Франция. Организационное устройство миграционной политики

В настоящее время c целью длительного пребывания во Францию ежегодно приезжают около 100 тыс. граждан третьих стран. В среднем за год число лиц, получающих французское гражданство, примерно равно числу иностранцев, получающих разрешение на въезд с целью длительного пребывания

Из главы 4 книги Денисенко М.Б., Хараевой О.А., Чудиновских О.С. «Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада», Москва 2003 г.

К оглавлению главы 4 

4.13. Франция[1]

Говоря об истории Франции, мало кто вспомнит о том, что за последние 150 лет она приняла у себя иммигрантов больше, чем любая другая страна Европы. О размерах иммиграционного потока в эту страну говорит такой факт, что в 1930 г. доля иностранцев в населении Франции была выше, чем в США. Но даже в самой Франции иммиграция и ее последствия стали глубоко изучаться только в 1980-х гг.

Массовая иммиграция во Францию началась в середине XIX в. — в период бурного индустриального развития. Уже тогда обозначились два главных направления во французской иммиграционной политике: удовлетворить растущий спрос на рабочую силу и стабилизировать демографическую ситуацию, поскольку Франция раньше, чем какая-либо другая страна мира столкнулась с угрозой депопуляции. Основной приток иммигрантов шел из пограничных стран (Испании, Италия, Бельгия), а также из Польши. Подобные тенденции продолжались вплоть до начала Второй мировой войны. В то же время во Францию прибывали значительные потоки беженцев: армян, покинувших свою территорию под угрозой истребления турками; русских, бежавших от большевиков; итальянцев, испанцев и португальцев, не смирившиеся с фашистскими режимами. Многие из иммигрантов успешно интегрировались во французское общество и стали французскими гражданами.

После окончания Второй мировой войны Франция продолжала проводить открытую иммиграционную политику. В начале послевоенного периода, 2 ноября 1945 г., был принят основной закон об иммиграции — Закон о въезде и пребывании иностранных граждан в Франции, который включал в себя 9 глав и 40 статей[2]. Впоследствии в этот закон было внесено более 40 поправок. Новая волна иммиграции пришлась на 1956–1973 гг. и была связана с возрождением страны после Второй мировой войны. Сначала в страну прибывали молодые рабочие из Италии и Испании, а несколько позже — выходцы из бывших французских колоний — стран Магриба, Африки, Ближнего Востока и Азии, а также из Португалии. Экономический кризис середины 1970-х гг. сопровождался резким ростом безработицы, которому способствовал выход на рынок труда многочисленных поколений, родившихся в послевоенные годы. В итоге правительство официально объявило о прекращении приема иммигрантов, за исключением случаев предоставления политического убежища, воссоединения семей и обучения. В 1974 г. в стране были закрыты все программы по найму иностранной рабочей силы. Тогда же были введены санкции против тех работодателей, которые брали иммигрантов на работу.

В последующие годы ограничительная иммиграционная политики даже усилилась. В 1993 г., в период правления правого правительства, министр внутренних дел Шарль Паскуа сформулировал главную цель иммиграционной политики как «достижение нулевого миграционного прироста», которая позже интерпретировалась как «достижение нулевой нелегальной иммиграции». В принятом так называемом законе Паскуа, запрещалось работать иностранным студентам, обжаловать отказы о предоставлении убежища, до двух лет был увеличен период рассмотрения дел о воссоединении семей, расширены права полиции для депортации нелегальных мигрантов.

В результате проведения ограничительной иммиграционной политики приток иммигрантов в страну заметно сократился. В 1974–1982 гг. во Францию в среднем ежегодно прибывало 220 тыс. иммигрантов, в 1982–1990 гг. — 100 тыс., в 1991–1995 гг. — 90 тыс. и в 1997 г. — 81 тыс. человек, из которых 6,4 тыс. были гражданами Европейского Союза.

По данным Национального института статистики и экономических исследований, в период между 1990 и 1999 гг. географическое происхождение иностранцев стало более разнообразным. Выходцев из Европы в 1999 г. было не более 1 млн 600 тыс. человек, т.е. на 9,3% меньше, по сравнению с 1990 г. Снижение численности этой категории иммигрантов происходило на протяжении последних 25 лет. Выходцы из Европы составляли 57% иностранного населения в 1975 г., 49% — в 1990 г. и 45% — в 1999 г. В то же время увеличивался приток иммигрантов из Азии и Латинской Америки, а после падения Берлинской стены — из стран Восточной Европы и бывшего СССР. Поскольку главной составляющей иммиграции в 1990-е гг. было воссоединение семей, то среди иммигрантов преобладали женщины и дети. В то же время во Франции, как и во многих странах Европейского Союза, увеличилось число нелегальных мигрантов. Согласно переписи 1999 г., во Франции насчитывалось 3,3 млн иностранцев, доля которых составила в общей численности населения 5,6%. С 1990 по 1999 гг. численность иностранцев возросла на 3%, т.е. увеличилась в той же пропорции, что и остальное население. В целом за последнее десятилетие только за счет иммиграции численность населения Франции увеличилась примерно на 500 тыс. человек.

