Главная −> Авторы −> Дубровский -> Критерий человечности

Критерий человечности

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.  (Евангелие от Матфея, глава 25, стихи 31-46)

Обычно эту притчу понимают как описание Последнего Суда. Это, безусловно, правильно, но это – не вся правда. Потому что суд Божий происходит с нами каждый день, и Последний Суд лишь поводит итог нашего жизненного пути в целом. В нашей жизни с Богом земное, временное и вечное, небесное соединены в неразрывном единстве: во Христе Небо проявилось на земле, а потому каждый миг нашей жизни напрямую связан с Вечностью. И эта притча как нельзя лучше иллюстрирует эту мысль: Суд Божий совершается тогда, когда мы делаем (или не делаем) самые, казалось бы, простые дела. Согласитесь, в том, о чем говорит Христос, нет ничего особо героического или величественного, это под силу самым обычным людям. Что необычного в том, чтобы посетить больного или помочь нуждающемуся? Разве мы считаем подвигом готовность поделиться пищей или одеждой с тем, у кого этого нет? Почему же Господь именно эти поступки делает критерием Своего Суда? Причина, мне кажется, проста: наше отношение к тем, кто в нужде, является мерилом нашей человечности.

Кто-то однажды заметил, что степень цивилизованности общества измеряется отношением к детям и старикам. Другими словами, наша человечность (или ее отсутствие) проявляется как раз тогда, когда мы сталкиваемся с чужой болью, слабостью, унижением. Интуитивно нам хочется дистанцироваться от этой боли, закрыть глаза, пройти мимо. Отчасти – потому что мы боимся сами оказаться в таком положении. Где-то глубоко внутри нас живет этот страх, и он поднимается на поверхность тогда, когда мы видим других, кто уже оказался в таком положении. Мы убегаем от этого страха, поскольку он омрачает нашу жизнь, мешает нам идти вперед, достигать целей… Но еще и потому, что этот страх свидетельствует нам о бренности этого бытия, о том, что эта жизнь конечна, что все мы предстоим перед лицом Вечности. И не только когда-то в отдаленном будущем, а сегодня, сейчас, в тот самый момент, когда мы входим в палату к умирающему от рака, или, когда перед нашими глазами оказывается бездомный ребенок с пустыми глазами, и мы понимаем, что мы ничего не можем сделать для него. Или, все-таки, можем?

И это – вторая причина, по которой мы боимся столкнуться с такими людьми: мы почему-то чувствуем свою сопричастность им. Вроде бы, мы тут совсем ни при чем: я лично не виноват в том, что человек оказался в таком положении. Но Христос и не говорит о нашей вине: Он говорит о долге любви по отношению друг к другу. Просто потому, что я – человек, сотворенный по образу Божию, моя сущность в том, чтобы сострадать, откликаться на боль, стараться помочь. Возможно, я не смогу сделать многого. Но многое и не требуется. Иногда достаточно доброго слова, иногда – совсем небольшой суммы денег. Иногда – немного моего времени. Христос не требует от нас подвига, не требует совершения чего-то сверх сил, Он просто хочет, чтобы мы оставались людьми.

Фактически, каждая такая ситуация – это попытка Бога пробудить в нас нашу сущность, вернуть нам человеческий облик. Грех исказил нашу сущность: мы стали эгоцентричными, мир для нас замкнулся на самих себе. «Люди вокруг – это полезные приборы», - так рассуждает одна моя знакомая. Мы склонны рассматривать других людей либо как ресурс, либо как препятствие. И почти никогда мы не думаем о них, как о цели, как о тех, кому я призван принести радость. Сама мысль о том, что моя жизнь должна быть ответом на чью-то нужду, большинству из нас кажется очень странной. В результате наш мир становится слишком узким: нам тесно жить в таком мире, мы задыхаемся от отсутствия тепла, любви, света, жизни. Христос пришел, чтобы раздвинуть эти рамки, вырвать нас из тюрьмы, в которую мы сами себя заключили, показать нам мир таким, какой он есть на самом деле, каким его создал Бог. Милосердие, сострадание, любовь  – это основа этого мира.

Сострадать – значит, «страдать вместе». Страдать не тогда, когда плохо самому, а когда плохо другому. В сострадании человек преодолевает себя, свой эгоизм, открывается навстречу другому, делая что-то для другого человека, не потому, что обязан, а потому что хочет помочь, потому что это желание рождается в глубине его сердца. Тогда-то и начинает в человеке проявляться его истинное «Я» - тот образ, который вложил во всех нас Творец от начала. Когда боль, проблема, страдания приходят к нам, мы не можем от них отмахнуться – поневоле приходится что-то делать. Но когда боль чужая… Тут мы можем пройти мимо, можем закрыть глаза, сделать вид, что нас это не касается. Мы свободны выбрать, и  каждый раз, когда мы делаем свой выбор, мы либо поднимаемся на ступеньку вверх, к своей истинной сущности, либо опускаемся вниз, к окончательной деградации. Каждый раз я сам занимаю место: либо по правую сторону от Него, либо – по левую.

Я убежден: этот Суд совершается не только над отдельными людьми, но и над народами, государствами. Да и над всем миром – в целом: мировой кризис, который переживает этот мир, тоже – проявление суда Божьего. Одно из значений греческого слова «кризис» – суд. И даже экономически его причины во многом объясняются тем, что люди проходят мимо тех, кто нуждается. Бог пытается пробудить наши сердца: как отдельных людей, так и целых народов. Он судит нас, чтобы помочь нам стать самими собой. Стать настоящими. Стать Людьми.

 

Источник: Журнал «Решение» №25, 2009.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2018 Русский архипелаг. Все права защищены.