Пути реформирования иммиграционной политики России

Необходимость разработки современной иммиграционной политики диктуется не только требованием решить накопившиеся проблемы, связанные с миграционными процессами в прошлом, но и ожидаемыми перспективами развития России

Глава 2 из книги «Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада», Москва 2003 г.

2.1. Цели и принципы новой иммиграционной политики РФ

2.1.1. Цели иммиграционной политики

Целью новой иммиграционной политики в Российской Федерации является содействие устойчивому росту экономики страны, социальной справедливости и расширению возможностей россиян посредством регулирования миграционных процессов. Иммиграционная политика предполагает: проведение эффективного пограничного контроля и визового режима для предотвращения миграции нежелательных для российского общества лиц; привлечение в страну тех иностранцев, которые могут принести пользу российской экономике и обществу; содействие интеграции и натурализации иммигрантов.

Необходимость разработки современной иммиграционной политики диктуется не только требованием решить накопившиеся проблемы, связанные с миграционными процессами в прошлом, но и ожидаемыми перспективами развития России.

  • Демографические тенденции. Перспективы развития демографической ситуации делают экономически целесообразным развитие замещающей миграции, т.е. миграции, компенсирующей сокращение численности всего населения или отдельных групп населения в трудоспособных возрастах. Без стимулирования замещающей миграции, даже с учетом возможного повышения уровня рождаемости, численность населения России сократится к 2025 г. как минимум на 20 млн человек, а в 2050 г. опустится до уровня 1937 г. и будет едва превышать 100 млн человек. Эта величина меньше перспективной численности населения Ирана или Вьетнама и примерно равна численности населения Турции. Численность населения большинства регионов Российской Федерации уменьшится. К 2025 г. наиболее значительное сокращение численности населения — более чем на 1/3 — следует ожидать в Дальневосточном федеральном округе. На 20% уменьшится население Северо-западного федерального округа. Только в Южном федеральном округе не ожидается существенных изменений в численности населения. В результате демографического старения доля лиц в возрасте старше 60 лет увеличится с 18% в 2000 г. до 26% в 2025 г. и до 38% в 2050 г. Изменение количественного соотношения между поколениями в пользу пожилых людей окажет сильное влияние на развитие рынка труда, системы социального обеспечения и здравоохранения, на экономическое развитие в целом. Приток мигрантов в определенной мере может затормозить процесс демографического старения.
  • Экономические факторы. В первую очередь речь идет о том, чтобы в полной мере извлечь выгоду для страны от международной миграции в эпоху глобализации. Человеческий капитал сегодня является важнейшим фактором экономического роста, что предполагает в будущем увеличение инвестиций в образование и науку. Однако подготовка высококвалифицированных кадров на национальном уровне даже в высокоразвитых странах не успевает удовлетворять растущие в них потребности различных отраслей экономики. Международная миграция специалистов является одним из существенных источников увеличения человеческого капитала. Это обстоятельство подталкивает многие развитые страны к реформированию миграционной политики и переходу от политики жесткого контроля миграции к политике гибкого управления миграционными процессами с целью привлечения специалистов. Между развитыми странами развернулась конкурентная борьба за высококвалифицированную рабочую силу, и задача России заключается в том, чтобы не проиграть в этой борьбе. В то же время экономика России в отличие от большинства развитых государств испытывает дефицит неквалифицированной рабочей силы, который не может быть полностью покрыт за счет внутренних ресурсов. Кроме того, в стране с огромной территорией, неосвоенными ресурсами и многочисленным населением существуют условия для развития самозанятости иммигрантов. Таким образом, иммиграция может и должна содействовать экономическому развитию страны.
  • Национальная безопасность. Угроза международного терроризма и быстрая интернационализация криминала в эпоху глобализации требуют осуществления эффективного контроля над иммиграционными потоками в тесном сотрудничестве с другими странами мира.
  • Гуманитарные факторы. Политика и меры помощи беженцам и вынужденным переселенцам должны быть соизмеримы с возможностями государства и направлены на тех, кто реально нуждается в этой помощи.
  • Внешнеполитические интересы. Вопросы регулирования миграционных процессов являются составной частью развития международного сотрудничества, в первую очередь со странами СНГ, Европейского Союза, КНР.
2.1.2. Принципы иммиграционной политики

Иммиграционная политика должна строго соответствовать нормам Конституции Российской Федерации; других законов Российской Федерации; двухсторонних международных соглашений, международных договоров и конвенций, подписанных и ратифицированных Россией.

Иммиграционная политика не должна предоставлять какие-либо исключительные преимущества и привилегии иностранцам по отношению к коренному населению страны. В противном случае в обществе будет усиливаться социальная напряженность, распространяться ксенофобия, а также увеличится эмиграционный отток населения.

Проведение иммиграционной политики невозможно без налаженной и открытой системы учета миграционного движения и иностранного населения. Первичные сведения о миграционном движении должны разрабатываться в Федеральной миграционной службе, Государственном комитете по статистике (Госкомстате), Министерстве труда (трудовая иммиграция), Министерстве образования (учебная иммиграция). Лучшим источником данных об иностранном населении может быть только централизованный регистр иностранного населения в России. Компонентами этой системы сбора и хранения данных должны быть регистр учебных мигрантов, регистр трудовых мигрантов, регистры беженцев, локальные регистры иностранного населения. В целях оперативного получения информации следует проводить выборочную (5%) обработку миграционных карт.

Исходя из уроков прошлого и опыта других стран мира, иммиграционная политика должна удовлетворять следующим требованиям:

  • критерии отбора должны быть ясными для иммигрантов и проводящих его лиц;
  • переезд и легитимизация иммигранта не должны быть перегружены излишними процедурами, мерами, условиями и т.д., поскольку это удлиняет принятие решения об иммиграции, а в конечном итоге, дает негативный эффект в виде роста нелегальной иммиграции и коррупции;
  • правила иммиграционной политики не должны часто меняться, поскольку как иммигранты, так и работодатели строят определенные планы на будущее;
  • иммиграционная политика должна быть обеспечена финансовыми и материальными ресурсами, профессиональными кадрами;
  • цели и направления политики должны быть полно и в доступной форме представлены в средствах массовой информации.

