Главная −> Повестка дня −> Итоги и прогнозы −> Итоги 2007 года −> Год миграционной революции: итоги 2007, сценарии 2008

Год миграционной революции: итоги 2007, сценарии 2008

Вывод, который сделала власть, оценив результаты либерального курса, оказался шокирующим: страна снова закрывается для тех, кто хочет приехать и законно зарабатывать на жизнь себе и своей семье

В недолгой истории российской миграционной политики 2007 год занимает особое место. В 90-х у властей хватало и других проблем, кроме как заниматься русскими, бегущими из бывших братских республик. Статус вынужденного переселенца им давали, а в остальном люди были предоставлены сами себе, и каждый обустраивался и выживал, как мог[1]. Поскольку ни экономических, ни культурных проблем миллионы приехавших в те годы в Россию не вызывали, то и внимание к миграции было минимальным. К 2000-му году миграция постепенно превращалась из вынужденной – в экономическую, из постоянной – во временную, из русскоязычной – в иноязычную. И это уже был вызов. Вызов в первую очередь социокультурный. Вызов, на который адекватного ответа не нашлось. И вместо того, что бы увидеть в миграционном потоке ресурс развития страны, его стали воспринимать как угрозу.  Однако уже через несколько лет стало ясно, что жестокая запретительная политика, проявляющаяся, прежде всего, в действующей системе натурализации, регистрации и процедурах найма, ничего – кроме роста нелегального сектора и связанных с ним криминального и теневого бизнесов – не приносит.

Миграционный 2007 год в России начался не первого января с боем курантов, а пятнадцатого – с началом действия нового миграционного законодательства, которое справедливо назвали революционным. Власть, наконец, решилась сделать кардинальный поворот «лицом к мигранту»[2]

Основных нововведений было два: одно касалось системы учета иностранных граждан, второе кардинально изменило порядок устройства иностранных граждан на работу. Остановимся подробнее именно на них.

Учет иностранных граждан

Из всех изменений миграционного законодательства, вступивших в силу в 2007 г . самым значимым является принятие закона о миграционном учете[3]. Заметим, совершенно нового закона. Ранее все вопросы, касающиеся регистрации иностранных граждан регулировались статьями Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан»[4]. Создание на базе двух статей полноценного законодательного акта – необходимый, закономерный и более чем своевременный шаг в развитии миграционного законодательства. Что же было сделано?

Прежде всего, и это самое главное, временная регистрация из разрешительной стала уведомительной и трансформировалась в «учет по месту пребывания». Срок в три дня, в течение которых иностранец должен был зафиксировать свое пребывание на территории страны, остался, но теперь уже не надо вовлекать в этот процесс всех домочадцев, собирать справки и выстаивать очереди. Все делается в течение нескольких минут в любом отделении связи. К сожалению, и здесь есть свои «национальные особенности оказания услуг»: где-то, ссылаясь на некие указания, требуют нотариально заверенный перевод паспорта (любезно подсказывая ближайшую нотариальную контору), где-то откровенно говорят о своем неумении оформить документы и советуют другое почтовое отделение. Но в целом услуга стала привычной, бланков хватает, стоимость мизерная, очередей нет. Разумеется, по-прежнему можно обратиться напрямую и в отделение ФМС.

К сожалению, как минимум один подводный камень все-таки остался: по-прежнему неясно, как можно подтвердить легальное пребывание в стране иностранца на пути до вокзала, если перед отъездом он отдал принимающей стороне отрывную часть бланка уведомления? Несмотря на то, что в течение года об этой проблеме немало говорили, она осталась нерешенной.[5]

В 2007 г . на учет по месту пребывания стало  более 7,8 млн человек[6].  Безусловно, определяющую роль в увеличении числа ставших на учет все-таки сыграло именно упрощение процедуры. По официальной статистике на почту пришло значительно меньше, чем в отделения ФМС. Из уже упомянутых миллионов по почтовым уведомлениям оформлено всего 850 тысяч[7]. Правда, здесь нужно учитывать, что, первоначально став на учет через почту, продлить свое пребывание можно, только придя в ФМС. В первую очередь это относится, конечно, к трудовым мигрантам. Для них новые правила содержат и еще одну норму, применение которой может существенно снизить нелегальный сектор: учет может производится не только по адресу жилых помещений, но и по юридическому адресу работодателя.