В 1997 г., после прихода к власти левых сил начался пересмотр прежней иммиграционной политики. Шарля Паскуа обвинили в том, что он содействовал уменьшению человеческого капитала Франции, ограничив возможности иностранных студентов и специалистов в получении работы и проживании в стране[3]. Итогом реформирования иммиграционного законодательства стало принятие закона Ж.-П. Шевенмана 11 мая 1998 г.[4], который приоткрывал двери Франции для высококвалифицированных специалистов и студентов. Одним из первых мероприятий по борьбе с нелегальной иммиграцией, об ужесточении борьбы с которой говорилось в Законе, стала амнистия 87 тыс. нелегальных иммигрантов. Поправки к закону о гражданстве, принятые в 1998 г., восстанавливали возможность предоставления гражданства на основе «принципа почвы», который был модифицирован в законе Паскуа. С 1998 г. дети, рожденные во Франции иностранными родителями, вновь автоматически, без дополнительных процедур получали французское гражданство.

В настоящее время c целью длительного пребывания во Францию ежегодно приезжают около 100 тыс. граждан третьих стран. Большая часть из них получает разрешение на проживание в связи с воссоединением с семьей близких родственников, которые являются иностранцами[5] и легально проживают во Франции. Фактически количество иностранных граждан, проживающих во Франции, из года в год остается неизменным. В среднем за год число лиц, получающих французское гражданство, примерно равно числу иностранцев, получающих разрешение на въезд с целью длительного пребывания. Разумеется, эта цифра не учитывает граждан Европейского Союза, поскольку они рассматриваются как европейские граждане, имеющие право работать и жить во Франции на тех же основаниях, что и любой французский гражданин.

Институты миграционной политики

Основными правительственными органами, которые занимаются вопросами международной миграции, являются[6]:

  • Министерство по социальным делам, труду и солидарности[7] включает в себя следующие организации и службы, занимающиеся проблемами мигрантов: ADRI, FASILD, OMI, SSAE, ASSFAM, DPM (о характере их деятельности см. ниже);
  • Министерство внутренних дел[8], включающее в себя Управление по гражданским свободам и Центральное управление пограничной полиции, которое входит в структуру Генерального управления Национальной полиции. Управление пограничной полиции осуществляет контроль миграционных потоков и борьбу с нелегальной миграцией;
  • Министерство иностранных дел[9], отстаивающее интересы французских граждан за границей и иностранных граждан во Франции. В нем разрабатывается государственная политика в сфере визового режима и передвижения иностранных граждан на территории Франции;
  • Министерство юстиции[10] включает в себя Управление по гражданским делам и печати, которое наряду с другими Министерствами разделяет ответственность по вопросам предоставления гражданства.

Остановимся более подробно на главных направлениях деятельности учреждений Министерства по социальным делам, труду и солидарности, занимающихся проблемами миграции.

Отдел международной миграции (OMI)[11] был учрежден законом от 2 ноября 1945 г. (первоначально название — Национальное иммиграционное бюро). Это государственное учреждение, относящееся к Министерству труда и солидарности, отвечает за наем иностранных рабочих. Кроме того, Отдел занимается организацией набора рабочих, в том числе и иностранцев, во Франции для дальнейшей работы за границей. ОМИ осуществляет прием иностранных граждан и их семей, а также контроль их пребывания на территории Франции и содействует их дальнейшей интеграции во французское общество.

Агентство по развитию международных культурных отношений (ADR)I[12] осуществляет сбор и распространение информации любого характера для оказания помощи и поддержки при интеграции иностранных граждан в общественную, культурную и экономическую жизнь Франции. Эта организация предоставляет информацию, разрабатывает образовательные программы и предоставляет технические средства для их реализации работникам социальных служб, муниципалитетов, добровольных ассоциаций и др. Кроме того, агентство собирает подобную информацию по миграционным процессам в других европейских странах.

Бывший Фонд социального помощи иностранным рабочим и их семьям (FAS) был преобразован в 2001 г. в Фонд содействия и поддержки, интеграции иммигрантов и борьбы с дискриминацией (FASILD)[13]. Основная деятельность Фонда направлена на интеграцию иммигрантов и членов их семей во французское общество, а также на борьбу с дискриминацией. Фонд является общественным административным учреждением, которое находится на попечении государства и насчитывает примерно 250 сотрудников, 100 из которых работают в 17 региональных представительствах. Деятельность Фонда осуществляется по девяти направлениям: 1) защита окружающей среды в месте проживания; 2) помощь иммигрантам, находящимся в местах массового проживания; 3) профессиональная интеграция и адаптация иммигрантов; 4) социальная и семейная работа; 5) интеграция детей и молодежи; 6) интеграция посредством культурной деятельности; 7) интеграция посредством распространения информационных технологий; 8) поддержка действий, направленных на интеграцию; 9) обучение иммигрантов.

