Главная −> Повестка дня −> Президентская повестка 2000-х −> Повестка 2004-08: Иммиграционная политика: расходящиеся взгляды −> Американские дебаты в переводах Татьяны Лопухиной −> Увеличение предложения на рынке труда посредством иммиграции. Определение влияния на коренных рабочих
Джордж Борхас

Увеличение предложения на рынке труда посредством иммиграции. Определение влияния на коренных рабочих

Влияние иммиграции на заработки различается от одной образовательной группы к другой — так же, как различается оно и для разных расовых групп; молодые иммигранты с наибольшей вероятностью станут конкурировать с молодыми коренными рабочими, нежели с коренными рабочими старших возрастов

Президент Буш и некоторые члены Конгресса предложили легализацию иностранцев, находящихся в стране на нелегальных основаниях, и существенное увеличение [объемов] легальной иммиграции. Экономическая теория предсказывает, что увеличение таким образом предложения [рабочей силы на внутреннем рынке] труда приведет к сокращению заработков среди коренных[1] рабочих в конкуренции с иммигрантами. Настоящее исследование, используя данные переписей с 1960-го по 2000 год, рассматривает экономическое воздействие, которое оказывал на рабочую силу [в целом] рост числа рабочих-иммигрантов в зависимости от уровня их образования и трудового опыта. Статистический анализ показывает, что, когда иммиграция увеличивает поставки рабочих в [какой бы то ни было] квалификационной категории, заработки коренных рабочих в той же категории падают. Негативный эффект будет иметь место вне зависимости от того, являются ли рабочие-иммигранты легальными или нелегальными, временными или постоянными. Любое ощутимое увеличение количества иммигрантов неизбежно будет снижать заработки тех или иных [категорий] американских рабочих. И напротив, уменьшение предложения [рабочей силы на внутреннем рынке] труда путем жесткого соблюдения иммиграционного законодательства и сокращения [объемов] легальной иммиграции увеличило бы заработки коренных рабочих.

Основные выводы настоящего исследования таковы:

• Из-за увеличения предложения [рабочей силы на внутреннем рынке] труда между 1980-м и 2000 гг. иммиграция, по оценкам, способствовала снижению среднегодовых заработков коренного населения на US$ 1700.00, или примерно на 4%.

• Для коренных рабочих, которые не имеют полного среднего образования и которых в целом можно отнести к беднейшей категории (они составляют приблизительно 1/10 долю всей рабочей силы), воздействие иммиграции было даже еще более ощутимым: по оценкам, их заработки снизились на 7,4%.

• 10 миллионов коренных рабочих, не имеющих дипломов о полном среднем образовании, сталкиваются с наибольшей конкуренцией со стороны иммигрантов. Те же проблемы испытывают еще 8 миллионов представителей молодого поколения коренных американцев, имеющих только полное среднее образование, плюс 12 миллионов молодых выпускников колледжей.

• Отрицательный эффект сказывается на коренных черных и испано-язычных рабочих значительно сильнее, чем на белых, поскольку намного бóльшая доля меньшинств находится в состоянии прямой конкуренции с иммигрантами.

• Сокращение заработков имеет место вне зависимости от того, являются ли иммигранты легальными или нелегальными, находятся ли они в стране на временной основе или прибыли в США на постоянное жительство. Наличие дополнительных рабочих, а не их правовой статус — вот что снижает доходы коренных жителей.

Введение

После 1-й Мировой войны были приняты законы, жестко ограничивающие иммиграцию. С тех пор лишь тонкая струйка иммигрантов допускалась в страну… Ограничивая поставки [рабочей силы на внутренний рынок] труда, иммиграционная политика позволяет удерживать заработки на высоком уровне. Разрешите нам подчеркнуть этот основной принцип: при ограничении предложения труда в любых категориях [занятости] — соотнесенного со всеми другими производительными факторами — можно ожидать роста ставок заработной платы; увеличение же такого предложения — при прочих равных условиях — ведет к снижению нормы заработков.

Пол Самьюэлсон. «Экономика» (1964 г.) /Paul Samuelson. Economics/

Что же случается, когда иммиграция увеличивает предложение рабочих на каком-то определенном рынке труда? В своем влиятельном вводном труде Пол Самьюэлсон дает основанный на здравом смысле ответ, подразумеваемый стандартной моделью рынка труда. Он писал непосредственно перед введением в действие дополнений от 1965 года к Закону об иммиграции и гражданстве (Immigration and Nationality Act ), позволивших совершить главный сдвиг в иммиграционной политике, который инициировал возрождение широкомасштабной иммиграции. Это и привело Самьюэлсона к тому заключению, что иммиграционные ограничения позволяли «удерживать заработки на высоком уровне». Он также подчеркивал значение «зеркального отображения» [ситуации]: по мере того как иммигранты увеличивают предложение определенного типа труда (такого, например, как малообразованные рабочие), зарплаты, выплачиваемые этой группе, уменьшаются.

