Главная ?> Повестка дня ?> Итоги и прогнозы ?> Итоги 2008 ?> Политические итоги 2008 года

Политические итоги 2008 года

Какие главные политические события 2008 года Вы можете выделить? Какие векторы политического развития они задали? Что можно сказать о геополитической стратегии России в 2008 году? На эти и другие вопросы отвечают ученые, эксперты, аналитики

Антон Дидикин,
заместитель директора Исследовательского центра публичного права, руководитель сектора конституционного и европейского права Исследовательского центра публичного права, член Комиссии по науке и образованию Общественной палаты Новосибирской области

Как Вы в целом прокомментируете выступление Дмитрия Медведева в эфире федеральных телеканалов? Какие главные выводы можно сделать, основываясь на словах президента?

В целом выступление Президента России стало насыщенным с точки зрения освещаемых событий и обоснованным. Безусловно, за более чем полгода официального президентского срока Д.А. Медведев очень четко и последовательно стремится придерживаться тех идей, которые он периодически высказывал и высказывает на крупных общественно-политических мероприятиях (форумы в Красноярске и Санкт-Петербурге, саммиты Россия-ЕС, Послание Федеральному Собранию 5 ноября). Это создает определенность в векторах российской внутренней и внешней политики и на будущие годы.

Какие главные политические события 2008 года Вы можете выделить? Что показали эти события? О каких тенденциях, наметившихся во властных структурах, они могут свидетельствовать? Какие векторы политического развития они задали?

К числу наиболее значимых политических событий 2008 года можно отнести следующие:

1. Выборы Президента России 2 марта, которые продемонстрировали, что процесс передачи верховной власти в условиях стабильной политической системы может быть мирным и безболезненным с существенной экономией бюджетных средств. Выборы также показали фундаментальную слабость российской оппозиции, которая легко и непринужденно идет на уступки в соответствии с личными амбициями ее лидеров и корыстными интересами политических групп. Это говорит о том, что конструктивной оппозиции в России по-прежнему нет.

2. Экономический форум в Санкт-Петербурге, на котором наиболее яркими можно признать выступления Президента России Д.Медведева и Игоря Шувалова. Было заявлено, что курс на либеральную экономическую политику будет сохранен, ибо это наилучший способ для создания в России в будущем мирового финансового центра и инновационной экономики. Несмотря на то, что экономический курс в дальнейшем был скорректирован в условиях кризиса, идея будет воплощаться с позитивными изменениями в российской экономике.

3. Саммит Россия-ЕС в Ханты-Мансийске (июнь 2008 года), который быстро и эффективно усовершенствовал отношения между Россией и странами Евросоюза, заметно подпорченные в прежние годы. Теперь же возможность заключения нового обновленного Соглашения о партнерстве и сотрудничестве России и ЕС стала реальностью.

4. Грузино-югоосетинский конфликт, который резко изменил геополитическую обстановку в мировой системе, показал банкротство и неэффективность марионеточных режимов в Грузии и в Украине, слабость многих стран ЕС в решении глобальных проблем европейской безопасности, ошибки Администрации Дж. Буша, а главное, усилил позиции России в мире, которые стали более прозрачными и жесткими с точки зрения механизма их реализации.

5. Мировой финансово-экономический кризис, который с сентября 2008 года показал фундаментальные противоречия в мировой финансовой системе, ее неспособность обеспечить эффективный переход к новому технологическому укладу и отбросивший многие развитые и развивающиеся страны на несколько десятилетий назад по уровню и качеству жизни населения. В российской экономике такие противоречия сказались не только на банковской системе, но и на различных отраслях производства, что требует безусловного реформирования этих отраслей и инвестиций в реальный сектор экономики в будущем.

6. Выборы Президента США, которые несмотря на расовую проблему привели к уверенной победе Демократической партии США в лице Барака Обамы, для деятельности которой всегда наиболее характерным было внимание к проблемам внутренней политики, смягчению геополитических конфликтов.

Что можно сказать о геополитической стратегии России в 2008 году? Какой была эта стратегия? Как она менялась в течение года? Какие факторы оказывали на неё влияние? Какие тенденции в российской внешней политике начали проявляться в уходящем году?

Российская внешняя политика в последние годы была крайне противоречивой и неориентированной на будущее. Новый Президент России внес в геополитическую стратегию страны новые идеи и веяния, и через деятельность экспертного сообщества совершенствует ее ключевые положения. Главный пункт этой стратегии, проявившийся в 2008 году — это недопустимость уступки национальных интересов экономическим показателям и политическим амбициям. Необходимость защиты российских граждан в Южной Осетии требовала больших затрат из федерального бюджета и мощной военной кампании. Военный конфликт привел к оттоку капитала, но это не стало основой для пересмотра позиции России в отношении признания Южной Осетии и Абхазии самостоятельными государствами, что, безусловно, правильно. В будущем году такие действия очень серьезно повышают кредит доверия населения к власти в условиях кризиса.

Владимир Шаповалов,
Председатель курского регионального отделения Российской Ассоциации Политической Науки, кандидат исторических наук, профессор, декан факультета управления и связей с общественностью Курского института менеджмента

Согласен с мнением Президента относительно двух самых важных событий уходящего года. Конечно, это грузино-югоосетинский конфликт и финансовый кризис.

При этом последствия данных событий различны.

Кризис продемонстрировал крайнюю уязвимость России, явился серьёзным испытанием для отечественной экономики, поставил под сомнение дееспособность России как самостоятельного экономического игрока.