Французское бюро защиты беженцев и апатридов (OFPRA)[14] является неправительственной организацией, обладающей финансовой и административной самостоятельностью. Это бюро существует в рамках Министерства иностранных дел. Организация осуществляет юридическую и административную защиту беженцев и апатридов, обеспечивает связь с другими отделами министерств, которые занимаются подобными вопросами, а также следит за выполнением международных соглашений, договоров в защиту беженцев, проживающих во Франции, В частности, бюро следит за выполнением условий Женевского соглашения от 28 июля 1951 г. (статьи 1 и 2 закона от 25 июля 1952 г. относительно права убежища, измененные законом от 11 мая 1998 г.). Кроме того, бюро рассматривает заявки предоставлении убежища, принимает или отклоняет просьбы о признании статуса беженца. В случае отклонения просьбы иммигрант может обжаловать решение OFPRA перед Комиссией по делам беженцев.

Социальная Служба помощи эмигрантам (SSAE)[15] играет важную роль в процессе приема и интеграции иммигрантов и беженцев, предоставляя им социальную специализированную помощь. Социальная служба помощи эмигрантам помогает иммигрантам и эмигрантам в трудных ситуациях, с которыми они сталкиваются в процессе своего перемещения или обустройства на новом месте. Кроме того, Служба способствует воссоединению семей, оказывает защиту женщинам и детям, мигрирующим индивидуально, помогает поддерживать связь между эмигрантом и финансовыми учреждениями.

Ассоциация социальной помощи семейным мигрантам (ASSFAM)[16] осуществляет специализированную деятельность в отношении мигрантов всех национальностей и членов их семьей. Компетентность данной ассоциации выражается в знании национальных и международных норм права, культурных и национальных особенностей различных сообществ иммигрантов. Ассоциация социальной помощи принимает лиц иностранного происхождения, которые планируют постоянно проживать во Франции и сталкиваются с многочисленными трудностями. Ассоциация проводит консультации для иммигрантов и помогает им в решении различных проблем.

Управление по вопросам народонаселения и миграции (DPM)[17] было создано в 1966 г. при Министерстве по социальным делам, труду и солидарности. Управление может осуществлять свою деятельность как самостоятельно, так и (что происходит чаще) работая совместно с другими административными и общественными учреждениями, например с такими, как Бюро международной миграции, Фонд содействия, поддержки, интеграции и борьбы с дискриминацией и др. В процессе совместной работы Управление поддерживает деятельность этих организаций в вопросах приема и интеграции иммигрантов, а также обеспечивает решение проблем, связанных с получением гражданства. Управление состоит из трех отделов: (1) отдела демографии, движения населения и международных отношений; (2) отдела приема и интеграции иностранных граждан во Франции; (3) отдела натурализации.

Регулирование иммиграционных процессов

Миграционная политика французского правительства осуществляется по трем направлениям[18]:

  • управление миграционными потоками;
  • борьба против нелегальной иммиграции;
  • интеграция иммигрантов, живущих во Франции.

Въезд во Францию может осуществляться по краткосрочной (на период до 3-х месяцев) или по долгосрочной визам (на период более 3-х месяцев)[19]. Разрешение на въезд во Францию с целью длительного пребывания (более 3-х месяцев) ограничено рядом конкретных обстоятельств. Его могут получить лица, приезжающие с целью воссоединения семьи (дети, жены, мужья), лица, получившие разрешение на работу, а также студенты. Виза для краткосрочного пребывания действительна в течение 3-х месяцев. Она разрешает передвижение по всему Шенгенскому пространству.

Иностранные граждане стран Шенгенского соглашения могут свободно въезжать и находиться во Франции в течение 3-х месяцев. По истечении этого времени они должны либо покинуть страну, либо осуществить запрос в префектуру по месту их жительства во Франции для получения разрешения на проживание или на работу.

Как уже отмечалось, политика по отношение к трудовым мигрантам из третьих стран во Франции, как и в других странах Западной Европы, с 1974 г. носила ярко выраженный ограничительный характер. До недавнего времени получение разрешения на работу представляло собой утомительную бюрократическую процедуру. Однако с принятием закона Шевенмана в 1998 г. был сделан небольшой шаг в сторону смягчения ограничений к доступу на рынок труда для некоторых категорий специалистов, а сами процедуры получения разрешений на работу стали легче.

Если гражданин государств, не входящих в число стран — участниц Шенгенского соглашения, хочет прибыть по Францию на долгий срок для реализации своих профессиональных целей, он должен получить визу, контракт и разрешение на работу. В настоящее время во Франции существуют два вида разрешений на работу. Первый — разрешение на постоянную работу — первоначально выдается сроком на 1 год, а затем может продлеваться неограниченное число раз. В 2000 г. было выдано 6 тыс. таких разрешений. Ко второму виду относятся временные разрешения на работу, которые выдаются сроком на 9 месяцев и впоследствии могут обновляться. В 2000 г. было выдано 5500 таких разрешений.

Для того чтобы нанять на работу иностранца из третьих стран, работодатель должен обратиться в Управление труда соответствующего Департамента Франции, который затем направляет запрос в Национальное агентство занятости. В ходе этих обращений работодатель должен доказать, что наем иностранного работника не ухудшит состояние рынка труда для французских граждан или для постоянно проживающих во Франции граждан других стран. Согласно новому закону, ходатайства о выдаче разрешений на работу должны рассматриваться в течение 2–3 месяцев. Серьезным основанием для отказа в прошении может стать криминальное прошлое потенциального иммигранта.