Что еще более обычно, иммиграция снижает заработки конкурирующих рабочих и повышает зарплаты дополнительных — «комплементарных» — рабочих, то есть тех, чьи квалификации благодаря иммиграции становятся более ценными. Например, наплыв иностранных рабочих в категории занятых ручным трудом сужает экономические горизонты для коренных рабочих этой же категории — все такие рабочие сталкиваются теперь с более жестокой конкуренцией на рынке труда. В то же время высококвалифицированные коренные рабочие могут существенно выгадать. Они меньше платят за услуги, предоставляемые первой группой рабочих (такие, например, как покраска домов и стрижка газонов), а коренные жители, нанимающие этих рабочих, могут теперь специализироваться в производстве товаров и услуг, которые лучше подходят их навыкам и квалификации.

В Соединенных Штатах иммигранты тяготеют к небольшому числу географических районов. В 2000 году, например, 34,5% иммигрантов трудоспособного возраста проживали всего в трех мегаполисных регионах (Нью-Йорк, Лос-Анджелес и Чикаго). В противоположность этому, только 10,5% коренных американцев сопоставимой категории были сконцентрированы в этих трех регионах. Практически все эмпирические исследования в академической литературе используют такую географическую концентрацию для измерения влияния иммиграции на рынок труда.[2]

Более ранние исследования определяют мегаполисный регион как рынок труда, на который проникают иммигранты.[3] В типичном исследовании подсчитывается общегородская корреляция, измеряющая соотношение между заработками коренных жителей местности и соответствующим числом иммигрантов в той же местности. Отрицательная корреляция, показывающая, что заработки коренных жителей оказываются ниже на тех рынках, куда проникли иммигранты, означает, что иммигранты ухудшают возможности трудоустройства для конкурирующих коренных рабочих. Исследования такого рода обычно показывают, что оценочные корреляции тяготеют к нулю, создавая общепринятое впечатление, что иммигранты оказывают малое влияние на рынок труда, возможно, потому, что «иммигранты выполняют ту работу, которую не хотят делать коренные жители».

Однако совсем недавние исследования подняли два вопроса касательно обоснованности интерпретации общегородских корреляций, близких нулевому значению, как доказательства, что иммиграция не оказывает влияния на рынок труда. Во-первых, иммигранты не могут быть распределены на рынках труда случайным образом. Если иммигранты тяготеют к концентрации в городах с процветающей экономикой, тогда будет иметь место «встроенная» ложная позитивная корреляция между иммиграцией и ставками заработной платы.

Во-вторых, ответной реакцией коренных рабочих на воздействие иммиграции на уровень заработков может стать перемещение их труда или капитала в другие города. Например, фирмы, принадлежащие коренным жителям, видят, что города Южной Калифорнии, заполненные низко квалифицированными иммигрантами, выплачивают рабочим более низкие зарплаты. Работодатели, нанимающие [таких] работников, захотят переместить свой бизнес в эти города. Перетекание рабочих вакансий в «пораженные» иммигрантами районы смягчает обратный эффект иммиграции на уровень заработков конкурирующих рабочих в этих местностях.

Сходным образом рабочие, проживающие в Мичигане, возможно, подумывали о переезде в Калифорнию, прежде чем туда проникли иммигранты. Эти рабочие узнали, что иммиграция снизила их потенциальные заработки в Калифорнии, и вместо [переезда в этот штат] могли решить остаться на месте или переехать куда-то еще. Более того, некоторые калифорнийцы могли оставить свой штат в поисках лучших возможностей [трудоустройства].

Перетекание рабочих вакансий и самих рабочих имеет тенденцию выравнивать экономические условия в разных городах. В результате межгородские сравнения не будут очень уж показательными; перетекание рабочих вакансий и внутренняя миграция эффективно размывают иммиграционное воздействие в пределах всей национальной экономики. В конце концов, все рабочие — вне зависимости от того, где они живут, — оказываются в худшем [финансовом] положении, потому что теперь их, рабочих, стало намного больше.

Поскольку локальные рынки труда [оперативно] приспосабливаются к иммиграции, [подлинное] воздействие ее на рынок труда может быть измерено только на национальном уровне. Исследование Национальной академии наук (National Academy of Sciences ), Департамента труда (Department of Labor ), центра по изучению иммиграции (Center for Immigration Studies ) и др., рассматривавшее воздействие иммиграции на национальном уровне, пришло к заключению, что иммиграция неблагоприятно влияет на заработки коренных американцев в конкуренции с иммигрантами.[4] Я также исследую влияние иммиграции в национальном масштабе, но ввожу при этом новый методологический подход. Я рассматриваю, как менялись заработки конкретных квалификационных групп в период 1960—2000 гг. Я показываю, что путем анализа общенациональных тенденций на рынке труда и выделения квалификационных групп (как в плане их образовательных характеристик, так и в плане трудового опыта), можно достичь существенного прогресса в определении того, вносит ли иммиграция изменения в возможности трудоустройства и заработков для коренных рабочих.

