Главная ?> Авторы ?> Дубровский -> Свой среди «чужих»: в поисках выхода
Версия для печати

Свой среди «чужих»: в поисках выхода

Войны не будет. Но будет борьба за мир…

«Понаехали тут!» Знакомая фраза? Что вы чувствуете, когда это слышите? Пусть даже, не в свой адрес? У меня лично чувства очень смешанные. Нет, я не расист, не испытываю лично никакой неприязни к какой-либо нации. Более того, у меня довольно много друзей и хороших знакомых из самых разных народов. Но я также хорошо понимаю и тех, кто произносит эту фразу. Понимаю не только умом. Понимаю, потому что внутри каждого из нас живет страх перед чужим. Особенно – перед чужими. Особенно, если их много. Особенно, если «они» рядом, и ты уже перестаешь узнавать свой дом, свой двор, свой город… Этот страх связан с тем, что каждый из нас осознает (или чувствует) свою принадлежность к народу, своей стране, большой и малой Родине. В этом – так же, как и в языке, – значительная часть нашего самосознания себя, как личности. Это – часть нас самих, причем – полученная нами просто по факту нашего рождения и воспитания. Часть, помогающая нам понять, кто мы есть и зачем мы на этой земле. Потерять это – страшно, потому что тогда снова придется искать свое место в этом мире, нащупывать новые ориентиры.

Но на самом ли деле все так серьезно? Неужели эмигранты действительно угрожают нашей идентичности? Неужели на самом деле правы те, кто предлагают «зачистить» Москву (Питер, Нижний Новгород – вставьте нужное) от «чурок»? Чтобы попытаться ответить на эти вопросы, давайте посмотрим историю. Она многому может нас научить и от многого предостеречь. Прежде всего, от попыток «легкого решения» сложнейших проблем.

Итак, история. Рим, V век от Р.Х. За это столетие «Вечный город» несколько раз подвергается разграблению со стороны «варваров». От города остались практически одни руины. Население сократилось до небольшого поселка (несколько тысяч жителей). Разрушен не только Рим, прекратила свое существование вся Западная Римская империя. Пройдет еще почти пять веков, прежде чем Западная Европа достигнет того уровня культуры и количества населения, которые были характерны для нее в период расцвета Рима. Великое переселение народов в течение почти тысячи лет выплескивало в Европу одну волну переселения за другой. Готы, вандалы, гунны, славяне, норманны, монголы… Один народ сменялся другим, за войной шла новая война. Вместо привычных и приятных соседей появлялись странные люди, говорящие на непонятном языке и живущие совсем другой жизнью. Законы Империи, понятные и единые для всех, заменялись какими-то варварскими обычаями, чуждыми цивилизованному человеку. Привычный и удобный мир рушился на глазах. На смену ему возникал совсем новый, непонятный, пугающий…

Но шли годы, и народы, разрушившие Империю, постепенно воспринимали ее культуру, традиции, религию. Конечно, мир уже никогда не стал таким, каким он был при Юлии Цезаре или Марке Аврелии. Мир стал другим, и народы, которые его населяли, тоже изменились. Но давайте задумаемся вот над каким фактом: та Европа, которую мы знаем, как колыбель современной цивилизации, рождалась именно тогда! Именно варварские королевства, возникшие на развалинах Империи, стали основанием современных Германии, Франции, Англии, Италии… «Варвары» не только разрушили Империю, они создали на ее основании новый мир, который вобрал в себя и погибшую Империю, и достижения тех народов, которые ее покорили. То, что для римских граждан было гибелью их мира, одновременно было и рождением мира нового!