Участие России в грузино-югоосетинском конфликте значительно усилило геополитические позиции России. Впервые после распада СССР произошёл переход от центробежной к центростремительной тенденции. Сокращение российской сферы влияния завершилось, сменившись противоположной фазой – её расширением. Россия одержала очень важную геополитическую и моральную победу, результаты которой были закреплены установлением дипломатических отношений с Южной Осетией и Абхазией и провозглашением доктрины Медведева. Ценность данной победы подкреплена индифферентной реакцией Запада. Отказ США от активной помощи Грузии, а затем фактическое восстановление в полном объёме сотрудничества с Россией НАТО и ЕС свидетельствуют о том, что Запад признал право России на активную защиту своих интересов на постсоветском пространстве и само постсоветское пространство в качестве российской сферы влияния.

Геополитическая стратегия России после августа 2008 года претерпела существенное изменение. Более того, можно сказать, что именно в августе 2008 года она была сформулирована. Принятая в июле 2008 года Концепция внешней политики России является очень невнятным документом, в котором по сути отсутствует стратегическое видение места России в мире. Такой документ мог быть разработан любой страной в любое время.

Напротив, доктрина Медведева в предельно сжатой форме воспроизводит основные цели внешней политики России в настоящее время. Более того, это, пожалуй, первое в постсоветский период внятное изложение внешнеполитической позиции России.

Илья Пономарев,
депутат Государственной Думы, председатель подкомитета по технологическому развитию

Как Вы в целом прокомментируете выступление Дмитрия Медведева в эфире федеральных телеканалов? Какие главные выводы можно сделать, основываясь на словах президента?

Ясно, что Дмитрий Медведев видит проблемы и пытается их решать. Однако, на мой взгляд, какой-либо стратегии, помимо слепого копирования мер, которые принимают западные экономики, пока не наблюдается. Думаю, что сегодня надо стимулировать не предприятия и тем более не банки, а спрос в экономике. Важнейшее направление работы, хотя его и нельзя отнести к разряду мер, которые дадут немедленный результат — системный перевод экономики на инновационный путь развития.

Президентом были сказаны правильные слова о необходимости отказа от сырьевой ориентации экономики, о роли высоких технологий. Но практика у властей иная, во многом инерционная.

Кризис — это вызов, а на вызов должен последовать ответ, чётко сформулированный и — что самое главное — реализуемый в повседневной работе органов государственной власти. Медведев говорил, что Россия может выйти из кризиса более сильной, но лишь в общих чертах обрисовал, каким именно будет такой выход. Обтекаемость формулировок смущает. Что ж, посмотрим на конкретные дела власти.

Какие главные политические события 2008 года Вы можете выделить? Что показали эти события? О каких тенденциях, наметившихся во властных структурах, они могут свидетельствовать? Какие векторы политического развития они задали?

Вполне очевидно, что важнейшими политическими событиями уходящего года стали смена президента и правительства, вооруженный конфликт в Грузии, а также самый тяжёлый в истории капитализма финансово-экономический кризис, впервые затронувший Россию. Во время предыдущего похожего кризиса конца 20-х — начала 30-х годов наша страна строила социализм и лишь ускорила темпы экономического роста на фоне глобальных проблем.

Медведев говорил о перспективах, которые открываются благодаря сотрудничеству в рамках БРИК и ШОС. Здесь с ним трудно не согласиться – это действительно один из векторов нашего развития.

Что же до изменений во властных структурах — они почти незаметны. Президент заявил о мерах противодействия коррупции, но я не уверен, что принятый пакет антикоррупционных законов или косметические изменения в практике назначения-избрания губернаторов сыграют в этом деле какую-либо значительную роль.

Да, губернаторов будет предлагать теперь партия большинства. Но мы ведь знаем, у кого большинство во всех региональных парламентах…

Без того, чтобы власть стала подконтрольной обществу, без организации обратной связи, без понятной кадровой стратегии никакой борьбы с коррупцией, никакой дебюрократизации не произойдёт.

Что можно сказать о геополитической стратегии России в 2008 году? Какой была эта стратегия? Как она менялась в течение года? Какие факторы оказывали на неё влияние? Какие тенденции в российской внешней политике начали проявляться в уходящем году?

Ответ вполне очевиден. Россия постепенно перестаёт оглядываться только на Запад, а оглядывается по сторонам. Сторон света всего четыре, и почему не расширить сектор обзора? На север от нас Арктика, в которой наша страна начала наконец-то играть существенную роль и вынудила считаться с собой приполярных партнёров. На востоке Китай, отношения с которым становятся всё более значимыми. Есть и Индия, и Латинская Америка – отношения с некоторыми её странами, поднявшиеся на принципиально новый уровень, в перспективе могут оказаться весьма продуктивными.

Думаю, что сотрудничество с государствами тех регионов, на которые мы долго не обращали внимания, поможет нашей стране. Грузинский кризис показал: главные друзья России – левые политики разных стран. Экономический же кризис ещё больше подчеркнул: нам нужно новое движение неприсоединения, и сегодня как никогда возможно создавать системные экономические соглашения, которые смогут заменить скомпрометировавшие себя международные институты: МВФ, Мировой Банк и, особенно, ВТО. Станет ли создание «газового ОПЕК» шагом в этом направлении? Очень на это надеюсь.

И всё же главным для нас, для страны с огромными внутренними ресурсами, остаётся внутренняя политика, политика социальная. Президент Медведев напомнил, что по Конституции Российская Федерация – государство социальное. Хотелось бы, чтобы об этом помнили власти предержащие разного уровня.

Сергей Арутюнов,
Член-корреспондент РАН, заведующий отделом Кавказа Института этнологии и антропологии РАН

Комментировать выступление президента вряд ли имеет смысл. Все, что он сказал, совершенно верно, в особенности о коррупции, но это все прекрасные слова, а общество ждет дел. Между тем этих дел не то что недостаточно, а наоборот, они скорее создадут почву для новой коррупции. Сохранить в условиях кризиса сотни тысяч рабочих мест в автопроме – задача благородная, но делать это путем непомерно жестоких разгонов мирных демонстраций, как во Владивостоке – дело, по меньшей мере, неблагодарное.