Чтобы увидеть, как такой подход может быть использован для измерения воздействия иммиграции на состояние рынка труда, рассмотрим следующий пример. Недавняя иммиграция значительно увеличила относительное предложение труда в категории рабочих, не имеющих полного среднего образования. Последствия подобного роста для рынка труда со всей очевидностью зависят от того, насколько распределение трудового опыта иммигрантов сопоставимо с аналогичным опытом коренных рабочих. В конечном счете, [интересы] какой-то одной группы коренных рабочих, а именно — не имеющих полного среднего образования, скорее всего были бы задеты, если бы все вновь прибывающие неквалифицированные иммигранты были очень молоды, но совершенно другая группа коренных рабочих пострадает, если возраст иммигрантов будет приближаться к пенсионному. Предложенный здесь подход использует тот факт, что распределение иммигрантов и коренных рабочих по возрастным группам существенно различается — даже в пределах одной образовательной категории.

Данные и методы

Эмпирический анализ использует данные подекадных переписей 1960, 1970, 1980, 1990 и 2000 гг., а именно т.н. интегрированные образцы микро-данных для общественного пользования (Integrated Public Use Microdata Samples — IPUMS). Эти обзоры содержат информацию о миллионах коренных и рожденных за рубежом рабочих.[5] Заключения, приводимые ниже, резюмируют, как иммиграция повлияла на состояние рынка труда, отразившееся на населении в возрасте от 18 до 64 лет.[6]

Как отмечено выше, для распределения рабочих по определенным квалификационным группам я использую критерии как образовательных достижений, так и трудового опыта. В частности, я классифицирую население по четырем различным образовательным группам: лица, не имеющие полного среднего образования; окончившие среднюю школу; окончившие несколько курсов колледжа [т.е. имеющие неполное высшее образование]; и выпускники колледжей.

Я определяю трудовой стаж как число лет, прошедших с того момента, когда человек окончил школу.[7] Я разбиваю рабочих на восемь различных по опыту групп: имеющих от 1 до 5 лет трудового опыта, от 6 до 10 лет стажа, от 11 до 15 лет и т.д. Таким образом, всего на рынке труда можно выделить 32 квалификационные группы (4 образовательные группы Х 8 «опытных» групп).

График 1 (четыре секции)

График 1а
Рабочие, не имеющие полного среднего образования: доля иммигрантов в зависимости от трудового опыта. (По вертикали — доля иммигрантов, %; по горизонтали — продолжительность трудового стажа, лет.)

 

График 1b
Рабочие с полным средним образованием: доля иммигрантов в зависимости от трудового опыта. (По вертикали — доля иммигрантов, %; по горизонтали — продолжительность трудового стажа, лет.)

 

График 1c
Рабочие, окончившие несколько курсов колледжа: доля иммигрантов в зависимости от трудового опыта. (По вертикали — доля иммигрантов, %; по горизонтали — продолжительность трудового стажа, лет.)

 

График 1d
Выпускники колледжей: доля иммигрантов в зависимости от трудового опыта. (По вертикали — доля иммигрантов, %; по горизонтали — продолжительность трудового стажа, лет.)

График 1 показывает фракцию рабочих-иммигрантов в пределах квалификационной группы в определенный момент времени. Наблюдается значительная дисперсия доли иммигрантов, даже в пределах одной образовательной группы. Хорошо известно, например, что в последние декады иммиграция сильно увеличила предложение в сегменте неквалифицированного труда (т.е. в группе рабочих, не имеющих полного среднего образования). Что, однако, известно менее широко, так это факт, что подобный всплеск предложения далеко не в равной степени затронул все «опытные» группы среди рабочих, не имеющих полного среднего образования. Как видно из графика 1а, в 2000 году иммигранты составляли почти половину таких рабочих среди имеющих от 10 до 20 лет трудового опыта, но лишь 30% — среди имеющих менее пяти лет стажа. Тем не менее в 1960 году иммиграция недоучившихся в средней школе непропорционально увеличила предложение труда в сегменте наиболее опытных рабочих. Сходным образом график 1d показывает, что в 1990 году шок, вызванный [резко возросшим] предложением труда иммигрантов в группе выпускников колледжей, был равномерно сбалансирован по всем «опытным» группам, в целом увеличив предложение труда в этом сегменте примерно на 10%. Однако в 1960 году удар, нанесенный группе выпускников колледжей, оказался тяжелее для наиболее опытных групп, тогда как в 2000 году сильнее пострадали работники, имеющие от 5-ти до 20 лет трудового стажа.

Было бы поучительно проиллюстрировать жесткую связь, которая существует между средней величиной недельных заработков и долей иммигрантов в разных образовательно-«опытных» категориях. В частности, я подсчитал рост зарплаты, имевший место в каждой квалификационной группе в каждое из рассматриваемых десятилетий, и соответствующее изменение доли иммигрантов. На графике 2 представлена «рассеивающая» диаграмма, связывающая эти изменения.[8] Схема четко указывает на негативное соотношение между ростом зарплат и иммиграцией: недельные заработки быстрее росли у рабочих в тех квалификационных группах, которые в наименьшей степени были затронуты иммиграцией.

