Швейцария. Организационное устройство миграционной политики

Общая численность иностранных граждан, проживающих в Швейцарии в 2002 г., составила 1486 тыс. человек, или 20,3% всего населения Швейцарии. В некоторых кантонах, например в Женеве, иммигранты в первом поколении составляют почти 30% всего населения

Из главы 4 книги Денисенко М.Б., Хараевой О.А., Чудиновских О.С. «Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада», Москва 2003 г.

К оглавлению главы 4 

4.14. Швейцария[1]

На протяжении столетий швейцарцы покидали свою страну в поисках работы и богатства в других государствах. Ситуация изменилась в начале ХХ в., когда миграционные потоки преимущественно из пограничных стран направились в Швейцарию. Уже в 1914 г. иностранцы составляли 15,4% от численности всего населения. В период между двумя мировыми войнами в Швейцарии проводилась миграционная политика «изоляционизма», основанная на идеологии «маленькая, но прекрасная»[2]. Тем не менее в этот период страна прияла значительное число беженцев из нацистской Германии.

В послевоенные годы иммиграционная политика Швейцарии была нацелена на активное привлечение иностранных рабочих при условии сведения к минимуму возможности их интеграции в общество. Политика ее привлечения была основана на принципе ротации: после окончания срока контракта иностранный рабочий должен был выехать на родину. На смену ему прибывали другие. Среди иностранных рабочих значительную часть составляли сезонные рабочие, рабочие, получившие разрешение на проживание сроком на 1 год, и маятниковые мигранты, работающие в Швейцарии, но постоянно проживавшие в приграничных странах.

Натурализоваться в Швейцарии было чрезвычайно трудно. По федеральному закону 1952 г., продолжающему действовать в настоящее время, для получения гражданства иностранец должен прожить в стране 12 лет и предоставить свидетельства своей культурной ассимиляции. Правительство пыталось контролировать общую численность иностранцев в стране, вводило квоты на выдачу разрешений на проживание. Тем не менее даже в 1970-х гг. в Швейцарии, в отличие от остальных странах Западной Европы, не был введен запрет на импорт иностранной рабочей силы. Иммиграционная политика в Швейцарии отличалась удивительной для европейских стран стабильностью[3]. Поэтому все предложения о ее модернизации в 1990-х гг. были встречены в обществе с большой настороженностью и даже враждебностью.

Общая численность иностранных граждан, проживающих в Швейцарии в 2002 г., составила 1486 тыс. человек, или 20,3% всего населения Швейцарии. В некоторых кантонах, например в Женеве, иммигранты в первом поколении составляют почти 30% всего населения. Большая часть иммигрантов, прибывающих в Швейцарию, являются выходцами из европейских стран (табл. 26).

Таблица 26
Распределение иностранных граждан, постоянно проживающих в Швейцарии, по происхождению (на конец 2002 г.)

Гражданство

%

Италия

21,3

Югославия

13,7

Португалия

9,7

Германия

8,6

Испания

5,5

Турция

5,4

Франция

4,4

Австрия

2,1

Великобритания

1,6

Другие

27,6

Источник: IMES: Immigration, Int?gration, Emigration Suisse, http://www. auslaender.ch /statistik/aktuelle_ergebnisse/staendige/ staatsangehoerigkeit/ 4a_dez 02_f. asp по состоянию на май 2003 г.

 

Основным законом, регламентирующим порядок въезда на территорию Швейцарии, является федеральный закон от 26 марта 1931 г.[4] В настоящее время правительством подготовлен проект нового закона, который был рассмотрен 8 марта 2002 г. Федеральным Советом[5]. Новый проект закона регламентирует въезд, пребывание иностранных граждан в Швейцарии, а также процедуру воссоединения семьи. Кроме того, в законе предусмотрены различные программы по стимулированию интеграции иммигрантов в общественную и политическую жизнь страны. Этот закон не распространяется на граждан стран — членов Европейского Союза (ЕС) и членов их семей, а также рабочих, нанятых работодателем, который работает или проживает в странах ЕС. На эту категорию лиц распространяется соглашение от 21 июня 1999 г. «О свободном передвижении», заключенное между Швейцарией и государствами — членами Европейского Союза. Закон об иностранцах также не распространяется на граждан стран — членов Европейской ассоциации свободной торговли (Норвегию, Исландию и Лихтенштейн), поскольку между этими странами и Швейцарией 21 июня 2001 г. было заключено соглашение о свободном передвижении.

