Анализ ответов на 3-4 вопросы о путях (механизмах и способах) решения проблем миграционной политики РФ)

Оригинал вопроса:

“3. Обоснуйте свой выбор «Очень важных» и «Важных» проблем.

4. Предложите пути решения выбранных «Очень важных» и «Важных» проблем.”

Мы рассматриваем п.3 и п.4 вместе, так как меньше половины экспертов четко разделили в своих ответах причины выбора и пути решения.

Ответ на 3 и 4 вопросы является по существу расшифровкой второго вопроса, где эксперт ранжировал проблемы по степени важности. Однако если на 2 вопрос ответили 44 эксперта из 45-ти, принявших участие в опросе, то высказались более подробно и предложили конкретные пути решения проблем, к сожалению, только 28 человек (62%). Среди ответивших: представители властных структур — 9 чел., представители НПО — 8 чел., представители научного сообщества — 11 чел.

При анализе ответов мы разбили совокупность предлагаемых решений на группы (по аналогии с обработкой ответов на первый вопрос), что позволяет соотнести их как с заявленными целями, так и с выделенными приоритетами миграционной политики.

Группа А — вопросы (качества) управления /52/

-        общие вопросы управления /16/:

  • необходимость учитывать при решении проблем в области миграционной политики экономическое развитие и демографическую политику /7/
  • необходимость выработки стратегии миграционной политики /6/
  • необходимость учета, использования опыта других стран, международное сотрудничество /2/
  • активизация общественно-политической дискуссии по ключевым вопросам миграции, толерантности, прав мигрантов /1/

-        вопросы контроля /6/:

  • необходимость обустройства границ, усиление иммиграционного контроля /4/
  • усиление контроля над переводом мигрантами денег за пределы РФ /1/
  • улучшение контроля над исполнением законов /1/

-        кадровая политика /1/:

  • пересмотр кадрового состава государственных чиновников, отвечающих за миграцию в России /1/

-        институциональная политика /17/:

  • создание специализированного учреждения, координирующего научную деятельность по проблемам миграции /межведомственного института управления миграцией /6/
  • необходимость более тесного сотрудничества между ФМС и НПО, межведомственное взаимодействие /5/
  • необходимость вывода ФМС из структуры МВД /3/
  • необходимость существенной перестройки и совершенствования деятельности общества и гос. учреждений в области воздействия на миграцию /2/
  • создание общественной неправительственной организации, объединяющей работодателей, привлекающих и использующих иностранную рабочую силу /1/

-        селекция /9/:

  • необходимость селективной миграции /7/
  • необходимость проведения дифференцированной миграционной политики /2/

-        информационное обеспечение /3/:

  • необходимость научно-информационного обеспечения органов управления в т.ч. статистическими данными /3/

Группа Б — вопросы социально-экономического развития /6/

-        рынок труда /6/:

  • ужесточение санкций за найм нелегальной рабочей силы, контроль рынка труда /5/
  • увеличение числа жителей за счет миграции для восполнения недостатка рабочей силы /1/

Группа В — вопросы (принятие программ) приема /обустройства /интеграции /5/

Группа Г — вопросы права и правосознания /22/

  • необходимость совершенствования законодательства /7/
  • проведение «гражданской амнистии» /6/
  • упрощение механизма регистрации, легализации, получения разрешения на работу /6/
  • распространение трудового и других видов законодательства на мигрантов /2/
  • улучшение информированности мигрантов о миграционном законодательстве /1/

Статистика по группам (в порядке убывания):

Вопросы (качества) управления — 52

Вопросы права и правосознания — 22

Вопросы социально-экономического развития — 6

Вопросы (принятие программ) приема /обустройства /интеграции — 5

 

Первичный анализ и некоторые выводы

[В скобках указано количество предложений. Сразу заметим, что в части ответов преобладали не конкретные предложения, а описание ситуации в стране, последствия отсутствия решений выбранных проблем либо расширенное их толкование; во многих случаях эксперты лишь указывали на то, что вопрос необходимо решать, без пояснений, что именно для этого нужно делать.]