В случае принятия положительного решения разрешение на работу можно получить во французских консульствах или зарубежных представительствах Отдела по международной миграции (OMI). Однако для этого работодатель должен заплатить специальную пошлину. Другим дополнительным условием получения разрешения на работу является прохождения потенциальным иммигрантом после прибытия во Францию медицинского освидетельствования, которое организуется Отделом международной миграции. Кроме того, OMI осуществляет сбор и хранение информации о каждом иностранном рабочем. Если работодатель будет использовать работника без разрешения на работу, то за нарушение закона налагается специальный штраф, который работодатель должен будет уплатить в OMI .

Одним из главных нововведений закона Шевенмана является облегчение доступа на французский рынок труда специалистам в области информационных технологий. Для того чтобы пригласить иностранного специалиста, работодатель должен отправить ему рабочий контракт, на основе которого во французском консульстве ему будет выдана долгосрочная виза. В отличие от работников других специальностей решение о выдаче разрешения на работу специалисту в области информационных технологий принимается на местном уровне в Управлении труда любого департамента без участия Национального агентства занятости. Одним из условий предоставления разрешения является гарантия со стороны работодателя о выплате заработной платы в размере не ниже 3500 евро. Вся процедура выдачи разрешения на работу занимает примерно 1 месяц. В 2000 г. было выдано 2605 разрешений на работу специалистам в области информационных технологий, из которых 986 были временными, а 1619 — постоянными.

При наличии достаточных финансовых ресурсов и удовлетворительных жилищных условий иностранные работники могут приглашать к себе для проживания своих близких родственников. Однако это право не распространяется на тех, кто имеет временное разрешение на работу, за исключением специалистов из области информационных технологий. Следует отметить, что современное французское законодательство разрешает работать супругам иностранных работников. Иностранные рабочие также обладают правом на получение вида на жительство. Кроме того, они могут пользоваться всеми видами социальных услуг, поскольку изначально в их контракты заложены отчисления во все социальные фонды[20].

В настоящее время французское правительство проявляет повышенный интерес к вопросам международного обмена и привлечения иностранных студентов в высшие учебные заведения Франции. Так, в 1998 г. Министерство национального образования[21] и Министерство иностранных дел создали совместно Агентство по вопросам французского образования[22]. Среди основных задач этого Агентства можно отметить следующие: содействие распространению французского образования среди иностранных студентов; обеспечение студентов полной информацией о возможностях обучения во Франции; координация и представление различных видов образовательных программ за границей.

Проводимая политика позволила после 10 лет уменьшения численности иностранных студентов увеличить их число до 173 тыс. человек в 2000 г. Это составляет 10% от общего числа студентов, обучающихся во всех французских вузах. При этом большинство студентов прибыли из Африки (49,5%), 28,8% — из других европейских стран, 14,3% — из Азии, 7,1% — Америки.

Кроме того, в рамках IX-й Конференции Посольств, которая состоялась в августе 2001 г., был организован «круглый стол», посвященный проблемам приема иностранных граждан во Франции и международному образованию. На заседании «круглого стола» министрами национального образования и иностранных дел было решено разработать ряд мер по развитию международного сотрудничества в области высшего образования. Так, было предложено учредить «декларацию международной деятельности» для университетов и институтов Франции, с помощью которой данные учреждения смогут определять направления своей международной деятельности, сотрудничая при этом с Министерством образования и Министерством иностранных дел. В качестве инструмента, обеспечивающего качественную и количественную поддержку проводимой политики, было решено создать «совет по приему иностранных студентов», который должен будет разработать Устав по приему иностранных студентов. При этом активную роль в деятельности этого совета будет играть Агентство по французскому образованию. На конференции было подчеркнуто, что для увеличения численности иностранных студентов следует расширить возможности для продолжения обучения во Франции тем иностранцам, которые обучались во французских колледжах за границей. Также было решено выдавать разрешения на временную работу для некоторых категорий студентов. В ближайшее время министерства планируют провести реформу в отношении процедуры приема иностранных студентов. В первую очередь она коснется сроков рассмотрения документов и выдачи виз для студентов.

На сегодняшний день проблему иммиграции во Франции невозможно рассматривать в отрыве от общеевропейского контекста, поскольку, с одной стороны, процесс интеграции различен у иммигрантов-европейцев и иммигрантов из других государств, а с другой — политика в области иммиграции и интеграции регулируется теперь общеевропейскими договорами. В настоящее время политика предоставления убежища и приема иммигрантов приобретает общий для всех стран европейского сообщества характер. Шенгенские соглашения (1985 и 1990 гг.) уже привели к согласованию странами-участницами условий выдачи краткосрочных виз. Амстердамский договор 1997 г. (статья 73) предусматривает, что Совет Европы будет определять: (1) условия въезда и пребывания в странах ЕС (выдача странами-участницами виз и видов на жительство, в том числе и в случаях воссоединения семей) и (2) меры по борьбе с незаконной иммиграцией. В перспективе такие решения будут приниматься большинством голосов стран-участниц, которые, тем не менее, сохранят возможность самостоятельно определять собственные методы формирования гражданского общества в своих странах.

Вместе с тем каждая страна в области регулирования миграционных процессов по-прежнему во главу угла ставит свои собственные интересы. Французские предложения в области иммиграции включают в себя следующие четыре пункта[23].

