Главная ?> Авторы ?> Лункин -> Экуменическое лицо самарской соборности
Версия для печати

Экуменическое лицо самарской соборности

Одной из главных культурных ценностей представители Православной Церкви часто объявляют самобытность российского православия, но его черты в изложении идеологов Московской патриархии оказываются довольно расплывчатыми. Широту православия и соборность трудно ощутить в реальности, но на практике эти качества проявляются неожиданно. Инициативу православной общественности в одной из самых больших (более 220 приходов) и богатых епархий России — Самарской –можно без преувеличения назвать уникальной. В Самарской области издавна сосуществовали между собой православные, старообрядцы, католики, лютеране и мусульмане. Вместе с тем, роль православия в этом регионе также традиционно высока.

На фоне официальной епархиальной жизни (или точнее рядом с ней и независимо от нее) появилось экуменическое сообщество, объединившее в своих рядах православных, католиков и протестантов. Кроме того, православный стал лидером экуменической общины, которая объединила представителей христианской интеллигенции Самары. Столь редкое для провинциальных епархий движение стало возможным прежде всего из-за того, что православная широта не смогла найти себе применение в других сферах.

Архиепископ Сергий (Полеткин), возглавивший Самарскую и Сызранскую епархию в 1993 году, при хороших отношения и с мэрией Самары и с губернатором области Константином Титовым и с местным бизнесом (главным образом, с руководством АвтоВАЗа), установил жесткую административную систему в епархии. Возрождение церковной жизни владыка Сергий воспринял в первую очередь как восстановление храмов, возвращение епархиальной собственности и строительство при помощи местной власти новых церквей. Владыка Сергий, как умеренный консерватор, не допускает усиления внутри епархии и в околоцерковной среде ни либеральных, ни радикально консервативных и националистических настроений. Не будучи интеллектуалом и идеологом, таким как митрополит Иоанн (Снычев), владыка Сергий не отрицать предыдущего опыта построения отношений Церкви и общества, даже наоборот — Сергий стал, но лишь в определенной мере, поддерживать почитание двух владык — Мануила и Иоанна. В Духовной семинарии в епархиальном музее есть экспозиция, посвященная как митрополиту Мануилу (Лемешевскому), так и его ученику архиепископу Иоанну (Снычёву). Атмосфера веротерпимости начала складываться именно при митрополите Мануиле (Лемешевском) и архиепископе Иоанне (Снычёву), владыках, до сих пор уважаемых и почитаемых в области. Основание активному сотрудничеству Самарской епархии с интеллигенцией было положено прежде всего во время архиерейства архиепископа Иоанна (Снычёва), который правил епархией с конца 1960-х годов и до распада Советского Союза.

Без благословения владыки контакты со священнослужителями других христианских конфессий фактически запрещены, в широкой общественной деятельности священники епархии также не принимают значительного участия. Епархия поддерживает контакты с теми движениями, которые абсолютно лояльны и находятся под контролем священноначалия. Таким абсолютно лояльным по отношению к епархии является движение «Самара православная». Оно было создано по инициативе епархии — одним из первых членов движения стал глава города Георгий Лиманский. Пресс-секретарь епархии Юрий Изъяцкий также является членом этого движения. Одним из лидеров и идеологов движения является Дмитрий Сивиркин (депутат областной думы и с 2006 года депутат Госдумы РФ). Дмитрий Сивиркин не раз выступал в поддержку обязательного и повсеместного внедрения «Основ православной культуры». Председатель правления регионального общественного движения «Самара Православная» депутат Губдумы Дмитрий Сивиркин направил открытое письмо Полпреду президента в ПФО Александру Коновалову с просьбой оказать содействие по внедрению предмета «Основы православной культуры» в программу обучения школ Самарской области. Поводом для обращения послужило недавнее заявление руководителей регионального татарского общества «Туган тел» (Родной язык) и татарской национально-культурной автономии Самары, в котором они выступили с резкой критикой в адрес председателя самарского реготделения партии «Единая Россия» Сергея Сычева, предложившего ввести в муниципальных школах предмет «Основы православной культуры» в качестве факультатива. Кроме того, Сивиркин обращался с открытым письмом к главному редактору газеты «Московский комсомолец» Павлу Гусеву с требованием пресечь «антицерковную» деятельность журналиста Сергея Бычкова.

Политизированность и конъюнктурность главного околоправославного движения, отсутствие связи этого движения с самарской интеллигенцией породили независимую от епархии деятельность местных интеллектуалов. Неформальная околоцерковная активность религиозных лидеров христианских церквей Самары, студенчества и интеллигенции концентрируется вокруг целого ряда инициатив. Ежегодно общие молитвы о мире и единстве проводятся в католическом костеле, а протестантские служители собираются на пасторские встречи. Альтернативой официальным епархиальным мероприятиям формально существующей миссии является Молодежное христианское движение. Движение было инициировано протестантами, но затем к ним присоединились как католики, так и православные. Православные участвуют в движении негласно.