Положительный результат применения новой либеральной процедуры – налицо. Абсолютно все региональные власти и высшие чиновники ФМС с удовольствием констатируют рост числа ставших на учет и, соответственно, снижение количества нелегалов. Общая динамика увеличения количества иностранных граждан и лиц без гражданства, поставленных на учет оценивается в 65,3%[8].

Остается вопрос – в какой мере официальная статистика отражает реальное положение вещей?[9] Другими словами, все ли бланки уведомлений о прибытии и, что еще важнее, об убытии, попадают в нужные базы данных и корректно учитываются? Насколько центральная база данных учета иностранных граждан (ЦБД УИГ) действительно аккумулирует в себе информацию о прибывших и убывших? Вопрос не праздный. Например, в Москве, где наличие единой городской базы данных было бы само собой разумеющимся, автор неожиданно столкнулся с ситуацией, когда мигранта, ставшего на учет в одном округе при проверке документов на территории другого округа в базе не нашли. Как выяснилось, каждый округ учитывает только тех, кто стал на учет на подведомственной территории, и не имеет доступа к данным других округов. Ситуация благополучно разрешилась телефонным звонком одного начальника другому, но вопрос о качестве функционирования системы учета остался. В ситуации же переезда из города в город при отсутствии отрывного бланка уведомления (отданного при отъезде принимающей стороне) доказать, что ты не нарушил закон становиться практически невозможным.

Если же посмотреть на цифры, то «Получено заполненных бланков миграционных карт от пограничных органов» 30 894 512 шт., а «Из них обработано заполненных миграционных карт, информация с которых направлена в банк данных ФМС России» только 26 280 251. Т.е. разница составляет чуть больше 4 млн. И этот разрыв в несколько миллионов листков первичной документации сохраняется третий год[10].

Ответственные чиновники обещают совершенствовать работу ЦБД УИГ, и хочется надеяться, что в этом году большинство технических и организационных недоработок действительно будут устранены.

Еще один вопрос возникает при сравнении количества заполненных при въезде миграционных карт – 16,4 млн и количества ставших на учет – 7,8 млн. По словам главы миграционной службы[11] иностранцы распределяется следующим образом: 40-45%  – становятся на учет, 30-35% – это граждане Белоруссии и Украины (белорусы могут не регистрироваться месяц, украинцы до недавнего времени могли не делать этого три месяца) и 13%-15% – это те, кто становиться на учет не должен (например, транзитники, находящиеся в стране менее 3-х дней). Таким образом, практически все, кто обязан был стать на учет в течение трех дней по приезду в страну, это сделали. Новые правила действительно позволяют свести на нет нелегальную миграцию. Откуда же берется «7-8 млн нелегалов», о которых продолжают говорить в ФМС? Логично предположить, что это те, кто, во-первых, незаконно трудятся, законно пребывая в стране, а во-вторых, те, кто не смог продлить свое пребывание через три месяца. Учитывая, что продление возможно только при официальном устройстве на работу, то это и есть в большинстве своем незаконно трудящиеся. Но вот цифра представляется чрезвычайно завышенной. В самом деле, раз в три месяца легально выехать, а затем легально въехать для жителей безвизовых стран проблем не представляет. Как регулируется трудовая миграция подробно рассмотрено ниже.

Одним из значимых итогов года является возросший  миграционный прирост населения России. По данным Росстата, за январь-ноябрь 2007 г . он увеличился на 102,3 тыс. человек (или на 88,2%), что произошло за счет лиц, зарегистрированных по месту жительства. Соотнесем эту цифру с данными ФМС: «Зарегистрировано по месту жительства 190 тыс». Если  учесть, что регистрироваться по месту жительства имеют право только имеющие статус временно или постоянно проживающих (РВП и ВНЖ), то это означает, что Россия в 2007 году, в том числе и в силу либерализации своего миграционного законодательства, стала более привлекательной для постоянного жительства.

В частности, количество получивших РВП в 2007 г . несмотря за мизерную квоту[12] оказалось рекордным – 210 тыс, что возможно только за счет получения статуса теми категориями мигрантов, на которых квота не распространяется[13], т.е. это отражение миграции с целью воссоединения семьи, в рамках которой люди едут, рассчитывая остаться в стране навсегда. К сожалению, семейная иммиграция сегодня не удостаивается внимания властей. Совершено неясно, как в ситуации жесткого квотирования на труд будут трудоустраиваться иностранцы, переехавшие к семье и получившие разрешение на временное проживание. Похоже, при определении квот этого фактора не учитывали вовсе. А ведь по сути, получившие РВП в рамках семейной миграции должны оказаться в более привилегированном состоянии, чем обычные временные трудовые мигранты.