1. Иммиграция должна рассматриваться как важный элемент отношений Европы со странами происхождения иммигрантов. Одним из основных приоритетов Европейского союза в области иммиграционной политики должно быть содействие экономическому развитию стран происхождения иммигрантов.

2. Европа должна проводить активную политику интеграции постоянно проживающих иностранцев, включая предоставления им широких прав в сфере получения гражданства. Те иностранцы, которые получили разрешение на въезд с целью долгосрочного пребывания, должны пользоваться теми же социальными, экономическими и политическими правами, что и граждане данной страны, кроме случаев, связанных с суверенитетом страны.

3. В области контроля миграционных потоков каждая страна должна оставаться свободной в определении своих возможностей в отношении численности и состава иммигрантов, которых она может принять. Наиболее эффективный путь управления миграционными потоками заключается в организации единой общеевропейской системы пограничного контроля и борьбы с нелегальной иммиграцией.

4. Безусловное выполнение условий Женевской конвенции по беженцам.

Беженцы

Франция по-прежнему остается страной, в которой всегда найдут убежище политические эмигранты и беженцы разных национальностей. В 1952 г. она подписала Женевскую конвенцию 1951 г., которая регламентирует предоставление политического убежища. Французская Конституция гарантирует право убежища всем гражданам третьих стран, которые опасаются преследований на родине. Человек, признанный беженцем, получает 10-летний вид на жительство. Юридический статус беженца, признанный Французским бюро защиты беженцев и апатридов (OFPRA), в приложении к Женевской конвенции от 28 июля 1951 г. распространяется на две категории лиц. К первой категории относятся все лица, отвечающие требованиям статьи 1 Женевской конвенции от 28 июля 1951 г. относительно статуса беженца. В соответствии с этой статьей беженцем может быть признано лицо, подвергающееся насилию или преследованию по расовому признаку, национальной принадлежности, вероисповеданию, языку, а также принадлежности к определенной социальной группе и политическим взглядам, вследствие которых оно вынуждено под угрозой жизни покинуть страну, в которой находится, и иммигрировать. Ко второй категории относятся все лица, преследуемые в результате своей деятельности в борьбе за свободу (согласно закону от 11 мая 1998 г., статья 29).

Число прошений о предоставлении убежища во Франции в 1980-х гг. заметно возросло — с 22 до 60 тыс. обращений в год, большая часть из которых была удовлетворена. Но в последующее десятилетие критерии, определяющие беженца, стали строже. В результате в 2000 г. доля удовлетворенных обращений сократилась с 85% до 20%, а число получивших статус беженца — до 30 тыс.

Интеграция иммигрантов во Франции

В отличие от большинства других европейских государств, одним из главных направлений деятельности французского правительства является интеграция иностранных граждан. Иммигранты всегда сохраняют приверженность своей общине и своей национальной или «этнической» культуре. Но политические и культурные традиции французского общества всегда оказывали огромное влияние на их участие в экономической и общественной жизни.

В современной мировой практике можно выделить три основные модели интеграции иностранных граждан в общественную и политическую жизнь государства[24]:

этническая (немецкая) модель, в соответствии с которой гражданская принадлежность основывается, прежде всего, на родстве («право крови»), а также на языковой, культурной и религиозной общности. По этой модели иностранные этнические общины рассматриваются, как не подлежащие ассимиляции, и проводимая политика не ставит своей задачей превратить их в граждан страны;

республиканская (французская) модель, согласно которой в основу предоставления гражданства положена идея присоединения к общественному договору («право почвы»). В этом случае все формы так называемой этнической идентификации вытесняются из сферы государственной в сферу частную, а целью политики является аккультурация, а затем и ассимиляция каждого иммигранта через школу и другие общественные институты;

поликультурная (англосаксонская) модель, которая основана на признании того факта, что всех группы в обществе обладают равными гражданскими правами на сохранение своей идентичности и культурной самобытности. Эти права могут быть закреплены в законодательных актах государства. Примерами стран, где получила развитие поликультурная модель интеграции, являются Австралия, Канада, США, Швеция.

Французские эксперты в большинстве случаев сходятся во мнении, что республиканская модель интеграции доказала свою жизнеспособность во Франции[25]: иммигранты первой волны (итальянцы, поляки, русские, бельгийцы, испанцы и т.д.) были ассимилированы, а иммигранты новой волны (португальцы, выходцы из стран Магриба) находятся в процессе социальной, культурной и политической интеграции.

Если исходить из классических критериев интеграции, то об успехах политики интеграции во Франции свидетельствуют следующие факты. Иностранным гражданам открыт широкий доступ к получению гражданства. Сегодня дети иммигрантов получают его автоматически. Во Франции распространены смешанные браки между французами и иностранцами. Согласно переписи 1999 г., из 271361 браков, заключенных в 1998 г., 9,6% были зарегистрированы между французскими гражданами и иностранцами. По утверждению социологов, при наличии сопоставимых социально-экономических и семейных условий, успеваемость у детей иммигрантов в школах по меньшей мере не хуже, чем у французских детей. Примерно 2/3 иммигрантов живут в городах с населением более 200 тыс. человек (1/3 из них проживают в регионе Иль-де-Франс). В некоторых кварталах и жилых комплексах, где живут наиболее обездоленные в социально-экономическом плане слои общества, наблюдается повышенный процент иммигрантов. Однако этнический состав различных маргинальных групп населения, проживающих в так называемых «неблагополучных» кварталах, этнически неоднороден.