Иммиграционная политика должна быть дифференцированной в зависимости от категории мигрантов, от целей и сроков их пребывания в России. Основными объектами в области регулирования иммиграционных потоков и интеграции должны быть следующие категории иммигрантов: постоянные иммигранты (переселенцы), временные мигранты, беженцы и вынужденные переселенцы.

Иммиграционная политика должна быть согласована с другими направлениями политики государства, в особенности с социальной политикой, политикой в области занятости и трудовых отношений, политикой в сфере общественной безопасности, внешней политикой государства. Иммиграция выступает в качестве дополнительного, а не главного метода решения проблем рынка труда, социального обеспечения, демографического развития и др.

При разработке миграционной политики должны приниматься во внимание перспективы интеграции России с другими государствами.

Миграционная политика должна быть согласована на федеральном и региональном уровнях. Регионы могут инициировать реализацию или отказ от осуществления тех или иных иммиграционных программ.

2.1.3. Институты

В основу механизма осуществления миграционной политики должен быть положен принцип разделения полномочий. Федеральная миграционная служба (ФМС) в составе Министерства внутренних дел должна отвечать за непосредственную реализацию иммиграционного законодательства (иммиграционный контроль на территории Российской Федерации, наблюдение за законностью пребывания иностранцев на территории России, выдача разрешений на жительство, рассмотрение заявок на продление визы и изменение статуса, борьба с нелегальной миграцией); Паспортно-визовое управление — за регистрацию иностранцев. В реализации отдельных направлений миграционной политики должны принимать активное участие другие министерства и ведомства: ГУБЭП МВД (борьба с экономическими преступлениями, сбор и оперативный обмен информацией); Федеральная пограничная служба (иммиграционный контроль на границах России); Министерство труда (разрешения на работу и лицензирование фирм, использующих иностранную рабочую силу, трудовая сертификация, перечни списков избыточных и дефицитных профессий); Министерство иностранных дел (выдача виз иностранным гражданам); Федеральная служба безопасности (борьба с терроризмом, сбор информации и обмен оперативной информацией); Министерство образования (учебная иммиграция). ФМС должна координировать деятельность всех структур, обеспечивающих иммиграционную политику.

В стране должен быть создан орган для надзора за выполнением иммиграционного законодательства. В функции этого органа должны входить, в частности, анализ деятельности миграционных институтов, а также рассмотрение жалоб, касающихся нарушения законодательства государственными чиновниками. Данный орган должен быть независимым и подчинятся непосредственно Президенту РФ.

Итоги работы ведомств в области иммиграционной политики должны ежегодно представляться Парламенту РФ и публиковаться в открытой печати.

В целях содействия реализации миграционной политики и формирования толерантного отношения к иммигрантам в стране должна последовательно проводиться политика борьбы со всеми формами национализма и дискриминации по религиозному, расовому и иным признакам.

2.2. Основные направления иммиграционной политики

2.2.1. Переселение в Россию

Одной из главных составляющих иммиграционной политики в Российской Федерации должна стать политика, направленная на развитие постоянной иммиграции, т.е. переселений на постоянное место жительство. Подобная политика ускорит реализацию стремлений тех иностранцев, которые хотят жить в России и быть ее полноправными гражданами, будет содействовать процессу воссоединения семей, привлечения в страну квалифицированных специалистов и инвесторов (экономические иммигранты).

При разработке этой составляющей иммиграционной политики следует использовать опыт, накопленный странами классической иммиграции (Австралия, Канада, США) в области организации международных переселений.

Предполагается, что обращаться за предоставлением статуса иммигрантов можно будет в посольства РФ, а на территории РФ — в местные отделения ФМС МВД.

Для реализации программы переселений необходимо:

  • внести изменения в законы о порядке выезда из РФ и въезда в РФ семей, в закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ»;
  • разработать новый закон «Об иммиграции», определяющий правила процесса иммиграции, прав и обязанностей иммигрантов, их интеграции в российское общество;
  • утвердить основные категории потенциальных переселенцев: воссоединение семей, экономические иммигранты, беженцы. В законе «Об иммиграции» определить каждую категорию иммигрантов, правила переселения лиц, относящихся к данной категории, различия в статусе иммигрантов разных категорий;
  • легализовать положение тех, кто фактически переселился в Россию и проживает на ее территории без серьезных нарушений российского законодательства;
  • разработать меры по содействию ускоренной интеграции постоянных иммигрантов;
  • разделить полномочия федеральных и региональных органов власти в сфере регулирования постоянной иммиграции;
  • разработать целевые государственные и региональные программы по постоянной иммиграции и расселению иммигрантов.

Иммигранты с момента въезда на территорию России должны получать разрешение на бессрочное проживание и статус постоянного жителя Российской Федерации. Они обладают всеми правами и выполняют все обязанности, предусмотренные Конституцией для российских граждан. Они могут быть призваны в армию, участвовать в выборах как избиратели и работать в государственных учреждениях. В отличие от граждан России, иммигранты могут быть ограничены в праве выдвигать свои кандидатуры на выборах во все, за исключением местных, органы власти, а также занимать ряд государственных должностей. Вместе с тем обязательство сохранять свое место жительства в России, декларируемое при получении статуса иммигранта, означает, что в случае выезда из страны на длительный срок иммигрант при возвращении должен подтвердить свое намерение быть постоянным жителем Российской Федерации.

2.2.2. Экономическая иммиграция

Программа экономической иммиграции должна состоять из трех частей и соответственно включать три категории иммигрантов. Первая (основная) часть программы должна быть направлена на привлечение в страну лиц с высоким уровнем образования и квалификации; вторая — на привлечение предпринимателей и бизнесменов (бизнес-иммиграция). В отличие от большинства развитых стран, целесообразно ввести третью категорию экономических мигрантов — «неквалифицированные работники» — для отраслей, испытывающих недостаток в рабочей силе (по аналогии с шестой преференциальной категорией в иммиграционном законодательстве США).

В качестве метода отбора иммигрантов, приезжающих в Россию по экономической программе, рекомендуется использовать канадскую балльную систему, учитывающую профессиональные и личные характеристики иммигрантов, которая адаптирована авторами к российским условиям (табл. 10). Отличительными чертами предлагаемой системы, по сравнению с канадской системой начисления баллов, являются более высокий удельный вес баллов за знание языка и за способность к адаптации.

