Главная −> Авторы −> Дубровский -> Перекресток миров

Перекресток миров

Наверное, каждый из нас переживал такие мгновения, когда жизнь ощущается во всей ее полноте. Иногда такое чувство связано с музыкой. Казалось бы, еще минуту назад это были обычные звуки, и вдруг… Вдруг ты ощущаешь полет, наполнение чем-то невыразимым, потрясающе прекрасным. Это редко длится долго, но в душе остается глубокий след: ты чувствуешь, что соприкоснулся с чем-то очень важным. Для многих людей подобные переживания связаны с природой. Один мой знакомый практически не запоминает дорог, по которым ездит, несмотря на то, что сам ведет машину. На мой изумленный вопрос, как ему это удается, он сказал, что смотрит не на дорогу, а на горы, облака, деревья, людей, мимо которых он проезжает. И он, действительно, может довольно подробно описать потом, что он видел и что чувствовал при этом. Хотя снова и снова будет спрашивать, где нужно повернуть… Конечно, такое происходит не с каждым. Но почти каждому знаком восторг от шума морского прибоя, простора полей или суровой красоты горных вершин. А иногда достаточно одного цветка, чтобы снова пережить это чувство. Но сильнее всего мы ощущаем полноту жизни, встречая дорогого нам человека. Отца или мать, ребенка, любимую, друга. Когда мое сердце отражается в сердце другого, когда мы находим в другом человеке отклик на то, что происходит с нами, мы чувствуем себя богаче, чем все цари мира. «Единственная настоящая роскошь, роскошь человеческого общения, доступная даже нищим и часто недоступная вельможам», так говорил об этом чувстве Экзюпери. Наверное, именно поэтому утрата этой роскоши особенно болезненно нами переживается.

Всем нам знакомы такие мгновения… Но почему – только мгновения? Ведь в этот момент мы остро ощущаем, что именно такой и должна быть жизнь! А еще точнее, только эти моменты и можно по-настоящему назвать Жизнью! Почему нам не удается постоянно жить на этой высоте? И что мы испытываем в такие моменты, откуда берется этот восторг, это переживание Жизни? Откуда берется это чувство, которое так метко было названо «чувством вечности»?

Я верю, что в такие минуты мы действительно соприкасаемся с Вечностью. Нас приучили думать, что настоящее, реальное – только то, что можно увидеть, потрогать, измерить. Такое мировоззрение принято считать научным. Наука привнесла в нашу жизнь множество удобных и полезных вещей, расширила границы нашего понимания мира. Но, будучи оторванной от своих христианских корней, она забыла о том, что мир – не только материальные вещи. Что познание мира не сводится исключительно к измерениям. Что человек – это не совокупность физических и химических процессов. Что есть иная реальность, без которой жизнь становится скучной, серой, плоской. И именно эта реальность прорывается к нам время от времени, напоминая нам, что жизнь богаче, чем мы привыкли думать. Нам нужно научиться прислушиваться к этим напоминаниям: через них мы можем очень многое узнать о самих себе, о том, что происходит в наших сердцах. Благодаря таким «окнам в Вечность» мы можем открыть для себя иной мир – не плоский и серый, а глубокий, живой, полный удивительных красок. Именно этот мир – настоящий!

Кто-то сказал, что человек – это микрокосмос. Другими словами, каждый из нас – это целый мир. Но, возможно, еще более точно было бы сравнить человека с перекрестком. Перекрестком миров. В нем пересекается мир материальный и духовный. Он принадлежит сразу двум вселенным, живет одновременно в двух измерениях. Это удивительно точно показано в библейском рассказе о сотворении человека:

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание (дух) жизни, и стал человек душою живою. (Быт.2:7)

