Версия для печати

Профсоюз поможет?

Профсоюзная газета «Солидарность» не так уж много своих публикаций посвящает проблеме трудящихся мигрантов, но некоторые из ее публикаций достаточно ярко выражают ее позицию

"Трудовые соки": пить или не пить?

Дмитрий Черников, "Солидарность", №42, 10 ноября 2004 г.

Всеобщая конфедерация профсоюзов (ВКП) провела 2 ноября в Москве международный семинар-совещание по проблемам трудовой миграции в странах СНГ и защите прав трудящихся-мигрантов. Помимо профлидеров участие в семинаре приняли представители соответствующих российских госструктур, ученые, предприниматели. Несмотря на внушительный диапазон мнений, выступавшие сошлись в глобальном выводе: есть необходимость и неизбежность экономической интеграции между странами Содружества как способа снятия остроты миграционных вопросов. Тем не менее при обсуждении роли самой миграции в построении единого экономического пространства участники семинара расставили разные акценты.

Профсоюз поможет

Во вступительном слове президент ВКП, председатель ФНПР Михаил Шмаков, как вскоре выяснилось, в принципе очертил рамки дискуссии и обозначил главные аргументы оппонентов. По его словам, с одной стороны нельзя не учитывать сложное демографическое положение в России. И чтобы экономика страны в будущем не стала заложницей сокращения населения, жизненно необходим приток иностранной рабочей силы. С другой стороны, существует опасность давления на рынок труда, следовательно, все миграционные процессы должны регулироваться взвешенной политикой государства, учитывающей мнение различных общественных сил, в первую очередь профсоюзов.

Профсоюзы пока не выработали четкой и всех устраивающей позиции, а потому плановая, долгосрочная и эффективная работа с мигрантами до сих пор не велась, признался глава ФНПР. Как результат — образование мигрантами собственного профсоюза: “Только это не профсоюз, а нечто вроде общественной организации, причем созданной работодателями с целью взимания дополнительных, порядка 10 долларов, поборов с работников...” Шмаков выступил резко против идеи таких “профсоюзов” для иностранцев и призвал собравшихся к скорейшей выработке принципов действий профсоюзов в сложнейших условиях массовой трудовой миграции. “Нашим профсоюзам нужно опираться на международный опыт. Этот опыт показывает, что предстоит путь тяжелых компромиссов”, — резюмировал Шмаков.

Генеральный секретарь ВКП Владимир Щербаков сделал обширный доклад, в котором рассказал о макроэкономических причинах миграции и обрисовал ситуацию в странах Содружества. Профлидер также привел данные статистики, согласно которым размеры нелегальной миграции в СНГ достигают предположительно 10 млн. человек, в том числе в России — от 3,5 до 6 миллионов. Наша страна занимает “почетное” третье место в мире по количеству нелегалов, большая часть которых — выходцы из бывших советских республик. По заявлению Щербакова, это результат чрезмерно усложненной процедуры получения работы для жителей ближнего зарубежья.
Трудоустройство для них предусматривается только при наличии на руках копии трудового договора и приглашения на работу. А чтобы их получить, нужно сделать вояж в Россию для поиска работы и переговоров с работодателем. Как правило, денег у наших необеспеченных соседей хватает на билет лишь в один конец, и они пополняют ряды бесправных нелегалов. “Нам нельзя самоустраняться от проблем этих работников, — продолжил Щербаков. — Профсоюзам следует всячески вовлекать в свою работу иностранных работников, путем агитации и информирования”.

Генсек ВКП одобрил форму сотрудничества российского и таджикского строительных профсоюзов, назвав ее “показательной”. (Правда, Геннадий Аржанов, председатель Международной конфедерации профсоюзов работников строительства и промышленности стройматериалов, в интервью “Солидарности” пояснил, что соглашение о сотрудничестве пока не действует, оно в стадии доработки. По его словам, документ предусматривает для мигрантов из Таджикистана приостановление членства в родном профсоюзе вместе с параллельным вступлением в российский строительный профсоюз. “Здесь их встретят, помогут обустроиться на новом месте, защитят все права”.)

