Иммигранты

Органы здравоохранения большинства богатых стран сегодня пришли бы в полный беспорядок в случае увольнения всех медицинских работников из числа иммигрантов — не только сестер, но и докторов. Те кто уже здесь живет не могли бы иметь те пенсии, которые они имеют, если бы не иммигранты в трудоспособном возрасте, увеличивавшие число вкладчиков в пенсионный фонд

Иммигрантов не слишком любят в наши дни, особенно в богатых странах. То что думают об иммигрантах в Северной Америке, Западной Европе и Австралазии местные жители, как правило, сводится к трем вещам: 1) они приехали преимущественно для того, чтобы улучшить свое материальное положение; 2) они снижают уровень доходов населения тех мест, куда они прибыли, нанимаясь на работу за более низкую оплату и получая пособия от государственных программ социальной помощи; 3) они создают социальные "проблемы", так как, во-первых, являются финансовым и иным бременем для остального населения, во-вторых, с большей вероятностью, чем другие слои населения, они оказываются вовлечены в разного рода преступные деяния, как мелкие, так и тяжкие, в-третьих, потому что настаивают на сохранении своих обычаев, оказываясь неспособными "ассимилироваться" в те страны, куда они приезжают.

Конечно, все три утверждения, по большому счету, не далеки от истины. И, конечно, важнейшим мотивом иммигрантов является улучшение своего экономического положения. Разумеется также, они соглашаются браться за работу по низким заработным платам, особенно в первое время после приезда в страну. Поскольку вследствие этого иммигранты в целом более бедны, чем коренное население страны, именно они, чаще, чем другие, нуждаются в разного рода общественной и частной помощи. И, конечно, они создают "проблемы" стране, в которую приезжают.

Возникает естественный вопрос — ну так и что? Прежде всего, иммигранты не могут проникнуть в страну, легально или нелегально, без молчаливого согласия на это тех кто уже здесь живет (those are already there). А, значит, иммигранты должны играть какую-то функциональную роль для тех кто уже здесь живет . И мы знаем эти функции. Иммигранты с готовностью берутся за работы, которые необходимы для функционирования экономики, но от которых отказываются те кто уже здесь живет . И речь идет не только о мало приятных формах деятельности, которые выполняются неквалифицированной рабочей силой, но и о работах, предназначенных для профессионалов. Органы здравоохранения большинства богатых стран сегодня пришли бы в полный беспорядок в случае увольнения всех медицинских работников из числа иммигрантов (не только сестер, но и докторов).

Более того, так как демографическая кривая почти всех богатых стран сегодня идет по наклонной, а процент тех, кому больше 65-ти лет, в составе населения постоянно увеличивается, те кто уже здесь живет не могли бы иметь те пенсии, которые они имеют, если бы не иммигранты (в возрасте 18-65), увеличивавшие число вкладчиков в пенсионный фонд. Известно, что в следующие 25 лет, если число ежегодно прибывающих иммигрантов не увеличится примерно вчетверо, выплаты пенсионерам приблизительно к 2025 году резко сократятся. А что касается создаваемых иммигрантами "проблем", то "проблемы" — это то, что мы определяем как проблемы.

Тем не менее, очевидно, что правые движения популистского толка постоянно используют страх перед иммигрантами. Эти движения могут быть названы "экстремистскими" и не способными набрать более 20% голосов на выборах (а может быть и более 20%? да и 20% не слишком ли большое число?), но использование подобной демагогии заставляет политиков-центристов смещаться в данных вопросах все более вправо.

Итак, мы наблюдаем непрерывное качание политического маятника. Благополучные страны регулярно воздвигают все новые и новые барьеры на пути (легального и нелегального) проникновения в страну. А иммигранты продолжают прибывать, подстрекаемые ищущими прибыли контрабандистами и работодателями, заинтересованными в дешевой рабочей силе. А где-то в стороне располагаются относительно малочисленные группы, пытающиеся изменить к лучшему несправедливое и часто жестокое обращение с иммигрантами. Чистым остатком всех этих разнонаправленных процессов становится следующее — все более и более значительная иммиграция и все более и более настойчивые жалобы по поводу нее.

Заметим следующее. Представленная нами картина изображает ситуацию в богатых странах по отношению к иммигрантам, прибывающим из стран более бедных. Поскольку имеется некая общемировая иерархия в плане национального богатства, приведенные утверждения справедливы не только относительно мексиканцев, прибывающих в США, но и относительно гватемальцев, иммигрирующих в Мексику, и никарагуанцев— в Коста-Рику, и филиппинцев — в Гонконг, и таиландцев — в Японию, и египтян — в Бахрейн, и жителей Мозамбика — в Южную Африку. Мы могли бы продолжить, перечисляя все регионы мира.

Обратим внимание еще на один аспект. Наш рассказ не годится для описания движения лиц из богатых стран в более бедные. Существует ли это движение? В меньшей степени, чем бывало в прошлом. Таким движением была колонизация, а новые колонисты в наши дни по политическим причинам встречаются относительно редко (Израиль близок к тому, чтобы стать последней подлинно колонизационной нацией). И все-таки еще происходят перемещения отдельных состоятельных людей, покупающих землю в более бедных регионах (и тем самым поднимающих размер платы за ее покупку и аренду, делая невозможным пребывание прежних жителей на своем месте). Но такие перемещения в основном совершаются внутри государственных границ. Поэтому осуществляющие их лица не называются иммигрантами. С созданием Европейского союза подобное движение начинает активизироваться по всей территории Европы.