Государство готово потратить миллиарды, чтобы заставить жителей востока страны покупать плохие отечественные автомобили. Не разумнее было бы потратить эти же деньги, чтобы заставить, наконец, отечественную промышленность делать автомобили хорошие? Можно продолжать, но нужно ли?

Главными событиями года можно считать признание независимости Абхазии и Южной Осетии. В отношении Абхазии это нужно было сделать давно, сразу после агрессии НАТО в Косово. О Ю. Осетии я могу повторить лишь то, что говорил всегда – гораздо лучше было бы для России, если бы она оставалась номинально автономной частью Грузии, но с полной гарантией своей широчайшей автономии. Но что сделано, то сделано, и теперь с этим надо жить. А жить довольно трудно. При принципиальной правильности мер по принуждению Грузии к миру, меры эти явно превысили необходимый и допустимый уровень. Результат – относительная международная изоляция России, и это надолго. Признавать новые государства никто, кроме Никарагуа, не собирается, а рейтинги и реальная поддержка Саакашвили и в Грузии и в мире выросли многократно.

Создается впечатление, что и результаты пятидневной войны, и экономический кризис вызывают у власти некоторую растерянность. Преодолеть ее власть пытается проигрыванием мускулами и внутри страны, и на океанских просторах, но мускулы для такого дела слабоваты. Явственно просматривается один вектор политики – дальнейшее завинчивание гаек, игнорирование пока еще довольно робких и частных требований оппозиции, упрямство в вопросах частных и непринципиальных (см. дела Морарь, Алексаняна, Бахминой и др.). В общем, в 2009 год мы вступаем в достаточно неблагополучной обстановке. Вполне благополучной она бы никак быть не могла, но при огромных ресурсах России могла бы быть и получше – при условии более компетентного менеджмента.

Анна Лунева,
заместитель генерального директора Центра политической информации

Выступление президента не стало ключевым событием недели. Его выступление не рекламировалось, как событие национального масштаба, как было с "Прямой линией с Владимиром Путиным". По тематике выступление Дмитрий Медведева во многом повторяло "Прямую линию", поэтому воспринималось как своеобразный рефрен. Тот факт, что президент выступал вторым, подчеркивает особенности сложившегося "дуумвирата": политический премьер-министр и технический президент.

Впрочем, некоторые трактовки, которые были предложены Дмитрием Медведевым, позволяют прогнозировать, что техническим президентом он останется не столь долго: он четко прощупывает почву для резких и самостоятельных шагов, критикуя проводимую прежде политику, например, создание такой экономической системы, где преобладает сырьевой фактор без создания новых производств и т.д.

Основными политическими событиями года я вижу президентские выборы и принятие поправок в Конституцию. Состоявшиеся выборы, при всех к ним претензиях, создали прецедент мирной передачи власти, продемонстрировав, что смена главы государства возможна без потрясений и катаклизмов. Поправки к Конституции я считаю принципиально важным моментом. Во-первых, был апробирован сам механизм изменений Основного закона. Во-вторых, по духу новые положения создают базу для трансформации нынешней президентской республики в подобие парламентской, усиливая формально роль партийной системы. По мере усиления позиций президента партийное поле будет трансформироваться, причем наибольшим изменениям подвергнутся позиции провластных структур.

С точки зрения геополитики основным итогом года является поляризация и милитаризация мировой политики, чему Россия во многом поспособствовала. Москва фактически приняла вызов Вашингтона и продемонстрировала, что способна играть по его правилам и, при этом, впервые смогла не проиграть в информационном пространстве и довести тему практически до конца. Впрочем, все это не стоит рассматривать как явления позитивные, так как благодаря расширению практики силовой риторики притормозились такие важные процессы, как, к примеру, выработка соглашения о сотрудничестве с Европой. Представляется, что дальнейшее использование такой риторики может ухудшить положение России и ее отношения с Западом в первую очередь.

Борис Кагарлицкий,
Директор Института глобализации и социальных движений (ИГСО)

То, что президент Медведев практически не говорил о внутренней политике, понятно. Трудно говорить о том, чего нет. Пресловутая политическая реформа, обозначенная в президентском послании – набор бюрократических инициатив, мало что значащих и ничего не меняющих. Возможно, о некоторых из них в Кремле уже забыли, о некоторых ещё помнят, но это не так уж важно. Медведев заговорил о том, что действительно в этом году имело политическое значение – война с Грузией сильно повлияла на обстановку внутри России. Что же касается мирового кризиса (давно уже не финансового), то он как раз является важнейшим политическим событием, ибо, фактически, ставит под вопрос правила игры, установленные в нашей стране, а, в конечном счете – дальнейшее существование "управляемой демократии".

Александр Караваев,
политолог, научный сотрудник ИАЦ МГУ

Самая быстрая или sms формула итогов 2008 года для России: Война х Кризис = укрепление дуумвирата.

Основные тенденции не просто сохранились, но и усилились. В частности если в начале года можно было говорить о том, что российская политика в отношении соседей становится сложнее, жестче и прагматичнее, то в конце года это уже факт.

Если в начале года, на фоне быстрого признания суверенитета Косова, мощного напора американской дипломатии в продвижении ПРО и приближения Грузии и Украины на полшага в НАТО, не было ясно как Москва будет реагировать и сумеет ли «тормознуть» этот процесс. То теперь, дипломатия РФ стала менее «извилистой» и не податливой быстро достижимым компромиссам.

