав граждан на свободу передвижения — /2/

Нелегальная миграция — выявление незаконных мигрантов; законное пребывание и своевременный выезд по окончании регистрации; жесточайшая борьба, но в цивилизованных и правовых рамках, с нелегальной миграцией — /3/

* * *

Примечание:

1. При разнесении ответов мы различали перераспределение демографических ресурсов в целях национальной (геополитической) безопасности и перераспределение трудовых ресурсов в целях оптимизации рынка труда (экономической целесообразности).

2. Ответ одного из экспертов — «Мигранты не обуза, а благо для России» — мы идентифицировали как необходимость привлечения их в страну (в силу того, что преумножение блага, как показал Платон, является целью всякой политики).

* * *

Следовательно:

А.Статистика по разделам (в порядке убывания):

Развитие [использование миграционных процессов как позитивного фактора устойчивого социально-экономического развития России]

14

Демографический потенциал [демографическая безопасность; развитие демографического потенциала]

9

Рынок труда [сохранение/восполнение трудового потенциала]

9

Привлечение/переселение [приоритетных категорий мигрантов; прежде всего соотечественников, из стран СНГ и Балтии]

8

Селекция [поступающего в страну потока]

8

Управление/регулирование/контроль

7

Национальная безопасность

4

Перераспределение/размещение демографических ресурсов

4

Этнокультурная (этноконфессиональная) безопасность/стабильность

4

Интеграция [мигрантов в российское общество]

3

Нелегальная миграция

3

Правовые обязательства государства

2

Экономическая безопасность

1

Б.Статистика по группам (в порядке убывания):

Вопросы развития и экономической целесообразности — 24

Вопросы геополитики — 17

Вопросы (качества) управления — 15

Вопросы геокультуры — 15

Вопросы правосознания — 5

Цели миграционной политики: первичный анализ

24 эксперта (67%), ответившие на первый вопрос, в той или иной форме указали, что основной целью миграционной политики должна стать поддержка процессов развития. Другими словами, большинство экспертов высказались за использование миграционных процессов как позитивного фактора социально-экономического развития России.

В отношении процесса развития эксперты применяли различные эпитеты: устойчивого, ускоренного, поступательного. Один из экспертов указал на стратегический характер такого развития. Еще один выделил именно экономическую (а не демографическую, национальную или этнокультурную) безопасность.

Девять экспертов, четверть из принявших участие, защитили необходимость сохранения и восполнения трудового потенциала, подразумевая под этим насыщение рынка труда, рациональное распределение/перераспределение трудовых ресурсов, обеспечение необходимого количества рабой силы по отраслям экономики и регионам, привлечение экономически активного населения.

Другими словами, две трети экспертов указали на то, что миграционная политика должна способствовать решению народнохозяйственных проблем России, в т.ч. развитию рыночных отношений, сохранению эластичности рынка труда и росту благосостояния населения, с опорой на долгосрочную стратегию ее экономического и социального развития.

Чуть меньше половины — 17 экспертов (47%) указали на вопросы, которые можно смело объединить понятием геополитики. Из них девять, ровно четверть, обратили пристальное внимание на демографический потенциал страны и ее регионов, указав на насущную необходимость (в целях сохранения контроля над огромной территорией) восполнения демографических потерь. Четверо указали на вопросы национальной безопасности и столько же на вопросы перераспределения демографических ресурсов, оптимизации внутренних миграционных процессов и задачу рационального размещения населения по территории страны. Один эксперт подчеркнул необходимость изменения вектора внутренней миграции в сторону Дальнего Востока и Севера.

15 ответов (42%) — так или иначе — нами отнесены к вопросу (качества) управления. Эксперты дружно обратили внимание на необходимость более эффективного управления в данной сфере ответственности государства. Особо был подчеркнут такой аспект управления как разграничение полномочий и предметов ведения — разумное распределение ответственности в рамках социального партнерства, а также подчеркнута слабая отлаженность механизмов иммиграционного контроля.

