Главная ?> Авторы ?> Лункин -> Нижний Новгород: два архиерея — два проекта возрождения РПЦ
Версия для печати

Нижний Новгород: два архиерея — два проекта возрождения РПЦ

Нижегородская епархия — одна из крупнейших и богатейших в России. Развитие православной жизни в Нижегородской области имеет общецерковное значение. Нижний Новгород уступает по своему влиянию, пожалуй, только Москве и Санкт-Петербургу. Архиерей, находящийся в столице Поволжья, является, таким образом, одной из ключевых фигур в жизни РПЦ. Смерть в июне 2001 года митрополита Николая (Кутепова) и восшествие на епископскую кафедру в 2002 году епископа Георгия (Данилова) ознаменовались принципиальным изменением приоритетов епархиальной политики и внутрицерковной атмосферы. Митрополит Николай и епископ Георгий как бы олицетворяют возможные альтернативы развития Церкви. Их личности, с этой точки зрения, особенно интересны, потому что их личное благочестие не подвергается сомнению. Николай и Георгий — это два честных и принципиальных человека, но у них разные взгляды на пути становления православия.

Один из самых авторитетных деятелей РПЦ в Поволжье 90-х гг. — владыка Николай (Кутепов) не придавал ключевого значения строительству храмов и возвращению церковной собственности. В отношении хозяйственной деятельности владыка занимал осторожную позицию, и признавал, что предпринимателей, которые бы «прониклись значимостью Церкви» в области, почти нет. Коммерческую деятельность при Церкви митр. Николай вообще не считал приемлемой. По его словам, сказанным в интервью авторам в мае 2000 года, «если церковные люди будут этим заниматься, то Церковь превратится в коммерческую структуру». Митрополит полагал, что участие Церкви в больших финансовых проектах способно только испортить священнослужителей, а акцент на привлечении все более крупных спонсорских средств лишь поставит Церковь в зависимость от бизнесменов.

Одной из основных церковных миссий в современном обществе митр. Николай считал социальную работу духовенства и простых верующих в детских домах, интернатах, больницах и домах престарелых. Митрополит занимался созданием так называемых «общинных братств», объединением пожилых вдовых прихожан в своего рода семью, занятую опредленной диаконической работой и поддерживающих друг друга духовно и материально. Члены таких общин жили по домам, находились в статусе послушников, т. е. не принимали постриг.

Внутри епархии владыка Николай много внимания уделял восстановлению монашеской жизни в области, признавал большую духовную роль монастырей, в особенности Дивеевского монастыря и Благовещенского в Нижнем Новгороде, выделяя их успехи в социальном служении, кормлении бедных и сирот. Главным для митр. Николая был подбор образованных и авторитетных священнослужителей. К примеру, в 2000 году Печерский монастырь в Нижнем Новгороде возглавил игумен Тихон (Затекин), который до этого был наместником Верхотурского монастыря в Екатеринбургской епархии. За несколько лет руководства Верхотурским монастырем игумен Тихон, при поддержке екатеринбургских властей, сумел поднять из руин огромный монастырский комплекс. Однако он был вынужден покинуть Екатеринбургскую епархию, после того, как возглавил оппозицию еп. Никону в Екатеринбурге. Владыка Николай не побоялся взять к себе в епархию человека, который способен выступить против церковного начальства. Владыка Николай не проявлял ревности к одному из самых деятельных священников Нижегородской области, не менее известному среди чиновников и интеллигенции, чем сам митрополит — архимандриту Кириллу (Покровскому). Архим. Кирилл (при Георгии о. Кирилл постепенно был переведен на отдаленный приход) был и настоятелем Благовещенского мужского монастыря Нижнего Новгорода (снят указом еп. Георгия от 31 марта 2004 года), главой Отдела по религиозному образованию и катехизации (снят указом еп. Георгия с 24 января 2004 года), а также ректором Нижегородской Духовной Семинарии (снят указом еп. Георгия от 17 августа 2004 года).

В своей общественной деятельности митр. Николай был чрезвычайно открытым для общения — он придавал большое значение связям с нижегородской интеллигенцией, с профессурой, с преподавателями школ, с поэтами, художниками и писателями. Помимо чисто духовных заведений, таких как женское и мужское духовные училища в Нижнем Новгороде, митр. Николай ратовал за расширение деятельности Православного молодежного центра в городе, за привлечение студенчества в Церковь с помощью постоянных выступлений священников и православных преподавателей в светских вузах. В Духовной семинарии прочно сложилась традиция приглашать светских преподавателей.

Открытость Николая распространялась и на сферу межрелигиозных контактов, хотя он и был убежденным консерватором. При этом, дружеские отношения у Николая сложились не только с муфтием Нижегородской области Умаром Идрисовым и с еврейской общиной, но и со старообрядцами, с католиками и с протестантами, которые высказывали свое уважение к главе епархии. Епархиальное руководство не противодействовало контактам священников с инославными, например, с католиками, хотя владыка Николай периодически выступал с осуждением католического прозелитизма и деятельности сект в области. Важно отметить, что он не просил и не ждал помощи властей для противодействия инаковерующим.