Все лица, желающие получить статус иммигранта, должны пройти специальный отбор. Однако итоговая сумма баллов, которую необходимо набрать, будет различной для каждой категории экономических иммигрантов. Кроме того, все экономические иммигранты (за исключением инвесторов) должны удовлетворять следующим требованиям: (1) иметь определенный (например, 1 год) стаж работы, который соответствует уровню полученного образования; (2) обладать достаточной суммой денег для обеспечения проживания своей семьи в России.

Программа как экономической, так и семейной иммиграции ориентирована на независимых иммигрантов. Они не получают каких-либо преимуществ по сравнению с коренным населением.

Таблица 10
Система отбора иммигрантов, приезжающих в Россию по экономической программе

Образование

Максимальное количество
баллов — 24

1

2

Диплом, свидетельство о высшем образовании

Докторская, кандидатская или магистерская степень и более 15 лет обучения

24

Законченное высшее образование, степень уровня бакалавра и 14 лет обучения

21

Неполное высшее образование и 12 лет обучения

17

Диплом, сертификат о специальном и профессиональном образовании

Диплом, сертификат об окончании техникума или трехлетнем профессиональном образовании и 13 лет обучения

18

Диплом, сертификат о профессиональном образовании и 11 лет обучения

15

Диплом, сертификат о профессиональном образовании и 10 лет обучения

12

Аттестат о полном среднем образовании

12

Знание русского языка

Максимум 24

Отличное знание языка (оценивается умение говорить, понимать, читать, писать)

24

Хорошее знание языка (оценивается умение говорить, понимать, читать, писать)

16

Удовлетворительное знание языка (оценивается умение говорить, понимать, читать, писать)

8

Опыт работы

Максимум 14

1 год

8

2 года

10

3 года

12

4 года

14

Возраст

Максимум 10

21–40 в момент подачи документов

10

Минус два балла для возрастов больше 40 и меньше 21

 

Наличие работы в России

Максимум 10

Способность к адаптации

Максимум 18

Высшее или среднее специальное образование супруга или супруги

4

Опыт работы в России или два и более лет обучения в высших учебных заведениях России

4

Наличие родственников в России

6

Итого

Максимум 100

В то же время бизнес-иммигранты должны удовлетворять дополнительным условиям:

  • должны осуществить инвестиции в российскую экономику в размере, установленном Правительством Российской Федерации, и создать новые рабочие места;
  • предприниматели должны осуществить инвестиции в предприятие, которым они собираются управлять, в размере, установленном правительством Российской Федерации; статус иммигранта они могут получить в течение трех лет после оценки развития предприятия, произведенной представителями миграционной службы;
  • самозанятые должны обладать определенным опытом работы в секторе экономики, в котором они собираются открыть свое дело, а также средствами для открытия этого дела; предполагается, что эта категория иммигрантов будет создавать мелкие предприятия в сфере обслуживания и фермерские хозяйства в сельской местности.

Неквалифицированные иммигранты должны иметь приглашения на работу в отрасли экономики и на предприятия, испытывающие острый дефицит рабочей силы.

Программы экономической иммиграции и расселения иммигрантов должны быть согласованы на Федеральном и региональном уровнях. Регионы могут выступать с инициативой проведения целевых программ привлечения иммигрантов, например, для аграрного переселения или работы на Крайнем Севере, с привлечением собственных материальных и финансовых ресурсов для реализации этих программ. Национальные образования РФ могут вносить дополнения в балльную систему оценок отбора иммигрантов (например, оценку уровня знаний, помимо русского языка, языка автономной республики или области).

2.2.3. Воссоединение семей

Иммиграционная программа по воссоединению семей преследует как гуманитарные, так и экономические цели. Как показывает мировой опыт, иммигранты этой категории быстрее других интегрируются в общественную жизнь.

Главным критерием отбора иммигрантов является наличие у них родственников в России. При отсутствии достаточных средств у самого иммигранта, родственники должны обеспечить его проживание в России (жилье, финансовое поддержка) в течение определенного периода времени.

Обращаться с заявками для получения статуса иммигранта в рамках программы «воссоединение семей» имеют право следующие категории родственников:

  • жены и мужья;
  • родители;
  • нетрудоспособные и не состоящие в браке дети;
  • бабушки или дедушки;
  • несовершеннолетние братья, сестры, племянники, племянницы, внуки, если они являются сиротами.

Другие родственные категории (трудоспособные и состоящие в браке дети, братья, сестры, внуки) учитываются в балльной системе программы экономической иммиграции.

Вступление в брак не является основанием для немедленного предоставления статуса постоянного жителя. С целью предупреждения фиктивных браков этот статус должен предоставляется спустя как минимум год после заключения брака. До этого супругу/супруге гражданина или постоянного жителя России предоставляется разрешение на временное проживание.

2.2.4. Временная иммиграция

В целях повышения эффективности рынка труда и борьбы с нелегальной иммиграцией следует изменить подходы к управлению временной трудовой миграцией: политика должна опираться не на принцип ограничения, а на принцип поощрения перемещений, выгодных для России и ее граждан, а также для самих мигрантов.

Важными задачами иммиграционной политики является привлечение в страну из-за рубежа: (1) специалистов; (2) неквалифицированных работников для временной работы в отраслях экономики, испытывающих нехватку рабочих рук; (3) студентов для учебы в российских вузах, которые в перспективе должны оставаться одним из источников пополнения квалифицированных кадров.

В целях содействия развитию трудовой иммиграции в Россию предполагается внести существенные изменения в законы о порядке выезда из РФ и въезда в РФ в закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Поскольку разрешение на постоянное проживание выдается в России иностранным гражданам сроком на пять лет, т.е., по сути, носит временный характер, то рекомендуется объединить существующие ныне «разрешение на временное проживание» и «разрешение на постоянное проживание» в одну категорию «разрешение на временное проживание». Разрешение на временное проживание следует выдавать сроком от 3 месяцев[1] до 5 лет. Подобное упрощение позволит повысить эффективность управления иммиграционными процессами.

Разрешение на временное проживание следует предоставлять иностранным гражданам:

  • при наличии разрешения на работу квалифицированным и неквалифицированным работникам;
  • при наличии подтверждения о зачислении в учебное заведение.

