Главная ?> Авторы ?> Филатов -> Губернатор Абрамович и епископ Диомид
Версия для печати

Губернатор Абрамович и епископ Диомид

Необычная личность губернатора Чукотки Романа Абрамовича постоянно вызывает интерес у СМИ. Иногда пишут и о его отношениях с чукотским архиереем. Но чукотский архиерей тоже личность яркая и достойная общественного интереса. Их взаимоотношения тем более поучительны.

Будущий епископ Диомид, в ту пору игумен, ярко проявил себя еще на предыдущем месте служения – на Камчатке. В конце 90-х он был настоятелем Свято-Троицкой церкви в городе Елизово и был настоящим «еnfant terrible» камчатской епархии. Отец Диомид — единственный священнослужитель, не бравший денег за крещение, венчание и отпевание. Он постоянно публично критиковал духовенство епархии, в том числе и епископа Нестора, уличал их в корыстолюбии и недостаточном рвении. Диомид прославился почитанием Николая II и его семьи еще до ее официального прославления. Епископ Нестор называл его "еретиком". Сменивший Нестора епископ Игнатий, в свою очередь, сумел добиться от игумена Диомида некоторого смягчения риторики в свой адрес, но все же отец Диомид оставался и при Игнатии "неуправляемым".

Создание православной епархии на Чукотке и назначение Диомида на кафедру в Анадырь во многом было результатом лоббистской деятельности губернатора Александра Назарова, предшественника Абрамовича. Губернатор Назаров на словах решительно поддерживал развитие православия. Назаров обращался к Алексию II с просьбой "помочь в становлении православия на дальних рубежах России". В ответ на эту просьбу патриарх прислал на Чукотку летом 2000 г. отряд миссионеров во главе с архиепископом Белгородским Иоанном. Как сообщала «Независимая Газета» (06. 07. 2000), "миссионеры намерены изучить вопрос о создании отдельной епархии на Чукотке, а также строительства православного храма в Анадыре".

При губернаторе Назарове проводилась политика протекционизма по отношению к РПЦ и к традиционным верованиям чукчей — шаманизму. Назаров разделял мифологические представления, распространённые среди русских националистов о том, что американские миссионеры — авангард американской политической экспансии, нацеленной на аннексию Чукотки и всего Дальнего Востока. Власти старались не допускать иностранных миссионеров на территорию Чукотского округа. Ряд миссионеров не только из США и других стран, но и из других регионов России высылались по личному распоряжению губернатора за нарушение режима пребывания в округе.

В 2000 г. мечта Назарова осуществилась – на Чукотке была создана православная епархия. В июле того же года на кафедру прибыл Диомид, первый епископ Чукотки – сугубый патриот, человек деятельный, благочестивый, обладающий харизмой. Тут бы и развернуть патриотическую борьбу за духовное единство Чукотки, дать отпор сектантской экспансии. Но в декабре 2000 г. Назаров проиграл губернаторские выборы Роману Абрамовичу.

В отличие от Назарова администрация Абрамовича перестала выдворять зарубежных миссионеров, а призывы к борьбе с инаковерующими просто перестала слышать. Позиция Абрамовича заключается в толерантном отношении ко всем конфессиям строго в соответствии с законом.

Первая реакция епископа Диомида была истерической. В интервью Роману Лункину в начале 2001 г. епископ Диомид заявил, что «на должность губернатора избрали иудея Абрамовича, и он отказывается поддерживать строительство храма, так как он другого вероисповедания». Исходя из своих представлений, Диомид ждал враждебности. Но он ошибся. Опасения Диомида оказались беспочвенными. Абрамович проявил инициативу в деле строительства собора — нашёл архитектора, строительную фирму в Омске, выделил деньги. «За первые два года губернаторства новый «начальник Чукотки» выделил на строительство православных храмов в регионе больше средств, чем выделялось за предыдущие десять лет» («НГ-регионы», 20. 10. 2003).

В 2005 г. величественный кафедральный собор Святой Живоночальной Троицы, самый крупный деревянный храм в мире, был освящён (до этого действовал один храм в бывшем магазине на косе). Одним из спонсоров выступил вице-губернатор Андрей Городилов.