Найдется не много вопросов, которые настолько густо окутаны лицемерием, как вопрос о миграции. Сторонники рыночной экономики почти никогда не выступают столь же активно за свободное перемещение рабочей силы. По двум причинам. Это было бы политически крайне непопулярно в более обеспеченных регионах. И это подорвало бы всю мировую систему неодинаковой оплаты рабочей силы, имеющую важнейшее значение для максимизации прибыли на глобальном уровне. Вот и получается, что, когда Советский Союз запрещает свободный выезд из страны, этот шаг во всеуслышание объявляется противоречащим фундаментальным правам человека. Но когда посткоммунистические режимы наконец разрешили свободную эмиграцию для своих граждан, более богатые страны немедленно воздвигли барьеры для их въезда.

А что если мы откроем все шлюзы? Что если мы устраним все перегородки на пути перемещения людей, на входе и на выходе, по всему миру? Неужели в этом случае вся Индия эмигрирует в Соединенные Штаты, весь Бангладеш переселится в Великобританию, весь Китай в Японию? Конечно, нет. Не в большей степени, чем в пределах Соединенных Штатов весь штат Миссисипи переселится в Коннектикут, а в пределах Великобритании весь Нортумберленд — в Суссекс. По одной простой причине, большая часть людей, как правило, предпочитают  жить в тех местах, в которых они выросли. Они причастны своей культуре, они знают свою историю, они дорожат родственными связями.

Станут ли в таком случае все культуры гибридными? А они уже все являются таковыми. Давайте взглянем на любой наиболее значимый регион Европы или Азии и посмотрим на волны людских потоков, которые в последние тысячу лет пересекали эти земли, оставляя свой след в языке, религии, обычаях принимать пищу, воззрениях на мир. Нам всем нужно гораздо легче относиться к движению людей. Это та самая область, в которой принцип laissez-faire мог бы действительно работать. Следует помнить, что первоначально этот лозунг звучал так — "laissez faire, laissez passer."

Внутри границ государств такое движение происходит постоянно. И мы знаем, что появление в ближайшем соседстве людей, к которым относятся как к имеющим более низкий социальный статус, часто приводит к отъезду из него прежних жителей, обладающих, по их собственному мнению, более высоким социальным статусом. Мы можем радоваться этому или огорчаться, но мы редко прибегаем к регулированию этих процессов посредством запрещения переселений. Что будет ужасного, если мы будем руководствоваться тем же принципом по отношению к государствам?

Будут ли иммигранты ассимилироваться? Конечно, нет, если подразумевать под этим то, что они просто превратят себя в своеобразных клонов представителей местного населения. Но стоит ли задаваться такой целью? Все наши страны уже сейчас невероятно разнообразны, и это достоинство, а не недостаток. Еще одна приправа к еде сделает ее более вкусной. Иммигранты (и в особенности их дети), конечно, попытаются приспособиться к своим соседям. Мы все так поступаем. Но и соседи в свою очередь могут попытаться приспособиться к приезжим. Это называется обучением и адаптацией.

Разумеется, мы высказываем одну из тех идей, которые могут реализовываться только в случае, если им будут следовать все. Если только одна страна во всем мире  разрешит свободную иммиграцию на свою территорию, в то время как другие оставят все по-прежнему, то та эта страна и в самом деле может быть потоплена потоками прибывающих людей. Но если бы каждое государство сделало то же самое, мне представляется, перемещение людей по всему миру было бы не намного большим, чем в настоящее время — оно было бы более рациональным, порождало меньше проблем и оттого вызывало более слабую оппозицию.

Commentary № 90, June 1, 2002
Комментарий № 90, 1 июня 2002 г.

Эти комментарии, выпускаемые дважды в месяц, служат отражением событий на современной мировой сцене, как они видятся не из перспективы новостей дня, а с точки зрения  долговременных тенденций истории.


Перевод с английского Я.В. Межуевой.

Copyright by Immanuel Wallerstein. All rights reserved. Permission is granted to download, forward electronically or —mail to others and to post this text on non-commercial community Internet sites, provided the essay remains intact and he copyright note is displayed. To translate this text, publish it in printed and/or other forms, including commercial nternet sites and excerpts, contact the author at iwaller@binghamton.edu ; fax: 1-607-777-4315.

Авторские права сохраняются за Иммануилом Валлерстайном. Разрешается копировать текст, распространять его по электронной или обычной почте и помещать этот текст на некоммерческих Интернет сайтах при условии сохранения его содержания в неизменности и наличия в тексте сообщения об авторских правах. Для перевода текста и публикации его в печатной и/или иных формах, включая размещение на коммерческих Интернет-сайтах или во фрагментах, необходимо связаться с автором, отправив ему сообщение по электронной почте на адрес: iwaller@binghamton.edu или по факсу: 1-607-777-4315.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2017 Русский архипелаг. Все права защищены.