Нина Семенченко

Израильская политика иммиграции и абсорбции

Поддержка иммиграции всегда была одним из немногих политических вопросов, относительно которых в Израиле существовал консенсус. Согласно этой позиции "каждый еврей имеет право иммигрировать на землю Израиля"

Общество иммигрантов

Современное израильское общество в своей основе переселенческое, общество иммигрантов. Оно формировалось и продолжает формироваться как результат беспрецедентного в истории явления — иммиграция со всех континентов сотен тысяч людей, сохраняющих верность общей религиозно-культурной традиции и одновременно во многом усвоивших образ жизни и культуру народов, среди которых жили.

Исторически сложилось, что сама идея создания еврейского государства основывалась на "собирании всех евреев на землю Израиля". Всемирная сионистская организация (ВСО) на I Сионистском конгрессе в Базеле в 1897 году провозгласила своей целью создание "правоохранного убежища" (очага) для еврейского народа в Палестине. Решение Генеральной Ассамблеи ООН о разделе Палестины и создании еврейского государства от 29 ноября 1947 года было международным признанием не только права на самоопределение еврейского населения Палестины, но и права еврейского народа на свое государство, и потому репатриация еврейского народа на историческую родину является осуществлением исторической миссии еврейского государства.

Сразу после провозглашения независимости Израиль должен был определить свою социальную политику в ряде областей. Одной из самых важных среди них была демографическая, поскольку она увязывалась с вопросами безопасности, с общественными и экономическими проблемами, а также с геополитической реальностью, в которой находился тогда Израиль Решение демографических задач молодое государство связывало прежде всего с иммиграцией. Основополагающая концепция Израиля в этой области с самого его создания и до сегодняшнего дня ясна и однозначна: страна открыта для еврейской иммиграции и при этом готова предпринять действия, направленные на привлечение иммигрантов и облегчение их адаптации. Израильская политика в вопросах иммиграции и абсорбции всегда была основана на генеральной линии, согласованной между партнерами по правительственной коалиции. Не было случая, чтобы правительство не включало в эту генеральную линию определение, согласно которому "оно будет направлять свои действия на увеличение иммиграции как с Востока, так и с Запада". Поддержка иммиграции всегда была одним из немногих политических вопросов, относительно которых в Израиле существовал консенсус. Согласно этой позиции, которая нашла отражение в "Декларации независимости Израиля" (1948 год), израильским парламентом в 1950 году был принят Закон о возвращении, первый параграф которого гласит, что "каждый еврей имеет право иммигрировать на землю Израиля".

Принятый израильским парламентом в 1952 году закон о гражданстве предусматривает автоматическое получение статуса гражданина Израиля каждым евреем (если он не отказывается от этого гражданства), прибывшим в страну на основании Закона о возвращении. Закон о возвращении не распространяется лишь на лиц, занимавшихся или занимающихся деятельностью, направленной против еврейского народа или представляющей угрозу общественному порядку и безопасности страны. За годы существования Израиля этим правом воспользовались 2,3 миллиона евреев, включая иммигрантов 90-х годов.

Следует отметить, что Закон о гражданстве не закрывает двери Израиля перед кем-либо, он только отдает предпочтение евреям. Что касается неевреев, то израильские правила иммиграции и получения гражданства аналогичны существующим в других государствах.

Первые волны массовой иммиграции начались задолго до создания государства. В конце XIX века еврейское население Палестины составляло 25 тысяч человек, в четыре раза больше, чем в 1839 году. Иммигранты нового типа, движимые национальным сознанием и ставившие целью освоение и заселение Палестины, начали прибывать туда с 1882 году. До 1948 года (включая период британского мандата) в Палестину легально и нелегально приехали 626 тысяч евреев.

На момент провозглашения государства в 1948 году население Израиля составляло 805,6 тысячи человек (в том числе 650 тысяч евреев), а в конце 1995 года оно насчитывало 5619 тысяч, т. е. выросло в семь раз. Иммигранты с европейского континента (в основном из восточно-европейских стран) и из Америки составили 66,7%. Ежегодно Израиль принимал в среднем 52 тысячи иммигрантов. Но во времени этот поток распределялся неравномерно.