Без разрешения на работу:

  • сроком до одного года квалифицированным специалистам, которые могут обеспечить свое проживание; подобная мера направлена на привлечение в страну квалифицированных специалистов;
  • лицам, осуществляющим инвестиции в РФ в размере, установленном правительством Российской Федерации;
  • предпринимателям, организующим и частично финансирующим предприятие, которым они управляют, в размере, установленном правительством Российской Федерации;
  • родственникам (супруги и нетрудоспособные дети) лиц, имеющих разрешение на временное проживание сроком более чем на 6 месяцев, а также лиц, имеющих бессрочный вид на жительство;
  • супругам граждан Российской Федерации, имеющим место постоянного жительства в Российской Федерации;
  • нетрудоспособным прямым родственникам российских граждан, постоянно проживающих в Российской Федерации;
  • лицам, имеющим нетрудоспособного родителя, состоящего в российском гражданстве и постоянно проживающим в Российской Федерации.

Среди других первоочередных мер, направленных на повышение эффективности временной миграции, следует выделить:

  • упрощение процедуры лицензирования фирм, использующих труд иностранных рабочих, в Министерстве труда;
  • ускорение процесса получения разрешений на работу в местных и федеральных отделах труда; для этого следует разработать в кратчайшие сроки систему электронной подачи заявок;
  • ускорение и упрощение процедуры получение разрешения на временное проживание;
  • возможности для сезонных рабочих в сельском хозяйстве, строительстве, транспорте, прибывших из стран СНГ на срок до 3-х месяцев, получать разрешение на работу в упрощенном порядке без его утверждения в местных и федеральных отделах труда;
  • отказ на данном этапе от системы квот для привлечения иностранной рабочей силы на временной основе, как не оправдавшей себя;
  • внедрение специальных программ по привлечению высококвалифицированных специалистов;
  • внедрение специальных программ по привлечению работников в общественный сектор экономики с целью повышения эффективности его функционирования;
  • развитие системы привлечения иммигрантов на основе договоров двухсторонних межгосударственных соглашений;
  • для содействия намерениям работодателей и потенциальных иностранных рабочих Министерству труда следует разрабатывать перечень специальностей, на которые существует повышенный спрос и которые с избытком представлены на российском рынке труда;
  • создание широкодоступной информационной системы по трудоустройству иностранцев, ищущих работу в России.

Для всех временных иностранных работников следует ввести систему обязательного медицинского и социального страхования, а также присвоить им ИНН. Полнота пользования государственным медицинским обслуживанием и системой социального обеспечения определяется стажем работы иностранного гражданина в Российской Федерации.

Иностранные студенты, обучающиеся в России, должны обладать теми же социальными гарантиями, что и студенты — граждане России.

В целях развития учебной иммиграции необходимо:

  • разрабатывать специальные программы, позволяющие привлекать в Россию талантливую молодежь для обучения в российских вузах;
  • привлекать школьников из стран СНГ к участию в российских школьных олимпиадах и предоставлять победителям льготы при поступлении в российские вузы;
  • следует гарантировать предоставление права выбора на работу и постоянное проживание в России тем, кто успешно завершит образование.
2.2.5. Беженцы и вынужденные переселенцы

Следует реформировать политику в области приема и обустройства беженцев и вынужденных переселенцев. Она должна быть направлена на предоставление убежища и оказание помощи тем, кто в этом действительно нуждается, а также быть обеспечена финансовыми и материальными ресурсами. Ограниченность ресурсов, выделяемых на эту программу иммиграции, предполагает установление квот для беженцев.

Лицам, получившим статус беженца или вынужденного переселенца, следует предоставлять разрешение на временное проживание в Российской Федерации сроком на три года. При этом они наделяются всеми правами и должны выполнять все обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, за исключением участия в выборах и работы в государственных учреждениях.

Если в течение трех лет ситуация в стране происхождения беженца не изменилась, то он получает право на получение разрешение на бессрочное проживание. В противном случае он должен покинуть Россию или обратиться в ФМС с просьбой об изменении статуса. Если беженец или вынужденный переселенец нарушает условия своего пребывания в России (уезжает за рубеж на длительный срок, посещает страну, из которой он бежал и др.), он может лишиться своего статуса.

В экстренных случаях, которые оговариваются в законодательстве, беженская квота может быть увеличена.

Для реформирования политики по отношению к беженцам и вынужденным переселенцам необходимо:

  • пересмотреть систему критериев для признания лица беженцем или вынужденным переселенцем;
  • внести изменения в федеральные законы о беженцах и вынужденных переселенцах;
  • ускорить период рассмотрения дел о предоставлении статуса беженцев;
  • определить объем ресурсов, выделяемых для помощи беженцам из государственного бюджета, и разработать систему квот для беженцев и вынужденных переселенцев;
  • уточнить перечень стран, из которых не могут прибывать беженцы, в силу их демократического устройства и соблюдения прав человека;
  • разработать программу интеграции беженцев и вынужденных переселенцев в российское общество;
  • развивать сотрудничество со странами СНГ с целью координации политики по отношению к беженцам, в частности, при выработке общих критериев признания беженцев, прав и гарантий, предоставляемых беженцам и др.;
  • развивать сотрудничество с другими странами и международными организациями, в первую очередь с УВКБ ООН, в области оказания помощи беженцам и вынужденным переселенцам.
2.2.6 Пограничный контроль

С целью предотвращения проникновения на территорию страны нежелательных для российского общества лиц, определенных Федеральным законом о порядке выезда из РФ и въезда в РФ, необходимо укрепить систему пограничного контроля над международными перемещениями.

Для этого необходимо:

  • в короткие сроки создать централизованную систему электронного контроля иммигрантов, включая базы данных отпечатков пальцев (она должна быть связана с другими базами данных по миграции);
  • повысить уровень технической оснащенности служб иммиграционного контроля (сканеры, средства связи, средства обработки информации, биометрические приборы и др.);
  • проводить специальное обучение персонала методам досмотра, овладения техническими средствами контроля, электронными средствами обработки и передачи информации, психологии и др.;
  • для совершенствования стратегии и реализации конкретных мероприятий пограничного контроля развивать аналитические исследования на основе информации о мигрантах, собираемой Федеральной пограничной службой, ФМС МВД, МИД и другими структурами;
  • в целях избежания подделок и тиражирования повысить качество документов, предоставляемых иностранным гражданам в России;
  • установить дополнительные пункты иммиграционного контроля там, где это необходимо;
  • ужесточить визовый режим для стран, с территории которых гражданами этих или третьих стран предпринимаются систематические попытки нелегально проникнуть на территорию;
  • обязать транспортные организации тщательно проверять проездные документы у пассажиров, а также предоставлять информацию о пассажирах в службы пограничного контроля до их прибытия в Россию;
  • наладить сотрудничество с пограничными службами сопредельных стран в области контроля миграционного движения (создание совместных пунктов пограничного контроля, совместное патрулирование границы, обмен информацией).
2.2.7. Перспективы сотрудничества со странами СНГ

Международное сотрудничество является одним из главных элементов в механизме управления международными территориальными перемещениями. Для Российской Федерации приоритетным в этой области остается развитие отношений со странами СНГ, которые в настоящее время и в перспективе будут основными миграционными партнерами России. Граждане большинства стран СНГ обладают правом въезда на территорию других стран в порядке, не требующем получения визы.