График 2
Соотношение между изменениями в уровне зарплат и иммиграцией. (По вертикали — изменение регистрируемых недельных зарплат; по горизонтали — изменение доли иммигрантов.)

Я использовал эти данные для оценки статистической основы, которая соотносит последствия в изменениях на рынке труда для определенной группы в то или иное десятилетие с изменением доли иммигрантов в этой квалификационной группе. Следует заметить, что эта основа «подогнана» под изменения в условиях рынка труда между 1960-м и 2000 гг., которые могли по-разному отразиться на заработках различных квалификационных групп.

Простая статистическая модель для описания связи между заработками и иммиграцией может быть получена путем сбора данных по различным квалификационным группам и календарным годам и составления следующего уравнения регрессии:

yijt = b pijt si xj B t (si × xj ) (si × B t ) (xj × B t ) n ijt

где yijt — зависимая переменная, в частности такая, как средний недельный заработок рабочих, имеющих i — количество лет образования, j — количество лет трудового стажа, за время t ; pijt представляет долю иностранной рабочей силы в определенной квалификационной группе; si — вектор фиксированных результатов, отражающий образовательные достижения группы; xj — вектор результатов, отражающий трудовой опыт группы; B t — вектор фиксированных результатов, отражающий период времени, в который ведется наблюдение. Линейные фиксированные результаты регулируют разницу в последствиях изменений на рынке труда для разных образовательных групп, «опытных» групп, а также на протяжении [определенных отрезков] времени. Взаимодействия (si × B t ) и (xj × B t ) регулируют ту возможность, что влияние образования и стажа меняется со временем, а взаимодействие (si × xj ) — тот факт, что воздействие трудового опыта на определенные изменения на рынке труда различается для разных образовательных групп.

Тех, кто интересуются более детальным математическим объяснением статистической модели, используемой мною, я отсылаю к своей ноябрьской (2003 года) статье в «Ежеквартальном журнале экономики» (Quarterly Journal of Economics ), которую можно найти на: http://ksghome.harvard.edu/~.GBorjas.Academic.Ksg/Papers/QJE2003.pdf.

Результаты

Таблица 1 суммирует доказательства, показывая, что происходит с различными явлениями на рынке труда, когда иммиграция увеличивает количество рабочих в определенной квалификационной группе на 10%. Таблица показывает, что иммиграция оказывает самое серьезное влияние на годовые заработки: 10-процентное увеличение количественных параметров квалификационной группы на 7,1% снижает годовые заработки среди рабочих [этой группы], получающих зарплату. Такое падение годовых заработков имеет место потому, что благодаря иммиграции сокращаются как недельная зарплата, так и суммарное годовое количество рабочих часов. Недельные заработки сокращаются на 3,7% среди рабочих, получающих зарплату, и на 4,5% — если в их число включить и самозанятых. Далее, годовое количество рабочих часов сокращается примерно на 3,5%. В сумме, иммиграция производит неблагоприятный эффект как на заработки, так и на занятость конкурирующих [с иммигрантами] коренных рабочих.

Таблица 1
Предсказываемое воздействие наплыва иммигрантов, который увеличивает количество рабочих в той или иной квалификационной группе на 10%.

Последствия изменений на рынке труда для коренных рабочих:

Только для рабочих, получающих зарплату

Для всех рабочих (включая самозанятых)

годовые заработки

— 7,1%

— 8,0%

недельные заработки

— 3,7%

— 4,5%

количество рабочих недель

— 3,4%

— 3,5%

Воздействие на различные квалификационные группы

Результаты, приведенные в таблице 1, эффективно отражают соотношение, которое показывает, как увеличение численности иммигрантов снижает заработки конкурирующих коренных рабочих. Этот подход, тем не менее, игнорирует ту возможность, что приток иммигрантов в одной квалификационной группе (скажем, не имеющих полного среднего образования) отражается на возможностях трудоустройства рабочих и в других квалификационных группах (например, выпускников колледжей).

Проблема с определением таких «перекрестных эффектов» заключается в том, что при выделении 32 квалификационных групп проявляется более 500 подобных эффектов, которые нужно обсчитывать. В результате в любом исследовании этих перекрестных эффектов приходится сужать охват проблемы, полагаясь на теоретическую модель, выведенную исходя из экономической теории. Типичный подход, используемый в литературе, посвященной анализу спроса на рынке труда, определяет производственную функцию, которая очерчивает, как различные типы труда и капитала взаимодействуют в процессе производства, и оценивает подразумеваемые параметры путем допущения, что плата рабочим равноценна их вкладу в доходы фирмы / предприятия (стандартный результат на рынках труда, построенных на конкуренции).[9]

Будучи применен к рассмотрению тенденций изменения заработной платы между 1960-м и 2000 гг., этот подход заключает, что 10-процентное увеличение числа рабочих в определенной квалификационной группе снижает зарплаты рабочих в этой группе на 3,5%, [одновременно] сокращая зарплаты рабочих, имеющих одинаковый образовательный уровень, но разный трудовой стаж, еще на 0,7%, но увеличивая заработки рабочих с иными образовательными достижениями на 0,5%. Значение этих оценочных результатов изменения уровня зарплат лучше всего иллюстрируется конкретным примером: рассмотрим, как видоизменилась структура зарплат в результате наплыва иммигрантов, которые въехали в Штаты между 1980-м и 2000 гг.