Трудовая миграция

Для них – обычных временных трудовых мигрантов – в 2007 году изменилось многое. Впервые в правовом поле были четко выделены две категории въезжающих: «визовики», т.е. те, кто прибыл из стран с визовым режимом въезда, и «безвизовики». Для «визовиков» правила не изменились. По-прежнему они должны получить приглашение на въезд для осуществления трудовой деятельности, оформить обыкновенную трудовую визу и въехать в страну, уже имея разрешение на работу у конкретного работодателя. Работодатель, в свою очередь, обязан получить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, на основании которого должен оформить приглашение и разрешение на работу для иностранного гражданина.

В отношении гастарбайтеров из стран с безвизовым въездом, а это, напомню, все страны СНГ, кроме Грузии и Туркменистана, ситуация изменилась существенно. Во-первых, работодатель больше не должен доказывать, что ему нужен работник, а может сразу принять человека «с улицы», лишь бы у того было разрешение на работу. Разрешение же приезжий получает самостоятельно, без указания, где именно он намеревается работать.

При этом процедура получения права на труд была максимально упрощена, отказать в приеме заявления запрещено прямой нормой закона, а установленная квота в 6 млн человек позволяла говорить о том, что возможность легального трудоустройства есть абсолютно у всех приехавших в страну на заработки. И этой возможностью не замедлили воспользоваться.

Надо отдать должное Федеральной миграционной службе, которая, столкнувшись с длинными очередями в первые дни после вступления закона в силу[14], сориентировалась достаточно быстро, нашла вариант решения проблемы, и уже через пару недель можно было прийти в любое отделение службы и оформить разрешение без особых временных затрат.

Результат не заставил себя ждать. Количество оформленных разрешений на работу иностранным гражданам по состоянию на 1 января 2008г. составило 2 136 280. Всего же, с учетом тех, у кого разрешение продолжало действовать с прошлого года, количество гастарбайтеров в 2007 г . превысило 2,2 млн.[15]При этом из стран с визовым въездом могло приехать не более 309 000 человек, остальные рабочие места заняли приезжие из СНГ. В первую очередь, из Украины, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана.

Одновременно с либерализацией процесса трудоустройства были приняты совершенно правильные и адекватные меры по ужесточению санкций за незаконный найм. Годовая практика показала, что работодатель совсем не горит желанием платить немаленькие суммы налогов, терять прибыль и тратиться на соцпакет при найме легальных, знающих свои права и обязанности работников. Сумма наложенных штрафов впечатляет: к концу года она превысила 4,6[16] млрд руб. Правда, взыскано из этой суммы пока только чуть больше половины, но не стоит сомневаться в возможностях фискальных органов.

Типичное положение дел в регионах можно проиллюстрировать на примере Свердловской области. По словам начальника областного УФМС Игоря Семочкина, в связи с упрощением миграционного законодательства более чем в два раза сократилось число нарушений со стороны иностранных граждан, а более 60% всех нарушений совершают работодатели, скрывая факт найма иностранца[17].

К концу года, однако, по отчетам ответственных лиц, количество штрафов пошло на убыль. Работодатель стал привыкать к новым правилам игры, и всерьез рисковать бизнесом из-за нескольких нелегалов как-то расхотелось.

Таким образом, в 2007 году был сделан принципиальный сдвиг фокуса ответственности за незаконный труд с мигранта на работодателя. И это решение себя оправдало.

Еще одним нововведением 2007 года стало определение допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами.[18] Фактически, для иностранцев был введен запрет на профессию розничного продавца. Возможность стоять за прилавком на рынке дали только тем, кто имел разрешение на временное или постоянное проживание. Ну и, конечно, гражданам России. Зато для временно пребывающих оставили право занимать все остальные должности: от директора предприятия розничной торговли и заведующего товарным комплексом до грузчика и уборщика. Так и осталось непонятным, почему, например, газетами торговать нельзя, а продавать запчасти для мотоциклов можно[19]?