В законе предусматривается, что все лица, которые имеют разрешение на временное проживание в Швейцарии, должны заявить о своем прибытии в компетентные органы по месту своего проживания или работы в Швейцарии. Если иностранный гражданин меняет место работы или жительства, он должен зарегистрироваться в новом кантоне или коммуне; если он покидает кантон или коммуну, он в обязательном порядке должен зарегистрировать свое выбытие.

Обсуждение всех законопроектов и контроль деятельности правительства осуществляет Федеральная Ассамблея, состоящая из двух палат — Национальный Совет и Совет Кантонов. Швейцария состоит из 26 кантонов, которые делятся на общины. Швейцарец, в первую очередь, — член общины, затем — гражданин кантона и уже потом — гражданин Швейцарии. Поэтому многие вопросы решаются сначала на уровне общины, затем кантона и Федерации.

В Швейцарии вопросами регулирования иммиграционных процессов и положения иностранных граждан, занимаются следующие организации:

  • Министерство иностранных дел;
  • Министерство внутренних дел;
  • Министерство юстиции и полиции;
  • Федеральная служба иммиграции, интеграции и эмиграции (IMES)[6];
  • Федеральный департамент по делам иностранных граждан (DFAE)[7];
  • Швейцарский совет по делам беженцев;
  • Швейцарское отделение правозащитной организации;
  • Швейцарское отделение международной организации Красного Креста.
Въезд и проживание в Швейцарии[8]

Чтобы въехать в Швейцарию, выходцы из других государств должны представить документ, признающийся в Швейцарии, или визу. Кроме того, граждане других государств должны располагать достаточными средствами для пребывания на территории Швейцарии, или же иностранный гражданин должен иметь возможность их заработать в соответствии с действующим законодательством. Швейцария не является членом Шенгенского соглашения, поэтому со швейцарской визой нельзя въехать в страны Шенгена и наоборот.

В настоящее время в Швейцарии существуют следующие виды разрешения на проживание[9]:

  • разрешение на проживание типа B, которое выдается работникам швейцарских компаний (а также членам их семей), студентам и ученикам. Разрешение выдается на срок не более 1 года и подлежит ежегодному продлению. Разрешение на проживание типа B разрешает работу в Швейцарии полный или неполный рабочий день. Неполный рабочий день (28 часов в неделю) разрешено иметь студентам или супругам работников с полным рабочим днем;
  • разрешение на постоянное проживание типа C может быть выдано после 10 лет работы (5 лет для граждан стран членов ЕС/ЕАСТ) и непрерывного (разрыв не более 6 месяцев) проживания в Швейцарии по разрешению типа B. Разрешение типа C продлевается каждые 3 года;
  • разрешение на проживание типа L предназначено для тех случаев, когда срок пребывания в Швейцарии известен заранее и не превышает одного года, например, длительные программы обучения, в том числе языковые курсы, курсы повышения квалификации и другие. По данному разрешению можно работать полный или неполный рабочий день (это оговаривается в момент подачи на разрешение), и его получить относительно проще, чем разрешение типа B;
  • разрешение типа G выдается иностранцам, проживающим вблизи границы Швейцарии;
  • разрешение типа Ci предназначено для выходцев третьих стран и выдается членам семей (супругам и детям до 21 года) чиновников межправительственных организаций и иностранных представительств в Швейцарии;
  • разрешение типа N выдается кандидатам на статус беженца на время рассмотрения их ходатайств;
  • разрешение типа S предназначено для иностранцев, которые находятся под защитой швейцарского правительства. Этот документ равноценен разрешению на временное проживание, но не позволяет пересекать границу Швейцарии и затем возвращаться обратно;
  • разрешение типа F выдается лицам, которые находятся под угрозой депортации из страны, но им разрешено временно находится в ней, так как осуществление депортации по ряду причин невозможно.
Категории иммигрантов

Основные категории иммигрантов в Швейцарии представлены в табл. 27. Трудовые иммигранты подразделяются на два класса. К первому относятся квалифицированные специалисты и бизнесмены. Эта категория иммигрантов является наиболее предпочтительной с точки зрения швейцарского иммиграционного законодательства. Во второй класс входят неквалифицированные рабочие, главным образом из Португалии, северной Испании и южной Италии, которые приезжают с целью получения высоких заработков. Посредством квот Закон ограничивает иммиграцию таких лиц в Швейцарию.