В недавнем прошлом между Россией и другими странами СНГ был принят ряд многосторонних (соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам, и др.) и двухсторонних соглашений в области миграции. Часть этих соглашений сыграли важную роль в осуществлении переселений в 1990-х гг. Однако сегодня большинство этих соглашений, в том числе такое важное, как «Соглашение о борьбе с нелегальной миграцией», по разным причинам не выполняется. Одной из задач в области иммиграционной политики является пересмотр старых соглашений и создание системы мер по реальному сотрудничеству в области миграции с государствами СНГ, отвечающим интересам Российской Федерации.

Стратегическая линия в развитии отношений со странами СНГ должна быть направлена на снятие всех ограничений на перемещения и выбор места работы для граждан этих государств и создание системы регулирования миграционных потоков, аналогичной действующей в рамках Европейского Союза.

Реализация подобной стратегии приведет к изменению характера миграционных процессов. Из международных они фактически превратятся во внутренние. Все это будет способствовать сокращению издержек на содержание аппарата, реализацию мероприятий, направленных на миграционные процессы между странами СНГ, и повысит эффективность контроля и управления миграционными процессами. Одним из главных результатов подобной стратегии будет то, что она приведет к полному решению проблемы нелегальной миграции между странами СНГ. Снятие ограничений на перемещение рабочей силы придаст необходимую гибкость рынку труда, будет способствовать быстрому решению проблем гуманитарного порядка, таких как воссоединение семей. Свобода перемещений должна дать толчок развитию самого широкого сотрудничества между народами стран СНГ. Рост эффективности контроля над миграционными процессами, управления беженскими потоками, несомненно, усилит международные позиции государств — участников СНГ.

Российская Федерация и страны-участники Содружества независимых государств в ближайшей перспективе должны заключить взаимовыгодное, отвечающее интересам их народов, соглашение, подобное Шенгенскому соглашению европейских государств. Однако необходимо, чтобы партнеры России по такому соглашению (равно, как и по действующим в настоящее время), изменили свой подход к процедуре въезда на их территорию граждан третьих стран. Введение партнерами России по действующим договорам в одностороннем порядке упрощенной процедуры въезда на их территорию лиц из третьих стран, не имеющих такого права в отношении России, приводит к тому, что эти лица получают возможность достаточно легко проникать на территорию России. Известно, что именно так действуют основные схемы проникновения нелегальных мигрантов из стран дальнего зарубежья в Российскую Федерацию.

Можно отметить, что в последнее время под давлением объективной необходимости наметилась некоторая активизация взаимодействия между странами СНГ на этой почве, однако, пока что речь идет только о будущих планах и мероприятиях. На состоявшемся 14–15 октября 2003 г. совещании руководителей миграционных служб стран СНГ, новый руководитель ФМС России говорил о необходимости приступить к реализации уже имеющихся программ и подходов. В том числе, была высказана идея «нивелирования, а возможно, и ужесточения национального иммиграционного, уголовного и административного законодательства…». Учитывая особенности процесса принятия решений в области регулирования миграции в нашей стране, можно ожидать либо избыточной поспешности, либо инерционности и затягивании реализации этих намерений, что в обоих случаях негативно отразится на эффективности принимаемых мер.

Вопрос межстрановых взаимодействий и договоров в сфере регулирования миграции на упомянутом совещании был основным. Речь шла о проектах нескольких документов — организационного и практического плана уже разработанных Правительствами стран СНГ — в частности, Концепции сотрудничества государств — участников СНГ в противодействии незаконной миграции[2].

2.2.8. Борьба с нелегальной иммиграцией

Переход от ограничительного подхода к политике регулирования постоянными и временными иммиграционными перемещениями, направленной на удовлетворение интересов, как российского общества, так и самих иммигрантов, повышение эффективности пограничного контроля, развитие отношений со странами СНГ являются главными факторами сокращения потоков нелегальных иммигрантов. В то же время, как показывает международный опыт, таких предупредительных мер явно недостаточно.

Одной из мер, направленных на сокращение численности нелегальных мигрантов, в России должна стать программа регуляризации (амнистии, легализации) их положения в стране. Основанием для проведения этой программы является то обстоятельство, что фактически до 2002 г., т.е. до принятия Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан», положение иностранцев было весьма неопределенным. Строго говоря, программу регуляризации следовало бы принять сразу после принятия закона «О правовом положении иностранных граждан», так как после принятия указанного закона многие из тех, кто фактически является постоянным жителем России, оказались на нелегальном положении. Другую значительную категорию нелегальных иммигрантов составляют временные рабочие.

Очевидно, что основная проблема состоит в определении целевых групп, на которые будут распространяться программа регуляризации, и выработке разных подходов к мигрантам из стран с безвизовым режимом въезда в РФ и из прочих стран. Кроме того, проведение регуляризации требует привлечения значительных финансовых и людских ресурсов.

По-видимому, в первую очередь необходимо решить задачу легализации положения тех, кто фактически проживает на территории РФ более года и намеревается оставаться здесь в ближайшем будущем. Главным условием регуляризации иммигранта является доказательство им своего длительного и непрерывного проживания в стране. Другим обязательным условием легализации должно быть отсутствие серьезных нарушений российского законодательства (за исключением разделов, относящихся к положению иностранных граждан, в частности, визового режима, правил регистрации и занятости) со стороны иммигранта. Меры регуляризации должны касаться изменения статуса проживания в России. Регуляризация занятости в данном случае является вторичным аспектом и должна следовать за урегулированием статуса пребывания.