Причем отрадно, что целых восемь экспертов (22%) выделили проблему селективной миграции — формирования четко дифференцированной политики (им-)миграции; выделения приоритетных категорий; создания политико-правового механизма, мотивирующего въезд желательных и препятствующего въезду нежелательных категорий; или как образно выразился один из экспертов: «речь идет о том, чтобы, наконец, научиться отделять мух от котлет» (видимо не обратив особого внимания на пикантную неоднозначность образа «котлеты» применительно к образу «мигранта»).

Очевидно, что вопросы рационального перераспределения/размещения населения по территории страны, отнесенные нами к вопросу национальной безопасности (геополитики), и вопросы нелегальной миграции, отнесенные нами к вопросам правосознания, могут быть также (как и вопросы селекции входящего потока) отнесены к проблемам управления. В таком случае в 22 ответах экспертов (61%) вопросы управления/регулирования/контроля так или иначе оказались в центре внимания.

Столько же — 15 ответов (42%) мы отнесли к вопросам геокультуры. Из них восемь экспертов (22%) выступили за привлечение приоритетных категорий, подчеркнув важность активной работы с геокультурной периферией, рассматривая ее как источник, в первую очередь, культурно-«своих», а уже потом трудовых ресурсов. По одному эксперту высказались за «максимально возможное», «максимально организованное», «рациональное» и «скорейшее» привлечение и обустройство тех, кого один из экспертов назвал «носителей ментальности и культуры российских народов».

Четыре эксперта (11%) указали такую цель миграционной политики, как поддержание в России и регионах этнокультурной (этноконфессиональной) безопасности/стабильности и сохранение титульных народов, населяющих территорию Российской Федерации.

Некоторые эксперты в определении целей миграционной политики ограничились весьма патетическими лозунгами, например: «Сохранить русский народ и Россию как самое могучее государство в мире», «Сохранить Россию для русских и россиян», «Мигранты не обуза, а благо для России». Два первых высказывания мы отнесли к этнокультурной безопасности.

Обращает на себя внимание, что цели «Сохранить русский народ и Россию как самое могучее государство в мире» и «Сохранить Россию для русских и россиян» выдвинули представители общественных организаций, а отнюдь не власти, причем организации не патриотические (и тем более не националистические), а переселенческие.

На удивление слабо эксперты оказались обеспокоены интеграцией мигрантов в российское общество — лишь 3 эксперта (8%) указали, что миграционная политика должна преследовать и такую цель.

Еще менее волнуют экспертов реализация конституционных прав граждан на свободу передвижения — 1 голос; выполнение Россией международных обязательств в отношении беженцев — столько же. Итого только 2 эксперта обратили внимание на правовые обязательства государства перед мигрантами.

Немногим больше (3 эксперта) указали в целях различного рода проблемы нелегальной миграции. Причем только один из них употребил в отношении нелегальной миграции эпитет негативного характера — «жесточайшая борьба».

Некоторые выводы

Ни один из экспертов не высказался против (им-)миграции как таковой. Никто не сказал, что целью миграционной политики является снижение уровня мобильности или недопущения в страну новых/потенциальных граждан (мол, «нам хватает и своих» или «мы с демографическим кризисом справимся и своими силами»).

Оказался подорван распространенный миф о том, что большинство представителей российской власти в своих рассуждениях о миграции склоняются исключительно к репрессивному механизму контроля и сдерживания, а под миграционной политикой понимают различного рода механизмы борьбы с нелегальной миграцией.

Зато подтвердился известный вывод о том, что вопросы права наших людей, кем бы они ни были, интересуют в последнюю очередь. Примечательно, что большинство представителей общественных организаций, борющихся за права переселенцев, правовые аргументы не задействовали.

Чего явно недоставало. Никто не отнесся к вопросам (им-)миграции как к тому, что может способствовать или напротив мешать формированию новой политической нации («россиян»); таким образом, проблема натурализации оказалась не затронутой вовсе (и это не полностью можно было бы отнести к факту различения иммиграционной, интеграционной и натурализационной политик). 

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2017 Русский архипелаг. Все права защищены.