Так или иначе, рост цен на рынках не превысил роста цен в магазинах, торговые места к середине года заполнились (кем – отдельный вопрос), что и дало основание власти посчитать эксперимент удачным и оставить положение в силе. В 2008 году к списку прибавилась «прочая деятельность в области спорта».[20] В отличие от рынков, которые, что называется, «на глазах», про спорт с ходу мало, что можно сказать. Понятно лишь одно – постановление принято в связи с Олимпиадой-2014. Под указанный код ОКЭД[21] попадает слишком много специальностей, и прояснить ситуацию могут еще не принятый документ «Разъяснения о порядке применения Постановления» и комментарии лиц, которых данное постановление напрямую затрагивает.

Слушая победные рапорты чиновников о сокращении нелегального сектора, о росте числа легальных трудовых мигрантов, о суммах штрафов, о доходах бюджета, о качественном улучшении системы контроля за рынком труда, логично было бы предположить, что решения по изменению законодательства были приняты правильно, и никаких резких смен курса в этой области уже не будет. А будет спокойная шлифовка регламентов, разработка предусмотренных законом, но еще не принятых подзаконных актов, совершенствование системы учета и контроля, и т.п. работа в русле политики, доказавшей свою эффективность.

Однако вывод, который сделала власть, оценив результаты либерального курса, оказался шокирующим: страна снова закрывается для тех, кто хочет приехать и законно зарабатывать на жизнь себе и своей семье.

Для начала, из ключевого документа, фиксирующего правила определения потребности в иностранных работниках и формирования квот, было убрано понятие «прибывшие в РФ в порядке, не требующем получения визы».[22] Это изменение привело к тому, что вместо документа, определяющего квоту для стран с безвизовым въездом, появился документ, определяющий квоту «на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу». Т.е. без разделения на «визовиков» и «безвизовиков».

А затем 29 декабря 2007 года принимается сразу три документа, согласно которым в 2008 году будет разрешено работать гораздо меньшему числу людей, чем легально (!) работает сейчас. И это на фоне остающегося незаконного сектора, который власти оценивают в несколько миллионов, кадрового голода[23] и ухудшающейся демографической ситуации. Итак, первым постановлением[24] утверждается квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу в размере 1 828 245 штук. Вторым[25] – определяется квота для «визовиков» – 672304 приглашения. А третье постановление[26] определяет общую потребность в иностранной рабочей силе, которая совпадает с установленной квотой – 1 828 245.

Т.е. для приезжающих из стран СНГ остается только 1 155 941 место легального трудоустройства.

Кроме того, из указанного количества необходимо вычесть 30% резерва. Именно вычесть. Согласно уже упомянутому постановлению (№759) резерв входит в установленную квоту, а не увеличивает ее. Итого – меньше миллиона. При двух миллионах сегодня.

Вот как реагируют на ситуацию в Таджикистане – одной из основных стран-доноров трудовой миграции в Россию. Говорит Рамазон Рахимов, начальник миграционной службы МВД РТ: «<…> выход из ситуации мы видим в том, чтобы направлять мигрантов в другие страны. В этом направлении на уровне глав государств подписано соглашение, согласно которому Казахстан готов кроме 40 тысяч имеющихся квот, по которым уже работают наши соотечественники, предоставить еще 10 тысяч, а в дальнейшем эта цифра будет увеличиваться. В ближайшем будущем там откроется представительство миграционной службы Таджикистана. Также мы планируем сотрудничать и с другими странами»[27].

Также декабрьским постановлением (№ 984) утверждено распределение квоты по приоритетным профессионально-квалификационным группам. Осталось дождаться распределения по субъектам и странам исхода.

Вопрос о том, каким управленческим инструментарием будет обеспечено одновременное действие на территории субъекта трех разных квот, принятых тремя отдельными постановлениями, да еще с учетом допустимой доли – даже не артикулируется.

В то же время, крайне необходимый перечень приоритетных специальностей, обладатели которых могли бы трудоустраиваться вне квот, разработан так и не был.

Правда, для обеспечения специалистами и рабочей силой подготовки и проведения такого важного мероприятия, как Олимпиада-2014, власть подстраховалась: приехать поработать в Сочи в период организации и проведения Игр можно и без оформления разрешения на работу, либо получив его в ускоренном и упрощенном порядке. Надо только заключить трудовой или гражданско-правовой договор с Оргкомитетом «Сочи 2014».[28] При этом иностранный гражданин даже освобождается от всех видов пошлин. Подразумевает ли «ускоренный и упрощенный порядок» оформление на работу вне установленных квот, пока неясно, но трудно поверить в то, что 573 665 человек, проходящих по квоте «рабочие, занятые на горных, горно-капитальных и на строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах»[29] (именно так, одной строкой для всей страны) способны обеспечить олимпийское строительство[30].