Так, экономические трудности первой половины 50-х годов и связанные с ними тяжелые условия жизни вызвали спад иммиграции и начало эмиграции еврейского населения. Общее оздоровление израильской экономики в середине 50-х и значительный прогресс в промышленности и сельском хозяйстве помогли государству воспрепятствовать развитию эмиграции. Всего за первые 20 лет существования Израиля в страну прибыли свыше 1,25 миллиона евреев преимущественно из Восточной и Центральной Европы, а также из Северной Африки и арабских стран Ближнего Востока. Некоторые еврейские общины (Болгарии, Йемена и Ирака) почти в полном составе переселились в Израиль.

Начиная с 1968 года наметился некоторый спад, приток стал не столь значительным, но для него характерно было увеличение числа иммигрантов из развитых стран Западной Европы, Северной и Южной Америки. Лишь в 1971-1974 годах отмечался всплеск притока из СССР: из 261 тысячи иммигрантов, прибывших в Израиль в этот период, около 100 тысяч были из Советского Союза. Иммиграционная волна из СССР достигла апогея в 1972 и 1973 годах, когда в Израиль прибыло по 30 тысяч иммигрантов в год. Всего в 1967-1981 годах Израиль принял около 161 тысячи евреев из Советского Союза. Это была в основном идеологическая иммиграция.

В конце 1989 года и начале 90-х годов снова наметилась массовая иммиграция, на этот раз преимущественно из СССР (а затем из стран бывшего СССР). Всего за 1990-1995 годы в Израиль переселилось около 700 тысяч человек, что увеличило его население на 15,4%.

Таким образом, израильское общество в течение пяти десятилетий собирало себя из иммигрантов, представляющих языки, культуры и традиции около 80 стран. Предполагалось, что от других переселенческих обществ его отличает значительная этническая однородность иммигрантов, единство их истории и религии. Это дало основания руководству Израиля попытаться использовать североамериканскую модель "плавильного котла", т.е. постепенного стирания языковых и культурных различий. Но эта попытка потерпела фиаско, достичь этнического, лингвистического и конфессионального единообразия населения не удалось . В результате в современном Израиле не существует "типичного израильтянина". Эта страна выглядит еще более поликультурной и многонациональной, чем такие традиционные иммигрантские государства, как США и Канада.

Одно из препятствий для образования единой гомогенной израильской нации заключается в том, что в отличие от других принимающих стран, где иммигрирующее меньшинство приспосабливается к образу жизни коренного большинства, в молодом Израиле пока не достигалось стабильное численное превосходство коренного населения. Уже в первые годы существования государства приток переселенцев удвоил его население. На молодость израильского переселенческого общества указывает и тот факт, что доля израильских евреев во втором поколении пока невелика — около 20% в 1995 году. В таких условиях правильнее говорить не о приспособлении иммигрантов к принятому в стране образу жизни, а о процессе постоянного культурного взаимодействия.

Иммигранты последней волны и новые проблемы абсорбции

Последняя иммиграционная волна конца 80-х-начала 90-х годов оказала значительное влияние практически на все сферы общественно-политической и экономической жизни. Доля миграционного баланса в общем приросте населения в 1990-1995 годах (56%) сопоставима лишь с аналогичным показателем на начальном этапе развития государства в 1948-1960 годах (64,6%). Основные потоки этой иммиграции шли из стран бывшего СССР и Эфиопии. Приток иммигрантов в Израиль в 1990-1995 годах составил 685,7 тысячи человек, в том числе 660,4 тысячи (96,3%) из республик бывшего Советского Союза. Мы рассмотрим лишь тот аспект, который относится к этой волне иммиграции.

Именно иммиграция из стран бывшего СССР поставила перед Израилем и прежде всего перед Министерством абсорбции новые задачи. По оценкам этого министерства, израильского посольства в Москве и согласно переписи населения 1989 года в Советском Союзе насчитывалось 2280 тысяч потенциальных иммигрантов в Израиль, т.е. евреев, на которых распространяется Закон о возвращении. Из них в 1989-1996 годах иммигрировали в Израиль около 668 тысяч человек, в другие страны — 366 тысяч. Учитывая отрицательный естественный прирост еврейского населения за этот период, израильские власти ориентировались на то, что на 31 декабря 1996 года на территории бывшего СССР должно быть 1029 тысяч потенциальных иммигрантов (таблица 1).