В 2008 году Кремль демонстративно встал на путь так называемого «суверенно-демократического» укрепления всех аспектов государства, включая и внешнюю политику, не взирая на критику и упреки. Происходило это уверенно, но плавно. К примеру, отказ Владимира Путина от третьего срока и выбор Дмитрия Медведева президентом был мотивирован не столько удобством такой кандидатуры для самого Путина, сколько имиджем Медведева на Западе.

Но вместе с тем, стало очевидно, что за «витражом» либерального юриста президента Медведева скрывается отнюдь не ельцинско-козыревский тип внешней политики. В уходящем году Путин и Медведев не размежевались, не стали конкурировать во внешней политике, а наоборот усилили присутствие России в международном пространстве. Сумели не просто дублировать друг друга, но умножать.

Не произошло размежевания и во внутренней политике. Кризис на российской территории развивается уже месяца три, причем в РФ ситуация хуже чем в странах Запада. Но держатся оба субъекта дуумвирата слитно и не дают повода на границе уходящего года говорить об их трениях.

По новым кадровым назначениям мы не можем судить о кризисе тандема. Медведев пользуется своей президентской прерогативой – расставлять своих людей – и обратное, выглядело бы как минимум странно. Факт появления «людей Медведева» не говорит о новых трениях в аппарате госуправления, вызванных кризисом личных отношений или ослаблением Путина. Есть известная борьба за админресурсы. Но это не новое явление, а «природное» свойство российской жизни. Путин в свое время следовал договоренностям достигнутым с ельцинско-волошинской администрацией: весь первый срок он последовательно не убирал в сторону или отставку ельцинских людей и был в этом последовательным. Хотя руки у него были не связаны. Почему Медведев будет действовать иным способом? Поэтому, утверждения таких эпатажных политологов как Белковский о нарастающем кризисе отношений внутри дуумвирата рассчитаны на публику.

Но в блоке «стратегия РФ» ни один из вопросов не получил окончательного ответа.

Речь не о выходе из экономического кризиса. Ответа на эту задачу сейчас видимо не существует. Проблема в стратегии модернизации самой России. В нынешний период глобального экономического кризиса, многие западные страны приходят к выводу о необходимости усиления позиций государства как главного регулятора экономики. Кстати, после 11 сентября в США вернули госмашине колоссальные права по контролю над действиями граждан. Для постсоветских режимов вывод напрашивается сам собой — если укрепляется монополия там, на Западе, то чем мы хуже на Востоке?

Обычно, такая модернизация через усиление функций государства у нас приводит к отставанию, а затем к всеобщему краху, в том числе и элементов позитивного уклада жизни. Если «у них» процесс укрепления роли государства и монополия власти необходимы как рычаг для выхода из кризиса, то у нас подобное действие способствует укреплению конкретных чиновников у власти без ограничений во времени. Если для «их» политического менталитета это вынужденная мера, с которой они соглашаются на время, а потом демонтируют, учитывая, что для ограничения монополии государства есть все механизмы, то в «нашем» постсоветском менталитете таких ограничителей не существует, да и механизмов уже нет.

Сергей Чуев,
Член Президиума Политического совета Ростовского регионального отделения Партии «Единая Россия», федеральный координатор «Молодой Гвардии Единой России» по ЮФО

Одним из главных политических событий в уходящем году явились мартовские выборы Президента России. Процедура передачи власти от одного человека к другому состоялась в соответствии со всеми законодательными нормами. Владимир Путин, несмотря на многие суждения, зародившиеся еще в 2005 году и продолжавшие звучать вплоть до 2008 года, ушел с поста главы государства и перешел на другую должность.

Этот факт необходимо рассматривать во взаимосвязи с инициативами, озвученными Дмитрием Медведевым в ноябрьском Послании Федеральному Собранию. В документе изложен ряд принципиальных вещей, которые означают – властная элита страны намерена выстраивать совершенно новую логику власти. Логику власти, основанную на транспарентности и партийности.

На это ясно указывает право, появившееся у политических партий (победивших на выборах в региональное законодательное собрание) выдвигать кандидатуру губернаторов. Такое решение приведет к тому, что мы получим совершенно новую конфигурацию взаимодействия исполнительных и представительных органов власти.

Другой момент – отчетность правительства страны перед Государственной Думой. Фактически, это мечта всей российской либеральной интеллигенции XIX-XX веков, которая оказалась реализованной – замечу – по инициативе человека, выдвинутого на высший государственный пост от Партии «Единая Россия».

Напомню, что первая Государственная Дума, сформированная в России в 1906 году, просуществовала всего семьдесят два дня по той простой причине, что кадеты требовали «ответственного министерства». Николай II не мог на это согласиться, поэтому Дума была распущена. Сегодня сделан значительный шаг на пути к правительству, которое будет отчитываться перед представительным органом.

Это один из самых принципиальных сюжетов, не оцененный пока в полной мере. Потому что вслед за отчетом перед парламентом может встать вопрос – а что будет, если Госдума не примет отчет правительства? Если в Думе возникнут альтернативные мнения по изложенному отчету? Последует ли за «негативным» отчетом вотум недоверия правительству?

Мы видим, что впервые с 1993 года (когда в России сложился недопустимый перекос в сторону доминирования исполнительной власти над законодательной) маятник качнулся в обратную сторону. Сегодня усиливается парламент и его контрольные функции. А значит, мы получим более сбалансированную и взвешенную политическую систему.

Алексей Мухин,
Генеральный директор Центра политической информации

Избрание нового Президента России и удачная «пятидневная война» с Грузией – могли бы сделать 2008 год для страны позитивным. Однако, в результате, смены верховной власти, обострились внутренние конфликты между группами, что произошло на фоне финансового кризиса – борьба приняла ожесточенный характер. А признание Абхазии и Южной Осетии весьма осложнило (хотя и не, так сказать, «смертельно», как ожидали пессимисты) отношения с мировым сообществом.