Трудоустройство в Швейцарии[10]

В Швейцарии достаточно сложно получить разрешение на проживание с целью трудоустройства. Политика привлечения иностранцев для работы в Швейцарии осуществляется по «модели трех кругов», которая была введена в 1991 г. Согласно этой модели, в первую очередь рекрутируются работники из состава граждан стран Европейского Союза. При отсутствии от них кандидатов на рабочую вакансию предпочтение отдается гражданам тех стран, которые не входят в ЕС, но издавна являются поставщиком рабочей силы в Швейцарию. В последнюю очередь (третий круг) набираются рабочие из других стран. Выходцам из стран «третьего круга» Правительство Швейцарии не оказывает никакой поддержки, за исключением высококвалифицированных специалистов. Лицам, не являющимся гражданами стран — членов ЕС, впервые разрешение на работу может быть выдано в порядке исключения, только в случае, если они обладают высокой квалификацией или при наличии особых причин.

Таблица 27
Численность иностранных граждан, прибывших
в Швейцарию в 2002 г.[11]

Цель прибытия

Численность

%

Воссоединение семьи

43209

42,4

Международные трудовые мигранты, прибывшие в соответствии с установленными квотами

25074

24,6

Международные трудовые мигранты

5797

5,7

Мигранты, не имеющие права заниматься трудовой деятельностью

3893

3,8

Получение образование

14022

13,8

Репатриация

249

0,2

Лица, получившие статус беженца

1184

1,2

Исключительные случаи

5381

5,3

Другие случаи прибытия в Швейцарию

3067

3,0

Итого

101876

100

Источник: IMES: Immigration, Int?gration, Emigration Suisse, http://www. auslaender.ch/ arbeitsmarkt/index_f.asp по состоянию на май 2003 г.

 

Посредничество при ввозе иностранной рабочей силы в Швейцарию запрещено. Запрещается также деятельность агентств по временному трудоустройству иностранцев в Швейцарии. Иностранец, работающий в Швейцарии без соответствующего разрешения, подлежит наказанию в административном и уголовном порядке.

Иностранцы, работающие более восьми дней в течение 3-х месяцев, должны получить разрешение на работу или рабочую визу вне зависимости от их гражданства. При этом неважно, оплачивается их работа на территории Швейцарии или за рубежом. Если будет установлено, что иностранец работает на территории Швейцарии, не имея при этом необходимого разрешения на работу, то к нему и к его работодателю могут быть применены санкции в виде денежного штрафа до 5 тыс. швейцарских франков. Кроме того, иностранец, работающий на территории Швейцарии без разрешения, подлежит высылке из страны с последующим запретом на въезд. Работать в Швейцарии в качестве «au pair» (проживая в семье и выполняя работу по дому в качестве платы за проживание), иностранный гражданин может не более 18 месяцев. Принимающая семья должна предоставить ему отдельную комнату и питание. Предполагается, что иностранец будет работать 30–40 часов в неделю, занимаясь уборкой дома, присмотром за детьми и т.п. Поскольку этот вид занятости рассматривается как форма получения дохода, он облагается налогами, которые взимаются при получении этого дохода. Кроме того, иностранец обязан получить разрешение на работу типа L. Количество таких разрешений весьма ограничено, поскольку каждый кантон имеет право предоставить определенное их число в течение каждого года.

Швейцария известна во всем мире высоким качеством своей образовательной системы, которая, что следует особо отметить, является достаточно открытой для иностранных учащихся. В некоторых университетах доля иностранных студентов сегодня превышает 40% и продолжает увеличиваться с каждым годом. Законодательство благоприятствует получению образования в Швейцарии для иностранных студентов.

Беженцы[12]

Политика Швейцарии в отношении предоставления убежища соответствует требованиям международных соглашений, в частности Женевской конвенции.

При определении термина «беженец» проводится четкое различие между лицами, действительно покидающими свою страну в связи с преследованиями по различным мотивам, и экономическими мигрантами. Чтобы обосновать свой запрос о предоставлении политического убежища, соискателю требуется доказать, что в стране происхождения или постоянного проживания он или она подвергались или обоснованно опасаются быть подвергнутым преследованию в связи с политическими убеждениями, национальной, расовой или религиозной принадлежностью, либо в связи с принадлежностью к определенной социальной группе. Серьезной угрозой считается риск для жизни или физического здоровья, а также опасность для психического здоровья, являющаяся следствием непереносимого давления со стороны органов власти. Определенные мотивы бегства из страны, связанные с половой принадлежностью, также принимаются во внимание. Экономические мотивы не могут служить основанием для получения политического убежища в Швейцарии.