Таблица 1
Структура иммиграционного потока евреев из стран бывшего СССР, тысяч человек

Страны

Потенциальные иммигранты
(1989 год)

Иммигрировали (1989—1996 годы)

Потенциальные иммигранты в Израиль
(31 декабря 1996 года)

Россия

920

200,55

504

Украина

736

197,9

270

Белоруссия

169

57,55

38,5

Молдавия

84

41,6

14,3

Прибалтика

64

17,55

31

Центральная Азия, Грузия, Армения, Азербайджан

307

136,15

171,2

Нет сведений

-

16,7

-

Всего

2280

666

1029

Однако к середине 90-х годов число иммигрантов с территории бывшего СССР несколько уменьшилось: в 1995 году в Израиль приехали 64,9 тысячи человек, в 1996 году — 58,9 тысячи.

В новой ситуации Министерство абсорбции, разрабатывая новые программы для принятия массовой иммиграции, учитывало не только количественную сторону, но и качественные характеристики иммигрантов. Именно иммигранты из бывшего СССР составляли основное число высококвалифицированных специалистов, прибывших в Израиль в рассматриваемый период. 25,8% из них составляли научные работники, 16,2% — инженеры и архитекторы, 33,9% — врачи и медицинские работники, 17,3% — квалифицированные рабочие. В целом 58% работоспособных иммигрантов составляли люди с высшим образованием, ученые и представители свободных профессий. Среди местных израильтян доля аналогичной группы населения достигала 27%.

В результате притока высококвалифицированной рабочей силы из республик бывшего СССР число ученых и инженеров на 10 тысяч работающих в Израиле стало самым высоким в мире — 135 человек. Благодаря значительно более низкой стоимости этой рабочей силы по сравнению с промышленно развитыми странами Израиль стал привлекательным местом для размещения исследовательских и производственных мощностей западных компаний, работающих в области высоких технологий[1].

Эта иммиграционная волна требовала от Министерства абсорбции поиска новых подходов. Новоприбывшие были людьми не только с повышенными требованиями, но и с большим потенциалом отдачи. С их притоком начался новый этап в трансформации политики абсорбции. Массовость последней иммиграционной волны, высокий образовательный и профессиональный уровень иммигрантов, с одной стороны, и наличие в стране высокоразвитой экономики — с другой, позволили параллельно с прежней системой абсорбции применить механизм ускоренного вовлечения иммигрантов в хозяйственную жизнь. Фаза первоначальной адаптации для многих иммигрантов была совмещена с непосредственным включением в экономическую деятельность — через промышленные парки, технологические "теплицы", предприятия малого бизнеса, где они занимались производственной деятельностью и одновременно учили язык, овладевали конкретными правовыми, хозяйственными и иными знаниями о стране.

Новейшие программы абсорбции

К концу 80-х годов в Израиле был разработан новый подход к абсорбции иммигрантов, цель которого заключалась в поощрении и увеличении иммиграции из стран Запада. Был использован старый термин — "прямая абсорбция", но содержание его стало совершенно новым: предоставление иммигрантам свободы выбора при определении своего места жительства, поощрение более активного участия израильского общества в абсорбции — с уменьшением при этом степени зависимости иммигрантов от помогающих официальных структур, быстрая и подлинная интеграция иммигрантов в общественную жизнь, ускорение процесса присоединения иммигрантов к производственной деятельности в разных сферах.

Программа прямой абсорбции была впервые предложена в апреле 1987 года только для иммигрантов из Румынии, Ирана и СССР. С октября 1989 года практически все иммигранты из СССР, а затем из стран бывшего Советского Союза проходили по пути прямой абсорбции.

Расселение: трудная свобода выбора. Первый основной вопрос, который встает перед новыми переселенцами, — выбор места жительства. Программа прямой абсорбции предлагает приезжающим самим определить направление дальнейшего следования сразу в аэропорту. Такой выбор для прибывших в 1989 году и в начале 90-х годов был нелегкой задачей. Далеко не все хорошо представляли себе страну, в которую приехали.

