Главная ?> Авторы ?> Градировский -> Томские трамваи с wi-fi движутся в нужную сторону
Версия для печати

Томские трамваи с wi-fi движутся в нужную сторону

Каким должен быть современный российский город — "Город 3.0"? Что делать с панельными домами, автострадами, трубами и другим индустриальным наследием? Для чего в троллейбусах Wi-Fi? Удастся ли Томску первому в России реализовать модель современнейшего города? Власти города, задумавшись над созданием комфортной среды для горожан, привлекли к решению этой задачи экспертов. О своем видении нового Томска — как реального, так и виртуального — рассказал РИА Новости идеолог проекта "Томск 3.0", председатель Общественного совета Минздравсоцразвития России Сергей Градировский.

- Сергей, расскажите о проекте. Что должно получиться в результате? Так сказать, в реальности.

- В реальности должен получиться другой город. Мы замахиваемся именно на это. На сверхусилие и высокую степень кооперации как внутри, в городе, так и города с миром. При этом понятно, что можно особо ничего не делать, и все равно другой город случится. На это, увы, уповают многие. Но это означает только одно: вы все, горожане, здесь ни при чем. Судьбу города определил за вас кто-то другой.

Чаще всего судьбу городов определяли правители, война, равно как и необходимость подготовки к войне, рационализм экономики, размещение по территории страны производственных комплексов, глобальные тренды. Легко иллюстрировать нынешним днем — всеобщее распространение мобильной связи, современные форматы ритейла или поглощение времени и перестройка коммуникации с помощью многочисленных и всюду проникающих гаджетов.

- Так что происходит с нашими городами?

- Вначале некое общее рассуждение. Оно слагается из многочисленных личных ощущений от поездок по миру. Очевидно, что с городами у нас в России не очень хорошо. Особенно если сравнивать со старушкой Европой, и даже странами Персидского залива и Азиатско-Тихоокеанского региона. Наши города жутко недоинвестированы и буквально погрязли в ремонте. Бюджетов развития городов не существует как класса. Городам оставляют порядка 10% от налоговых поступлений городов. "Большая политика" Советского Союза была организована так, что города возникали как поселения при больших заводах, в основном военно-промышленного комплекса. Все это сегодня и делает наши города неудобоваримым пространством жизни. И Томску в этом плане еще сильно повезло.

Нет сомнения, что изменения происходят. Достаточно посмотреть на темпы информатизации, внедрения всевозможных электронных приспособлений в повседневность. Но в остальных областях инерция велика. И самая большая инерция даже не в инфраструктуре — дороги, развязки, аэропорты и прочее, а в социальной сфере. Сегодня люди не считают дворы и свои улицы своими. У нас огромная разница между тем, как люди обустраивают и убирают свои квартиры, и на какой подъезд или двор они соглашаются!

Вот пример: вы покупаете квартиру в некотором итальянском городке. Платите за квадратуру, но одновременно, вместе с жильем, за те же деньги вы приобретаете и близлежащие улицы с площадями и кафе, где вы завтракаете, и ту общую безопасность, которую ощущаете в этом городе, вы покупаете красоту места и архитектуру, которая за тысячу лет накопилась в городе. А что происходит у нас? Покупаете жилье сомнительного качества, а потом пытаетесь в квартиру засунуть все — и безопасность, и красоту, и двор, и все остальное. Потому что, выходя за двери квартиры, вы ничего этого не имеете.

Вопрос стоит сегодня так: как изменить сложившееся положение дел?

- А откуда берется представление о 3.0?

- Когда я приезжаю в Томск, я вижу сразу три города, три параллельных пространства, одно рядом с другим, причем каждое живет своей жизнью.

"Томск 1.0" — город ностальгический. Это Томск, представленный деревянным зодчеством, храмами, теми старыми зданиями университета, которые делали архитекторы, а не абы кто, да подешевле. Этот город медленно разрушается, но именно он так хорош для пеших прогулок, именно он обладает высокой эстетикой и поэтичностью.

Далее вы видите "город 2.0". Это город индустриальный. Он занимает почти все пространство. Это развязки, дороги, заводы, целые микрорайоны панельного строительства. Поэтому мы с мэром, обсуждая вопрос обустройства города, поставили вопрос следующим образом: с какой скоростью может появиться "Томск 3.0"? Город, который будет отражать определенный экономический уклад, город, который отразит в себе самые последние достижения технического прогресса, и, одновременно, город, который будет максимально чувствителен к человеку, сомасштабен ему. Город, который придет на смену Томску индустриальному.

