Главная −> Авторы −> Переслегин -> Обобщенная задача управления

Обобщенная задача управления

В самом широком смысле   управление представляет собой базовый социосистемный процесс, содержанием которого является распределение информации среди элементов системы в целях поддержания существования социосистемы, как специфической экосистемы, конвертирующей информацию в иные формы ресурсов.

Атрибутивным признаком управления является инсталляция в социосистеме контура обратной связи, то есть, разделение информации на директивный и индикативный потоки.

В узком смысле под «управлением» можно понимать единство:

  • Субъекта управления (Руководителя);
  • Объекта управления (управляемой системы, которая может, но не обязана совпадать с одним из Представлений социосистемы);
  • Аппарата управления, организованного иерархически, гетерархически или сетевым способом;
  • Метода управления;
  • Политической системы, обеспечивающей воспроизводство процесса управления через кооптацию элементов управляемой системы в контур управления, в том числе - на позицию Руководителя.

Управление всегда погружено в нормативно-правовую регламентирующую среду, которая накладывает ограничения на движение директивной, а в некоторых случаях - и  индикативной информации.

Управление всегда погружено в семантическую среду, особенности которой в значительной степени определяют метод управления и структуру аппарата управления.

Позиция Руководителя конкурентна. Право Руководителя на управление обуславливается онтологически или аксиологически, поддерживается нормативно и обеспечивается силой.

            Управление подчиняется следующей системе законов:

            (1) Будучи социосистемным процессом, управление всегда функционирует и при любых условиях воспроизводится;

            (2) Управление решает базовую социосистемную задачу (распределение информации) даже в ущерб деятельности по достижению конкурентных преимуществ;

            (3) Управление стремится к максимальной эффективности социосистемы, как информационного конвертора, даже в ущерб деятельности по достижению конкурентных преимуществ;

            (4) Административный аппарат стремится к максимальному количественному росту при сохранении своей структуры [1];

            Этот закон имеет два важных следствия: (4.1.) численность административного аппарата является неубывающей функцией внутреннего административного времени (шагов развития управленческой системы); (4.2.) невозможно изменить структуру административного аппарата, не привлекая внешние по отношению к аппарату управления административныересурсы (даже при наличии воли Руководителя).

            (5) Управление стремится к тому, чтобы управляемая система получила бы максимальные преимущества по отношению к системам-конкурентам, если это не противоречит законам (1) - (4).

Заметим, что законы (3) и (4) несовместны и образуют базовое противоречие управления.

Управленческие задачи могут быть разделены следующим образом:

  • Жизнеобеспечивающие задачи (поддержание и воспроизводство системы управления, количественный рост системы управления, сохранение структуры системы управления);
  • Социосистемные задачи (распределение информации внутри социосистемы в целях поддержания базовых и иллюзорных социосистемных процессов, обеспечение информационной эффективности социосистемы);
  • Конкурентные задачи (получение преимущества по сравнению с конкурентами);
  • Онтологические задачи (равновесие, эволюционное развитие, спонтанное развитие);
  • Личные задачи (удовлетворение интересов Руководителя и, отчасти, административного аппарата).

Перечисленные задачи могут быть и, как правило, бывают несовместными. Кроме того, их решение усложняются нормативно-правовыми, культурными, этическими, этно-конфессиональными и, собственно, административными [2] ограничениями.  Весь набор ограничений, наложенных на управление, создает граничные условия управленческой задачи.

Будем понимать под административными ограничениями все операции с директивной или индикативной информацией, которые аппарат выполнить не может. Административные ограничения вызываются социосистемными законами, законами управления, наличием информационных фильтров и информационного сопротивоения, неумением и, прежде всего, интересами самого аппарата и отдельных его элементов.

Предположим, что существует способ создать систему количественных параметров, являющихся индикаторами реализации различных управленческих задач. Тогда обобщенная задача управления может быть сформулирована, как создание оценочной функции, связывающей эти параметры, нахождение экстремумов этой функции (в заданных граничных условиях), выбор одного из экстремумов и его реализация.  

Оценочная функция может формулироваться:

  • в телеологической логике (имеется внятная цель в форме миссии, видения, проблемы или набора задач, подлежащих решению);
  • в аксиологической логике (имеются определенные ценности, которые должны быть реализованы в процессе управления);
  • в экологической логике (имеются определенные условия, которые должны быть сохранены в процессе управления);
  • в методологической логике (управление должно соответствовать определенному методу);
  • в сценарной логике (управление должно стремится к расширению возможного пространства решений, то есть - к максимуму отношения мощностей множеств, описывающих возможное и неизбежное будущее).

Управление может строиться итерационно (оценочная функция максимизируется для каждого шага развития) или  непрерывно (оценочная функция максимизируется на горизонте управления). Эти два подхода к обобщенной задаче управления образуют противоречие. На обыденном уровне оно проявляется как противоречие между стратегией и тактикой (долговременными и кратковременными целями), но в действительности различие между парадигмами итерационного и непрерывного управления гораздо глубже.

Заметим, что внятные разработки в области безцелевого рефлективного управления (безцелевое стратегирование, проектирование, программирование) на сегодня отсутствуют.

При создании оценочной функции весьма полезным инструментом является исследование динамических противоречий между различными управленческими задачами. Это исследование может быть выполнено с использованием техники вепольного анализа (АРИЗ, ТРИЗ) или же техники эволюционных пиктограмм

Социопиктографические картинки для 1900-го, 1910-го, 1920-го года:

 

Источник: Блог Сергея Переслегина

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2018 Русский архипелаг. Все права защищены.