Площадь Израиля — 21946 км2, максимальная протяженность с севера на юг — 560 км, с запада на восток — 120 км. Население страны — более 5 миллионов человек, 90% которых проживают в населенных пунктах городского типа.

Израильские города относительно невелики, их население — 50-500 тысяч человек. Самые крупные города — Иерусалим (500 тысяч), Тель-Авив (350 тысяч) и Хайфа (256 тысяч)

Помимо обычных городов существуют и города развития, которые были основаны в первые годы существования государства. Такие города находятся преимущественно на периферии, в районах, которые правительство стремится развивать. Чтобы побудить жителей перебраться из центра в города развития, используются различные стимулы: безвозвратные денежные ссуды, помощь в открытии частного дела, повышенные ипотечные ссуды на приобретение квартиры и т.п.

В Израиле существует несколько видов поселений сельского типа, различающихся в зависимости от уровня общественной и экономической кооперации:

1. Самоуправляющиеся поселки (иилув кеилати ) — вопросы общественной жизни, образования и культуры здесь решаются совместно, однако экономически семьи автономны и трудятся индивидуально как в поселке, так и за его пределами.

2. Сельскохозяйственные кооперативы (мошав овдим ) отличаются тем, что в них каждая семья ведет самостоятельное хозяйство, однако сбыт продукции и закупка материалов производятся централизованно.

3. Кибуцы  — объединения людей, совместно владеющих всем имуществом кибуца: средствами производства, жилыми помещениями и общественными зданиями. Кибуц обеспечивает образование, трудоустройство и культурную жизнь своих членов, заботится об их благосостоянии. Коллективный образ жизни — основная идея кибуца. Кибуцы занимаются сельским хозяйством, разнообразным промышленным производством, ремеслами и туристическим бизнесом.

4. Кооперативные поселения (мошав шитуфи ) — нечто среднее между сельскохозяйственными кооперативами и кибуцами. Как правило, члены поселения являются коллективным владельцем его собственности, совместно ведут хозяйство, доходы от которого распределяют централизованно в соответствии с установленными критериями.

5. Новые промышленные поселения для работников новых промышленных предприятий начали возникать в 70-х и 80-х годах.

С конца 80-х годов многие иммигранты из бывшего Советского Союза расселялись в городах развития, заселявшихся ранее выходцами из Азии и Африки. В результате большинство этих городов приобрело к середине 90-х годов смешанный в этническом отношении характер. Именно в годы последней волны иммиграции завершился переход от модели "плавильного котла" к этническому и социально-культурному плюрализму как основополагающему принципу политики абсорбции иммигрантов.

В дальнейшем, со второй половины 90-х, иммигранты стали прибегать к информации и советам своих ранее приехавших родственников, друзей и знакомых.

В конечном счете во всех случаях выбор нового места жительства определяется иммигрантом исходя из возможностей жилищного обустройства и трудоустройства.

Новая жилищная политика. Как было отмечено, каждый вновь прибывший в Израиль теперь самостоятельно выбирает место жительства. Однако решить проблему жилья без помощи государства практически нереально. Государственная жилищная политика для тех, кто проходит прямую абсорбцию, предполагает оказание разнообразной конкретной помощи. Государство помогает новым иммигрантам как в решении проблемы временного жилья (субсидирование аренды), так и при покупке постоянной квартиры или строительстве дома (льготные ипотечные ссуды).

Главная новация в подходе к оказанию государственной помощи в решении жилищной проблемы заключается в появлении в середине 90-х годов такого инструмента, как "корзина абсорбции".

Необходимость ее введения была связана с проблемами, возникавшими у иммигрантов при прежней системе помощи в жилищном обустройстве. Так, после переезда из временного жилья в арендованную квартиру каждый новоприбывший должен был записаться в ульпан, устроить детей в дошкольное учреждение или школу и каждый месяц представлять в Министерство абсорбции справку, что он посещает ульпан, а также все квитанции, связанные с необходимыми расходами. Только после этого министерство предоставляло ему так называемый месячный субсидированный паек. Бюрократия, которая была связана со сбором справок и обращением за пайком, ставила под угрозу саму идею прямой абсорбции. Положение особенно осложнилось после начала массовой иммиграции из СССР в конце 1989 года, когда в министерстве выстраивались многочасовые очереди.