Владимир Щербаков обратился к профцентрам России, Казахстана, Молдавии, Грузии и других стран и попросил содействия в побуждении их правительств подписать международную Конвенцию ООН о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей и аналогичную Конвенцию, разработанную специально для государств — членов СНГ.

"Когда в товарищах согласья нет..."

Генсека ВКП поддержали и социологи, и часть чиновников. К примеру, Жанна Зайончковская, зав. лабораторией миграции населения Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, назвала существующую систему квот “чистой фикцией, поскольку определяющие их субъекты федерации не в состоянии оценить свои потребности. Методик расчета этих квот пока нет”. Зайончковская добавила, что отечественная экономика еще слишком импульсивна, чтобы оправдывать прогнозы занятости. Пафос речи социолога в конце концов свелся к перечислению “заслуг” мигрантов в сфере обслуживания и к позитивной динамике российского производства: “У России нет иного выхода, кроме как продолжать принимать “миграционный допинг”, только уж лучше — легализованный”.

Ей вторил Александр Рудик, представлявший Федеральную службу по труду и занятости. Он присоединился к рекомендациям упростить процедуру трудоустройства иностранцев и отменить квоты на иностранных работников. И спрогнозировал, что в ближайшие годы нашей стране придется бороться за рабочую силу со странами Евросоюза, переживающими жесточайший демографический спад.

Однако в госструктурах, как и во всем обществе, нет консенсуса по данной проблеме. Лишний раз это продемонстрировало выступление Михаила Тюркина, заместителя директора Федеральной миграционной службы. Он предложил не спешить с либерализацией законодательства, а для начала “научиться соблюдать законы”. Пока у “гостей” и их работодателей-хозяев сохраняется низкий уровень правосознания, менять законы не имеет смысла, они с тем же успехом не будут исполняться. Современное миграционное право достаточно разумно и жизнеспособно, настаивал Тюркин. Например, в соответствии с законом наниматель легального работника-иностранца сегодня должен заплатить государству 4 тысячи рублей — “вполне адекватную, незавышенную сумму”.

Как показывает практика, продолжил чиновник, квоты никогда не выбираются полностью. По его мнению, нельзя забывать и о собственной безработице, составляющей в последние годы 4,5 — 5 млн. человек. Текущее законодательство можно подкорректировать разве что в сторону ужесточения ответственности правонарушителей. Так, Тюркин сообщил, что его ведомство подготовило закон, предусматривающий уголовную ответственность организаторов незаконной миграции. Закон, по планам авторов, пройдет второе и третье чтения в Госдуме уже в ноябре и после подписания президентом сразу вступит в силу.

Заместитель председателя Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Госдумы Сергей Антуфьев прокомментировал для “Солидарности” разногласия между чиновниками в том ключе, что Рудик и Тюркин представляют интересы своих ведомств. “Федеральная миграционная служба заботится в первую очередь о надлежащем исполнении законов, а служба занятости — о скорейшем заполнении вакансий”. Напрашивается вывод, что до созревания непротиворечивой государственной позиции по этому вопросу еще долгий путь...

Депутат согласился с корреспондентом “Солидарности” в том, что на семинаре не прозвучала очевидная проблема неравномерности миграционной нагрузки на регионы. Но Антуфьев не одобрил последние инициативы некоторых членов Мосгордумы по ужесточению правил въезда работников, поскольку “существующие нормы вполне достаточны”.

"В чем наш интерес?"

Профсоюзы России, как явствовало из выступления секретаря ФНПР Галины Стрелы, по обсуждаемой проблеме занимают позицию более осторожную, чем некоторые функционеры ВКП. Стрела дала это понять, заявив, что “следует четче понимать наш профсоюзный и национальный интерес в этом непростом положении”. Она затронула уже поднимавшуюся проблему вывоза мигрантами “совсем не лишнего” капитала, тему складывающегося имиджа России как рынка дешевой, малоквалифицированной рабочей силы, вопрос растущей молодежной безработицы.

