Ирландия. Организационное устройство миграционной политики

Организационная структура миграционной политики часто критикуется за отсутствие координации между ведомствами. выход — в создании межведомственной группы для согласования деятельности заинтересованных министерств

Из главы 4 книги Денисенко М.Б., Хараевой О.А., Чудиновских О.С. «Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада», Москва 2003 г.

К оглавлению главы 4

4.4. Ирландия

Ирландия — страна с длительной историей эмиграции, память о которой сохранилась в культуре и традициях общества. В настоящее время Ирландия имеет положительное сальдо миграции. Значительную часть иммиграционного потока составляет возвратная миграция бывших ирландских эмигрантов, а также трудовая миграция граждан стран Евросоюза. В то же время увеличивается и приток мигрантов из третьих стран.

Институты иммиграционной политики

Регулирование миграционных процессов в Ирландии в настоящее время базируется на следующих основных принципах: граждане стран Европейского Союза и Европейской экономической зоны (EU/EEA) обладают правом свободного въезда, пребывания и работы на территории страны; граждане других стран являются объектом иммиграционного контроля и могут получить разрешение на временное пребывание на основании статуса беженца и по причине воссоединения семьи, разрешение на работу с целью трудоустройства и студенческую визу для учебы в Ирландии.

Целый ряд государственных структур имеет отношение к административному управлению миграционной политикой в Ирландии. Центральным ведомством, ответственным за реализацию миграционного законодательства является Министерство юстиции, в состав которого входит Отдела иммиграции и гражданства. К функциям последнего относится решение вопросов, связанных с въездом в страну иностранных граждан, их пребыванием и получением ирландского гражданства. В полномочия Министерства юстиции также входит координация международного сотрудничества в сфере миграции.

Вопросы, связанные с выдачей разрешений на трудоустройство иностранцев, курирует Министерство предпринимательства, торговли и занятости.

Министерство иностранных дел несет ответственность за оперативные аспекты иммиграционного и визового регулирования за пределами страны, а также осуществляет контроль за соблюдением гуманитарных прав личности при реализации мер иммиграционной политики страны в целом.

Национальное бюро по делам иммиграции было образованно в 2000 г. в структуре Национальной полиции. Оно уполномочено осуществлять миграционный контроль на территории страны и противодействовать нелегальной миграции и организованной торговле людьми.

Организационная структура миграционной политики в Ирландии часто критикуется за отсутствие координации между ведомствами. Вследствие чего обсуждаемые в настоящее время изменения в законодательстве и практике миграционной политики предполагают создание некой межведомственной группы для согласования деятельности заинтересованных министерств.

Законодательную базу миграционной политики в Ирландии составляют:

  • Закон об иностранцах 1935 г.;
  • Постановление о правах пребывания в Европейском Сообществе 1977 г. и 1997 г.;
  • Закон об иммиграции 1999 г.;
  • Закон о нелегальной иммиграции 2000 г.;
  • Закон о беженцах 1996 г.

Трансформация миграционной системы Ирландии последних лет определялась, главным образом, обозначившимся дефицитом высококвалифицированных специалистов в некоторых отраслях промышленности, и была направлена на некоторую либерализацию законодательных процедур в отношении рекрутирования персонала из-за границы.

Следует отметить, что в настоящее время ведется подготовка к принятию нового миграционного законодательства. Организационными составляющими этой работы являются:

  • образование межведомственной группы, включающей представителей заинтересованных министерств;
  • процесс общественных консультаций и дискуссий по поводу законопроекта;
  • изучение международного законодательства и практики в сфере регулирования иммиграции;
  • анализ накопленного опыта — деятельности Отдела иммиграции и гражданства Министерства юстиции Ирландии.
Основные категории мигрантов

Законодательство Ирландии в настоящее время не предусматривает категорию разрешений на долговременное/постоянное пребывание в стране. Разрешения на временное пребывание и разрешения на работу должны ежегодно возобновляться. Граждане стран, входящих в Европейское Экономическое Сообщество, намеревающиеся находиться в Ирландии более трех месяцев, должны зарегистрироваться в местной полиции.

Согласно законодательству страны, категорию мигрантов, которым может быть предоставлено убежище в Ирландии, составляют лица, соответствующие критериям Женевской конвенции о предоставлении статуса беженца. В случае положительного решения о предоставлении убежища беженцу выдается разрешение на пребывание в стране. Лица со статусом беженца получают право на социальное обслуживание на тех же условиях, что и граждане Ирландии.

Разрешение на пребывание с целью воссоединения семьи может быть выдано членам семей резидентов страны, к которым относятся: супруги, дети до 18 лет, а также родители и другие родственники, находящиеся в зависимости от резидента Ирландии. Члены семей резидентов страны имеют право на трудоустройство, получают доступ к услугам системы здравоохранения и образования (до 3-го уровня).

Инструментом политики в отношении трудовых мигрантов в Ирландии является процедура выдачи разрешений на работу. Разрешение выдается на срок до одного года Министерством предпринимательства, торговли и занятости по заявке работодателя, при доказанности факта отсутствия работника для занятия вакансии на внутреннем рынке труда. По истечении периода действия разрешения может быть подано прошение на его продление (после пяти лет работы очередное разрешение выписывается бессрочно). Размер пошлины при получении разрешения для работодателей составляет от 65 до 500 евро, в зависимости от продолжительности работы.

Разрешение на работу не требуется:

  • гражданам стран Европейской экономической зоны и членам их семей;
  • лицам, имеющим статус беженца;
  • студентам, получившим ученую степень, в случае, когда их работа входит в процесс обучения;
  • служащим компаний стран ЕС, не являющимся гражданами ЕС, для работы по временному контракту в Ирландии.