1. Больше всего предложений (52) относятся к проблеме управления.

Один из основных вопросов управления — какие институты должны заниматься миграционной политикой, как они должны взаимодействовать между собой, а также кадровый вопрос. В таблице приоритетов эти вопросы занимают последние строчки. О том, что проблема действительно существует, говорит вхождение вопроса кадрового обеспечения в десятку приоритетных проблем, выделенных представителями власти. А подтверждение этому мы находим в ответах на вопрос 4: по количеству предложений разделы «институциональная политика» и «кадровая политика» занимают первое место. 18 предложений так или иначе связаны с общей организацией пространства принятия решений (какие институты должны заниматься миграционными вопросами и как они должны взаимодействовать между собой) и кадровым обеспечением. Четверть экспертов предлагает создать специализированное учреждение, координирующее деятельность в сфере миграции, причем это предложение исходит от всех групп экспертов (власть, НПО, наука). Т.е. проблема реально осознается, как только встает вопрос «с чего начинать?»

Из разделов группы А на втором месте — общие вопросы управления (16). Самым важным в этом разделе эксперты считают необходимость увязывания миграционных проблем с проблемами в сфере экономики и демографии. Только в 6-ти ответах содержалось прямое указание на необходимость выработки стратегии, однако это говорит лишь о том, что, поместив эту проблему на первое место (при ранжировании проблем), эксперты детализировали предложенные шаги для ее решения.

Если вернуться к вопросу 1, в котором эксперты определяли цели миграционной политики России, то окажется, что достичь цели использования миграционных процессов как позитивного фактора устойчивого социально-экономического развития (1 место) возможно лишь через принятие внятной стратегии развития, которую можно реализовать, во-первых, только через ряд управленческих решений, а во-вторых, в тесной связи с другими политиками государства. Это подтверждается ответами на вопросы 2 и 4 : «Неадекватность проводимой политики существующим в России демографическим и экономическим реалиям» отметили представители всех групп (второе место по количеству ответов «очень важно»), а больше всего предложений (и в основном от представителей науки) в блоке вопросов управления относятся к необходимости учета экономического развития и демографической политики при решении проблем в области миграции.

Однако при этом проблема «баланса интересов субъектов миграционной политики» находится на 8-м месте. Считают эту проблему «очень важной» или «важной» в основном представители НПО (13 из 23), но никаких решений ими не предложено.

Собственно же вопросы управления находятся в качестве целей только на 3 месте (вместе с вопросами геокультуры), что, на наш взгляд, позволяет рассматривать их скорее как подцели, без достижения которых невозможно двигаться дальше.

Треть экспертов указывает на значимость обеспечения селективной миграции и проведения дифференцированной миграционной политики. Практически нет предложений по этой проблеме от представителей науки (1 из 9).

Однако при всей важности вопросов управления, только в одном ответе — упоминание о необходимости «разработать конкретные программы действий в краткосрочной (1-3 года), среднесрочной (4-10 лет) и долгосрочной перспективе».

Большое количество предложений в сфере управления, исходящих от всех групп экспертов, показывает назревшую необходимость реформирования системы принятия управленческих решений.

2. Вопросы правосознания в перечне целей стоят на последнем месте. Только 2 эксперта обратили внимание на правовые обязательства государства перед мигрантами и 3 указали в целях различного рода проблемы нелегальной миграции. Однако предложений в этой сфере достаточно много. Группа вопросов права и правосознания занимает второе место (22) по общему числу предложений экспертов. Почти половина ответивших на вопросы 3–4 (12) так или иначе затрагивают проблему нелегальной миграции. Вызывает некоторое удивление, что всего два предложения по путям решения этой проблемы исходят от представителей власти.

Бороться с нелегальной миграцией предлагается через проведение гражданской амнистии и упрощения механизмов легализации иммигрантов. Гражданскую амнистию предлагали в основном представители НПО (5 из 6).

