Главная −> Авторы −> Градировский -> Учи русский – не плати ментам!

Учи русский – не плати ментам!

Думая о том, как облегчить участь трудовых мигрантов в России, с неизбежностью выходишь на тему образования. В условиях, когда миграционный режим России совершенствуется и давно уже не такой людоедский, как в некоторых бывших советских республиках, правильно было бы сосредоточиться на образовании самих мигрантов, ведь совершенствование их профессиональных и жизненных навыков с неизбежностью изменило бы судьбы этого нового пролетариата.

От уровня квалификации (при всех равных) напрямую зависит уровень дохода трудового мигранта. Здесь все понятно.К тому же российское правительство, не так давно выделив группу высокопрофессиональной рабочей силы, дала ей невиданные ранее преференции трудоустройства (86-ФЗ, май 2010 г.).

Рабочая сила стран Центральной Азии(а именно она дает основную долю трудовой миграции в РФ), увы, к таковой не относится, и в ближайшие годы относиться не будет. Здесь, в лучшем случае, речь идет не о простых, но крепких квалификациях, а в основном о малоквалифицированной и неквалифицированной рабочей силе. И для такой силы жизненные навыки – знание языка, умение пользоваться разнообразными средствами связи и денежными переводами, понимание особенностей принимающего сообщества, умение вести себя в экстремальных ситуациях и, в частности, в ситуации произвола правоохранительных органов – становятся важнейшими в определении эффективности их пребывания в странах временного труда.

Поездка по центрально-азиатским странам-донорам миграции в эти тревожные дни июня навела автора на известное ленинское определение ситуации, которое весьма точно описывает сложившееся положение дел – низы не хотят, верхи не могут!

Низы не хотят учиться. Причин тому несколько.

Во-первых, качество образования не выдерживает никакой критики. У людей (а речь идет о людях самых бедных, как правило, сельских районов) возникает естественное отвращение к образованию и местам учебы. Ведь им нагло подсовывают фуфло в образовательной обертке.

Во-вторых, полученное образование,в большинстве случаев, никак не определяет судьбу человека в собственной стране.Решение о том, будет у тебя карьера или нет (а значит достаток и уважение общины), связано с положением твоей семьи и рода в системе властных отношений.И только.

В-третьих, дополнительный год обучения добавляет к доходам жалких 4 процента (по расчетам эксперта С.Олимовой). Это не оправдывает никаких вложений в образование.

Поэтому среднеазиатские республики практически обречены вновь и вновь выбрасывать на российский рынок труда неквалифицированную, малоподготовленную рабочую силу. Которой, к тому же, с учетом демографических тенденций, становится все больше и больше.

Хорошо зная это, непрестанно сталкиваясь с многочисленными трагедиями неподготовленных и заброшенных на далекий рынок труда людей, власти отделываются общими разговорами или косметическими мерами. Это напоминает первый год Великой Отечественной, когда, раздав винтовки, одну на двоих-троих, необстрелянных гражданских лиц бросали на отборные дивизии Вермахта. Мораль в обоих случаях одна и та же.

Призыв к получению мигрантами дополнительных жизненных, в т.ч. языковых навыков абсолютно оправдан. Ведь широко известно, что уровень и бесстыдство поборов в России обратно пропорционален уровню знания жертвой русского языка.

В рамках проводимых исследований были зафиксированы факты, когда московская милиция – гопота-гопотой, иначе не скажешь – при отсутствии денежных средств отбирала у гастарбайтера палку колбасы или снимала новые кроссовки.

В целом это выглядит так: чем мигрант лучше знает русский язык, чем больше у него опыта пересечения границы(а все это и есть жизненные навыки, которые необходимо целенаправленно прививать), тем защищенней он себя чувствует. Другими словами, чем уверенней мигрант держится, зная язык, нравы, правила игры и подводные камни страны пребывания, тем реже и тем меньше он платит в изощренно выстроенной системе поборов. Системе, получившей остроумно-циничное название "стрижки овец".

Поэтому дорогие трудовые мигранты, будьте бдительны! Учите русский – не платите ментам!