Тем не менее у французской модели есть определенные недостатки. Важно отметить, что проблемы, с которыми сталкиваются иммигранты, имеют не столько этническую или расовую, сколько социально-экономическую природу. В частности, это касается получения образования: молодые иностранцы имеют меньше шансов пройти все ступени обучения (школа, колледж, лицей общего профиля, вуз), поскольку сами школы можно разделить в плане качества и направления обучения, социального состава учащихся на элитные и ординарные. Элитные школы, как правило, детям иммигрантов недоступны.

Сложным представляется вопрос об участии иммигрантов в экономической жизни и их трудоустройства. В 1999 г. насчитывалось 1 млн 970 тыс. экономически активных иностранцев, что составляло 7,8% от общей численности рабочей силы Франции. Большая часть иностранцев занята в строительстве, где они составляют 16% от всех занятых, в сфере обслуживания и сельском хозяйстве. Иммигрантам приходится сталкиваться с определенными сложностями при найме на работу, определении условий трудового соглашения и т.д. Среди иммигрантов, в особенности это касается выходцев из неевропейских стран, наблюдается высокий уровень безработицы. В 2001 г. практически каждый пятый иностранец был безработным.

В соответствии с демократическими традициями государственные органы Франции в своей деятельности не проводят никаких различий по национальному признаку. Во французском праве не существует положений, дискриминирующих иностранцев по отношению к гражданам Франции. Иностранцы пользуются такими же гражданскими, социальными и экономическими правами, как и остальные граждане страны; политические же права закреплены только за гражданами Франции. Например, в положениях о борьбе с безработицей или о профессиональном трудоустройстве иммигранты не рассматриваются как особая часть населения. Но они, в силу целого ряда объективных причин, могут быть отнесены к лицам, «поставленным в неблагоприятные условия», наряду с хроническими безработными, родителями-одиночками, инвалидами или молодыми людьми без квалификации.

Некоторые исследователи полагают, что причины трудностей, возникающих в процессе интеграции иммигрантов, носят не только экономический или социальный характер (слабая профессиональная подготовка, недостаток финансовых, социальных и прочих ресурсов), но и кроются во взаимном неприятии или несовместимости культур[26]. В связи с этим Фонд содействия, поддержки, интеграции и борьбы с дискриминацией иностранных рабочих и их семей (FASILD) ставит своей задачей способствовать социальной интеграции иммигрантов путем проведения различных акций, направленных на защиту семьи, детей и молодежи; мероприятий в области жилья (организация общежитий для иностранных рабочих), в области профессионального образования (в том числе ликвидация неграмотности) и в области занятости иммигрантов.

Получение гражданства

Получение французского гражданства осуществляется в соответствии с Кодексом о гражданстве, введенным в действие 19 октября 1945 г. (с изменениями от 1973, 1984, 1993, 1998 гг.)[27]. Он основывается как на принципе «права почвы» («jus soli»), по которому человек является французом на основании его рождения и проживания на территории Франции, даже в случае, если его родители являются иностранцами, так и на принципе «права крови» («jus sanguinis»), по которому человек является гражданином Франции вне зависимости от его места рождения и проживания, если его родители — французы.

Иностранные совершеннолетние граждане могут получить французское гражданство путем натурализации, при условии, что они проживают во Франции постоянно не менее 5 лет до дня обращения о приеме в гражданство. Достигшие совершеннолетия дети иностранных граждан могут претендовать на получение французского гражданства при условии, что они прожили в стране не менее 5 лет в интервале между возрастом 11 лет и возрастом наступления совершеннолетия. Иностранцы, заключившие брак с французским гражданином или гражданкой, могут претендовать на получения гражданства после 1 года совместной жизни.

Нелегальная миграция

Во французском законодательстве разработаны меры борьбы с нелегальной иммиграцией. Любой иностранец, находящийся на территории Франции без действительной визы или разрешения на проживание, должен покинуть страну. Полиция может задержать на 12 суток граждан третьей страны, нелегально находящихся на территории Франции. В течение этого срока должна быть организована высылка иностранца в страну происхождения при условии, что ему не грозит опасность преследований. Префекты ежегодно принимают около 100 тыс. решений о высылке граждан третьих стран. Фактически же из Франции ежегодно высылается около 20 тыс. человек, находящихся в стране нелегально. Причина заключается в том, что выполнение решений о депортациях — очень трудная задача для полицейских служб, отвечающих за иммиграцию. В большинстве случаев оказывается, что арестованные граждане третьих стран, нелегально находящиеся во Франции, уничтожили или спрятали свои паспорта. Таким образом, их личность не может быть установлена[28].