Иностранцы, желающие получить политическое убежище в Швейцарии, могут подать заявление любому дипломатическому представителю или представителю швейцарского консульства на швейцарской границе или в любом аэропорту Швейцарии. Тем не менее почти 90% соискателей предпочитают проникнуть на территорию Швейцарии нелегально и обратиться в один из 4 приемных центров Федерального совета по делам беженцев, расположенных в Кьяссо, Базеле, Женеве и Кройцлингене, так как опасаются отказа во въезде со стороны пограничных служб. В 1998 г. на границе при въезде в Швейцарию было отказано 25,7% иностранных граждан, желавшим получить политическое убежище. Если иностранный гражданин въехал в Швейцарию нелегально, то он может отправиться в один из приемных центров и там представить свое заявление. В том случае, если его задержат на границе при попытке незаконно въехать в Швейцарию, его немедленно передадут властям соседней страны, где он сможет подать заявление о предоставлении убежища. Исключение может быть сделано лишь в том случае, если в Швейцарии на законном основании проживают его близкие родственники. Его заявление будет рассмотрено даже в том случае, если окажется невозможным определить, из какой страны он прибыл.

Процедура рассмотрения заявлений от лиц, прибывших на территорию Швейцарии нелегально, такова. В приемном центре соискателя просят предъявить официальное удостоверение личности. В прошлом многие соискатели статуса беженца прятали свои документы, поскольку это затрудняло процесс депортации в случае отказа во въезде. Со временем был принят закон, согласно которому при отсутствии документов процедура рассмотрения заявления начинается только в двух случаях: 1) если соискатель может предоставить правдоподобное объяснение причины, по которой у него отсутствуют документы, или 2) он может предоставить убедительные доказательства преследования. В результате все большее число соискателей начали предъявлять документы, удостоверяющие личность. Тем, кто все же отказывался предоставить такие документы, предлагают получить их самостоятельно или при помощи родственников, живущих на их родине.

Затем соискателя попросят более подробно рассказать о себе, сообщить о своем семейном положении, описать свой маршрут и охарактеризовать причины, побудившие его обратиться за получением убежища. У него возьмут отпечатки пальцев, чтобы проверить, не обращался ли он ранее за получением убежища в Швейцарии под другим именем. Далее документы будут отправлены в Федеральный совет по делам беженцев, который и примет решение по данному вопросу. Вся процедура займет от пяти до десяти дней, в течение которых соискатель будет жить в приемном центре. Там же он получит документ, в котором будут изложены его права и обязанности. Если на этом этапе с его стороны не будут выявлены какие-либо нарушения, то он будет направлен в один из кантонов. Там его дело и причины, побудившие обратиться за получением убежища, будут рассмотрены более подробно.

В период принятия решения соискателю будут предоставлен переводчик и оказана поддержка со стороны гуманитарных и общественных организаций. С учетом затрат на оплату жилья (в недорогих коммунальных квартирах), коммунальных расходов, приобретения средств обихода, одежды и ежедневных затрат, ежемесячное пособие составит 1200 швейцарских франков на одного человека. После кантональных слушаний заявление соискателя будет рассмотрено в Федеральном совете по делам беженцев. Именно Совет, с учетом политической ситуации в стране происхождения лица, стремящегося получить убежище, примет решение о предоставлении или отказе в предоставлении политического убежища в Швейцарии.

В случае отказа соискатель имеет право на апелляцию. В этом случае все обстоятельства его дела будут еще раз детально изучены независимой Апелляционной комиссией по вопросам предоставления политического убежища. Согласно статистическим данным, о политическом убежище просит только около 10% заявителей. Если у соискателя отсутствуют основания для подачи апелляции, или его апелляция отклоняется, он лишается права находиться на территории Швейцарии. Ему будет отведен срок (от нескольких дней до 6 месяцев) на то, чтобы добровольно покинуть Швейцарию. Если по истечении этого срока соискатель не уедет из страны, в дело вмешается полиция, которая выдворит его в принудительном порядке. Лица, нелегально проживающие на территории Швейцарии, разыскиваются в установленном законом порядке.

Воссоединение семьи[13]

Если иностранный гражданин зарегистрировал брак со швейцарцем/швейцаркой, то ему предоставляется разрешение на проживание типа B. Он также может заниматься трудовой деятельностью. Ежегодная квота на въезд иностранной рабочей силы на иностранного гражданина не распространяется. После 5 лет непрерывного проживания в Швейцарии иностранный гражданин получает разрешение на постоянное проживание типа C.