А что же в верхах? Верхи не могут себе позволить открыто взять курс на экспорт рабочей силы. Причин тому несколько. Им, видите ли,стыдно. Больше, конечно, боязно, но и стыдно. Боязно потому, что трудовые мигранты – это потенциальный ресурс всякой оппозиционной силы. Это люди по факту мобильные, по необходимости здоровые, как правило, с деньгами и наполненные гордостью, что не смотря ни на что их, деньги, заработали. Значит смогли. Значит сильны.

Эти люди куда больше неподконтрольны властям, чем их оседлые односельчане. Они уже знают как устроена жизнь в других краях. Они смотрят не только местное телевидение. Они частично избавлены от массовых мифов страны исхода. Поэтому верхи их боятся. Каждого по отдельности – нет. Но если кто-то начнет с ними работать, образовывать,начнет учить задумываться и рассуждать…

И еще верхам стыдно. Стыдно, потому что "народ нас не поймет, как это мы ему скажем, что в стране взят курс на трудовую миграцию"?! Действительно, за взятый курс пришлось бы нести хоть какую-то персональную ответственность!

Взятый курс многое бы позволил решить. Жесткий однозначный посыл сверху в авторитарной системе хотя бы отчасти смог бы развернуть бюрократический класс навстречу нуждам трудящихся.

Власти не могут позволить себе признать публично, что трудовая миграция – это не случайность, это не только завтра, это всерьез и надолго. Что это не вывих истории и не временное, тактическое решение. Что это – стратегия развития в современном мире любой страны, чей экономический рост заведомо будет отставать от демографического прироста и жизненных потребностей граждан.

Налицо широко распространенная странная болезнь, по сути, фобия. Автору неоднократно в разных странах, от Филиппин до Таджикистана, приходилось задавать вопрос: "Ну, разве экспорт рабочей силы – не более почетный труд, чем экспорт углеводородов?! Разве добыча и транспортировка нефти и газа сложнее процесса массовой подготовки среднеквалифицированного рабочего класса?!". А дальше уговаривать и подбадривать: "Перестаньте трусить!Перестаньте стесняться! Гордитесь! Вы поставляете на рынки мира квалификации и компетенции, которые просто крепятся на конкретных людей".

Не слышат. Согласно кивают, но не слышат.

Трудно им это услышать.

Поэтому завершу текст публичным обращением к сильным мира, сильным третьего мира.

Уважаемые тираны! Если вам стыдно (а ведь есть за что!), то признайте трудовую миграцию личным вызовом и начните править!

Проявите волю и дайте своим гражданам достойное образование! Причем не просто знание абстрактных ответов на общие вопросы, а востребованные рынками квалификационные профили!

Пополните арсенал жизненных навыков ваших граждан, чтобы они могли бороться за себя в непростой ситуации трансграничных перемещений и международного найма!

Бейтесь за условия труда ваших граждан в странах-реципиентах, за их безопасность и благополучие! Настаивайте на соблюдении прав человека, ведя переговоры с богатыми странами-реципиентами,нуждающимися в рабочей силе ваших стран!

Трудитесь над тем, чтобы миграция оставалась возвратной, чтобы ваши страны получили и деньги, и приобретенные вашими гражданами компетенции!

И тогда эти люди возблагодарят вас.Тогда вы перестанете бояться их массового возвращения и их новых представлений о другой жизни. Сумма актуальных знаний и приобретенных ими компетенций, их новые связи и возможности, другое понимание мира, которые они вынесли из опыта международных перемещений, все это способно преобразовать ваши страны.

Эти люди – лучшая ваша пехота.

Конечно, когда основная забота власти предержащей – сохранение себя во власти, то всего это достичь невозможно. Но это значит, что вы не способны развивать ваши страны. Значит, вы недостойны ваших стран!

Даже такой абсолютный тиран как Сталин, требовал от своих подданных развития, поощрял энтузиазм, развивал образование,сделав его в короткий срок всеобщим, обеспечил мотивацию к образованию,создавая грандиозные проекты. Иначе говоря, и тираны могут вести страну путем развития. Что мешает вам?!

Не заставляйте думать, что ваше историческое ничтожество!

Этот текст написан в рамках очередной, на этот раз июньской поездки автора по странам Центральной Азии. Авторский комментарий к нему только один: наболело!

 

Источник: Полит.ру

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2018 Русский архипелаг. Все права защищены.