В итоге пришлось отказаться от системы сбора справок. Был определен размер средней финансовой поддержки, которую получал каждый иммигрант. Она включала в себя субсидированный паек на первые шесть месяцев, субсидии на аренду квартиры на первый год, расходы на транспорт (в ульпан и обратно) на шесть месяцев, некоторые расходы, связанные со школой, с переводами документов и т.д. Эта средняя сумма выдавалась без необходимости представлять какие-либо справки или квитанции. Так появилась "корзина абсорбции".

Таким образом, новая программа прямой абсорбции дает иммигрантам возможность самостоятельно распоряжаться определенной суммой, получаемой ими в первый год жизни в стране, — "корзиной абсорбции". Ее размеры устанавливаются в зависимости от состава семьи и возраста ее членов. Она содержит большую часть субсидий, предусмотренных на начальный период абсорбции, в частности, включает пособие на аренду квартиры и оплату коммунальных услуг в течение первого года жизни иммигрантов в Израиле. Начиная со второго года эта помощь выплачивается через ипотечные банки либо поступает непосредственно на текущий счет получателя. С 1 мая 1993 года "корзина" выдается безвозмездно, до этого она подлежала возврату, если иммигрант покидал страну раньше, чем через пять лет с момента приезда.

Кроме того, новоприбывшие, получив последнюю выплату "корзины абсорбции", но не позднее 17 месяцев с начала иммиграции, могут обратиться за льготной банковской ссудой. Эта ссуда, выдававшаяся ранее коммерческими банками по соглашению с Еврейским агентством, с 1 января 1996 года перешла в ведение Министерства абсорбции. Пожилым иммигрантам, получавшим от Службы национального страхования пособие по старости с социальной надбавкой, выдается эквивалентная сумма в качестве подарка.

По приезде в Израиль иммигрант с первого же дня сталкивается с необходимостью нахождения временного жилья. В последние годы чаще всего уже находящиеся в Израиле родственники заблаговременно снимали для прибывшего иммигранта и его семьи квартиру. При отсутствии родственников иммигранту приходится на несколько дней останавливаться в гостинице.

На первом этапе Министерство абсорбции арендовало комнаты в разных гостиницах по всей стране. По приезде иммигрант должен был выбрать гостиницу, где мог проживать до двух недель. За это время он должен был арендовать квартиру. Он получал определенную сумму для расходов на этот период.

Сейчас иммигранты получают в аэропорту прибытия денежную помощь в рамках "корзины абсорбции". Эта помощь может быть использована для оплаты первых нескольких дней проживания в гостинице. В аэропорту предлагается список рекомендуемых гостиниц в городе, где иммигрант собирается жить первое время.

Кибуцные движения также разработали различные программы временного жилья для иммигрантов. Например, согласно программе "Первый дом на родине", вступившей в действие в 1990 году, иммигранты живут в кибуце от полугода до года, пользуются коммунальными службами кибуца и столовой, а также изучают иврит в кибуцном ульпане. Жилье и услуги иммигранты оплачивают из "корзины абсорбции". Если у кибуца есть возможность, он предоставляет иммигрантам работу.

Основные правила программы "Второй дом на родине" идентичны правилам программы "Первый дом на родине", однако она предназначена для желающих стать членом кибуца (при условии, что и кибуц в этом заинтересован), а также для тех семей, которые по особым причинам нуждаются в дополнительном времени перед выходом из кибуца. Кибуц обязуется предоставить иммигрантам работу в своем хозяйстве или помочь им найти работу за его пределами.

Другая программа временного жилья, разработанная Еврейским агентством, — "Ульпан кибуц". Она предназначена для иммигрантов-одиночек и супружеских пар в возрасте 17-35 лет без детей. Новоприбывшие живут в кибуце в течение пяти месяцев, совмещая изучение иврита с трудом в кибуцном хозяйстве. Обучение в ульпане финансируется из денег, полученных за работу. Таким образом, к моменту окончания ульпана за иммигрантами сохраняются права на "корзину абсорбции".