Постепенно у Диомида стали находиться и добрые слова в адрес Абрамовича.

Через два года после прихода нового губернатора в интервью корреспонденту «Московских новостей» епископ Диомид заявил, что «при новом губернаторе на Чукотке расплодились проповедники из Америки — попасть в округ стало намного проще, никто иностранцев не преследует. А они все, во-первых сектанты, а во-вторых, шпионы, их в Россию ЦРУ засылает. Мы молимся за то, чтобы Господь вразумил нашего губернатора. Не прикипел он ведь сердцем к России, заграница ему милей. Правда, деньги на строительство нового кафедрального собора губернатор все же выделил — из личных средств. Поэтому, за здравие Романа Аркадьевича в храме тоже молятся» («Московские Новости», 2003, №32, Анна Рудницкая «Дальше Чукотки не сошлют»). Незадолго до окончания первого губернаторского срока Абрамовича Диомид заявлял, что он молится за то, чтобы Абрамович остался во главе чукотской администрации.

Евангелические миссии пятидесятников и баптистов стали главной (и даже по существу единственной серьезной) проблемой в отношениях между губернатором и епископом. Миссии работают среди чукчей и других коренных народов Чукотки. Современное положение этих народов катастрофическое.

Повальный алкоголизм и развал института семьи среди народов Севера приводят к их деградации и вымиранию. Традиционная языческая, шаманистская культура никак не сдерживает разрушительных процессов. Некоторые чиновники и ученые говорят об опасности протестантских миссий среди коренных народов Севера, т. к. они уничтожают традиционную культуру. Но оставаясь верными традиционной культуре, северные народы просто исчезают. Представители православного духовенства утверждают, что есть выход – обращение северян в православие. По оценке Диомида, «в каждом селении есть сектанты — в традиционно чукотских поселениях 30 процентов населения оттягивают на себя сектанты, 30 процентов язычники и 40 процентов православные». Владыка Диомид приветствует приход чукчей в Православие. Однако не видит необходимости в создании отдельной миссии среди чукчей. Священников- чукчей в епархии нет. По мнению епископа, «чукчи обращаются по зову сердца, их никто не тянет, они просто крестятся семьями…» Беда только в том, что крестившись в православной церкви чукчи обычно продолжают пьянствовать и безответственно относиться к своим детям. Став же протестантами, они, как правило, перестают пить и создают крепкие семьи. Тем не менее, епископ видит в обращении представителей коренных народов в протестантизм страшную беду, которой следует всеми силами противостоять. В чем только он не подозревает мирных пятидесятников! По мнению Диомида, «неопятидесятники наверняка участвовали в поджогах помещений, где располагаются православные храмы, в Билибино и Марково».

Но для прагматических менеджеров администрации Абрамовича положительный эффект от миссионерской и гуманитарной деятельности протестантов очевиден, патриотические фобии епископа Диомида им чужды. Но, ведь и любое доброе дело православной епархии приветствуется чукотской властью. Когда священники посещают больницы, раздают гуманитарную помощь детским домам и интернатам, администрация всегда готова поддержать епархию.

Однако развернуть широкую гуманитарную и культурную работу православной епархии непросто. Самая сложная проблема – острый дефицит духовенства. В 2005 г. в епархии служат 7 священнослужителей на 15 приходах (располагающихся, в основном, в квартирах и в бывших магазинах). Епархии не хватает средств на транспортные расходы, чтобы священники могли объехать все приходы, так как до некоторых из них можно добраться только вертолетом.

После постройки собора православные начали получать некоторую помощь и для других общин, для своих социальных инициатив. Политика Абрамовича создает условия, при которых воинствующий патриот Диомид потихоньку меняет ориентиры и вместо борьбы с инаковерующими переходит к созидательному пастырскому и социальному служению. При этом в его интервью до сих пор сквозит недоумение: как это можно одновременно толерантно относиться к «сектантам» (в чукотских реалиях речь в основном идет о пятидесятниках) и поддерживать православных?

 

Источник: "Русское ревью", январь 2006 г.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2016 Русский архипелаг. Все права защищены.