Французские власти всегда имеют право предоставить разрешение на проживание или вид на жительство любому нелегальному мигранту по причинам гуманитарного характера, даже если это решение в строгом смысле не соответствует закону. Данный принцип был подтвержден Государственным советом, который является высшей судебной инстанцией по вопросам иммиграции. Однако такие решения носят исключительный характер[29]. Кроме того, французское правительство по политическим причинам периодически проводит широкомасштабные амнистии, решая легализовать или урегулировать положение большого числа нелегальных иммигрантов. В основе регуляризации положения нелегальных мигрантов положены определенные критерии семейного и личного характера, состояние здоровья, угрозы преследования в стране происхождения и др. Французские власти рассматривали амнистии как исключительные меры, призванные на гуманитарной основе решать проблемы многочисленной группы людей. Однако иммиграционный закон 1998 г. не предусматривает проведения новых амнистий, поскольку они не решают проблему нелегальной иммиграции[30].

По общей оценке, число нелегальных иммигрантов во Франции составляет приблизительно 300 тыс. человек, прибывших, в основном, из Китая, Алжира, Марокко, Африки и бывшей Югославии. Около половины нелегальных мигрантов приехали самостоятельно. Большинство нелегальных мигрантов, обосновываются в стране с помощью своих родственников или национальных общин. Эффективность борьбы с нелегальной иммиграцией, по мнению французских властей, существенно возрастет, если одновременно с этой борьбой будут прилагаться максимальные усилия по интеграции легально проживающих граждан третьих стран.

Последние изменения в иммиграционной политике

10 апреля 2003 г. премьер-министр Жан-Пьер Раффарен и министр по социальным делам Франсуа Фийон представили в прессе программу правительства по улучшению процесса интеграции легальных иммигрантов, которая характеризуется «человечностью» в отношении легальных иммигрантов и «закрытостью» в отношении нелегальных[31]. Ядром этой новаторской программы является «контракт о приеме и интеграции». Иммигрантам, прибывающим во Францию на длительный срок или на постоянное проживание (в основном, это прибывшие в рамках воссоединения семьи или получившие статус беженца), будет предложено подписать контракт, суть которого заключается в следующем: иммигрант обязуется посещать курсы французского языка (от 200 до 500 часов) и курс «Ценности французского общества». В случае, если иммигрант успешно пройдет обучение и получит соответствующий сертификат, то правительство обязуется выдать ему вид на жительство сроком на 10 лет. В противном же случае иммигрант получает разрешение на проживание сроком на 1 год, после чего контракт может быть возобновлен только один раз. Реализация этого проекта должна была начаться в период с июля по декабрь 2003 г. в 12 департаментах Франции.

Кроме того, предполагается активизировать программу интеграции детей иммигрантов «Социальное и профессиональное развитие». Она предусматривает расширение доступа и поддержку в школах детей иммигрантов, шефство над молодежью через отделы кадров предприятий, выплату стипендий лучшим ученикам и студентам, подготовку детей иммигрантов к работе в государственных учреждениях и т.д. Наряду с этим в правительственной программе предлагается набор мер, направленных на активизацию общественной и трудовой жизни иммигрантов, а также на борьбу со всеми формами дискриминации.

Среди последних изменений в области иммиграционной политики следует отметить новый закон о предоставления убежища. Его проект был одобрен Комиссией по законам Национальной ассамблеи 28 мая 2003 г.[32] Закон предусматривает рационализацию процедур и сокращение сроков рассмотрения запроса о предоставлении убежища, их согласование с процедурами, принятыми в других странах ЕС. Проект предусматривает создание 1 января 2004 г. единого Управления, учрежденного под эгидой Французского бюро защиты беженцев и апатридов, которое будет заниматься рассмотрением и классификацией всех запросов о предоставлении убежища.

Реформа в области предоставления убежища будет сопровождаться усилением мер борьбы против нелегальной миграции. В частности, предполагается увеличить продолжительность процедуры рассмотрения дел нелегальных иммигрантов, в течение которой нелегальный иммигрант может быть задержан полицией (максимальный срок административного задержания в настоящее время составляет 12 дней), совершенствовать меры по организации депортации нелегальных иммигрантов. Правительство Франции по-прежнему ставит задачу достигнуть «нулевой нелегальной иммиграции».

Кроме того, 30 апреля 2003 г. в Национальной ассамблее был рассмотрен проект Закона об иммиграции и пребывании иностранных граждан во Франции[33]. Этот законопроект, составленный в рамках международных обязательств, направлен на улучшение национального законодательства в области въезда и пребывания выходцев из третьих стран во Франции.

Межведомственный комитет по интеграции планирует создать в начале 2004 г. французское Агентство по приему и международным миграциям (AFAMI)[34]. В Агентстве предполагается рассматривать вопросы по поводу воссоединения семей и некоторые вопросы, связанные с приемом беженцев, решение которых сейчас входят в компетенцию Отдела по международным миграциям. Кроме того, Агентству будут переданы функции приема иммигрантов и организации обучения французскому языку, которые ранее входили в компетенцию Службы помощи иммигрантам.

К оглавлению главы 4 


[1] Раздел подготовлен при участии Е. В. Фурсы.

[2] Закон о въезде и пребывания иностранных граждан в Франции http://www. legifrance. gouv.fr/texteconsolide/MBFAA.htm по состоянию на апрель 2003 г.