В беседе с корреспондентом “Солидарности” Галина Стрела сказала, что во многих странах трудность с заполнением непрестижных вакансий (дворников, водителей городского транспорта, сантехников и т.д.) решается повышением зарплаты. У нас же пошли другим путем — путем найма неблагополучных иностранцев. Более того, и в других сферах — в строительстве, промышленности — мигранты, работая за копейки, не позволяют расти общему уровню оплаты труда. Секретарь ФНПР одобрила не политику привлечения малообученных и непритязательных гастарбайтеров, но альтернативный сценарий развития общего рынка на территории СНГ. В рекомендациях ВКП, подлежащих дальнейшему согласованию, этот сценарий увязан с тезисом, что трудовая миграция выгодна для всех стран Содружества, но, по мнению Стрелы, эта привязка не совсем корректна: “Стратегия создания совместных производств с использованием рабочих рук местного населения гораздо продуманнее и перспективнее массового и драматичного переселения трудящихся в совершенно другой климат, культуру”. Впрочем, отметила Стрела, каждый должен заниматься своим делом, и сегодня российские профсоюзы, отвечая на справедливые упреки с разных сторон, активизируют свою правозащитную и агитационную работу с мигрантами.

Любопытно, что представитель работодателей (то есть людей, казалось бы, кровно заинтересованных в дешевой рабочей силе) вице-президент Совета Международного конгресса промышленников и предпринимателей Владимир Колмогоров высказался против отмены квот и снятия ограничений на трудоустройство иностранцев. На его взгляд, близкий к точке зрения Стрелы, единственно верный стратегический вариант развития для стран СНГ — создание общего экономического пространства. Совокупный экономический потенциал государств Содружества, по оценкам Колмогорова, составляет 733 трлн. долларов. Поэтому России выгоднее не “пить трудовые соки” из близлежащих стран, но совместно осваивать их природные ресурсы. Однако бизнесмен высказался против ужесточения миграционных законов, полагая их и так довольно серьезными препонами для вынужденных соискателей рабочих мест. А чтобы миграция перестала быть вынужденной, отчаянной, создающей проблемы принимающей стороне, необходимо организовывать рабочие места в республиках СНГ.

Этот вариант решения проблемы поддержали и профлидеры из регионов — источников трудовых ресурсов: Киргизии, Таджикистана, Украины, Молдавии. В отличие от выступающих с российской стороны они были едины в негативной оценке исхода своих земляков в “хлебные края”. Представители национальных профцентров призвали российских коллег к содействию в деле убеждения и привлечения частных и государственных компаний России к налаживанию совместных производств и созданию рабочих мест в странах СНГ. 


Правительство сокращает число гастарбайтеров

Вадим Барабанов, "Солидарность", №48, 24 декабря 2003 г.

У нашего государства нет действенных несиловых рычагов регулирования миграционных процессов. Такой вывод можно сделать из прошедшего 17 декабря в Москве “круглого стола” на тему “Мигранты и их роль в жизни России”. Участвовали министр по национальной политике Владимир ЗОРИН и замначальника Федеральной миграционной службы (ФМС) МВД Михаил КРАВЧЕНКО. Они отметили, что иностранные рабочие не оказывают негативного влияния на российский рынок труда, а на демографический уровень России влияют положительно (восполняют потери от убыли населения). И де-факто признали: контроль над миграцией не очень-то эффективен, носит карательный характер, и законодательных послаблений приезжим ждать не приходится.

Министр по национальной политике Владимир Зорин констатировал, что “за последние годы Россия столкнулась с небывалым объемом миграционных процессов”. Только по официальным данным, с 1989 года в нашу страну въехало более 11 млн. человек, а выехало менее 6 миллионов. Получилось, что положительное “миграционное сальдо” равняется примерно 5,6 млн. человек. Внутренняя миграция также приняла масштабный характер: с 1989 года внутри России переместился каждый четвертый житель, при этом наиболее привлекательными районами для переселения являются центр и юг страны.