Если иммигрант не выбрал указанные программы и не решил свою жилищную проблему по-другому, он вынужден арендовать квартиру. Большая часть квартир, предлагаемых в аренду, находится в частном владении. Иммигранты выплачивают арендную плату из "корзины абсорбции". Кроме арендной платы квартиросъемщик, как правило, оплачивает взнос в домовый комитет, муниципальный налог и расходы на воду, электричество, газ и телефон.

Начиная с 13-го месяца пребывания в стране иммигранты, проходящие прямую абсорбцию, получают пособие на аренду квартиры от Министерства строительства либо непосредственно на свой текущий счет, либо через ипотечные банки. Через ипотечные банки получают пособие:

  • пенсионеры (семьи и одиночки);
  • неполные семьи;
  • смешанные семьи (иммигрант и старожил);
  • лица, семейное положение которых изменилось с момента репатриации (например, вследствие развода);
  • иммигранты, существующие на пособия Службы национального страхования.

Государственная помощь на аренду квартиры выплачивается авансом в соответствии с действующими на данный момент правилами. Размер этой помощи для различных категорий иммигрантов из бывшего СССР зависит от срока предоставления помощи и состава семьи. Размер денежной помощи на аренду жилья составляет от 150 до 50 долларов в месяц (данные на декабрь 1996 года).

Срок предоставления помощи на аренду квартиры для иммигрантов составляет в общей сложности 60 месяцев (включая помощь в рамках "корзины абсорбции"). Неполным семьям помощь предоставляется в течение 72 месяцев с момента иммиграции.

В 1996 году началось осуществление государственной программы строительства в центральных городах страны хостелей — общежитии квартирного типа, в которых пожилые люди могут получить небольшие квартиры. Квартиры в хостелях предоставляются в соответствии с критериями Министерства абсорбции и государственных жилищных компаний. При их распределении учитываются возраст, состояние здоровья, семейное положение, год приезда в Израиль и пр. Количество таких квартир очень невелико.

Для решения проблемы постоянного жилья существуют четыре варианта — покупка новой квартиры, покупка неновой квартиры, строительство дома и покупка квартиры "под ключ". При строительстве собственного дома государственная помощь оказывается только в определенных районах.

В случае покупки квартиры может быть предоставлена ипотечная ссуда (под залог недвижимого имущества). В данном случае залогом для банка является сама квартира. Ссуды привязаны к индексу роста потребительских цен, который уточняется в середине каждого месяца. Таким образом, размер выплаты постоянно растет.

Приобретение жилья является одной из главных проблем абсорбции. Однако, несмотря на особое внимание, которое власти уделяют решению этой проблемы, все еще сохраняются значительные трудности. Согласно данным Министерства абсорбции лишь 53% иммигрантов, приехавших в Израиль в октябре 1991 года, через пять лет имели собственное жилье, 4% имели общественное жилье, а 42% арендовали квартиры в частном секторе.

Трудоустройство: новые проблемы и новые решения. В конце 80-х и первой половине 90-х годов произошли кардинальные изменения на израильском рынке труда — как количественные, так и качественные. Они были связаны с беспрецедентным притоком иммигрантов из бывшего СССР, по большей части трудоспособных, имеющих высшее образование и высокую квалификацию. Приток в 90-х годах в Израиль большого количества квалифицированной рабочей силы, с одной стороны, стимулировал экономический рост, с другой — создал на рынке труда острую конкуренцию.

Основные трудности в этой области, с которыми Министерство абсорбции столкнулось в 1996 году, были таковы: недостаток рабочих мест для иммигрантов в возрасте 45-64 лет; недостаток рабочих мест, соответствующих способностям иммигрантов и их профессиям (только 35% иммигрантов, имеющих академические и свободные профессии, работают по специальности, еще 25% нуждаются в работе в соответствии с образованием); уровень безработицы среди женщин на 50% выше, чем среди мужчин; многие иммигранты получают низкую зарплату; отсутствует уверенность в том, что удастся сохранить рабочее место; требуется профессиональная переэкзаменовка иммигрантов. В целом в 1996 году уровень безработицы среди иммигрантов 1990-1996 годы составлял 16%.