В этом отрывке легко увидеть эту двойную природу человека: он и из земли, и с неба, он и из праха земного, и дух Бога живет в нем. Он призван во-площать (делать плотью, реализовывать) то, что рождается в сфере духа. И он же призван одухотворять материю, придавая ей направление и цель, открывая скрытый смысл ее существования. И потому никогда человек не может удовлетвориться чисто материальными вещами: наш дух зовет нас к небу, он свидетельствует об ином измерении нашего существа, о мире горнем, которому мы принадлежим в той же степени, что и миру вещей. Христианство не отрицает ценность материального, но утверждает, что жизнь человека нельзя сводить только к материальному. К сожалению, большинство из нас совершает эту ошибку, обкрадывая тем самым самих себя. В результате жизнь теряет смысл, превращаясь в борьбу за существование.

Нам нужно учиться слышать голос своего сердца. Тогда, сначала – довольно смутно, но со временем – все более отчетливо, мы начинаем различать присутствие иного мира во всем, что с нами происходит. Речь идет не о подмене обычных дел какими-то особыми переживаниями, не о вытеснении повседневности на периферию жизни. Мы говорим о наполнении каждого дела, каждого события, каждой встречи, о более полном проживании каждого момента нашей жизни на земле. Когда человек сознает себя «перекрестком миров», он видит, как события, казавшиеся совершенно случайными, складываются в некую закономерность. Он начинает видеть смысл даже в тех событиях, которые причиняли ему боль. Ведь подчас такие моменты – самые важные для формирования нашей личности.

Иное значение для нас обретают и встречи с людьми. Наша цивилизация низвела отношения до «деловых контактов», у нас не хватает ни времени, ни сил на глубокие отношения, отношения, в которых я могу отрыть свое сердце для другого. Присутствие Вечности позволяет пережить ценность каждого человека. И мы снова открываем для себя, что настоящая дружба и настоящая любовь не остались в прошлом. И слова о том, что любовь в семье с каждым годом должна становиться все сильнее, перестают быть просто словами. А дети начинают приносить настоящую радость, притом, что они не стали более послушными или «круглыми» отличниками. Каждый из нас знает, как большое количество встреч могут опустошить наше сердце и истощить наши силы. Но, когда мы ощущаем Вечность в своих сердцах, любая встреча обогащает нас, потому что мы становимся способными видеть образ Божий в каждом человеке.

Мы начинаем по-другому относиться к своей работе. Бог дал человеку труд не только (и даже не столько) для пропитания. Основное предназначение любого труда – это привнесение в этот мир Божьей красоты, раскрытие Его замысла о творении. В Божьем замысле всякий труд – это творчество, со-участие в творении. И это соучастие, со-творчество преобразует и мир, и самого человека, высвобождая вложенный в него потенциал. Бог поселил Адама в прекрасном саду, который уже отражал славу Божью, чтобы через труд Адама эта слава стала еще большей и распространилась на всю землю. К сожалению, люди утратили Эдемский сад. Но, если мы сознаем Божье присутствие в том, что мы делаем, наша работа начинает отражать Эдем, как для нас самих, так и для других. Именно это имел в виду Павел, когда призывал своих читателей делать «всякое дело, как для Господа» (Кол.3:23).

Прикосновения вечности пробуждают наш дух, заставляют нас искать жизни более полной, настоящей, чем та, к которой мы привыкли. Если человек не заглушает этот зов в своем сердце, однажды он встречается с Христом. И в этот момент мы сознаем, что все те моменты, когда мы переживали Вечность, мы видели отблески Его славы, всякий раз, когда мы соприкасались с любовью, мы чувствовали отражение Его любви. Бог зовет нас к Себе, потому что Он хочет дать нам Жизнь. «Верующий в Меня имеет жизнь вечную», говорит Господь. Его слова относятся не только о жизни после смерти. Иисус говорит о Вечности, которая стала нам доступна в Нем здесь и сейчас. Вечности, которая открывается нам в каждом дне, каждом деле, каждом человеке.

 

Источник: Журнал «Решение» № 27, 2010.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2018 Русский архипелаг. Все права защищены.