Ранее Россия рассматривалась как поставщик мигрантов в другие страны, а в последние 3-4 года вдруг оказалось, что мы — “страна миграционно привлекательная”. Теперь, как указал министр, для РФ характерна трудовая миграция (“к нам едет рабочая сила, чтоб заработать”), тогда как раньше львиную долю приезжих составляли беженцы и вынужденные переселенцы. Однако Зорин подчеркнул, что “трудовые мигранты составляют всего 0,7% занятого населения, и это не представляет никакой угрозы для экономики в масштабах страны”. Больше всего иностранцев — 30% — в строительстве, 24% — в бытовой сфере и торговле, 13% — в промышленности, 7,4% — в сельском хозяйстве и 2,4% — в транспортной отрасли.

Впрочем, не стоит и впадать в эйфорию от наплыва мигрантов, пусть даже они и восполняют потери от российской демографической катастрофы. Опасности известны: терроризм, наркотрафик, торговля людьми — то есть встает вопрос о национальной безопасности. “Другой проблемой является нелегальная трудовая миграция, объем которой в новой России доходит до 7 млн. человек!Потребовалось вывести наше миграционное законодательство на уровень мировых стандартов, и мы пошли на введение квот и миграционных карт”, — сказал Зорин. В результате, по его словам, начался выход мигрантов из тени. А такое пробуждение сознательности накладывает ряд обязательств и на власти. “Нужна защита самих мигрантов! — провозгласил министр. — Ведь согласно законодательству мигрант обладает всеми правами гражданина, кроме права избирать. Правда, это лишь в том случае, если он легализовался и зарегистрировался”.

Замначальника ФМС МВД Михаил Кравченко поведал, что “к легально находящемуся здесь человеку милиция не подойдет и не заберет. Ведь если будут неправомерные действия, он сможет обратиться с жалобой в вышестоящую инстанцию или суд. Позиция человека тем уязвимее, чем у него меньше нормальных документов”. Видимо, милицейский руководитель полагает, что как раз у террористов с наркоторговцами и не хватает денег, чтоб сделать себе хорошие документы, и предлагает в это поверить и нам... Кравченко подчеркнул тот факт, что его начальник, глава ФМС Александр Чекалин, в основе успешной миграционной политики “видит прежде всего ответственность недобросовестных работодателей за привлечение нелегальной рабочей силы, а вовсе не облавы на людей”. Дескать, с начальством нам, в общем-то, повезло, и надо это ценить. Правда, есть в этой работе и “чисто полицейский блок функций, связанных с миграционным контролем. Это и органы миграционного контроля, и посты миграционного контроля и миграционная инспекция, которую мы только начинаем создавать... Надо проработать вопросы выдворения и депортации, на что нужны большие средства. Демократия — вещь дорогая: в Евросоюзе на временное содержание одного выдворяемого тратится 4,5 тысячи евро в месяц. И нам нужны центры временного содержания для нелегалов, они уже строятся...” Ведь, как с печалью сообщил Кравченко, косвенные потери бюджета в 2003 году от недоплаченных налогов из-за незаконной трудовой миграции составили от 1 до 2 млрд. долларов. А по данным МВД, сейчас по стране бродит от 1,5 до 5 млн. лиц с неопределенным трудовым статусом, большинство которых — незаконные трудовые мигранты. Зато в 2003 году госпошлина от въезжающих в страну иностранных граждан дала бюджету страны около 1,5 млрд. рублей — в десятки раз больше, чем в 2002-м.

Как выяснилось, в 2004 году квота на привлечение иностранной рабочей силы составит 436 тыс. человек. Это почти на 100 тыс. меньше по сравнению с нынешним годом, когда официальное разрешение на работу было выдано 530 тысячам иностранцев. Вместе с тем миграционные квоты увеличат в 6 раз для Свердловской области, в 2,2 раза для Волгоградской области и почти в 2 раза для Якутии, что связано с развитием там производства и строительства. А в трех регионах (Чечня, Ингушетия и Корякский АО) не нуждаются в иностранной рабочей силе: “Нет заявок — нет и квот!” — подытожил Зорин.