Как показывают тенденции в области иммиграционной политики последних лет, параллельно либерализации условий въезда и пребывания для тех иммигрантов, в которых заинтересована принимающая страна, ужесточаются карательные меры борьбы с нелегальной иммиграцией. При этом речь идет не только о депортации, но и о системе мер, распространяющихся на всех лиц, прямо или косвенно нарушивших законы о въезде, пребывании и трудовой деятельности в страны иммиграции. В большинстве стран к лицам, организующим траффикинг и содействующим нелегальной миграции, применяются суровые меры наказания (вплоть до пожизненного заключения).

Российской Федерации следует создать аналогичную систему борьбы с нелегальной иммиграцией, что потребует внесения дополнений в Административный и Уголовный кодексы РФ и заключения ряда международных соглашений. Для этого необходимо:

  • в соответствии с Конвенциями ООН о траффикинге и нелегальной миграции рассматривать контрабанду людьми и траффикинг как уголовные преступления;
  • ввести жесткую систему наказаний за контрабанду людьми и траффикинг;
  • ужесточить систему наказаний лиц и фирм, занимающихся организацией нелегальной иммиграции в Россию, включая транзитные перемещения через Россию в страны Европы;
  • ужесточить систему наказаний для работодателей, использующих труд нелегальных иммигрантов;
  • в условиях эффективного пограничного контроля и либеральной иммиграционной политики депортации должны стать крайними формами борьбы с нелегальной иммиграцией;
  • развивать международное сотрудничество по борьбе с нелегальной иммиграцией, в том числе, в рамках соглашений по борьбе с организованной преступностью; расширить практику заключения договоров о реадмиссии.

В борьбе с нелегальной иммиграцией должны быть задействованы не только ФМС России, но и все службы, занимающиеся вопросами иммиграции.

2.2.9. Регистрация и учет иммигрантов

В целях стимулирования процедуры регистрации следует:

  • увеличить число пунктов регистрации (выделив их территориально из ОВИРов), особенно в крупных городах, для краткосрочных мигрантов и приблизить их к транспортным терминалам — вокзалам, аэропортам, крупным транспортным узлам внутри города;
  • увеличить срок регистрации с 3 до 7 рабочих дней;
  • для мигрантов из стран с безвизовым режимом въезда в РФ оставить обязательной процедуру регистрации, только если данное лицо намеревается оставаться в РФ не менее 3 месяцев. Для мигрантов с периодом пребывания менее 3 месяцев учет вести на основании миграционных карт.

В целях оперативного совершенствования системы сбора данных об иностранных мигрантах в Российской Федерации, на наш взгляд, необходимо, при сохранении монополии ОВИР на регистрацию иностранных граждан, вменить этим подразделениям функцию составления листков статистического учета мигранта (формы 12) для следующих категорий мигрантов:

  • иностранных граждан и лиц без гражданства, получающих разрешение на временное проживание. Отделам виз и регистрации паспортно-визового Управления МВД РФ предусмотреть процедуру исключения повторного счета при ежегодной перерегистрации разрешений на временное проживание или при получении вида на жительство гражданами, которые находились на данной территории на основании разрешения на временное проживание. Листок статистического учета должен составляться однократно и только для лиц, впервые получающих разрешение на временное проживание;
  • для краткосрочных мигрантов (иностранных граждан и лиц без гражданства), намеревающихся пробыть в месте прибытия от 3 до 12 месяцев; в этом случае в листке статистического учета должна делаться отметка, указывающая на краткосрочный статус мигранта.

При сохранении системы миграционных карт в настоящее время следует отказаться от их сплошной разработки по причинам недостаточного материального и кадрового обеспечения и перейти к выборочной, например, к 5%-ной разработке этих первичных документов:

в соответствии со статьей 26 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» проработать вопрос о создании на базе планируемого центрального банка данных об иностранных гражданах, пребывающих и проживающих на территории РФ (о котором ничего конкретно не известно), регистра иностранцев, построив его работу по принципам, принятым в странах с развитыми и эффективными системами учета движения населения;

следует изменить в законодательном порядке процедуру внесения изменений в нормативные акты, касающиеся регистрации и учета мигрантов, обязать ведомства, ответственные за работу этих систем сбора данных, публиковать инструкции, описывающие процедуру получения первичных материалов; следует изменить подход к принципам доступа и распространения накопленной информации, избавить ее от избыточной и абсолютно неоправданной закрытости; разработать правила публикации агрегированных данных и условия доступа к информации гражданских ведомств и общественности.

2.2.10. Интеграция и гражданство

Политика интеграции должна быть основана на положении Конституции РФ (статья 62) о том, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и выполняют обязанности наравне с гражданами Российской Федерации. В то же время политика интеграции должна быть дифференцированной по отношению к различным категориям иммигрантов. В полной мере она должна охватить тех, кто прибыл в Россию на длительный срок.

Процесс интеграции в России в значительной степени облегчается тем, что большая часть иммигрантов прибыла в страну из бывших союзных республик. Для выходцев из других стран должны быть разработаны различные интеграционные программы, в первую очередь, направленные на изучение русского языка и русской культуры.

Российская Федерация — многонациональное государство. Приобретение гражданства никак не связано с национальной принадлежностью. Поэтому единственно возможной моделью интеграции иммигрантов является модель множеств культур, принятая в многонациональных Австралии, Канаде, США, а также Швеции. Модель предполагает сохранение различными этническими и социальными группами их идентичности, культурных и религиозных традиций. Подобные положения должны быть отмечены в миграционном законодательстве наряду с положением об отсутствии дискриминации по расовому, половому, этническому и другим признакам при отборе мигрантов, выдаче вида на жительство и натурализации.

Предоставление гражданства следует рассматривать как этап интеграции иммигранта в российское общество. Недопустимой является ситуация, когда в стране насчитывается значительный контингент лиц без гражданства. Для разрешения ситуации необходимо установить причины сложившейся ситуации, а также ускорить период рассмотрения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации.

Принятый в 2002 г. новый Федеральный закон «О гражданстве» в целом соответствует духу времени и отвечает интересам России. В то же время, учитывая особенности политических процессов прошедших десяти лет, следует сократить сроки проживания и упростить процедуру получения гражданства для лиц:

  • постоянно проживающих на территории России, родители которых имели гражданство СССР, и один из которых родился на территории РСФСР;
  • ветеранов ВОВ, не являющихся гражданами РФ.