Если власти смогут доказать, что брак был заключен с целью нарушения правил въезда и проживания («брак по расчету»), то иностранный гражданин лишается права на проживание. Если въезд в Швейцарию иностранному гражданину по каким-либо причинам запрещен, то вовсе не обязательно, что этот запрет будет снят в случае заключения брака. Иммиграционная полиция принимает решения по каждому случаю в отдельности. Разрешения на временное и постоянное проживание могут быть аннулированы уже после заключения брака, если имеются достаточные основания для депортации.

Иностранный гражданин может воссоединиться в Швейцарии со своими несовершеннолетними детьми (родившимися вне брака или в прежнем браке). Для этого ему необходимо получить соответствующее разрешение иммиграционной полиции перед их въездом в Швейцарию. Усыновление детей супругом-швейцарцем возможно по прошествии двух лет совместной жизни, при условии, что ребенок проживал все это время в новой семье.

При разводе супругу-иностранцу выдается разрешение на проживание типа В. Вопрос продления вида на жительство рассматривается в индивидуальном порядке. Никаких общих правил на этот счет не предусмотрено. Иммиграционная полиция принимает решение по каждому отдельному случаю, руководствуясь следующими критериями: продолжительность пребывания в Швейцарии; личные связи в Швейцарии (в частности, есть ли дети); служебное положение; уровень интеграции и поведение. В случае, если до расторжение брака у иностранного гражданина имелось разрешение на постоянное проживание типа S, то оно может быть продлено в установленном законом порядке.

Борьба с нелегальной миграцией

Как уже отмечалось, Швейцария не входит в число стран, подписавших Шенгенское соглашение, вследствие чего проблемы нелегальной миграции ей приходится решать самостоятельно. В последнее время правительство Швейцарии рассматривает возможность подписания двухсторонних соглашений с Европейским Союзом по борьбе с нелегальной миграцией. Так, 11 июля 2002 г. состоялись переговоры между странами Шенгенского соглашения и Швейцарией. Заключение соответствующих соглашений со странами Евросоюза позволило бы Швейцарии иметь доступ к их информационным системам, что способствовало бы поддержанию безопасности в стране и борьбе против нелегальной миграции[14].

Кроме того, Швейцария уже заключила двухсторонние соглашения со своими соседями — Германией, Италией и Францией[15]. Так, например, договор с Италией направлен на сохранение и поддержание общественного порядка и безопасности, на борьбу с траффикингом и нелегальной иммиграцией. Для реализации договора определены следующие меры :

  • создание отделов полицейского и пограничного контроля на двух сопредельных территориях, расположенных в приграничных районах. Отделы должны осуществлять анализ ситуации на границе, разрабатывать стратегии защиты и контроля для всех пограничных районов Италии и Швейцарии. В их компетенцию будет также входить определение пограничных зон, на которых необходимо вести наблюдение;
  • определение учреждений, которые будут заниматься вопросами поддержания общественного порядка;
  • совместное наблюдение за пограничными территориями, использование всех законодательных и административных положений, касающихся наблюдения за общественным порядком и безопасностью, в частности, в области борьбы с нелегальной иммиграцией и траффикингом.

Кроме того, соглашение с Италией предусматривает возвращение обратно косовских беженцев, въехавших нелегально на территорию Швейцарии из Италии.

Гражданство[16]

Иностранец может получить швейцарское гражданство путем натурализации, в которой выделяют следующие формы:

  • стандартная натурализация;
  • упрощенная натурализация;
  • реинтеграция.

Предоставление гражданства путем стандартной натурализации рассматривается на трех уровнях: федеральном, на уровне кантона и общины. Для получения гражданства иностранец должен прожить непрерывно в Швейцарии 12 лет, интегрироваться в общественную и экономическую жизнь страны, соблюдать ее законы. Упрощенную натурализацию проходят супруги швейцарских граждан, а также дети, у которых один из родителей гражданин Швейцарии, а другой — иностранец. Решение о предоставлении упрощенной натурализации принимается на федеральном уровне. Программа реинтеграции предназначена для бывших граждан Швейцарии, которые по разным причинам утратили швейцарское гражданство. В табл. 28 приведена численность иностранных граждан, прошедших натурализацию с разбивкой по категориям, а также приведены данные по случаям лишения швейцарского гражданства. С 1 января 1992 г. в Швейцарии разрешено двойное гражданство.

