РЕМИТТАНС (от англ. remittance — дословно: денежный перевод) — заработанные иммигрантами деньги, поступающие в страны исхода. Поскольку назначение таких денежных переводов, как правило, оказание помощи родным и близким иммигранта, наиболее сентиментально настроенные эксперты называют ремиттанс «человеческим лицом глобализации».
По данным МВФ, в 2004 году формальный глобальный ремиттанс составил $90,8 млрд., из которых $79,5 млрд. пришлись на долю развивающихся стран. При этом специалисты МВФ отмечают высокую степень недоучета денежных операций иммигрантов, обусловленную, во-первых, отсутствием единых требований к учету иммигрантского ремиттанса, а во-вторых, тем, что значительная часть потока международных денежных переводов выведена в неформальную плоскость. Оценки же реального глобального рынка ремиттанса в 2004 году колеблются в пределах от $200 до $300 млрд.
Недоучет является одной из основных проблем исследования глобального рынка ремиттанса. Так, Inter-American Development Bank отмечает серьезные расхождения в оценках объемов ремиттанса, приводимых международными финансовыми учреждениями (такими, как Всемирный банк и МВФ) и национальными центробанками: данные последних всегда выше, причем весьма существенно. Например, по данным Всемирного банка, объем ремиттанса на Филиппины в 2002 году составил менее $2 млрд., а Центробанк этой страны рапортовал о переводе в страну из-за рубежа более $6 млрд.
Проблема практического характера, на которую обращают особое внимание эксперты МВФ, — это высокие издержки процесса перевода денег гастарбайтеров на родину (к примеру, по данным Всемирного банка, оплата переводов из США в страны Центральной и Южной Америки составляет от 13% до 20% от суммы переводов, а порой и выше). Правительства как стран, откуда переводятся деньги, так и стран, куда они направляются, «должны снять барьеры на пути этих финансовых потоков, которые являются источником благополучия семей и экономического роста стран Третьего мира», — отмечают специалисты МВФ. Высокие издержки и недоверие к государствам со стороны частных лиц, между государствами и отчасти к международной банковской системе заставляют людей искать неформальные пути перевода денег. Правительства относятся к таким способам перевода с подозрением, полагая, что они могут быть использованы для отмывания средств, нажитых незаконным путем, а также для финансирования терроризма и разного рода нелегальной деятельности (нарко- и работорговли, подпольной торговли оружием). В МВФ считают, что к регулированию неформального потока ремиттанса «надо подходить с осторожностью и усиливать контроль так, чтобы перевод денег не прекратился либо не ушел в глубокое подполье».
При этом одним из главных направлений совершенствования системы международных денежных переводов является сокращение числа посредников, влекущее снижение издержек. В целом же, правительства и банки старательно учатся наращивать капитализацию как на иммиграции, так и на эмиграции путем расширения и укрепления финансовых связей между членами диаспор и их семьями и другими родственниками, остающимися на родине. Для отправителей и получателей ремиттанса подобное развитие связей означает прямое и весьма существенное снижение издержек.
Основные каналы, используемые иммигрантами для перевода денег за рубеж, — это банки и кредитные союзы, большие и малые специализированные компании (такие, как MoneyGram или Western Union; на счет последнего относят до 1/4 глобального рынка ремиттанса), почтовые переводы (например, у почтовой службы США есть собственная система переводов за рубеж — Dinero Seguro, а в Европе на базе национальных почтовых служб действует аналогичная система Euro-Giro, с помощью которой можно отправить деньги в 30 стран мира, включая Китай, Израиль и Бразилию), непосредственная «ручная» доставка разнообразными курьерами и с неформальной «оказией», а также через неформальных посредников или доверенных лиц, когда в реальности перевод денег не имеет места ни физически, ни в электронном виде (неформальное посредничество особенно распространено в Азии, в частности в Пакистане и Бангладеш, где оно носит название hawala).
Глобальный поток ремиттанса распределен следующим образом (2002 г.):
|
Доля мирового потока ремиттанса
|
Латинская Америка и страны Карибского бассейна
|
30%
|
Южная Азия
|
20%
|
Средний Восток и Северная Африка
|
18%
|
Восточная Азия и Тихоокеанский регион
|
14%
|
Европа и Центральная Азия
|
13%
|
Южная Африка
|
5%
|
При этом в каждом регионе есть лишь один-два лидера, принимающих основную долю ремиттанса. Так, на Индию — самого крупного в мире получателя индивидуальных денежных переводов — приходится 73% от общего объема ремиттанса в Южную Азию, Мексика принимает 34% потока в Латинскую Америку, а Филиппины — 43% всех поступлений в Восточную Азию и Тихоокеанский регион.
Ремиттанс — крупнейший (в ряде случаев ключевой) источник финансирования развивающихся стран: суммарно денежные переводы гастарбайтеров нередко превышают объемы иностранных инвестиций, гуманитарной помощи и поступлений от экспорта, вместе взятых. