Главная ?> Авторы ?> Лункин -> Кальвинистский прорыв в русском баптизме
Версия для печати

Кальвинистский прорыв в русском баптизме

Мировой баптизм и евангелизм является, по преимуществу, кальвинистским по своему мировоззрению (придерживается доктрины, согласно которой верующие предопределены ко спасению). Противоположная богословская доктрина — арминианство (согласно которой спасение не предопределено заранее) проповедуется меньшим количеством церковных объединений и обладает значительно меньшим влиянием.

С советского времени, со второй четверти ХХ века, российские баптисты были изолированы от мирового евангельско-баптистского сообщества, и в среде русских баптистов стихийно развивалось именно арминианство. Расширение контактов со своими западными собратьями и прямая проповедь евангелических проповедников из Соединенных Штатов и Европы возбудили значительный интерес к кальвинизму среди российских верующих.

К концу 90-х гг. под влиянием американо-европейских миссий, которые считали баптистским кредо только кальвинизм, интерес к кальвинистской доктрине вырос. Этот рост привел к возникновению в 2004-2005 гг., по крайней мере, двух межрегиональных объединений евангелистов-кальвинистов.

В 2004 году была создана Ассоциация свободных евангельских церквей России (президент — Владимир Иванов, пастор Свободной Библейской Церкви в Казани). Ассоциация поддерживают прямую связь с независимыми евангелистами в США (Free Evangelical Church) и Скандинавии, где это движение зародилось, когда свободные евангелисты вышли из лютеранской среды. По своей внутренней структуре и российское и западное движение являются конгрегационалистскими, то есть высшим органом церкви является собрание ее членов.

Одной из влиятельных общин-учредителей Ассоциации свободных евангельских церквей России стала Кировская библейская церковь евангельских христиан, а ее лидер — пастор Василий Афанасьевич Рубан стал вице-президентом Ассоциации. По вероучению библейская церковь является строго кальвинистской, то есть исповедует строгое предопределение каждого человека ко спасению. Служители церкви полагают, что спасенным может быть человек, которому было проповедано Слово Божие и который был крещен во имя Св. Троицы. Наряду с этим, по мнению кировских кальвинистов, не имеет значения, в какую христианскую церковь после своего крещения пойдет человек. Кроме того, пасторы Кировской библейской церкви считают, что в принципе возможно крещение детей, хотя в общине такой практики пока не было. Главным образом, по этим доктринальным моментам кальвинисты ведут споры с баптистами, которые считают, что детей крестить нельзя, а крещеный человек должен ходить в определенную церковь для того, чтобы сохранять истинную веру. В то же время богословские различия не мешают кальвинистам участвовать в регулярных пасторских встречах и молитвах за город, которые проводятся в кировском Доме Молитвы ЕХБ.

Показателен путь, который прошли кировские кальвинисты. Основатели церкви ранее являлись членами баптистской общины и были отправлены на учёбу в Москву, где познакомились с американской миссией Eаst-West Missions и ее представителем Томасом Шелтоном (Thomas Shelton). При поддержке миссии Рубан и Озмогов основали в Кирове свою церковь, в результате чего отношения с баптистами из Союза ЕХБ стали натянутыми. В 90-е гг. Eаst-West Missions оплачивала работу пасторов в Кирове, согласно контракту, заключенному на пять лет (в месяц пастор получал около 200 долларов). Служители тесно сотрудничали с колледжем «Новая Жизнь», с Ассоциацией «Духовное Возрождение» и с независимыми американскими евангелистами. После 2000 года Eаst-West Missions перестала спонсировать кировскую церковь и она перешла на самофинансирование.

Изначально, как и многие евангельские церкви в Америке, Северной Корее и Европе, исповедующие доктрину предопределения, Кировская библейская церковь была ориентирована на активную социальную и культурную работу, в особенности, среди молодежи. Верующие показывают христианские фильмы в городе, устраивают концерты музыкальных групп, которые есть в общине. Церковная молодежь организовала рок-группу «01», которая играет тяжелый рок, группу «Креатив», играющую более спокойную и легкую рок-музыку, а также основную группу общины «Белый камень», которая исполняет классические христианские гимны. Существует хор-ансамбль, поющий произведения из книги «Песнь Восхождения» и из баптистских сборников. Члены церкви также распространяют гуманитарную помощь по детским домам и школам-интернатам. Община, в частности, взяла шефство над кировским интернатом для коррекционных детей. Как отмечает пастор Рубан, в городском департаменте образования положительно оценивают работу верующих.

Другим, по существу кальвинистским, союзом, стала Ассоциация евангельских церквей Волжско-Уральского региона, образованная в 2005 году в Ульяновске (директором ее является Сергей Гуц). Особенность ульяновского объединения в том, что напрямую оно не связана американскими конгрегациями, проповедующими жесткий кальвинизм. Ассоциация во главе с евангелистом Сергеем Гуцом появилась в России в результате евангелизационной деятельности украино-немецкой миссии «Свет на Востоке» Вальдемара Цорна. Основу миссии в начале 90-х гг. составила верующая молодежь, вышедшая из общины Союза евангельских христиан-баптистов (СЕХБ), а также из нерегистрированной общины инициативников (Совета Церквей ЕХБ). В 1995 году центром миссии «Добрая Весть» (ведущее подразделение «Света на Востоке») стал Ульяновск. В 2005 году была образована Ассоциация евангельских церквей Волжско-Уральского региона, а общество «Добрая Весть» стало фактически миссионерским отделом Ассоциации и его руководителем стал Петр Николаевич Пасека, пастор евангельской церкви в Саратове.

Миссионерскую энергию активитстов Ассоциации можно назвать беспрецендентной. Проповедники Ассоциации ведут активную работу в Челябинске, Екатеринбурге, Уфе, Казани, Набережных Челнах, Нижнем Новгороде, Самаре, Тольятти, Саратове, Владимире, восточной части Московской области, а также в странах СНГ, в частности, в Таджикистане. Евангелизационные кампании Ассоциация проводит на севере республики Коми, в Ямало-Ненецком округе, в районе Воркуты и вверх по Иртышу. Кроме того, предполагается отправить миссионеров в Монголию. Активистами разработана специальная мисси среди коренных народов Поволжья. Основной целью Ассоциации является создание и поддержка существующих церквей в Волжско-Уральском регионе. Как отмечается в программных документах Ассоциации, «сегодня Россия больше нуждается не в политических шагах решения проблем, а в духовном, христианском просвещении, возрождении личности, возвращении к Библейским нормам и морали. Россию нужно «насытить» церквями!»

Молодежное служение составляет основу миссионерской стратегии церквей «Доброй Вести» и Ассоциации. В Ульяновске регулярно проводятся конференции и молодежные фестивали, организуются Детские христианские лагеря Церковь «Рождества Христова» помогает детям-инвалидам, после евангелизаций в центре Нового Города в Ульяновске был открыт спорт-клуб для подростков и молодежи. В Димитровграде среди молодежи, а также в колониях проповедуют в качестве миссионеров студенты Донецкого христианского университета. Для всех желающих устраиваются просмотры христианских фильмов «Иисус», «Моисей», «Мартин Лютер», «Страсти Христовы». В 50 км от Ульяновска, в Тереньгульском районе, в 2003 году евангелистами был также создан реабилитационный центр для наркоманов, алкоголиков, трудных подростков, и бывших заключенных.

Основание в России кальвинистских союзов, стремящихся вернуться к «истокам», выявляет все больше новых своеобразных черт евангельского движения. В его границах есть не только баптистские группы, которые идут в общем потоке вместе с Союзом евангельских христиан-баптистов, но и течения, осознающие свою непохожесть на традиционный русский баптизм, мировоззрение которого сложилось еще в советское время. Недавно возникшие кальвинистские объединения пытаются преодолеть многие советские стереотипы традиционных российских баптистов, демонстрируя свою «спасенность» во все новых формах агрессивной миссии и упорной социальной работы.

 

Источник: информационно-аналитический бюллетень "Русское Ревью", июль-август 2005 г.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2016 Русский архипелаг. Все права защищены.