В целях укрепления Российской армии и развития отношений со странами СНГ следует предоставить право на получение российского гражданства для граждан СНГ, несущих воинскую службу в частях российской армии, внутренних и пограничных войск, расположенных на территории их страны. Основаниями для получения гражданства может быть пятилетний срок службы, ранение, получение высших государственных наград РФ.

Реализация предложений по предоставлению гражданства потребует внесения поправок в Федеральный закон «О гражданстве»[3].

2.2.11. Сколько должно быть иммигрантов?

Оценка численности иммигрантов, которых может принять страна, является ключевым моментом при разработке иммиграционной политики. Она зависит от набора критериев, которыми мы руководствуемся при ее определении. В настоящее время только демографы могут представить обоснованные оценки иммиграционных потоков, точнее говоря, миграционного прироста России, основываясь на демографических критериях. Так, для того, чтобы численность населения России оставалась неизменной в 2000–2050 гг., по оценкам специалистов из ООН, ей необходим ежегодный миграционный прирост, равный 500 тыс. человек в год. Это ненамного больше среднегодового прироста за 1992–1997 гг. Для того чтобы в стране в ближайшие полвека оставалась неизменной численность возрастной группы от 15 до 64 лет, в страну должно прибывать ежегодно 715 тыс. человек. Российские демографы Вишневский А. и Андреев Е. оценили «вилку» среднегодового миграционного прироста, обеспечивающего увеличение численности населения в 1,5–2,5 млн человек. Последняя оценка, в отличие от первых двух, представляется нереальной.

Однако при разработке целей иммиграционной политики мнение экономистов представляется более важным, чем демографов. Но они сегодня не в состоянии приблизительно оценить потребность российской экономики в иммигрантах. В этом смысле хочется обратить внимание на рекомендацию известного специалиста в области экономики народонаселения и миграции Дж. Саймона, который писал, что иммиграцию в США надо увеличивать до тех пор, пока не проявятся отрицательные экономический, политический и другие результаты.

Основываясь на международном и отечественном опыте, России следует отказаться от системы квот в том виде, в котором она существует, для определения численности иммигрантов (переселенцев). Квоты должны определятся только для беженцев и вынужденных переселенцев, благополучие которых зависит от средств, выделенных из государственного бюджета.

Численность временных трудовых мигрантов в большинстве развитых стран определяется исходя из потребностей экономики, которые выражают работодатели. Численность студентов определяется возможностью вузов и интересами государства в области привлечения специалистов.

Правительства Австралии и Канады ежегодно утверждают общий план по приему переселенцев. В основу плановых расчетов положены:

  • возможности государств адаптировать определенное количество иммигрантов; во многом эти оценки основаны на историческом опыте этих государств;
  • экономические интересы государств;
  • демографические расчеты.

Ярким примером страны, использующей иммиграционное квотирование, являются США. Эта система достаточно динамична. Общая величина квоты и ее составляющие по отдельным группам иммигрантов постоянно изменяются. Кроме того, размер иммиграционной квоты высок — более 700 тыс. разрешений на постоянное проживание в год, не включая тех, кто изменяет свой статус, находясь на территории США.

В России практика квотирования численности временных мигрантов себя не оправдывает. Механизм обоснования квот неясен, а их величина далеко не исчерпывается. Численность трудовых иммигрантов должна определятся интересами работодателей, согласованных в лице Министерства труда с интересами государства. Соответствующая поправка должна быть внесена в Федеральный закон «О положении иностранных граждан».

Поскольку сегодня трудно представить, каким может быть приток переселенцев в Россию, в течение первых лет реализации программы постоянной иммиграции не должны водится никакие количественные ограничения. По их итогам ФМС следует представить правительству первый план приема постоянных иммигрантов в Россию.

Другой важный вопрос, с точки зрения реализации иммиграционной политики, заключается в том, из каких стран будут прибывать иммигранты. Ответ на этот вопрос будет зависеть: (1) от программ отбора иммигрантов (уровень образования, квалификация, профессиональный опыт, знание языка, возраст); (2) от естественного отбора иммигрантов (непривычные агроклиматические условия, отсутствие диаспор, отсутствие исторических связей между Россией страной происхождения иммигрантов и др.); (3) от конкурентной борьбы за квалифицированных иммигрантов между странами.

С этой точки зрения, для России очевидным и желаемым источником иммигрантов являются бывшие союзные республики. Однако переселенческий потенциал в большинстве из них, кроме республик Средней Азии и Азербайджана, достаточно низкий (табл. 11). В Белоруссии, Украине, странах Балтии, Грузии, Армении, Молдове, Казахстане идут процессы депопуляции и демографического старения. В принципе, перед ними в сфере иммиграционной политики стоят те же задачи, что и перед Россией. Миграционный обмен между этими государствами будет происходить, но характеристики его экономической компоненты будут изменяться со временем в зависимости от экономической конъюнктурой, складывающейся в этих странах.

В среднеазиатских странах наиболее высокий иммиграционный и демографический потенциал накоплен в Узбекистане. В других республиках, в силу относительной малочисленности их населения, он ниже. Однако вероятным конкурентом России за иммигрантов этого региона будет Казахстан, численность населения которого меньше, чем в Узбекистане, но ресурсный потенциал — один из самых высоких в мире.

Огромным иммиграционным потенциалом обладают страны, расположенные вдоль южной границы бывшего СССР, а также Китай. В отдаленной перспективе численность населения Ирана превысит, а Турции сравняется с численностью населения России. Однако Турция вряд ли будет серьезным иммиграционным партнером, если не считать временной трудовой иммиграции. Для этой страны открыты перспективы иммиграции в Европу, особенно, если учесть возможность ее вступления в Евросоюз. До настоящего времени Иран был относительно закрытой страной, а иммиграционный отток из него направлялся, главным образом, в страны Европы и США. Однако нельзя исключать, что по мере усиления демографического давления и в случае либерализации государства часть иммиграционного потока направится в Россию.

В Афганистане наблюдается один самых высоких темпов демографического роста мире. К 2025 г. численность его населения будет практически равна численности населения Узбекистана, Таджикистана и Туркмении вместе взятых. Учитывая сложную политическую обстановку в Афганистане, низкий уровень развития страны, можно предположить, что это государство еще долгое время будет источником беженцев и нелегальных иммигрантов, в то числе в Российскую Федерацию.