Что дальше?

Дальнейшее развитие событий возможно по нескольким сценариям:

1.      Вероятный: приедут и будут работать незаконно, при этом легально находясь на территории страны, поскольку учет по месту пребывания еще не ужесточили. Да и если ужесточат, хуже уже не будет. Т.е. все вернется на круги своя к «дореволюционной» ситуации.

2.      Невероятный: работать в Россию не поедут. Вероятным этот сценарий станет спустя год-два, когда процесс переориентации трудовых потоков на другие страны из вялотекущего примет необратимый лавинообразный характер: работать-то все равно где-то надо. И если не в России, то есть еще в мире и другие места.

Для работодателей также возможен выбор:

1.      Вероятный: незаконный найм, который сам по себе выгоден, в сочетании с уплатой «отступных», размер которых будет заведомо меньше возможного штрафа.

2.      Менее вероятный: законный найм, который обходится работодателю дорого и при котором пустующие вакансии не дают возможности наращивать бизнес.

При втором сценарии в ситуации дефицита иностранной рабочей силы будет стимулироваться внутренняя мобильность населения. Это был бы хороший сценарий, если бы не одно «но»: демографическая ситуация такова, что как раз в эти и ближайшие годы продолжается убыль трудоспособного населения страны (2008г. – 0,68 млн, 2009г. – 1,13 млн, 2010г.  – 1,06 млн человек[31]). И что толку, если квалифицированный строитель или станочник переедет из одного города в другой? Закрыть вакансию будет некем. Поощрять же российских граждан заниматься непрестижным трудом, да еще и куда-то для этого переезжать, представляется просто негуманным. Экономический рост в такой ситуации крайне проблематичен. Внедрение новых технологий – тоже. Для работы на высокотехнологичном оборудовании нужны соответствующие кадры, а их-то как раз и не хватает. Надеяться же на результаты реформы среднего профобразования в ближайшее время, к сожалению, не приходится.

И еще на один момент хотелось бы обратить внимание. Все описанные изменения в законодательстве никак не комментируются и не объясняются. Наоборот, чиновники в своих интервью продолжают говорить о двух разных квотах для визового и безвизового въезда, о том, что резерв это 30% дополнительных разрешений и категорически отрицают возможность роста сектора незаконной занятости.

Все возвращается на круги своя. Начавшись 15 января, революционный год либеральной миграционной политики 29 декабря, похоже, закончился.

Февраль, 2008 г.


[1] А многие продолжают это делать до сих пор, так и не получив от государства обещанной помощи.

[2] Борьба сторонников жесткой и либеральной политик продолжалась до последнего дня: достаточно вспомнить беспрецедентные «поправки к поправкам» к Федеральному закону «О правовом положении иностранных граждан».

[3] Подробнее о достоинствах и недостатках нового закона см. О. Выхованец «Миграционная политика России: два шага вперед, шаг назад», «Независимая газета» (раздел «НГ – Сценарии») от 27 февраля 2007 г ., а также http://eurasianhome.org/xml/t/expert.xml?lang=ru&nic=expert&pid=984

[4] Главой III «Регистрация иностранных граждан в Российской Федерации» и главой IV «Учет иностранных граждан, временно пребывающих и проживающих в Российской Федерации».

[5] А там, где законодательство прописано недостаточно ясно, требуется его толкование и разъяснение. Иногда это приводит к неожиданным результатам. Так, например, в письме Федеральной таможенной службы от 27 декабря 2007 г . № 01-06/50144 «О представлении физическими лицами сведений о местах своего нахождения в регионах деятельности таможенных органов» есть ссылка на пп. 2 п. 1 статьи 20 закона о миграционном учете, который касается учета живущих в гостиницах, и трактовка этого пункта: «В упомянутых случаях у граждан отсутствует возможность документального подтверждения таможенным органам мест своего временного или постоянного пребывания в регионах деятельности таможенных органов, так как законодательными актами Российской Федерации на граждан не возложена обязанность по регистрации в местах своего пребывания». Из такого более чем странного объяснения следует вывод: «Таким образом, <…> физические лица, осуществляющие их [транспортных средств – О.В.] временный ввоз, не обязаны документально подтверждать таможенным органам места своего временного пребывания <…> и могут представлять сведения об этом в форме произвольных заявлений без документального подтверждения».