Несмотря на свой консерватизм, митр. Николай не стремился уничтожить разномыслие в церковной среде, приветствовал самостоятельные инициативы духовенства. При владыке Николае в епархии не боялись себя проявлять ни сторонники либеральных идей отца Георгия Кочеткова, ни крайние националисты и монархисты. Сам же митрополит опасался, что либеральные священники и их идеи принесут Церкви вред. Митр. Николай, по сути, не видел для Церкви возможности в настоящее время возвратиться к «демократичным» решениям Собора 1917-18 гг., «так Церковь в России сначала должна встать на ноги». Выступая против перевода богослужения на русский язык, митр. Николай все же считал, что большими тиражами должны издаваться параллельные переводы литургических текстов, которыми необходимо обеспечивать всех верующих. Абсурдными считал глава епархии монархические идеи. При антикоммунистических убеждениях митрополит не испытывал ностальгии по дореволюционной монархии, и даже наоборот — делал публичные заявления о том, что монархия себя изжила, а «по Николаю II плачет виселица», так как царь был «зачинщиком развала России, а рождение у него больного наследника — это свидетельство Промысла о лишении Романовых Божьего благоволения». Более того, на Архиерейском соборе 1997 г. Николай выступил против канонизации царской семьи, заявив, что ответственность за гибель новомучеников российских лежит на совести Николая II, «в здравом уме, в твердой памяти» отрекшегося от престола. Резкие высказывания митр. Николая против канонизации Николая II и всей царской семьи не раз вызывали раздражение в монархических кругах Нижнего Новгорода.

Епископ Георгий, ставший во главе епархии в 2002 году, и по своему мировоззрению и по личным качествам — полная противоположность владыке Николаю. Георгий является представителем московских церковных кругов, который зарекомендовал себя, по преимуществу, как опытный хозяйственник, когда работал экономом Свято-Троицкой Лавры. Владыка Георгий — прежде всего, рациональный практик, стремящийся поднять материальное благосостояние епархии, отреставрировать и восстановить храмы, получить ту дореволюционную церковную собственность, которая еще не передана РПЦ. Среди приоритетов Нижегородской епархии — воссоздание храмов и монастырей при поддержке властей и спонсоров. Для Георгия — воссоздание монастыря — это, прежде всего, реставрация и возведение его стен. Православие в представлении владыки Георгия выражается во внешней красоте церквей, в блеске куполов и в ярких красках росписей, вновь написанных на стенах выстроенных или отреставриврованных храмов.

Основными для епархии стали контакты с чиновниками и со спонсорами. К примеру, в мэрии епископа Георгия оценивают, как «активного молодого человека, хорошего хозяйственника, политика и дипломата агрессивного толка, который поставил перед собой задачу по восстановлению храмов области». Большую роль, как отмечает глава департамента культуры мэрии Сергей Горин, играют личные способности владыки Георгия, который умеет привлекать большое количество спонсорских средств на строительство и реставрацию. Как отметил Сергей Горин, при Георгии список «пострадавших», то есть жертвователей, дающих деньги епархии, вырос многократно. Епархия в лице Георгия добилась того, что предприниматели оказывают целевую помощь епархии. При митр. Николае спонсорских денег в подобных масштабах не было. Например, председатель совета холдинга «Базовый элемент» и генеральный директор компании «Русский алюминий» Олег Дерипаска финансирует православную гимназию в Арзамасе, которой передано бывшее здание поликлиники. Кроме того, Олег Дерипаска намеревается выделить 20 млн. рублей на реализацию проекта «Арзамасские купола», в рамках которого восстанавливаются 10 храмов города. (Благовест-инфо, 19 января 2005). В Нижнем Новгороде городские, областные власти и полпредство президента финансируют проект «Ильинская слобода», в рамках которого предполагается восстанавливить около двух десятков церквей в городе. Наряду с постоянно растущим благосостоянием епархии, в прессе появлялись сообщения о скромности епископа. По случаю вступления архиерея в должность нижегородское духовенство пыталось преподнести ему автомобиль «Ниссан», но епископ Георгий отверг дар как неуместный по своей стоимости и благословил продать машину, а затем раздать вырученные деньги малоимущим прихожанам (Благовест-инфо, 28 марта 2003 г.).

Социальное служение перестало при Георгии быть приоритетным направлением в деятельности епархии. Как отмечал епископ в интервью членам команды Кестонского института Ксении Деннен и Людмиле Воронцовой, проводивших в июне 2005 года полевые исследования Нижнем Новгороде, — «сначала надо содержать храм, а на больницу — то, что останется». Церковь ограничена в своей социальной деятельности, так как, по словам Георгия, у нее нет средств и ей не возвращена вся дореволюционная собственность. В то же время приходы, которые восстановили свою материальную базу, могут помогать детям и заниматься служением среди наркоманов.