Докладчиков спросили о роли и месте неправительственных и коммерческих организаций в упорядочении миграционных потоков. Зорин сказал: “Реализация миграционной политики без участия таких организаций будет неполноценной. Например, у нас сейчас действуют около трехсот объединений беженцев, мигрантов и вынужденных переселенцев...” Кравченко был более осторожен, особенно в отношении коммерческих структур: “В вопросах трудовой миграции место коммерческим структурам есть (помощь в адаптации, правовое консультирование) — ведь мало кто из мигрантов знает, что именно они нарушают, как им легализоваться, в чем их права. И этим пользуются и криминальные структуры, и, к сожалению, отдельные представители власти”.

Журналисты выразили опасение, что доминирование коммерческих структур в миграционной сфере приведет к злоупотреблениям и безудержной торговле людьми. Как оно уже и происходит — вспомним массу случаев, когда невесть откуда взявшиеся “модельные агентства” и “биржи трудоустройства” продают наших сограждан в рабство. Кравченко согласился: “Конечно, есть возможность обмана со стороны коммерческих структур. Но на то есть ответственность, предусмотренная уголовным законодательством”. Зорин добавил: “Если чисто по жизни, то роль этих коммерческих структур будет зависеть от взаимодействия с властями и от добропорядочности”. Такой оптимизм повеселил прессу, которая “по жизни” сталкивается с обратными примерами.

Госчиновникам предложили перехватить инициативу у негоциантов и ввести в миграционную госполитику принцип “одного окна” (сдают все справки и получают все документы единовременно и в одном органе). Ведь коммерсанты, промышляющие услугами типа “паспорт за три дня”, давно этот метод освоили. Кравченко помрачнел: “Нам законодательно запрещено создавать такие государственные организации... А вот коммерческим организациям законодательство разрешает заниматься такой деятельностью.


Трудовые резервы бегут медленно, а размножаются вяло

Айдар Бурибаев, "Солидарность" №33, 10 сентября 2003 г.

4 сентября в Москве в роскошной гостинице “Националь” под эгидой МОТ прошел семинар на тему: “Роль частных рекрутинговых компаний в международной трудовой миграции в России”. Участники обсудили проблемы миграции в Японии, США и Западной Европе и договорились съездить на пикник в Болшево. О заявленной роли частных рекрутинговых компаний в трудовой миграции в России разговора не было.

На семинаре председательствовали: Маноло Абела, директор департамента MIGRANT Международной организации труда при ООН, заместитель начальника Федеральной миграционной службы МВД России Михаил Тюркин, замминистра труда Максим Топилин. Слушателями же были работники различных российских кадровых агентств и представители общественных организаций.

Первым приветственное слово участникам семинара сказал г-н Абела. После долгих реверансов в сторону российских чиновников он заявил, что главная задача МОТ — обеспечить иностранным работникам надлежащую защиту, дабы трудовая миграция не привела к эксплуатации трудящихся. Именно эта тема станет основной для намечающейся в ближайшее время конференции в Женеве.

Заместитель начальника ФМС Тюркин передал приветствие министра внутренних дел Грызлова участникам семинара. Затем он похвалил собственное ведомство, которое за последние полтора года “проделало большую правотворческую работу” и, по мнению своего руководства, посрамило сомневавшихся в целесообразности передачи управления миграции в ведение силовой структуры. Также г-н Тюркин, правильно оценив настроение командированных на этот семинар менеджеров, ехидно пожелал получше всем отдохнуть (в том числе в Болшево), а заодно сразу же напросился к г-ну Абела в участники предстоящей женевской конференции.