[6] Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной миграционной службы на 2008 – 2010 годы, fms.gov.ru

[7] Там же.

[8] Там же.

[9] Подробнее см. доклад Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа и фонда «Наследие Евразии» «Политика иммиграции и натурализации: состояние дел и направления развития». (Под ред. С. Градировского.) — М, 2005. Часть 2.2 «Опыт учета миграционных процессов в современной России: статистическая невразумительность». http://www.archipelag.ru/agenda/povestka/naturalization/doklad/doklad2.2/

[10] Соответствующие показатели составляют в 2006 г .: 27 848 010 получено, 22 045 993 – обработано, а в 2005 – 25 506 720 получено и 18 694 719 обработано. [Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной миграционной службы на 2008 – 2010 годы, fms.gov.ru]

[11] Интерфакс, 18.12.2007 г., пресс-конференция К.О.Ромодановского.

[12] Согласно Распоряжению Правительства РФ от 27 ноября 2006 г . №1637-р, всего 52,7 тыс для всех – и визовиков и безвизовиков.

[13] К ним в частности относятся: родившиеся на территории РСФСР и состоявшие в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории Российской Федерации; признанные нетрудоспособными и имеющими дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации; имеющими хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации; состоящиу в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации и др.

[14] Заметим, очередями, которых никто почему-то не ожидал и не предвидел.

[15] Статистические данные по форме 1-РД. Опубликованы на официальном сайте ФМС fms.gov.ru

[16] Статистические данные по форме 1-РД. Опубликованы на официальном сайте ФМС fms.gov.ru

[17] См. интервью начальника областного Управления Федеральной миграционной службы РФ Игоря Семочкина агентству REGNUM 16.01.2008г. www.regnum.ru/news/942896.html 

[18] Постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г . № 683 «Об установлении на 2007 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации».

[19] П.5.3 из «Разъяснения о порядке применения Постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г . № 683»: «При этом Постановление не распространяется на иностранных работников, осуществляющих продажу автотранспортных средств и мотоциклов, их деталей, узлов и принадлежностей, а также моторного топлива для этих изделий».

[20] Постановление Правительства Российской Федерации от  29 декабря 2007 г .№ 1003 «Об установлении на 2008 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта на территории Российской Федерации».

[21] По ОКЭД группировка 92.62 в частности включает: организацию и проведение спортивных мероприятий, деятельность по содействию и подготовке спортивных мероприятий, деятельность спортсменов, судей, хронометражистов, деятельность спортивных школ, а также деятельность по предоставлению прочих услуг в области спорта.

[22] Постановление Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2007 г . № 759 «О внесении изменений в Правила определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации».

[23] См. например статью «Престиж дороже денег» о выступлении первого вице-премьера Дмитрия Медведева на заседании бюро Союза машиностроителей России 23 декабря 2007 г ., в которой также приводится ряд экспертных мнений. http://gzt.ru/business/2007/12/23/220034.html 

[24] Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007  № 982  «Об утверждении на 2008 год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу».

[25] Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007  № 983  «Об утверждении на 2008 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности».

[26] Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007  № 984  «Об определении на 2008 год потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников».

[27] "Что станет с мигрантами с сокращением квот в России?": Таджикистан за неделю. Обзор СМИ Республики Таджикистан за 7 января — 13 января. ИА REGNUM 16 января 2008г.  www.regnum.ru/news/942800.html

[28] Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[29] Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007  № 984  «Об определении на 2008 год потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников».

[30] Напомним, что организация Игр уже началась – с 5-го июля прошлого года.

[31] Предположительная численность населения Российской Федерации до 2025 года. (Статистический бюллетень). – М., Федеральная служба государственной статистики, 2005. Заметим, что прогноз отличается большой точностью, поскольку все эти люди уже родились. Согласно этому же прогнозу численность населения трудоспособного возраста к 2020 г . сократиться на 12,64 млн, а к 2025 на 14,79 млн человек по сравнению с 2008 годом.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
график торгов форекс рубль FxPro Много рассказано о том, что такое ставки, но достоверные данные вы найдете на нашем сайте
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2017 Русский архипелаг. Все права защищены.