Весной 2000 г. в силу вступили изменения, позволяющие упростить схему найма квалифицированного персонала в трудонедостаточных отраслях, к которым относятся: информационные технологии, архитектура и строительство, медицинское обслуживание и пр. Для специалистов, чья профессия входит в данный список, введен новый механизм выдачи рабочих виз (для граждан стран с визовыми требованиями) и разрешений на работу (для граждан тех стран, которым не требуется получение въездных виз).

Рабочие визы/разрешения на работу выдаются посольством или консульством Ирландии сроком на два года по заявлению самого работника, и не привязывают мигранта к конкретному работодателю. Кроме того, законодательные изменения последних лет предусматривают упрощенный порядок трудоустройства для следующих категорий мигрантов: служащих транснациональных корпораций на период до 4-х лет; стажеров ирландских компаний на период до 3-х лет; супругов граждан Ирландии; родителей ирландских граждан; лиц, получивших временное разрешение остаться в стране по гуманитарным основаниям. Им теперь не требуется получать разрешения на работу. Спустя год трудящийся-мигрант считается «обычным резидентом» и получает доступ к медицинскому обслуживанию и выплатам системы социального страхования.

Для учебы в Ирландии гражданам стран, не входящих в Европейское Экономическое Сообщество, требуется получение студенческой визы. Необходимым условием ее выдачи является подтверждение:

  • допуска к обучению;
  • наличия медицинской страховки;
  • оплаты обучения;
  • возможности проживания в стране в период обучения на собственные средства.

Студенческие визы категории «С» выдаются для пребывания в стране с целью обучения на период до 90 дней, визы категории «D» — для пребывания свыше 90 дней. Во время прохождения обучения студенты имеют право на частичную занятость — до 20 часов в неделю — во время семестра и полную занятость во время каникул.

Нелегальная миграция

Законодательство Ирландии предусматривает широкий спектр мер, направленных на предупреждение и борьбу с нелегальной миграцией, а именно:

  • выдача ордеров на депортацию;
  • программы добровольного возвращения мигрантов в страны их выхода;
  • заключение с третьими странами договоров о реадмиссии;
  • санкции в отношении лиц, содействующих въезду в страну нелегальных мигрантов (нелимитированный штраф и/или лишение свободы на срок до 10 лет);
  • штрафные санкции в отношении транспортных компаний за перевозку нелегальных мигрантов.
Интеграция мигрантов

В настоящее время в Ирландии не проводится официально объявленной политики интеграции иностранцев. Однако существующее законодательство предусматривает меры социального обеспечения иммигрантов и содержит положения, закрепляющие принципы этнического равенства и противодействия расизму.

Гражданство

Основным документом, регламентирующим вопросы гражданства, является Закон об ирландском подданстве и гражданстве 1986 г. Согласно закону, ирландское подданство может быть получено тремя основными путями: по рождению (происхождению), через брак с гражданином республики и через натурализацию.

Предоставление ирландского гражданства по рождению основывается на так называемом «праве почвы», согласно которому ребенок, родившийся на территории Ирландии, автоматически получает гражданство страны, вне зависимости от гражданства родителей.

Ирландская юриспруденция, помимо «права почвы», признает также «право крови». Если хотя бы один из родителей — ирландский подданный, то ребенок автоматически получает гражданство Ирландии. Кроме того, гражданин любого государства имеет право на ирландское гражданство, если у него есть ирландские предки и он может это подтвердить.

Иностранцам, заключившим брак с гражданами Ирландии, предоставляется возможность получения ирландского гражданства через 3 года после заключения брака при условии совместного проживания на территории страны. При этом ирландский супруг должен иметь гражданство Ирландии не менее 3 лет.

Получение гражданства Ирландии посредством процедуры натурализации возможно при соблюдении следующих условий:

  • достижении возраста 18 лет;
  • проживании на территории Ирландии не менее 5 лет из 9 последних лет, не выезжая за пределы страны в течение последнего года перед подачей заявления на получение гражданства;
  • подтверждении своего намерения проживать в Ирландии после натурализации;
  • обладании хорошей репутацией;
  • составлении в местном суде «декларации о преданности нации и лояльности государству».

Следует отметить, что Ирландия признает за своими подданными наличие двойного гражданства.

В 1994 г. были приняты поправки к Закону о гражданстве, существенно упрощающие получение ирландского гражданства лицами, делающими инвестиции в экономику Ирландии. В соответствии с положениями данной программы, возможность приобретения гражданства страны возникает при:

  • покупке квартиры или другой недвижимости в Ирландии (при этом ирландская недвижимость не может быть продана по крайней мере в течение 5 лет);
  • инвестировании в экономику Ирландии суммы в 1 млн ирландских фунтов. Речь идет о перспективных ирландских компаниях, рекомендованных Министерством экономики Ирландии. Инвестиции, сделанные в эти компании, гарантированы правительством Ирландии и должны находиться на территории Ирландии, по крайней мере, в течение 5 лет с момента предоставления ирландского гражданства. Также возможна регистрация ирландской компании и инвестирование в собственную фирму. Для этого необходимо получить одобрение Министерства экономики и финансов.

К оглавлению главы 4

 

Источник: Институт экономики переходного периода. Научные труды № 61Р. Денисенко М.Б., Хараева О.А., Чудиновских О.С. «Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада», Москва 2003 г.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2017 Русский архипелаг. Все права защищены.