Так было не только с Римом. Россия тоже рождалась в столкновении Древней Руси и Великой степи. И кто теперь может разделить одно от другого! Тот народ, который получился, то государство, которое он создал, та культура, в которой он живет – это неразделимый сплав древних славян и древних тюрок, между которыми шло постоянное взаимодействие: когда-то – мирное, когда-то – военное. Обе эти струи слились внутри нас в нечто единое, общее. И потому русский никогда не отделяет себя от Европы, но и не отождествляет себя с ней. Это – другой народ, который вместил в себе и Европу, и Азию, и Восток, и Запад. И это уже не изменить, как бы этого ни хотелось…

Мы можем продолжать примеры. Каждая нация, существующая сейчас на планете – это результат столкновений разных народов, разных культур. Столкновений трагичных, часто – кровавых. Но всегда – неизбежных. Что можно было сделать, чтобы остановить «варваров» и не дать им уничтожить Рим? Да ничего. Все, что могли, делали, но тем только увеличивали число жертв и разрушений. Можно ли было что-то сделать, чтобы избежать монгольского нашествия? Объективно – нет. Не во власти человека стихия, в том числе – стихия историческая. О чем, кстати, наглядно свидетельствуют и ветхозаветные пророки, предупреждавшие о разрушении городов и падении империй.

Какое отношение все это имеет к нам? Да самое прямое! То, что происходит сейчас в мире, уже назвали Вторым Великим переселением народов: ведь проблема мигрантов – не только и даже не столько российская! Западный мир буквально задыхается от волны переселений с востока, которая обрушилась на «цивилизованные страны»! Снова рушится культура, язык, меняются обычаи, изменяется сам облик городов и стран! Мне доводилось разговаривать с европейцами – они на самом деле в растерянности и не знают, что им делать: привычные механизмы, которые ранее помогали регулировать всякие общественные недоразумения, больше не срабатывают! Естественно, государственные органы стараются как-то регулировать этот процесс, сделать его последствия менее болезненными. Но за редким исключением (Канада), государству удается немного. Масштабы того, что происходит, показывают, что это – отнюдь не частный случай. Мы снова имеем дело со стихией, и остановить ее – не в наших силах.

Неужели нам остается только сидеть и ждать? Неужели мы не способны что-то изменить? Я убежден, что это не так. Скорее всего, мы не можем остановить этот процесс. И потому я считаю бессмысленными и глупыми все призывы что-то от кого-то «очистить». Но это же не единственное, на что способен человек! Мы не можем остановить стихию, но мы можем подняться над ней и преобразить – преосуществить ее! И примеры тому тоже есть в истории. В 452 году, когда вождь гуннов Аттила вторгся в Италию и угрожал разрушением Риму, епископ Римский Лев I вышел к нему на встречу. История не сохранила для нас подробностей этой встречи. Но нам известно, что после этой встречи Аттила отказался от похода на Рим и покинул Италию! Возможно, это самый яркий, но отнюдь не единственный пример духовного подвига человека, способного подняться над враждой. В то трудное время именно Церковь стала тем основанием, на котором возродилась Европа. Церковь, в лице своих выдающихся мыслителей и служителей, таких как Блаженный Августин, Григорий Великий и других, смогла увидеть не только гибель старого мира, но и рождение нового. И увидев – внести свой деятельный вклад в это рождение. Христиане Европы смогли подняться над враждой племен и увидеть в своих завоевателях людей, Божье творение, увидеть тех, за кого умер Христос. В результате те, кто покорил величайшую империю мира, сами очень скоро оказались покорены той вере, которую эта империя исповедовала. Обращение ко Христу целых народов по сей день остается одной из загадок раннего Средневековья. Но одно не вызывает сомнений – именно с этого обращения и началось рождение той Европы, которую мы знаем сейчас.

Мне кажется, именно здесь и нужно искать выход. Люди едут к нам – сможем ли мы, христиане, увидеть в этом свой шанс? Не прятаться, не убегать, не пытаться защититься, а постараться встретить этих людей так, как в свое время встретил нас Бог. Я верю, что сможем. Должны смочь. 

 

Источник: Журнал «Решение» №19, 2007.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.