Одной из ключевых инициатив, во многом отражающих особый самарский дух веротерпимости, является экуменическая община Тэзе. Лидер — Сергей Владимирович Коробейников работает на кафедре менеджмента и права Поволжского филиала Международного университета в Москве. Община Тэзе — это сообщество людей, которое никак формально не организовано. Члены сообщества не приветствуют переход из одной церкви в другую. Первым организатором встреч Тэзе был лютеранский пастор Рольф Баррайс (Rolf Barreis). Первая встреча прошла в январе 1998 года. После того, как пастор Рольф уехал в Германию, организатором встреч стал православный по вероисповеданию Сергей Коробейников, который познакомился с деятельностью общины Тэзе во Франции (где и располагается экуменический монастырь в деревне Тэзе).

Коробейников полагает, что Самара — город веротерпимости и экуменизма, где издавна проживали немцы-лютеране и поляки-католики. К примеру, невозможно везде во всех школах ввести «Основы православной культуры», так как много национальностей и религий и все коренные. При этом, Самарская епархия РПЦ соблюдает позицию вооруженного нейтралитета и не препятствует собраниям Тэзе, хотя священнослужители говорят, что Тэзе —это грех. На встречи Тэзе приходят православные миряне, католики, лютеране и методисты (в воскресной школе у методистов Коробейников преподает французский язык). Православное духовенство во встречах не участвует, так как руководство епархии запрещает священникам приходить на собрания. Семинаристы из Духовной семинарии негласно посещали собрания, но перестали, боясь отчисления. От архиепископа Сергия, по мнению лидера общины, не требуется благословения на деятельность Тэзе, так как благословение патриарха Алексия II есть у движения Тэзе в целом.

Сергей Коробейников полагает, что именно православию свойственна идея экуменизма и соборности, а поэтому именно православие должно объединять вокруг себя христианские церкви. Экуменизм — типично православная черта. Тэзе — это молитвенное устранение конфессиональных преград между различными церквями, оно снимает непонимание между Западом и Востоком. Тоталитарными сектами Коробейников называет пятидесятническо-харизматические церкви с их эмоциональным богослужением, а также причисляет к ним баптистов, которых обвиняет в сектантской закрытости. Тэзе, по словам лидера общины, выступает против всех проявлений фанатизма. Скептически Коробейников смотрит и на миссионерскую деятельность католической, лютеранской и методистской общин среди русского населения.

В идеологическом плане, по словам Коробейникова, епархия заняла позицию КПСС. Никто по существу, по словам Коробейникова, не общается и не выстраивает отношений с интеллигенцией. В Самаре служил священник прот. Иоанн Гончаров, возглавлявший в епархии отдел катехизации (был клириком Вознесенского собора в Самаре), который стал вокруг себя собирать думающих людей, но руководство епархии, заметив активную деятельность Гончарова, сослало его в глухую деревню. Открытых священников, по словам Коробейникова, епархия не допускает к работе с молодежью и интеллигенцией. В православный центр при храме Кирилла и Мефодия никто из молодых людей не ходит. Традиций духовного лидерства в Самаре нет, но наряду с этим простые православные люди, по мнению Коробейникова, ощущают себя комфортно. Недостатки РПЦ Сергей Коробейников объясняет таким образом: РПЦ фактически появилась заново пятнадцать лет назад и ей требовался защитный механизм для выживания от разного рода мнимых опасностей, а поэтому РПЦ стала закрытой авторитарной структурой, не допускающей инакомыслия. Такое положение должно измениться в лучшую сторону. РПЦ вынуждена будет стать жизнеспособной и открытой, а иначе она потерпит крах. Если РПЦ будет и далее столь консервативной и жестко авторитарной, то она будет терять паству и станет памятником самой себе. Если не будет преобразований, то священники не повернуться к людям и не будут создаваться нормальные православные общины. Православие, как и всякое христианство, несет с собой демократические ценности, и христианство должно быть демократичным.

В идеологии экуменической общины Тэзе отражаются многие противоречия современного развития православной культурной жизни. В своеобразном самарском экуменизме есть и стремление остаться в рамках официального православия, подчеркнуть силу и традиционное богословское, культурное и историческое богатство православия. Однако традиционность и культура православия понимаются иначе, чем его понимают епархиальное начальство и околоцерковные политики. Православная Церковь в представлении общины Тэзе — это не традиционная национальная русская церковь, а одна из основных и самых культурно богатых христианских церквей европейской цивилизации. А поэтому самарская соборность подразумевает не только и даже не столько осознание собственной уникальной самоидентификации и своеобразия, сколько открытость, демократичность, свободное общение и стремление стереть человеческие границы между христианскими конфессиями. Прозелитизм, антисектантская борьба, традиционность, уникальность и властное превосходство православия становятся скорее культурно-умозрительными понятиями, образами. На практике самарская соборность смогла освободиться от государственнических стереотипов и стала воплощением экуменизма и ценностей европейской демократии, оказавшихся столь созвучными поволжской религиозности.

 

Источник: "Русское ревью", ноябрь 2006 г.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.