«Слабые места» во властной конструкции выявились в конце года: депутаты Государственной Думы и даже Совет Федерации начали бунт. Они, вопреки мнению Президента, утвердили свои поправки в так называемом «антикоррупционном пакете», причем, не все эти поправки были согласованы с верховной властью (Дмитрий Медведев отдельно об этом высказался).

Теперь для верховной власти наступил своеобразный «момент истины»: если Президент подпишет Закон по противодействию коррупции с депутатскими поправками, значит, он по-прежнему «младший партнер» в тандеме Путин-Медведев.

Очевидным в этом году стало и то, что окружение Путина крайне заинтересовано в том, чтобы команда Медведева как можно дольше оставалась на «вторых ролях»: для этого предпринимаются определенные усилия. Например, уход с поста в спецслужбе близкого к Медведеву чиновника Николая Винниченко и назначение его в Уральский федеральный округ; неназначение другого приближенного к Президенту чиновника Константина Чуйченко главой антикоррупционного ведомства (пока!).

Самого же Дмитрия Медведева тонко обвиняют в том, что он якобы способствует возвращению во власть т.н. «Семьи» и ее представителей.

Сложная внутренняя жизнь страны проходит на негативном внешнем фоне: радикально меняется отношение Запада не только к российской власти, но и к оппозиции.

Если раньше ее не рассматривали в качестве серьезного партнера, то сейчас в Вашингтоне начинает распространяться идея о возможности прихода к власти в России умеренно оппозиционных сил. Они, по мнению американских экспертов, способны создать вокруг Медведева или даже без него, вполне дееспособную, умеренно либеральную коалицию.

Это, а также – острый внутренний конфликт элитных групп, ориентированных на Путина и на Медведева, привели к активизации сторонников «партии третьего срока», то есть жесткого стиля управления страной. Кстати, во внешней политике также начала разыгрываться карта сторонников «сильной руки», пытающихся использовать технологию консолидации против «внешнего врага».

Западная элита, отметим, была уверена, что Путин сумеет спасти страну от нестабильности, и неоднократно озвучивала эту точку зрения, но сейчас выглядит разочарованной. Это разочарование и выражается в смене политических приоритетов.

Обращая внимание на экспансию некоторых бизнес-групп, действующих под прикрытием государства и государственных институтов, многие западные политики пришли к выводу, что Россия вновь начала движение к плановой экономике в сочетании с авторитарной политической системой.

В результате, Россия в 2009 году рискует столкнуться с крайне негативной внешней средой и ужесточить свои внутренние политические и экономические конструкции, что, безусловно, отразится на уровне социальной напряженности.

Единственным выходом из данной непростой ситуации является консенсус между властью и обществом, а они, как нарочно, не настроены на диалог по чисто экономическим причинам.

Александр Райков
Президент аналитического агентства "Новые стратегии", действительный государственный советник РФ 3 класса, Лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники, профессор

Политический итог года выражен явно нерадостной улыбкой Президента.

В тезисах и действиях – желание улучшить дела в стране на фоне свалившегося кризиса. Во взгляде – желание усилить свою профессиональную команду. Хотя, желание уменьшает радость. Просто команду надо создавать и с ее помощью принимать хорошие управленческие решения. Но не сразу все получается и нужно искать неклассические приёмы.

Политический итог года – демонстрация устойчивости российской политической системы. Конституционные изменения прошли почти незаметно, хотя срок президентский «до дембеля» стал больше.

Можно отметить успешный опыт правления в форме властного Тандема.

В геополитике какие тенденции? Там они всегда одни – быть хитрее и сильнее других. Раньше «шли в Европу», сейчас там тоже не просто. Идем на Восток, но Восток – дело тонкое...

И главный политический итог – способность власти и людей быть терпеливыми и уверенными. Только, чтобы всего добиться, надо иметь абсолютное терпение и абсолютную уверенность. Но «абсолютное» всегда далеко, к нему нужно просто стремиться.

Сергей Мельков,
Сопредседатель Ассоциации военных политологов, доктор политических наук

Выступление Президента в эфире федеральных телеканалов произвело впечатление длительного перечисления неких проблем и путей их решения в ракурсе типичного государственного чиновника.

Полагаю, что важнейшим событием года стало избрание Д. Медведева президентом. Но он пока не вошел в состав политической элиты, да и не мог войти. Почему?

Во-первых, похоже, что реализовывать на практике его указания (например, пассажи про пять "И") никто во власти не собирался и не собирается. Тем более, что грянул кризис – отличное прикрытие.

Во-вторых, у Д. Медведева как не было, так и до сих нет своей профессиональной (самое главное – публичной!!!) команды. Это прискорбно, но иначе и быть не могло, поскольку выращенный внутри государственной власти (как в пробирке), он должен был быть политически стерилен. Такое положение продолжает сохраняться до сих пор.

В-третьих, процесс расставления "своих людей" – "медведевцев" (не путать с представителями "Единой России") на ключевые посты в государственном аппарате только начался. Сколько он займет времени – никому не известно (явно не один год). Но, пока его представители не начнут перевешивать количественно, трудно ожидать, что госаппарат станет реализовать установки президента.

В-четвертых, хочется Д. Медведеву или нет, но политического будущего, полагаю, у него не будет без собственного партийного проекта. На кого сделать ставку? "Справедливая Россия" – это опять чиновники (никаких отличий от единороссов). КПРФ – ее электорат никак не совмещается с молодостью президента. Любая правая партия изначально скомпрометирована, как и либерализм в России. Куда бедному президенту податься – ответа нет.