Предложений по вопросам законодательства достаточно, чтобы решать проблемы права — от «несовершенства законодательства» до «высокой коррумпированности норм и процедур». Исходят предложения также от всех групп экспертов. При этом, указывая на необходимость совершения шагов в сфере совершенствования законодательства, несколько экспертов достаточно подробно описали, как именно и какие законы должны совершенствоваться.

3. Большое внимание в вопросе о целях было уделено рынку труда (сохранение / восполнение трудового потенциала), благодаря чему касающиеся этой области ответы заняли 2–3 место. Однако только один из экспертов (представитель научных кругов) прямо указал на необходимость привлечения для этого мигрантов: «Выход [речь идет о сокращении рабочей силы] — в увеличении числа жителей страны и уже в ближайшее время за счет миграционной составляющей».

Остальные немногие (5) предложения, касающиеся рынка труда, сводились исключительно к карательным мерам — ужесточению санкций за найм нелегальной рабочей силы, контролю на рынке труда. Соответствующая проблема занимает 9-е место, что вполне соответствует количеству предложений.

4. Одной из характеристик миграционных процессов является мобильность населения, обеспечиваемая в первую очередь рынком жилья. В перечне проблем эта проблема была добавлена экспертом. В ответах на 4-й вопрос 2 представителя науки и власти подробно обосновали необходимость развития рынка жилья как важной составляющей миграционной политики.

5. Неожиданно мало (всего 5) предложений, касающихся процедур приема / обустройства / интеграции мигрантов, исходят от представителей всех групп экспертов. Однако проблема «Слабая развитость натурализационных и интеграционных процедур» у представителей НПО, например, занимает первое место.

6. Практически нет предложений, относящихся к вопросам геополитики — обеспечению национальной безопасности, решению демографических проблем, внутренней миграции.

7. Многие эксперты отмечали бесспорную взаимосвязь проблем, существующих ныне в (им-)миграционной сфере. Указывали они и на то, что в подобной ситуации решение одной проблемы может повлечь за собой снятие с повестки дня ряда других. С другой стороны, уход от разрешения того или иного вопроса оставляет актуальными «завязанные» на него проблемы, усугубляя их с течением времени. Вот какую логическую «цепочку» выстроил один из экспертов: «Проблема правовой незащищенности трудовых мигрантов [вопрос 2, позиция №12 в исходной таблице] перестает быть проблемой, если иммиграционный контроль становится эффективным [позиция №21] и решается задача легализации трудовых мигрантов [в рамках решения позиции №10]. Аналогично, создание центрального банка для учета иностранных граждан, находящихся на территории РФ [позиция №15] решает проблему недостоверности статистического учета иностранных граждан [позиция №6] и снижает угрозу нелегального транзита мигрантов через территорию страны [позиция №22]».

8. По проблемам, выбранным как приоритетные, и предложенным путям их решения можно определить несколько точек схождения позиций всех групп экспертов:

а) Что касается решения такой важной проблемы, как «отсутствие отлаженных механизмов легализации, депортации, амнистии» (4-е место по значимости, практически одинаковое количество голосов от всех групп), то наблюдается полное единодушие во мнении, что необходимо упрощать процедуры регистрации, устройства на работу и т.д. Эксперты видят в таком решении один из элементов борьбы с нелегальной миграцией.

б) В разделе «институциональная политика» выделяется предложение о создании специализированного учреждения, координирующего исследовательскую, научную деятельность по проблемам миграции.

в) Все группы экспертов считают важными вопросы информационного обеспечения органов управления; пути решения проблемы также предлагают представители всех трех групп.

9. В перечне проблем, предложенных для ранжирования, были указаны как общие проблемы, так и проблемы более частные, инструментальные. Результаты опроса позволили представить достаточно большую "палитру" мнений по всем аспектам миграционной политики. Сравнение приоритетов различных групп экспертов позволило наглядно показать соприкосновение интересов власти, неправительственных организаций и научных кругов. Именно эти точки являются ключевыми и наиболее важными для начала консолидации и конструктивного диалога. Предлагаемые экспертами конкретные решения складываются в мозаику, из которой кристаллизуется понимание, в чем должна состоять цель миграционной политики, и какую следует вырабатывать стратегию для ее достижения.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.