Таблица 2 суммирует результаты моделирования [ситуации]. Как видно из нижней строки таблицы, наплыв иммигрантов в 1980-х и 1990-х гг. снизил уровень заработков большинства коренных рабочих, в частности тех, кто размещается в низшем и высшем сегментах образовательного спектра. На 7,4% снизились заработки рабочих, не имеющих полного среднего образования, и на 3,6% — уровень зарплат выпускников колледжей. В противоположность [этим двум группам], заработки работников, имеющих полное среднее образование или окончивших несколько курсов колледжа, сократились лишь примерно на 2%. В целом, наплыв иммигрантов снизил зарплату типичного коренного рабочего на 3,7%.

Таблица 2
Последствия иммиграции для уровня заработков в 1980-х и 1990-х гг., учитывая перекрестные эффекты (предсказываемые изменения недельных заработков, %). Примечание: средние величины, указанные в нижней строке, являются средними взвешенными от результатов внутри образовательных групп, рассчитанных на основе количественных показателей для коренного населения по состоянию на 1980 год. Расчеты подразумевают неизменный объем капитальных фондов.

Трудовой опыт, лет

Рабочие без полного среднего образования

Рабочие с полным средним образованием

Рабочие с несколькими курсами колледжа

Выпускники колледжей

1—5

— 6,1%

— 1,4%

— 1,2%

— 2,9%

6—10

— 10,3%

— 2,6%

— 1,8%

— 2,9%

11—15

— 12,7%

— 3,1%

— 2,9%

— 4,2%

16—20

— 12,4%

— 2,9%

— 3,7%

— 4,6%

21—25

— 9,5%

— 2,4%

— 3,2%

— 4,3%

26—30

— 7,3%

— 2,1%

— 2,7%

— 3,9%

31—35

— 4,4%

— 1,7%

— 2,1%

— 3,3%

36—40

— 1,8%

— 0,5%

— 1,5%

— 4,1%

Все рабочие

— 7,4%

— 2,1%

— 2,3%

— 3,6%

Следует отметить, что указанное влияние на уровень заработков подразумевает ощутимые сокращения годовых доходов. Например, в 2000 году типичный коренной житель, не имеющий диплома о полном среднем образовании, зарабатывал US$ 25000 в год. Это означает, что иммиграция сократила заработки такого рабочего примерно на US$ 1800. Сходным образом, типичный выпускник колледжа мужского пола зарабатывал US$ 73000 в год, и это подразумевает, что иммиграция сократила зарплату такого работника почти на US$ 2600.

Можно использовать приведенные в таблице 2 результаты влияния иммиграции на уровень заработков для каждой из образовательно-«опытных» групп и для оценки воздействия иммиграции на коренных рабочих разных рас и этнического происхождения. Поскольку квалификационное распределение рабочих существенно различается от одной расовой группы к другой, иммиграция будет оказывать различное нетто-влияние на каждую из таких групп.[10] График 3 суммирует доказательства. Хотя наплыв иммигрантов в 1980—2000-х гг. снизил заработки белых рабочих на 3,5%, а рабочих-азиатов лишь на 3,1%, он сократил зарплаты черных на 4,5%, а испано-язычных — на 5,0%. Таким образом, неблагоприятное воздействие иммиграции наиболее тяжело сказывается на коренных меньшинствах, и без того находящихся в самом невыгодном положении [на рынке труда].

График 3
Воздействие притока иммигрантов в 1980—2000-х гг. на заработки коренных рабочих в зависимости от их расового происхождения. (По вертикали — потери в зарплатах, %; по горизонтали — все коренные рабочие / азиаты / белые / черные / испано-язычные.)

Предложение Буша

В январе 2004 года президент Буш предложил иммиграционный план, который, будучи введенным в действие, имел бы далеко идущие последствия для рынка труда. План содержит три ключевых компонента.

Во-первых, он предполагает легализацию статуса примерно 10 миллионов иностранцев, ныне находящихся в Соединенных Штатах, путем создания нового типа временной рабочей визы. Эта виза [предположительно] будет иметь 3-летний срок действия и может возобновляться неограниченное количество раз.

Во-вторых, временные рабочие визы станут доступны и для тех ныне проживающих за рубежом лиц, которые получили предложение относительно их трудоустройства от американского работодателя. Как полагает Белый Дом, его план «сводит проявляющих готовность [работать в Штатах] иностранных рабочих с проявляющими готовность [предоставить трудоустройство] американскими работодателями [в ситуации], когда невозможно найти [коренных] американцев, желающих заполнить имеющиеся вакансии». Хотя в предложении не уточняется количество или доля временных рабочих виз, эта программа способна привести многих американских рабочих во многих различных отраслях к неизбежности прямой конкуренции с иностранными рабочими.