Еще одним важным событием в политической жизни России стал вооруженный конфликт в Южной Осетии. К сожалению, он, на мой взгляд, дал возможность многочисленным чиновникам усилить патриотическую риторику, которая к эффективному государственному регулированию прямого отношения не имеет. Зато она позволяет выколачивать немалые ресурсы из госбюджета под реальные и мнимые проекты. В частности, такими экономическими проектами являются госкорпорации, начатые, правда, не в текущем году. Причем, проектами экономически убыточными и крайне тяжелыми для госбюджета.

В конце года президент постарался освободиться от ура-патриотов, но мне кажется, пока не слишком удачно. Во всяком случае, в экономике успехов не видно, а поездки по таким друзьям как Венесуэла, подарки 10 МИГов Ливану (если, это, конечно, не очередная информационная провокация) вызывают серьезные сомнения. То ли мы не знаем чего-то очень значительного и сакрального, то ли просто политика у нас совсем ситуативна и осуществляется без какой-либо стратегии. Я выбираю второй вариант.

Реформа вооруженных сил России в текущем году действительно началась. Но как всегда, втихаря, чисто чиновничьими методами. Уверен, что результат будет, скорее всего, негативным за счет отторжения общественным мнением именно таких методов ее реализации. Хотя лично мне многое из того, что делается и зачем делается в Минобороны России понятно. Но мне лично не нравится, что меня и офицерский состав держат за быдло (извините, написал то, что думаю).

И последнее. Не было в нашей стране и думаю, что не будет никогда более неэффективной формы общественного управления, чем "вертикаль власти". Д. Медведев это, видимо, чувствует, но что он может сделать, являясь ее же порождением?! В своем Послании Федеральному Собранию, полагаю, он не случайно ничего не говорит о госуправлении, а все время апеллирует к различным формам регулирования. Но как оно будет осуществляться, если политическая власть растворена в государственном аппарате? У меня в связи с наступающим годом связаны пессимистические ожидания.

Николай Баранов,
политолог

Дмитрий Медведев в своем интервью отметил события, в которых принимал участие как глава государства, т.е. с мая 2008 года.

На мой взгляд, главным событием уходящего года стали выборы президента Российской Федерации. Эти выборы показали приверженность нашей политической элиты демократическим принципам, как она их понимает: выполнение Конституции, следование федеральным законам, которые она же и принимает, декларация европейских цивилизационных ценностей с российской интерпретацией. В условиях формирующегося гражданского общества иного поведения от политической элиты ожидать не приходится, поэтому существующий вариант, претендующий на название демократического, не самый худший.

Переход на инновационный путь развития, провозглашенный В.Путиным в феврале, породил надежды не только на экономические, но и на демократические политические реформы. Однако надежды оказались неоправданными.

Политический режим в первой половине уходящего года имел тенденцию к демократизации и либерализации, однако кавказские события перечеркнули эти ожидания. Вполне оправданные решительные действия президента были поддержаны гражданами России, что, во-первых, повысило легитимность власти и соответственно развязало ей руки в решении политических и других задач, которые она планировала в перспективе, во-вторых, способствовало усилению авторитарных тенденций, чем не преминули воспользоваться государственные структуры всех уровней. Зачистка оппозиционного поля продолжилась, однако предприняты попытки создания управляемой оппозиции.

Вторая половина года прошла под диктовку внешних событий, поэтому Россия вынуждена была просто адекватно реагировать на них, и здесь стоит сказать о достаточно высоких управленческих качествах наших политических лидеров. Позиция, последовательно отстаиваемая ими во внешнеполитической сфере, дает свои плоды. Все больше стран склоняется к многополярности, появляются новые центры влияния, которые стали возможными благодаря решительной позиции российского руководства. Создается в значительной степени благоприятная для России геополитическая обстановка, связанная с ее возросшим влиянием на политические, экономические и социальные проблемы современности.

Тем не менее, не разрешены проблемы в рамках СНГ, и хотя доверие к России повысилось, раскол в организации сохраняется. Отношения с братьями-славянами остаются достаточно сложными, и прагматическая линия России не воспринимается ими как единственно верная.

В стране идет становление демократической политической системы со многими издержками и национальными особенностями. Признание России в качестве великой державы со стороны других стран стабилизирует внутриполитическую ситуацию и позволит более последовательно проводить реформы и преобразования, вектор которых окончательно не определен.

Александр Донской,
Экс-мэр Архангельска

Медведев выглядит замечательно, он очень быстро вжился в роль президента и перенял даже интонацию и речевые обороты Путина, при этом он соблюдает все договорённости. Укрепляет Единую Россию и готовит Путину плацдарм для сохранения статуса отца нации и бессменного руководителя властной вертикали на ближайшие 20 лет. Путин не ошибся с выбором и ещё раз доказал всем что он пришёл всерьёз и надолго.

Кризис всерьёз России ещё не коснулся. Следующий год для большинства россиян будет очень тяжёлым, но это никак не отразится на рейтинге Путина и после кризиса Путин и Медведев поменяются местами.

Роман Евстифеев,
политолог, кандидат политических наук, руководитель Владимирского регионального отделения Российской ассоциации политической науки

Комфортные итоги. Мероприятие, анонсированное как «Итоги 2008 года с Президентом России», оказалось довольно скучным разговором четверых не старых еще людей. Один из них, который стал в этом году Президентом России, получал вполне удобные вопросы, на которые без особого блеска в глазах отвечал.

Итоги года с точки зрения Президента и журналистов сконцентрировались вокруг нескольких тем: война в Южной Осетии, ситуация в Украине, международное положение России, финансово-экономический кризис, реформа вооруженных сил, спорт, ну и тема елки, конечно.