Замминистра труда Топилин начал с предстоящей административной реформы. Эта реформа каким-то таинственным для присутствующих образом была увязана с ситуацией на российском рынке труда и местом на этом рынке рекрутинговых агентств. Также он высказал позицию своего ведомства по ряду недоработок, имеющих место в законах об иностранцах. Какие именно недоработки имелись в виду, сказано не было.

На этом вступительная часть была завершена, и слово взял г-н Абела. Его выступление по форме и сути было обычной лекцией по экономической географии и называлось “Мировые тенденции в трудовой миграции и развитие событий на рынках труда в Западной Европе”. При проведении этого урока г-н Абола использовал не меньше двух десятков графиков, диаграмм, табличек. Командированные на семинар рекрутеры, всем своим видом напоминая прилежных учеников, старательно записывали за ним каждое слово.

Корреспондент “Солидарности” уяснил из сказанного следующее. Темпы роста иммиграции в мире за последнее десятилетие замедлились более чем в 2 раза — с 2,19% до 1,3%. В странах Западной Европы мигранты, оказывается, вообще составляют относительно небольшой процент от местного населения, а именно около 4,5%. Тогда как в США — уже 12%. Представитель МОТ объяснил происходящее нынешним демографическим кризисом, который касается не только развитых стран, но и развивающихся — основных поставщиков трудовых ресурсов. По нынешним расчетам, для сохранения существующей численности населения каждая женщина должна родить 2,1 (!) ребенка. Падение рождаемости имеет место даже в таких традиционно “плодовитых” странах, как Индия и Китай. То же происходит и в исламском регионе (Ближний Восток, Средняя Азия, некоторые страны Африки). Все это обуславливается, по мнению МОТ, ростом образования, изменениями традиционного уклада, удорожанием жизни.

Также г-н Абола живописал мрачные перспективы касательно трудоспособного населения. Через 50 лет численность 65-летних и старше возрастет по сравнению с имеющимся количеством в 2 раза. Например, в Польше на 2000 год люди, перешедшие порог 65-летия, составляют около 12% населения, тогда как в 2050 году пожилым будет уже каждый четвертый. Те же тенденции имеют место по всему миру, включая и Россию, — тут ей, к сожалению, МОТовскими чиновниками особого пути не уготовано.

Соответственно упадет уровень поддержки государством пожилых людей. Если сейчас по Европе на каждого пенсионера “работают” четверо трудоспособных, то через 50 лет их будет вдвое меньше. Начальник департамента МОТ заявил, что “грядет война поколений”. За увеличением количества социально зависимых людей последует пропорциональное увеличение налогового бремени, что вызовет недовольство будущей молодежи.

Другая демографическая беда Европы состоит в отсутствии мобильности трудящихся. В некоторых европейских городах уровни безработицы различаются в разы, но оседлому местному рабочему тяжело срываться с насиженного места в поисках счастья в незнакомом городе. А вот, например, в США, стране иммигрантов, проблемы мобильности работников не существует вообще.

Так что единственный выход из сложившейся ситуации — это привлечение мигрантов с последующей интеграцией их в европейское общество. Другое дело качество этих иммигрантов как рабочей силы. Например, в Италии всего 0,4% приезжих имеют высшее образование. В Соединенных Штатах к этой проблеме подходят иначе, приглашая в большом количестве иностранных студентов к себе на учебу. Таким образом, происходит естественный отсев претендентов, да и адаптация уже отучившихся к местным условиям протекает легче и быстрее.

Толерантность по отношению к приезжим — одна из самых острых общественных тем не только в России, но и в Европе. Если общество и государство оттолкнет иммигранта, попытается отгородиться от него, он неминуемо впадет в отчаяние среди незнакомых ему людей и обычаев. После чего, как правило, следует вовлечение в местную криминальную среду, выгодно отличающуюся интернационализмом. В Европе приоритетом при решении проблем иммиграции считают интеграцию приезжих в принявшее их общество. Как показывает опыт, иммигранты полностью ассимилируются через одно поколение, обогащая такой ценный в условиях нынешней демографии запас трудовых ресурсов страны.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2014 Русский архипелаг. Все права защищены.