В завершение, программа [Буша] открывает временным рабочим путь к постоянной иммиграции, предоставляя им возможность претендовать на «зеленую карту», и [таким образом] увеличивает общее число имеющихся в наличии «зеленых карт».

Коренные рабочие уже ощутили влияние 10 миллионов нелегальных иностранцев, ныне проживающих в Соединенных Штатах, на состояние рынка труда — и маловероятно, что это влияние изменится, как только нелегальным иммигрантам будет дарована определенная форма амнистии. Фактически, приведенные выше результаты [влияния иммиграции] на заработки могут быть использованы для осведомленной оценки воздействия на рынок труда самого крупного компонента существующего «фонда» нелегальной иммиграции — а именно, нелегальной иммиграции, берущей свои истоки в Мексике.

Для определения альтернативного множества воздействий иммиграции на рынок труда я построил модель, основанную на нефактическом допущении, предполагающем отсутствие мексиканской иммиграции (как легальной, так и нелегальной) между 1980-м и 2000 гг. Таблица 3 суммирует полученные выводы. Очевидно, что негативное воздействие иммиграции на коренных рабочих низкой квалификации фактически целиком относится на счет мексиканской иммиграции, являющейся преимущественно низко квалифицированной. Также стоит отметить, что заработки выпускников колледжей снизились бы на 3,6% вне зависимости от того, имеет ли место столь значительный наплыв мексиканской иммиграции или нет. Иными словами, наплыв иммигрантов из Мексики не оказывает различимого благотворного воздействия на заработки выпускников колледжей.

Таблица 3
Сравнение реального воздействия иммиграции в 1980—2000-х гг. с нефактическим воздействием, предполагающим отсутствие мексиканской иммиграции в этот период (предсказываемое изменение недельных заработков, %).

Образовательная группа:

Реальное воздействие

Нефактическое воздействие — без мексиканской иммиграции

Рабочие без полного среднего образования

— 7,4%

— 0,2%

Рабочие с полным средним образованием

— 2,1%

— 0,8%

Рабочие с несколькими курсами колледжа

— 2,3%

— 1,8%

Выпускники колледжей

— 3,6%

— 3,6%

Все рабочие

— 3,7%

— 1,4%

По оценкам Службы гражданства и иммиграции США (U. S. Citizenship and Immigration Services ), являющейся подразделением Департамента внутренней безопасности (Department of Homeland Security ), в 2000 году на территории страны единовременно находились 4,8 миллиона нелегальных мексиканских иммигрантов, что составляет около половины от общего числа (9,2 млн.) мексиканских иммигрантов, учтенных переписью 2000 г. Если бы нелегальные иммигранты из Мексики были столь же квалифицированными, как и легальные мексиканские иммигранты, на счет этой части нелегального населения относилась бы половина из 7,4-процентных потерь в заработках, которые понесли коренные рабочие, не имеющие полного среднего образования. Если же нелегальные мексиканские иммигранты имели бы относительно более низкую квалификацию по сравнению с их легальными соотечественниками, на счет нелегальной иммиграции из Мексики относилась бы даже бóльшая фракция в потерях в заработках, понесенных низко квалифицированными коренными рабочими.

Важным компонентом предложения Буша является новая программа для «гостящих рабочих», которая открывает двери многим новым иностранным рабочим. Эта программа почти наверняка произведет неблагоприятный эффект на заработки коренных рабочих. Типичные причины, предложенные для обоснования программы «гостящих рабочих», сводятся к тому, что страна «нуждается» в иммигрантах для того, чтобы поддерживать деятельность многих своих отраслей. В конце концов, многие иммигранты «выполняют работу, которую не хотят делать коренные американцы»…

Эти утверждения — среди наиболее устойчивых и трудно разрушаемых мифов относительно воздействия иммиграции на рынок труда. Сторонники программы для «гостящих рабочих» доказывают, что целые отрасли промышленности «загнулись» бы, если бы американские работодатели не имели доступа к дешевому иностранному труду. Подавляющее большинство водителей такси в Нью-Йорк-Сити являются иностранцами (82% — по данным переписи 2000 г.). Неужели все их желтые автомобили были бы грудой свалены где-то на задворках, если бы эти иммигранты не были допущены в страну? Конечно же, нет. В Цинциннати и Детройте менее 10% водителей такси — иностранцы. Тем не менее, такси как отрасль в этих городах умудряется выживать и обеспечивать своими услугами местные сообщества. Возможно, прокатиться на такси там стоит немного дороже, однако работа выполняется [и без иностранцев].