Китай представляется одним из наиболее вероятных иммиграционных партнеров России. Еще до революции тысячи китайцев отправлялись в Российскую империю в поисках заработков и лучшей жизни. Причем их путь лежал не только в приграничные области, но и европейскую часть страны. На наш взгляд, китайской иммиграции не надо бояться, ее надо научиться контролировать. В идеале хорошую основу китайской иммиграции могли бы составить китайские студенты, обучающиеся в России. В США и Канаде подобная практика полностью оправдывает себя с экономической точки зрения. По сравнению с другими странами в Китае относительно много людей изучают русский язык. По этой же причине — изучение языка, исторические связи — среди вероятных источников иммиграции можно назвать Вьетнам, численность населения которого скоро приблизится к численности населения России.

При проведении политики привлечения иммигрантов следует иметь в виду и Индию. Эта страна в будущем выйдет по численности населения на первое место в мире. Она обладает в достаточном количестве высококвалифицированными кадрами, особенно в области современных технологий. Кроме того, Индию, в отличие, например, от обладающего значительным иммиграционным потенциалом Пакистана, связывают с Россией длительные дружеские отношения.

С точки зрения иммиграционной политики особый интерес должны представлять студенты-иностранцы, в том числе из стран дальнего зарубежья, обучающиеся в России. Как показывает опыт развитых стран, в первую очередь США, эта группа населения является важнейшим и относительно дешевым источником пополнения квалифицированных кадров.

Таблица 11
Изменение численности и возрастного состава населения некоторых стран мира, в 2000–2050 гг.

Страны

Численность населения
(в тыс.)

Прирост населения (%)

Доля лиц в
возрасте от 60 лет
и старше (%)

2000

2025

2050

2000-2025

2025-2050

2000

2050

1

2

3

4

5

6

7

8

Эстония

1.393

1.062

752

–24

–29

20,2

35,9

Украина

49.568

39.569

29.959

–20

–24

20,5

38,1

Грузия

5.262

4.377

3.219

–17

–26

18,7

35,8

Латвия

2.421

2.090

1.744

–14

–17

20,9

37,5

Россия

145.491

125.687

104.258

–14

–17

18,5

37,2

Беларусь

10.187

9.335

8.305

–8

–11

18,9

35,8

Литва

3.696

3.418

2.989

–8

–13

18,6

37,3

Молдова

4.295

4.052

3.577

–6

–12

13,7

32,5

Польша

38.605

37.254

33.370

–4

–10

16,6

35,6

Армения

3.787

3.736

3.150

–1

–16

13,2

39,5

Финляндия

5.172

5.138

4.693

–1

–9

19,9

34,4

Казахстан

16.172

16.090

15.302

–1

–5

11,2

25,4

Азербайджан

8.041

9.076

8.897

13

–2

10,5

32,1

Китай

1.275.133

1.470.787

1.462.058

15

–1

10,1

29,9

КНДР

22.268

25.872

28.038

16

8

10,0

22,4

Турция

66.668

86.611

98.818

30

14

8,4

23,0

Кыргызстан

4.921

6.460

7.538

31

17

9,0

22,3

Таджикистан

6.087

8.066

9.763

33

21

6,8

21,0

Индия

1.008.937

1.351.801

1.572.055

34

16

7,6

20,6

Вьетнам

78.137

105.488

123.782

35

17

7,5

23,5

Монголия

2.533

3.478

4.146

37

19

5,6

23,1

Узбекистан

24.881

34.203

40.513

37

18

7,1

22,3

Иран

70.330

99.343

121.424

41

22

5,2

21,7

Туркменистан

4.737

6.844

8.401

44

23

6,5

19,9

Ирак

22.946

40.298

53.574

76

33

4,6

15,1

Пакистан

141.256

250.981

344.170

78

37

5,8

12,4

Нигерия

113.862

202.957

278.788

78

37

4,8

10,3

Эфиопия

62.908

113.418

186.452

80

64

4,7

6,6

Афганистан

21.765

45.193

72.267

108

60

4,7

7,7

Источник: United Nations (2000), Population Division Database: http: /www.un.org/ рopin/


[1] Согласно международным стандартам, 3 месяца – это нижняя временная граница, определяющая краткосрочную миграцию. В СССР нижняя временная граница, определяющая миграционное перемещение, составляла 1,5 месяца. После этого срока (за рядом исключений) мигрант должен был зарегистрировать изменение своего постоянного места жительства.

[2] Миграционный вестник. № 25–26 (35–36) от 21.10.2003.

[3] В ноябре 2003 г. в Федеральный закон о гражданстве РФ были внесены поправки, направленные на упрощенное получение российского гражданства многочисленной категорией лиц из бывших союзных республик. Это значительный шаг вперед в области соблюдения прав человека и восстановления исторической справедливости. Вместе с тем у нас вызывает сомнение появление в статье 14 пункта в), в котором говорится о предоставлении права получения российского гражданства тем гражданам государств, входивших в состав СССР, которые получили среднее профессиональное или высшее образование в Российской Федерации после 1 июля 2002 г. Во-первых, в своем большинстве студенты учатся 5 лет, что соответствует минимальному сроку проживания для получения гражданства и ставит под сомнение целесообразность введения подобного пункта. Во-вторых, обучение в университетах и институтах России еще ничего не говорит о качестве полученного образования и квалификации выпускника вуза. Кроме того, исследования, в которых участвовали и авторы данных строк, показывают, что многие российские студенты – граждане стран СНГ собираются остаться в России и работать не по специальности. В то же время, студенты – выходцы из стран дальнего зарубежья могут обладать более высоким образовательным потенциалом и желанием работать в инновационных сферах экономики в России. В-третьих, на наш взгляд, проблему привлечения квалифицированных кадров должна решать иммиграционная политика государства. В рамках этой политики должны учитываться такие моменты, как уровень образования иммигранта, опыт его работы в соответствующей сфере производства или науки, а также наличие потенциального места работы в Российской Федерации. Однако иммиграционное законодательство по своему качеству и соответствию потребностям страны заметно уступает Федеральному закону о гражданстве, тем более с вносимыми поправками.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.