Главная −> Авторы −> Дубровский -> Место встречи

Место встречи

Христианство не национальная особенность и не культурная традиция. Это даже не общечеловеческие ценности и не образ жизни. Христианство — это Встреча человека с Богом лицом к лицу. Мы становимся христианами тогда, когда Бог находит нас, спешащих по своим делам, и открывает нам другой, новый мир. И если мы открываемся Ему навстречу — с этого момента начинается наш путь с Богом: череда таких же вот встреч, каждая из которых ведет человека на все большую глубину, к все более подлинной жизни. Ведь, встречаясь с Богом, мы одновременно встречаемся и с самими собой, со своим истинным "я". Та настоящая жизнь, которую каждый из нас ощущает в глубине своего сердца, благодаря этим встречам становится реальностью. Вместо погони за пустотой в жизни появляются смысл, цель, основание.

А еще христианство — это встреча с другими людьми. Об этом часто забывают, хотя это один из ключевых аспектов живой веры. Подлинная встреча с Богом всегда ведет нас к тому, что мы начинаем узнавать Его в других людях и посреди суеты современного мегаполиса вновь и вновь открываем для себя старую истину, некогда сформулированную Христом: "Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Мф 25:40).

Встреча с Ним — всегда чудо. Мы можем (и должны!) ожидать Встречи, но даже если мы готовимся к ней, она все равно застает нас врасплох. Бог обещает прийти и даже говорит нам о том, где и как мы можем ожидать Встречи с Ним. Когда же Он посещает нас, то это удивляет и потрясает. Такая Встреча — всегда дар, ничем не обусловленный и не заработанный, несмотря на все наши усилия и подготовку. Жизнь христианина и есть ожидание и проживание этой Встречи. Жизнь как чудо, как дар и как благодарность.

Для Встречи необходимо место. Таким местом прежде всего является сердце человека. Сердце должно быть соответственно подготовлено, чтобы Событие произошло. Но речь идет не о каком-то особом уровне святости: Христос с готовностью — и даже с особой радостью! — встречался с грешниками. Главное препятствие на пути к Богу не грех, а наши самодовольство и успокоенность. Бог отвечает лишь на глубинную жажду сердца, на неудовлетворенность и небезразличие: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное" (Мф 5:3).

Местом Встречи является также и церковь, община веры: "…вселюсь в них и буду ходить в них…" (2 Кор 6:16). Сердца, собранные вместе для поклонения Христу, создают особое пространство, в котором открывается Небесная реальность. Это пространство имеет несколько связанных между собой измерений: символическое, молитвенное, пространство общения, позволяющее учиться у Бога и передавать друг другу это знание.

Встреча может произойти и в молитве. Молитва — это привилегия. Каждому из нас дана возможность приходить к Господу и говорить с Ним напрямую, без посредников, этот путь открыл для нас Христос. Но молитва — это не только личный акт веры, и не случайно Иисус, обучая Своих последователей молитве, произносит: "Отче наш…" Каждый из нас стоит перед Ним как часть народа Завета, что зримо воплощается в общей молитве церковной общины во время богослужения. Вне этого полноценная христианская жизнь просто невозможна…

Церковь — это община учеников Христа. Встреча с Ним возможна лишь тогда, когда мы готовы у Него учиться. Учиться — значит размышлять над словами Писания, стремясь воплотить живое слово в реальности сегодняшнего дня, соотнести свою жизнь с той Жизнью, которая была явлена нам во Христе, быть готовыми отказаться от своей "правды" ради Его Истины. Писание задает нашей жизни верное направление, без него мы могли бы превратиться в некое "общество порядочных людей" или клуб по интересам.

Парадокс, но для того, чтобы Встреча произошла, нам необходимы другие люди. Иногда нам кажется, что они лишь мешают. Но Писание напоминает нам о том, что Встреча происходит внутри человеческого сердца тогда, когда это сердце соединено с другими сердцами. Бог любит бывать в сообществе несовершенных людей — когда эти люди стремятся к совершенству и единству друг с другом. И Он уходит, когда мы отворачиваемся от других людей…

Внешне символика в разных христианских традициях может довольно сильно отличаться (и это хорошо, потому что свидетельствует об универсализме и богатстве христианства), но внутренний смысл всегда остается тем же. Само слово "символ" (греч. "сюмболон") первоначально означало керамическую табличку, которую разламывали на части. Наличие части такой таблички подтверждало полномочия ее обладателя. При встрече партнеры доставали свои части и складывали их вместе, восстанавливая целостность, сюмболон.

Нечто подобное, но на духовном уровне происходит тогда, когда символическое действие совершается в церкви. Когда община молится о хлебе и вине, мы, исполняя заповедь Господа, "достаем свою часть таблички". И в этот момент Бог "достает свою часть": Небо и земля соединяются вместе, происходит восстановление целостности мира. Причастие, крещение, бракосочетание, возложение рук в молитве за больных — это не просто указание на высшую, невидимую реальность. Происходит Встреча с Вечностью: Бог открывается людям, преображая их жизни Своим светом. Именно этого ожидает Церковь в каждом богослужении, молясь о Встрече и предвкушая ее радость. И так исполняются слова Христа: "…что вы свяжете на земле, то будет связано на небе…" (Мф 18:18).

Символическое измерение нельзя рассматривать в отрыве от молитвенного, учительного, от общения, в противном случае оно обращается дешевым магизмом: покрестить ребеночка, "чтобы не болел", сделать пожертвование, "чтобы Бог благословил финансы"… Основным мотивом подобных действий является страх, неуверенность, а не предвкушение радости Встречи. А потому и нельзя назвать их в полной мере христианскими, несмотря на приобщение к некоей церковной атрибутике. В лучшем случае такие действия еще не христианские, и есть надежда, что человек однажды переживет реальность Встречи с Богом лицом к лицу. В худшем — они уже не христианские: мы лишь делаем что-то по привычке, но уже не ждем Чуда.

Все, что происходит в церкви, — и молитва, и учение, и общение, как и символический ряд, — не является ценностью само по себе. Все это призвано лишь создать пространство, условия для возможной Встречи с Тем, Кто является сутью и целью нашей веры — с Христом. Помочь нам приготовить себя к этой Встрече. И когда в наших сердцах есть жажда, а между нами — единство, Он приходит. И открывает нам Себя. И делает нас настоящими.

 

Источник: Журнал "Решение" №36, 2012 г.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2018 Русский архипелаг. Все права защищены.