К чему привела иммиграция в прошлом — и что программа для временных рабочих будет продолжать делать потенциально в возрастающем масштабе, — так это угнетающее воздействие на зарплаты и наращивание прибыли для фирм, которые трудоустраивают иммигрантов. Эффекты, производимые иммиграцией на рынке труда и документально подтвержденные в настоящей работе, предполагают, что предложенная программа для временных рабочих подвергнет много бóльшее число американцев конкуренции со стороны иностранных рабочих, вызовет еще бóльшие потери в заработках для [коренных] рабочих и приведет к еще более значительному перераспределению богатства — от трудящихся к тем, кто покупает и использует услуги иммигрантов.

Заключение

Беспокойство в отношении негативного воздействия иммиграции на рынок труда всегда играло центральную роль в иммиграционных дебатах. Настоящее исследование предлагает новый подход к оценке результатов влияния иммиграции на уровень заработков [коренных американцев]. Этот подход делает акцент на том, что влияние иммиграции на рынок труда необходимо оценивать на национальном уровне, и опирается на тот факт, что — даже в пределах определенной квалификационной группы — молодые иммигранты с наибольшей вероятностью станут конкурировать с молодыми коренными рабочими, нежели с коренными рабочими старших возрастов.

Изучение тенденций в изменении уровня зарплат коренных рабочих за период с 1960-го по 2000 гг. показывает, что иммиграция и в самом деле нанесла ущерб их экономическим возможностям. Влияние [иммиграции] на заработки тем не менее различается от одной образовательной группы к другой — так же, как различается оно и для разных расовых групп. Например, наплыв иммигрантов, въехавших в страну между 1980-м и 2000 гг., снизил заработки рабочих, не имеющих полного среднего образования, на 7,4%, зарплаты выпускников колледжей — на 3,6% и примерно на 2% — заработки тех, кто окончил среднюю школу или несколько курсов колледжа. Конечно, воздействие [иммиграции] сказалось гораздо сильнее на некоторых специфических «опытных» группах в пределах каждой образовательной категории. Сходным образом, хотя указанный наплыв иммигрантов сократил заработки коренных белых рабочих на 3,5%, он снизил зарплаты коренных черных американцев на 4,5%, а рожденных в Штатах испано-язычных рабочих — на 5%.

Похоже, Пол Самьюэлсон в конечном счете был прав: заработки падают, когда иммигранты увеличивают численность рабочей силы.

май 2004 г.


Д-р Джордж Борхас, профессор экономики и социальной политики в Школе управления Дж. Ф. Кеннеди Гарвардского университета. Настоящая работа является продолжением его статьи «Кривая спроса на рынке труда скользит под уклон: пересматривая влияние иммиграции на рынок труда» ( The Labor Demand Curve Is Downward Sloping: Reexamining the Impact of Immigration on the Labor Market), опубликованной в ноябрьском (2003 г.) выпуске «Ежеквартального журнала экономики» ( Quarterly Journal of Economics), сс. 1335—1374. Данное исследование пересматривает, дополняет и расширяет более ранние результаты, в особенности в части привлечения недавно опубликованных для публичного использования данных переписи 2000 года и оценки воздействия иммиграции на разные этнические группы.


[1] Под коренными рабочими здесь подразумеваются родившиеся на территории страны — граждане США, а также натурализованные граждане. [Прим. пер. ]

[2] Рейчел М. Фрайдберг, Дженнифер Хант. Влияние иммиграции на заработки, занятость и рост в принимающей стране. — «Журнал экономических перспектив», № 9 (весна 1995 г.) (Rachel M. Friedberg, Jennifer Hunt. The Impact of Immigration on Host Country Wages, Employment and Growth. — Journal of Economic Perspectives 9 /Spring 1995/), с. 23-44.

[3] Наиболее широко известным примером является исследование Дейвида Карда «Влияние «лодочной переправы Мариэл» на рынок труда Майами». — «Обзор промышленных и трудовых отношений», № 43 (январь 1990 г.) (David Card. The Impact of the Mariel Boatlift on the Miami Labor Market. — Industrial and Labor Relations Review 43 /January 1990/), с. 245-257. Кард сравнивал условия рынка труда в Майами и других городах до и после того, как мариэлиты на 7% увеличили объем предложения рабочей силы в Майами. Данные свидетельствуют о том, что этот внезапный и неожиданный наплыв иммигрантов не имел различимого эффекта на занятости и уровне заработков на рынке труда Майами.

[Речь идет о волне кубинских беженцев, переправившихся морем из порта Мариэл в Южную Флориду с 15 апреля по 31 октября 1980 года. Тогда в Штаты прибыло около 125 тысяч кубинцев. Служба береговой охраны США (US Coast Guard — USCG ) оказала помощь почти 1400 «плавсредствам», что превратило акцию в крупнейшую (в мирное время) спасательную операцию за всю историю существования USCG. Последняя продемонстрировала действительно высокую эффективность: всего 27 кубинцев погибли во время переправы несмотря на то, что практически все лодки и катера были крайне перегружены пассажирами, а то и вовсе не приспособлены для транспортировки людей. Стоимость спасательных работ при этом вылилась в среднем в US$ 650 тыс. в неделю. Стихийная акция кубинских беженцев, спровоцированная разрешением Фиделя Кастро покинуть Остров Свободы всем, кто того пожелает (с этой целью порт Мариэл был провозглашен «открытым»), побудила США ослабить ограничения в отношении кубинских иммигрантов, введенные еще в первой половине 1960-х гг. 98% мариэлитов получили гражданство США (2% было в нем отказано по причине их криминального прошлого: преступления, совершенные этими людьми на Кубе, были признаны таковыми и американским законодательством). Экономист Дейвид Кард в своем исследовании пришел к заключению, что наплыв кубинских беженцев не оказал негативного влияния на уровень зарплат и рост безработицы среди жителей Майами: на самом деле, его работа доказывает, что, напротив, благосостояние всего региона выросло благодаря иммигрантам. — Прим. пер. ]