[3] Hamilton K., Simon P., Veniard C. The Challenge of French Diversity. Migration Policy Institute. May 2002; http://www.migrationinformation.org/

[4] Закон № 98-349 от 11 мая 1998 г. в отношении въезда, пребывания иностранных граждан в Франции и права убежища. http://admi.net/jo/19980512/ INTX9700112L. html по состоянию на март 2003 г.

[5] Во французском миграционном законодательстве иностранным гражданином является лицо, которое не имеет французского гражданства или обладает гражданством другого государства или не имеет вообще никакого гражданства (апатрид). Иммигрант определяется как лицо, родившееся за границей у иностранных граждан и приехавшее во Францию для того, чтобы обустроиться на длительное время. Иммигрант может в течение своего пребывания во Франции получить французское гражданство. См.: Глоссарий по иммиграции и интеграции, разработанный комиссией по терминологии в социальных областях http://www. ladocumentationfrancaise. fr/dossier_polpublic/immigration/glossaire.shtml по состоянию на апрель 2003 г.

[6] См.: http://www. ladocumentationfrancaise. fr/dossier_polpublic/immigration/acteurs/ polinterminist.shtmlпо состоянию на апрель 2003 г.

[7] Мinistère des affaires sociales, du travail et de la solidarité.

[8] Мinistère de l'Intérieur, de la sécurité intérieure et des libertés locales.

[9] Мinistère des Affaires étrangères.

[10] Мinistère de la Justice.

[11] Office des migrations internationales, OMI,  http://www.omi.social.fr по состоянию на апрель 2003 г.

[12] Agence pour le développement des relations interculturelles, ADRI http://www.adri. fr/docs/adri.html по состоянию на апрель 2003 г.

[13] Le Fond d'Action et de Soutien pour l’intégration et la lutte contre les discriminations, FASILD http://www.ladocumentationfrancaise.fr/dossier_polpublic/immigration/acteurs/organisme_fas.shtml по состоянию на апрель 2003 г.

[14] Office français de protection des réfugiés et apatrides, OFPRA, Глоссарий по иммиграции и интеграции, разработанный комиссией по терминологии в социальных областях, http://www.ladocumentationfrancaise.fr/dossier_polpublic/immigration/glossaire.shtml по состоянию на апрель 2003 г.

[15] Le Service Social d'Aide aux Emigrants, SSAE http://www.ladocumentationfrancaise. fr/dossier_polpublic/ immigration/acteurs/ organisme_ssae. shtml по состоянию на апрель 2003 г.

[16] L'Association Service Social Familial Migrants (ASSFAM) http://www. ladocumentationfrancaise. fr/dossier_polpublic/ immigration/acteurs/organisme_assfam.shtml по состоянию на апрель 2003 г.

[17]Direction de la population et des migrations, DPM http://www.legifrance. gouv.fr/WAspad/UnTexteDeJorf?numjo=MESG0010710A по состоянию на апрель 2003 г.

[18] Информация Посольства Франции в Америке, раздел «la France de A a Z» http://www.info-france-usa.org/fr/aaz/immigration.asp

[19]Въезд, пребывание и размещение во Франции (источник сайт – Французская документация). http://www.ladocumentationfrancaise.fr/dossier_polpublic/immigration/legislation/sommaireentreesejour.shtml

[20] McLaughlan G., Salt J. (2002). Р. 82–89.

[21] Мinistère de l’Education nationale.

[22] Agence EduFrance.

[23] Тандонне Максим. Иммиграционная политика во Франции и проблема нелегальной миграции // Иммиграционная политика западных стран: Альтернативы для России / Под ред. Г. Витковской. М., 2002. С. 211.

[24] Castles S., Miller M. The age of Migration: International Population Movement in the Modern World. New York. 1993. P. 39. Этими же авторами была выделена четвертая модель интеграции – имперская, которая была характерна для больших многонациональных империй.

[25] Информация посольства Франции в Москве, раздел «Образ жизни» http://www.ambafrance.ru/rus/looks/france_today/immigration.asp по состоянию на апрель 2003 г.

[26] Информация посольства Франции в Москве, http://www.ambafrance.ru /rus/looks/ france_today/immigration.asp по состояние на апрель 2003 г.

[27] Информация посольства Франции в Москве, раздел «Образ жизни» http://www. ambafrance.ru/rus/looks/france_today/immigration.asp по состоянию на апрель 2003 г.

[28] Тандонне Максим. Указ. соч. С. 206–207.

[29] Там же. С. 208.

[30] Там же. С. 209.

[31] Программа правительства в области интеграции (французская электронная газета) http://fr.news.yahoo.com/030410/202/3530x.html; http://fr.news.yahoo.com/ 030410 /5/35329.html

[32] Реформа права в области предоставления убежища (французская электронная газета) http://fr.news.yahoo.com/030528/85/386by.html

[33] Проект закона об иммиграции и пребывании иностранных граждан во Франции /Документ Национальной ассамблеи № 823/ http://www.assemblee-nat.fr/12/projets /pl0823.asp

[34] Agence francaise pour l’accueil et les migration internationales.

 

Источник: Институт экономики переходного периода. Научные труды № 61Р. Денисенко М.Б., Хараева О.А., Чудиновских О.С. «Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада», Москва 2003 г.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2017 Русский архипелаг. Все права защищены.