Теории секуляризации

Энциклопедическая справка

Секуляризации теории — социол. концепции, так или иначе объясняющие процесс освобождения об-ва и различ. его сфер и групп от религии. Зап. социологи, признающие факт С., по-разному объясняют причины этого явления. Напр., Парсонс связывал изменения в сфере отношений людей к религии со структурной дифференциацией общёств. ин-тов, приводящей к отделению религии от политики, права, морали. Эту т; зр. разделял амер. социолог Грили. Схема эволюции религии, предлагаемая Беллой, исходит из того, что религиозность все более индивидуализируется, выбор тех или иных веровании становится актом свободного решения каждого члена об-ва. Англ. социолог Мартин, опубликовавший в конце 70-х гг. книгу “Общая теория секуляризации”, наличие или отсутствие С. в той или инор стране объясняет влиянием трех осн. факторов: наличием или отсутствием 'В стране религ. монополии; спецификой опред. конфессии; наличием в стране внутр. социальных конфликтов, способствующих С., или внешних конфликтов (напр., борьбы за независимость), препятствующих С. Заслуживают внимания работы социологов феноменологического направления Бергера и Лукмана, опубликованные в 60-х гг., признававших С. всеобщей социальной тенденцией. Занимаясь выявлением специфики С. в США, они пришли к выводу о существовании “скрытой секуляризации”, проявляющейся в этой стране гл. обр. в “обмирщении” деятельности церквей, в переносе внимания с проблем культовой деятельности на проблемы воспитания детей, организации досуга молодежи, благотворительности и т. п. Содержательный анализ процесса С. дает в своих работах англ. социолог Б. Уилсон. Он связывает прогрессирующую С. с распадом прежних докапиталистических общностей, с деперсонализацией обществ, отношений. Попытки дать “синтетическое” понимание С. предпринял К. Доббелер. По его мнению, она включает три “измерения”: 1) “лаицизацию”, т. е. вытеснение религ. ин-тов из социальной жизни; 2) изменения в содержании самой религии (вероучения, культ), совершающиеся под воздействием совр. жизни; 3) уменьшение влияния религии на отдельных людей (ослабление культовой активности, утрата веры в нек-рые мифы и догмы и т. п.).

Лит.: 1) Wilson В. Religion in Sociological Perspective. Oxf.— N. Y., 1982. 2) Dobbelaere К. Secularization: a Multidimensional Concept//Current Sociology. 1981. Vol. 29. N 2.

 

Источник: Современная западная социология: Словарь. — М., 1990.

 

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Махлай Сергей Тольяттиазот стал партнером проведения музыкального фестиваля.
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2017 Русский архипелаг. Все права защищены.