Таблица 28
Натурализация и лишение швейцарского гражданства в 2002 г., чел.

Предыдущее гражданство (по регионам)

Всего

Натурали-зация обычная

Натурали-зация упрощенная

Реинтег-рация

Лишение швейцарс-кого гражданства

Всего

38833

27216

11400

217

9

Европа

30022

22794

7109

119

52

Африка

2169

1115

1043

11

 

Америка

2534

538

1911

85

7

Азия

4038

2750

1286

2

 

Океания

53

11

42

 

 

Апатриды

17

8

9

 

 

К оглавлению главы 4 


[1] В подготовке раздела принимала участие Е. В. Фурса.

[2] Hoffman-Novotny H.-J., Killias M. Switzerland: Remaining Swiss. In: Kubat D. (editor). The politics of Migration Policies. Settlement and Integration The First World into the 1990s. New York, 1993.

[3] Mahning H. Between Economic Demands and Popular Xenophobia: The Swiss System of Immigration Regulation. In: B?cker A., Groenedijk K., Havinga T., Minderhoud P. (eds.) Regulation of Migration. International Experiences. Amsterdam 1998.

[4] Федеральный закон от 26 марта 1931 г., касающийся пребывания и проживания иностранных граждан в Швейцарии, принятый Федеральной Ассамблеей Швейцарской Конфедерации ( Loi f?d?rale sur le s?jour et l’?tablissement des ?trangers du 26 mars 1931. http://www.admin.ch/ch/f/rs/142_20/index.html по состоянию на май 2003 г.

[5] Проект федерального закона об иностранных граждан предложенный Федеральной Ассамблеей Швейцарской Конфедерации и рассмотренный в Федеральном Совете 8 марта 2002 г. Projet de la loi f?d?rale sur les ?trangers http://www.admin.ch/ch/f/ff/2002/3604.pdf по состоянию на май 2003 г.

[6] L'Office f?d?ral de l'immigration, de l'int?gration et de l'?migration (IMES) http://www.auslaender.ch/amt/portrait/kurzportrait_f.asp

[7] D?partement f?d?ral des affaires ?trangeres http://www.eda.admin.ch/eda/f/home.html

[8] IMES: Immigration, Int?gration, Emigration Suisse, http://www. auslaender.ch/ einreise/ index_f.asp?zone=2 по состоянию на июнь 2003 г.

[9] IMES: Immigration, Int?gration, Emigration Suisse); http://www.auslaender. ch/aufenthalt/index_f.asp?submenu=1 по состоянию на май 2003 г.

[10] IMES: Immigration, Int?gration, Emigration Suisse, http://www.auslaender.ch/ arbeitsmarkt/index_f.asp по состоянию на май 2003 г.

[11] IMES: Immigration, Int?gration, Emigration Suisse, http://www.auslaender. ch/ statistik / aktuelle_ergebnisse /einwanderungsgrund/697_dez02_f.asp по состоянию на май 2003 г.

[12] Информация с сайта Switzerland.isyours.com (Швейцарское агентство, предлагающее финансовые и иммиграционные услуги для иностранных граждан) http://www.switzerland.isyours.com/r/immigratsija/programmy/ubezhische/index.html по состоянию на май 2003 г.

[13] Информация с сайта Switzerland.isyours.com (Швейцарское агентство, предлагающее финансовые и иммиграционные услуги для иностранных граждан) http://www.switzerland.isyours.com/r/immigratsija/brak/index.html по состоянию на май 2003 г.

[14] Информация федеральных властей Швейцарской Конфедерации http://www. admin.ch/cp/f/3d2f4129_1@fwsrvg.bfi.admin.ch.html по состоянию на май 2003 г.

[15] Соглашение между Швейцарской конфедерацией и республикой Италия в отношении сотрудничества между полицейскими и таможенными властями, заключенное 10 сентября 1998 г. и вступившее в силу 1 мая 2000 г.; http://www.admin. ch/ch/f/as/2001/1525.pdf по состоянию на май 2003 г.

[16] IMES: Immigration, Int?gration, Emigration Suisse, http://www. auslaender.ch/ einbuergerung /index_f.asp?submenu=1 по состоянию на май 2003 г.

 

Источник: Институт экономики переходного периода. Научные труды № 61Р. Денисенко М.Б., Хараева О.А., Чудиновских О.С. «Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада», Москва 2003 г.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.