- Как вам видится ситуация в городе сегодня? Томск — не типичный по российским меркам. Единственный в России, где градообразующая отрасль — это высшая школа, ВУЗы и НИИ. Насколько Томск уникален, или нам это только кажется?

- Это единственный в Сибири город, который мне понравился. Подход очень простой — я задал себе вопрос: захотел бы я в нем жить? Ответ был положительным. Почему такое ощущение у меня сложилось, до конца это не понятно. Все ответы частные. Старые деревянные дома с березками — но Томск не единственный город с таким наследием. Университетская среда — но у нас в России есть и другие напичканные ВУЗами города, а, кстати, процентная доля студентов к общей численности горожан для мировых университетских городов низкая. То, что в Томске в советские годы не проложили широкие магистрали прямо через центр, и он остался во многом пешеходным — кажется теплее.

Это, кстати, важнейший фактор сохранения исторического облика. Понятно, что автомобильное лобби будет все время подбивать на расширение полотна дорог. Но многие европейские города заблокировали эту политику. Где надо проложили простреливающие магистрали под землей (как Мадрид), где надо пронесли поток на эстакадах. Это в первую очередь касается центра, нельзя ни в коем случае раздавить сложившеюся вязь улочек современными хайвеями.

- А чем опасно расширение дорог?

- Изменением облика центра. Здесь все связано. Вы увеличили количество полос, уменьшили количество светофоров, ради проходимости потока. Скорость на дорогах повышается автоматически, шум возрастает. Когда нет пешеходов, возникает более рисковое движение, постепенно повышается агрессивность на дорогах. Сразу падает общая безопасность. Дальше складывается такая среда, в которой ребенок сам не может ходить в школу. На дорогах гибнут пешеходы, Москва в этом плане очень иллюстративна. Нервозность растет. А дальше появляется другой тип горожан. При широких улицах и высоких скоростях начинает расти высотность зданий. Все это называется прогрессом, поэтому и цена на землю повышается, возникает искушение точечной застройки. В результате вы получаете типичный постиндустриальный ландшафт, из которого хочется рано или поздно сбежать.

И такая угроза для Томска, конечно, есть. Положить сценарий развития, иной по отношению к инерционному постиндустриальному сценарию, — это наша задача.

- Вы считаете, что постмодерн приходит на смену индустриальной стратегии, в том числе в развитии городов?

- Постмодерн — это одна из концепций, описывающая современную реальность. Я к этому не привязываю. Я говорю о следующем: будущее будет связано со все возрастающим объемом фриланса — свободного времени, проводимого в городе как специально под это "ничего-не-делание" заточенной среде, с еще большей мобильностью, с непрерывным образованием, в том числе, образованием тех, кому за 50, и с перманентным получением дополнительных компетенций. С другим отношением к экологии, с продолжительностью жизни к 100 годам, с умными дорогами и умными домами. Да и самоуправление городом будет постепенно двигаться в сторону чрезвычайной компьютеризации — это то, что сегодня называют "умным городом". Возрастет и демократичность в принятии решений.

Поэтому в городе все больше будут востребованы сервисы, которых сейчас или еще нет, или они в зачаточном состоянии. Есть люди, которые готовы их развернуть, но им нужна помощь. Отсюда проект "Томск 3.0", в котором центральное место займут Сити-инкубатор и Проектная мастерская, где будут учить проектированию, но не в архитектурном смысле этого слова, а социокультурном, и откуда будут выходить настоящие горожане с позицией в отношении города.

Также мы обсуждаем проект запуска муниципального тьюторского центра. Да, мэрия не может влиять на особенности управления федеральными ВУЗами, но нельзя быть выключенным из процесса вовсе. В экономике города слишком велика научно-образовательная составляющая. Доля горожан, связанных с научно-образовательной деятельностью, огромна.

Для того чтобы все проекты заработали, университеты должны открыться городу, а город должен зайти в университеты. Тот же Оксфорд, Кембридж или Гарвард — они же действительно университетские города, в которых все подчинено этому процессу. И у них университет отвечает за городской климат, ландшафт и городскую эстетику. А в Томске этого нет. Кампусы — это островки в городе. Но университетский город — это когда весь город как кампус, а кампус как полноценный город со всеми причитающимися сервисами, возможностями и обременениями.

- Что вы собираетесь делать в ближайшее время?