[4] Джеймс П. Смит, Барри Эдмонстон. Новые американцы: экономические, демографические и фискальные эффекты иммиграции. — Изд-во Национальной академии, 1997. (Smith, James P. and Barry Edmonston, The New Americans: Economic, Demographic and Fiscal Effects of Immigration. — The National Academy Press, 1997.)

http://books.nap.edu/catalog/5779.html. Следует заметить, что д-р Борхас работал в составе исследовательской команды, разрабатывавшей оценки Национальной академии наук.

См. также: Дейвид А. Джейгер. Квалификационные различия и действие иммиграции на заработки коренных жителей. — Рабочие документы Бюро трудовой статистики, №273, март 1996 г. (David A. Jaeger, Skill Differences and the Effect of Immigrants on the Wages of Natives. — Bureau of Labor Statistics Working Paper 273, March 1996), или: Заработки иммиграции: действие на низкоквалифицированный рынок труда. (The Wages of Immigration: The Effect on the Low-skilled Labor Market , 1998) — публикация Центра по изучению иммиграции (Center for Immigration Studies ), которую можно найти на: www.cis.org/articles/1998/wagestudy/wages.pdf

[5] Данные содержат 1-процентную случайную выборку населения в 1960 и 1970 гг., и 5-процентную выборку в 1980, 1990 и 2000 гг.

[6] Лицо определяется как иммигрант, если он(-а) был(-а) рожден(-а) за пределами США и не является гражданином или натурализованным гражданином страны; все прочие классифицируются как коренные граждане.

[7] Я подразумеваю, что возраст вступления на рынок труда составляет: 17 лет для типичного «недоучки», не окончившего средней школы; 19 лет — для типичного выпускника средней школы; 21 год — для типичного работника, имеющего за плечами несколько курсов колледжа; и 23 года — для типичного выпускника колледжа. Я также ограничиваю свой анализ кругом лиц, имеющих от 1 до 40 лет трудового стажа.

[8] Суммируемые данные учитывают подекадные эффекты, а также взаимодействие между последними и образованием или трудовым стажем.

[9] В частности, я предполагаю, что производственная функция в масштабах всей экономики может быть представлена в виде трехуровневой технологии изучения «перекрестных эффектов» — спецификации, которая сводит воедино разные уровни трудового стажа и образовательные группы, для того чтобы сформировать [модель] рабочей силы в национальном масштабе (см. Джордж Дж. Борхас. Кривая спроса на рынке труда скользит под уклон : пересматривая влияние иммиграции на рынок труда . — Ежеквартальный журнал экономики, ноябрь 2003 г. /The Labor Demand Curve Is Downward Sloping: Reexamining the Impact of Immigration on the Labor Market. — Quarterly Journal of Economics, November 2003/, сс. 1359-1368). В таком каркасе количество параметров, описывающих, как участие иммигрантов в определенной квалификационной группе отражается на заработках других квалификационных групп, зависит от трех различных посылок: как иммиграция в определенной квалификационной группе (скажем, в группе работников с полным средним образованием, имеющих 20-летний трудовой стаж) отражается на заработках коренных рабочих, имеющих полное среднее образование и 20 лет трудового опыта; как эти иммигранты влияют на заработки более молодых и старших работников с полным средним образованием; и как они воздействуют на заработки рабочих в других образовательных группах. Я использовал измерения недельных зарплат, с учетом заработков самозанятых работников. Оценка функции спроса на рынке труда осуществляется с использованием техники инструментальных переменных, где инструментом является определенная фракция рабочей силы, а именно иностранных рабочих определенного года рождения и квалификационной категории. Оцениваемая гибкость замещения составляет 2,9 по разным «опытным» группам и 2,3 — по образовательным группам.

[10] В частности, я использую оцениваемые эффекты для заработков каждой образовательно-«опытной» группы, предложенные в таблице 2, и прихожу к определению среднего воздействия на определенную расовую группу, принимая взвешенные средние показатели, где вес определяется распределением квалификаций в пределах этой расовой группы (по состоянию на 1980 г.).

 

Публикуется с любезного согласия Центра по изучению иммиграции (Center for Immigration Studies, Washington, DC)

Перевод Татьяны Лопухиной, по заказу Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2016 Русский архипелаг. Все права защищены.