Энергичные действия епископа Георгия в направлении экономического обеспечения епархии, требовали, прежде вего, налаживания отношений с бизнесом и создания определеннго общественного мнения. Именно поэтому осуществление грамотной информационной политики стало одним из приоритетов в деятельности епархии при Георгии. Епархия сделал ставку на формирование собственного медиахолдинга, в который входят Интернет-сайт, газета, радио передачи, в 2006 году планируется создать свой православный телеканал, хотя епархиальные программы уже идут по местному телевидению. Специально для осуществления информационных и образовательных проектов был создан епархиальный Просветительский центр «Глагол».

Естественно, что перед владыкой Георгием встала и другая задача — повышение образовательного уровня духовенства. В 2004 году было сорздано богословское отделение на философско-богословском факультете Педагогического университета, но, в первую очередь, было отремонтировано и технически обеспечно здание Духовной семинарии. Практичный подход к образованию духовенства предполагает для епископа Георгия минимальные контакты с интеллигенцией. Фактически свернуты активные неформальные отношения нижегородской интеллигенции с епархией, бывшие при Николае. Основной площадкой для диалога интеллектуалов и РПЦ стали ежегодные православные чтения и конференции. Мероприятия формальные и эпизодические.

Представители епархии признаются в том, что православные ценности с трудом внедряются в жизнь и воспринимаются интеллигенцией. К примеру, предмет «Основы православной культуры» вызывает страх у учителей, которые часто препятствуют введению ОПК в школах. По мнению владыки Георгия, в системе образования сейчас «нет места Православию, также как нет у епархии понимания с музейными работниками и, в частности, с краеведческим музеем, так как его сотрудники не удовлетворяют требования епархии — отдать церковные ценности в храмы».

Отличительной особенностью политики нового епархиального руководства стало настороженное отношение не только к околоцерковным интеллектуальным кружкам, но и к деятельности других конфессий. Так, более отстраненными стали отношения епархии с Духовным управлением мусульман и его главой Умаром Идрисовым. Епископ Георгий отказался сотрудничать с ДУМ на богословском факультете Педагогического университета и отверг предложения муфтия Идрисова об организации там исламского отделения. Со старообрядцами у епархии также есть недопонимание, так как фактически епископ Георгий был инициатором проведения в 2005 году в Нижегородской области ряда мероприятий, посвященных юбилею патриарха Никона. Торжества в честь Никона на фоне диалога старообрядцев с РПЦ МП вызвали протест со стороны старообрядцев Самары и Нижнего Новгорода. В результате администрация области приняла решение не устраивать никаких празднеств в честь Никона из-за недовольства старообрядцев, что создает напряженность в религиозной среде. Кроме того, епископ Георгий является убежденным противником передачи старообрядцам никонианских храмов, даже если они не используются епархией РПЦ МП. Как полагает владыка, «выравнивание отношений со старообрядцами — это дело будущего, и совсем не актуальная задача».

В 2004 году епархия резко выступила против деятельности католиков в области. Католическая инициатива о создании монастыря кармелиток в Нижнем Новгороде вызвала гнев епископа Георгия. Попытку учреждения женского монастыря в Нижнем Новгороде епархия назвала «недружественным актом и вызовом, брошенным православию». В епархиальном обращении от 21 января 2004 года утверждается, что для католиков «вполне достаточно одного существующего прихода, а монахиням из Западной Европы удобнее осуществлять свою деятельность там, где католическая монашеская традиция развивалась в течение столетий» (Благовест-инфо, 24 февраля 2004 г.).

Авторитаризм стал также основной чертой административной политики архиерея внутри епархии. В первую очередь, он проявился в удалении, либо в понижении тех священников, которые окормляли интеллектуалов в Нижнем Новгороде (архимандрит Кирилл (Покровский), прот. Владимир Гофман). Они были фактически отодвинуты на второй план либо переведены на отдаленные приходы. Существовавшие при митр. Николае самостоятельные околоцерковные сообщества практически перестали действовать. Благоволением же епископа пользуется только отделение Союза православных граждан, которое регулярно подерживает выступления Георгия против «сектантов».

Мировоззрение епископа Георгия нельзя назвать таким уж пагубным для будущего Церкви. Продуманная «приземленная» политика главы епархии вполне может привести к тому, что церковные структуры в Нижегородской области приобретут большое влияние, будут независимы материально, обретут под ногами твердую почву, в том числе и для более энергичного социального служения, просветительских и культурных проектов. Нужно ли для этого отказываться от веротерпимости, открытости, нужно ли закрывать Церковь для интеллигенции и надо ли избавляться от ярких личностей в среде духовенства? Различия в деятельности митрополита Николая и епископа Георгия по-новому ставят исторический вопрос Церкви — что нужно церкви — богатство или нестяжание? Следовать ли идеалам Нила Сорского или Иосифа Волоцкого?

 

Источник: информационно-аналитический бюллетень "Русское Ревью", июль-август 2005 г.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2016 Русский архипелаг. Все права защищены.