- Пробы пера уже начались. Ведь когда мэрия устанавливает Wi-Fi в трамваях и троллейбусах, в которых ездят на учебу студенты, — это уже движение в нужную сторону. Когда мэрия договаривается с молодежными группами о том, что весной выделит краску, и ребята смогут создавать арт-сюжеты на трубах и других инженерных сооружениях города — это тоже важный шаг вперед. Есть инициативы в проекте "Цифровой Томск". Современный житель проводит в цифровом городе, виртуальном пространстве, все больше времени, и с этой точки зрения город в цифре нужно также обустраивать, как и город в бетоне, сразу делая его более дружелюбным для томича.

И вот поиск таких решений и проектов, запуск их, получение обратной связи и оценки от конкретных городских аудиторий — это первый этап. Поиск точек прорыва в другую жизнь. Конечно, рано или поздно для продолжения реализации проекта потребуется ряд институциональных решений, в том числе зависящих от Москвы. Но в основном для воплощения улучшений не нужно каких-то грандиозных средств, не требуется принимать суперсложные решения и проходить согласования на уровне правительства Российской федерации.

- И все же когда нам ждать появления базового документа, описывающего проект?

- Первый документ "Томск 3.0", излагающий ценности и принципы, на которые мы опираемся, и описывающий этапы реализации проекта, появится к началу лета.

- А второй этап в чем заключается?

- Мэрия с позиции представления о "городе 3.0" сможет выставлять требования к ключевым инфраструктурным проектам, которые будут разворачиваться в городе. Это процедуры стандартизации и нормирования.

Например, сейчас обсуждается идея скоростного трамвая, связывающего Томск и ЗАТО Северск. Ведь его можно сделать по-разному. Во-первых, сам трамвай можно купить у разных производителей. И один трамвай будет символизировать комфортное будущее, а другой наше прошлое. Это вопрос ценностей заказчика и исполнителя. И проект "3.0" просто обязан эти ценности сформулировать и инсталлировать в реальную жизнь. У мэрии должны появиться силы и право настаивать на том, чтобы сделано было "вот именно так", а не так, "как вы привыкли".

Другой пример: рано или поздно будет проводиться апгрейд панельного домостроения. Их придется либо сносить, либо реконструировать. Ну, пускай не сейчас, но через 20 лет точно придется. Здесь есть опыт других городов, есть интересные решения.

Вот представьте себе: появляется программа, регламентирующая цветовые решения в городской архитектуре. Специалисты, изучая наследие города, его культуру и ландшафты, предполагают, какие цвета приемлемы для формирования дружелюбного вида города и отдельных районов. Мы же знаем, как город выглядит зимой, как он выглядит летом в разных кусочках города. Так мы можем разумно управлять его цветом. Создается городской колористический атлас. И всякий, кто строит, или реконструирует, или приводит в порядок фасад, обязан вписать свои решения в определенный цвет или гамму. И такой порядок существует в огромном количестве стран мира.

Яркий пример — города Черногории. Они очень красивы, и для достижения этого используется всего три компонента: крыши могут быть только черепичные и красные, стены должны быть из местного камня, и обязательно должны быть деревянные ставни. Ну и очевиден запрет на белые пластиковые окна. Разве это трудно? Ведь в результате вы получаете целостный ансамбль при достаточно низких затратах. И самим приятно, и турист тянется.

- Кстати, постоянно обсуждается вопрос развития так называемого "внутреннего туризма". Вы считаете, что реализация концепции "современного города" приблизит нас к решению этой задачи?

- Я считаю, что обсуждать всерьез вопрос о развитии туризма в Томске нельзя. В той ситуации, покуда понятие туризма сведено к привычным формам отдыха. А вот образовательный туризм — не просто возможен, он обязателен. Вот представьте себе: человек приезжает на месяц или семестр в город, чтобы прослушать курс, пройти мастер-класс некоего преподавателя или принять участие в каком-то лабораторном исследовании. Видимо, какой-то поток может дать и паломничество в связи с раскруткой мифа о старце Федоре Кузьмиче.

- Есть ли примеры городов в России и мире, где уже реализован проект "город 3.0"?

- В стране мы собираемся быть первыми. А в мире много площадок по отработке прыжка в будущее. Очень люблю такую историю. За шесть лет до начала работы Шанхайской выставки мэр города водил экскурсию российских чиновников и, показывая на огромный пустырь, заявил: вот здесь через шесть лет будет четырехмиллионный город. Все наши, конечно, посмеялись. Но все задуманное было в срок воплощено в жизнь. Причем этот новый город сделан таким образом, что стал модельным, со всей современной начинкой. И сегодня в него возят экскурсии самих же китайцев, чтобы они понимали, к чему им стремиться.

 

Источник: РИА-новости, 22 марта, 2012 г.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.