Все темы, безусловно, важны. Но, представляется, что это как раз тот случай, когда важны и те темы, которые в беседе не были затронуты.

Ну, например, осталось невыясненным мнение Президента по поводу ситуации во Владивостоке. Или оценка им Концепции долгосрочного социально экономического развития до 2020 года, утвержденной в конце ноября премьер-министром. Интересно также было бы услышать, что думает Президент о будущем политической системы страны после введения в действие предложений, сделанных им в послании Федеральному Собранию.

Но, к сожалению, все эти темы и многие другие, интересующие граждан, не вошли в меню президентских итогов.

Мне, например, очень хотелось понять, как относится Президент к грызловско-сечинской формулировке о том, что «никаких причин для недовольства нет, все недовольные – жулики». И хотя впрямую Медведев так не сказал, мне показалось, что в картине мира нашего Президента недовольных жизнью в России действительно не осталось.

Ведь, по словам Президента, Россия «по Конституции — это социальное государство», и высший приоритет для власти – «создание более комфортной, более полноценной жизни для наших людей». Вы спросите, что значит «более комфортной и более полноценной»? А Президент и на это ответит: увеличение пенсий к 2010 на 50%, и установление минимальной заработной платы более чем 4 тысяч рублей.

Это, видимо и есть «социальные завоевания последнего времени, к которым мы так стремились» и о которых Президент не мог умолчать. Чем собственно и установил цену всем своим словам о приоритете социальной поддержки населения. Хотя никто его за язык не тянул. Просто он, наверное, действительно не знает, что такое 4 тысячи рублей.

А вот экономику России Президент покритиковал. Правда, слегка. Признав, что у нас слабо диверсифицированная экономика, Медведев как-то мягко сказал, что она должна была бы быть немножко другой. Ну, то есть и так ничего, но все-таки хотелось бы немножечко другую экономику.

Назвал Президент и виновников нынешнего кризиса, отведя все подозрения от нынешней власти, заявив, что причины его — «в состоянии дел в Америке, в ряде других крупнейших экономик и в не очень адекватном международном финансовом регулировании».

С высоты таких успехов и достижений, Президент не мог не оценить, как обстоят дела в соседней Украине, сказав, что «проблема заключается в том, что на Украине отсутствует эффективная власть».

Вопрос об эффективности российской власти, к сожалению, журналисты поднимать не стали. Зато спросили Медведева о взаимоотношениях с премьером (что видимо, почти одно и тоже). Но и тут оказалось все хорошо. «Мне комфортно, ему, по-моему, тоже» — так обрисовал ситуацию Медведев.

Вообще в целом сложилось впечатление, что год для Президента действительно сложился весьма удачно. Может и нам повезет в следующем.

Владимир Изотов,
журналист, Санкт-Петербург

Выступление Дмитрия Медведева перед интервьюерами главных российских телеканалов является калькой с речей Владимира Путина, причём не только его последних лет президентства, но и во время так называемой «прямой линии» с народом уже в качестве премьер-министра. И это, кстати, ещё раз показывает, кто в России главный.

Поэтому президентские выборы марта этого года лично я существенным событием не считаю. Разве что, властная элита страны в очередной раз показала, что она играет по своим собственным правилам, а всех остальных – в том числе российский народ и международных наблюдателей – просят не беспокоиться. Может быть, с этим и связана ремарка Медведева о том, что общаясь с западными коллегами, он иногда чувствует их стремление «поставить Россию на место».

В телеинтервью Дмитрий Медведев уделил внимание августовской войне против Грузии. При этом была применена типичная советская риторика в том духе, что «военной машине противника нанесён невосполнимый урон». О потерях российской стороны главнокомандующий предпочёл не распространяться. При этом, эти потери значительно выше официально признанных, о чём, кстати, писали журналисты вполне лояльных к Кремлю изданий.

В целом же, внешнеполитические итоги для российских властей положительны в том плане, что Грузия и Украина не получили План Действий относительно Членства в НАТО. И это преподносится официальной пропагандой как самая большая победа в плане «возвращения на мировую арену в качестве полновесного игрока». С другой стороны, не удалось отстранить от власти ненавистных Кремлю Михаила Саакашвили и Виктора Ющенко. Нет сомнений, что эти попытки будут продолжены в самое ближайшее время, не даром уже появилось сообщение Министерства обороны России о том, что Украина участвовала в войне с Россией на Кавказе посредством поставок противоракетных комплексов. Заодно вновь поднят вопрос о «геноциде Грузии в отношении мирного населения Южной Осетии», хотя первоначальное число жертв – более 2000 человек – снижено более чем в 10 раз. И здесь следует ответить, что в плане пропаганды своей внешней политики уходящий год оказался для России также не слишком удачным.

И, наконец, о кризисе. С конца ноября президент и премьер-министр начали признавать, что глобальный финансово-экономический кризис не минует и Россию. Более того, стали звучать осторожные советы «не складывать всю валюту в одну корзину». Хотя ещё летом Дмитрий Медведев обещал сделать рубль одной из резервных валют сперва в региональном масштабе, а затем и во всемирном. Теперь же, традиционно заклиная, что ситуация августа 1998 года больше не повторится, российский президент признаётся: «Что касается курса рубля, то… мы должны его поддерживать в определенных границах, но в то же время этот курс должен быть, может быть, чуть более гибким, чем это было последнее время, с тем, чтобы не создавать внутриэкономических проблем». То есть, власть признаёт, что девальвация национальной валюты, начавшаяся несколько недель назад, будет нарастать. А, учитывая заявление президента консалтинговой компании НЕОКОН Михаила Хазина, сделанное им в эфире «Эха Москвы» и растиражированное в Интернет-СМИ о том, что «рубль обвалится за 15 минут до окончания последнего рабочего дня 2008 года», можно в ближайшие дни ожидать очередей у сберкасс и обменных пунктов. Компания начала 1991-го года по внезапному обмену 50-ти и 100-рублёвых купюр, ещё свежа в народной памяти.