В области трудоустройства основной акцент был сделан на первоочередную и максимально полную адаптацию научно-технических кадров, удельный вес которых среди новых иммигрантов был существенно выше, чем в предыдущих потоках. До 1997 года в Израиль приехали 11750 ученых, по прогнозам должны были ежегодно прибывать около 700 ученых. Здесь, как, пожалуй, ни в одной другой переселенческой стране, развитие научно-технического потенциала сыграло решающую роль в использовании национальных преимуществ, в определении места этого государства в мировой экономике и системе международных экономических отношений.

В Израиле была сохранена и получила широкое развитие одна из основных национальных традиций переселенцев — склонность к научной деятельности. Авторитет учености в культурной традиции евреев обеспечил науке наряду с образованием важное место в системе национальных приоритетов страны.

Уже на этапе формирования идеи построения нового государства, отмечает А. Федорченко, было ясно осознано, что только путем развития интеллектуального, духовного потенциала народа будет возможно удовлетворить его материальные нужды. Выступая на первом собрании Израильской академии наук в феврале 1960 года, председательствовавший на нем премьер-министр страны Д. Бен-Гурион так определил роль науки в израильском обществе: "История обделила не только наше поколение. Мы всегда были малым народом, малой страной, и Израиль никогда не переживал периода экономического или политического величия. Но мы, несомненно, обладаем величием духовным. Народ, способный создать Библию, в наше время может — и мы являемся тому свидетелями — отличиться в развитии научной мысли". Кроме того, такой подход полностью соответствовал развитию научно-технической специализации Израиля, ускорившейся в 80-90-е годы.

Содействием в трудоустройстве ученых — новых переселенцев занимается Центр абсорбции в науке при Министерстве абсорбции. Он оказывает помощь новым иммигрантам в течение первых трех лет пребывания в стране. Одна из форм помощи — выделение специальных стипендий, которые позволяют научным учреждениям и университетам принимать на работу ученых-иммигрантов даже при отсутствии свободных вакансий. Однако по истечении трех лет часть этих ученых может оказаться без работы. Вместе с тем в рамках "программы Гилади" отличившимся ученым-иммигрантам может быть предоставлена дополнительная государственная помощь еще на три года.

Начало массовой иммиграции в конце 80-х годов способствовало дальнейшему развитию идеи промышленных парков. Для более полного использования научно-технического опыта новых иммигрантов, их скорейшего вовлечения в производственный процесс Министерство промышленности и торговли в 1991 году сформулировало и начало проводить в жизнь программу поддержки бизнес-инкубаторов или, как их еще называют, технологических теплиц. Целью этих структур было поддержать технологическое предпринимательство на начальной стадии, помочь воплотить новые научные идеи и технические решения в коммерческие продукты и действующие жизнеспособные предприятия, ориентированные преимущественно на экспорт. Как и промышленные парки, технологические теплицы и территориально, и функционально привязаны к научным центрам или уже стабильно работающим высокотехнологичным предприятиям. Основное различие состоит в размерах: для облегчения управления теплицами и их рассредоточения по территории страны количество осуществляемых каждой из них проектов ограничено 10-12 (примерно по пять исполнителей на каждый). Не менее половины участников должны быть новыми иммигрантами. Государство берет на себя 100% расходов на заработную плату и 75% прочих затрат. Кроме того, в теплицах проходит лишь начальная стадия работ, затем — в случае успеха — привлекаются другие инвесторы, а сам проект может осуществляться в иных структурах включая промышленные парки.


[1] Сатановский Е.Я. Специфика экономического развития израильского общества в 90-е годы: Дисс. канд. экон. наук / Институт востоковедения РАН. —М., 1999. —с.170

Источник: "Демоскоп-Weekly"
Полностью текст опубликовано в книге: Иммиграционная политика Западных стран: альтернативы для России / Под ред. Г. Витковской; Международная организация по миграции. Московская исследовательская программа по миграции. Москва, Гендальф, 2002, с 96-129.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.