Владимир Пехтин,
Первый заместитель руководителя фракции "Единая Россия" в Государственной Думе

Уходящий 2008 год насыщен политическими и экономическими событиями. Пожалуй, главным неприятным сюрпризом в этом году стал мировой финансовый кризис, источником которого стала американская экономика. Конечно, для нашей экономики кризис стал серьезной проверкой на прочность. И должен с удовлетворением отметить, что за последние годы лидером партии «Единая Россия», Председателем Правительства Владимиром Путиным и Президентом РФ Дмитрием Медведевым создана развитая экономика, которая позволяет иметь достаточно серьезную «подушку безопасности» для российской финансовой системы. Это позволяет выполнять все обязательства государства по реализации социальных программ и национальных проектов, а также предпринимать дополнительные антикризисные меры.

Например, стратегическим системообразующим предприятиям оказывается финансовая поддержка напрямую или через банки. Причем приоритетным объектом помощи являются малый и средний бизнес, которые больше всего страдают от ухудшения экономического климата. Кроме того, населению будет предоставляется отсрочка по выплате ипотечных кредитов. Это говорит о том, что в этом году основное внимание государства и партии «Единая Россия» было обращено, прежде всего, на обычного человека, на его нужды и интересы.

Вторым важным итогом года я бы назвал завершение политического цикла. В этом году состоялись выборы Президента РФ, им стал кандидат от «Единой России», был назначен новый Председатель Правительства, который является лидером и председателем нашей партии. Также во многих регионах были окончательно сформированы законодательные собрания, и практически везде «Единая Россия» одержала убедительную победу на выборах. Также в 2008 году начала работу Государственная Дума V созыва.

В этом году в Послании Президента Федеральному Собранию был поставлен ряд серьезных задач, требующих безотлагательного решения. В частности, это принятие антикризисных и антикоррупционных законов, внесение поправок в Конституцию о продлении срока полномочий Президента РФ и Государственной Думы. Эти законопроекты рассматривались в первую очередь и в самые сжатые сроки. Оперативная работа Федерального Собрания и Правительства позволили принять эти своевременные меры.

В последнюю рабочую неделю 2008 года Государственная Дума продолжает активную законотворческую работу. Так, на пленарном заседании 24 января был принят законопроект, предусматривающий изменение порядка формирования состава Совета Федерации. Он разработан во исполнение положения Послания Президента РФ о необходимости избрания членов верхней палаты парламента из числа депутатов представительных органов государственной власти или муниципальных образований субъектов РФ. Это обеспечит представительство регионов людьми, которые хорошо знакомы с проблемами территорий и могут профессионально отстаивать их интересы.

Также недавно в Госдуму был внесен еще один президентский законопроект, согласно которому кандидатуры глав субъектов РФ будут предлагаться политической партией, имеющей большинство в региональном парламенте. Таким образом, для России это был серьезный год с точки зрения общеполитического государственного строительства. Положено начало новому этапу развития политической истории нашей страны.

И, наконец, третий момент, который нужно отметить. В этом году России пришлось участвовать в урегулировании грузино-югоосетинского конфликта: наша страна провела операцию по принуждению грузинских войск к миру. Агрессия со стороны Грузии обернулась огромными потерями не только для мирного населения Южной Осетии, но и для миротворческих сил России. Но Россия в полном объеме показала, что является сильным суверенным демократическим государством, с которым должно считаться все мировое сообщество, и которое будет всегда и везде отстаивать свои интересы.

Не могу не упомянуть и о трагической кончине великого человека – Патриарха Алексия II. Это невосполнимая утрата не только для России, но и для всего христианского мира. Алексий внес огромный вклад в развитие духовно-нравственной культуры современной России и смог объединить русскую и зарубежную православные церкви.

Надеюсь, наступающий год позволит преодолеть последствия финансового кризиса. Предпосылки для стабилизации экономической ситуации в нашей стране уже созданы, проведена большая работа. Мы продолжаем прогнозировать развитие страны на долгосрочную перспективу. И я уверен, что в следующем году продолжится осуществление принятой Стратегии развития России до 2020 года.

Павел Салин,
ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России

В целом мероприятие прошло без сенсаций — в условиях кризиса какие-либо неожиданные заявления властей только добавляют нервозности населению. Правда, это не означает, что в выступлении не было жесткости — президент все больше демонстрирует уверенность, которой ему недоставало в первые месяцы после инаугурации.

В целом набор "топовых" тем в интервью не сильно отличался от предыдущих выступлений президента и премьера — кризис, агрессия Грузии, мировая политика, отношения внутри властного "тандема". Не сильно отличались и ответы главы государства от ранее произнесенных им и его "преемником" речей. Можно выделить два любопытных момента. Во-первых, президент достаточно жестко высказался относительно тех региональных лидеров, которые в кризисных условиях "переводят стрелки" на федеральный Центр и прячут голову в песок. Почти прямым текстом было заявлено, что у таких лидеров одна скорая перспектива — отставка. Во-вторых, в завершение интервью был задан вопрос о спортивных победах россиян, которыми так была богата середина этого года. Такая концовка позволяет предположить, что власть и дальше будет пытаться использовать тему спортивных достижений для консолидации электората вокруг нее и повышения уровня социального оптимизма.

 

Источник: Комментарии.ру, 25 декабря 2008 г.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.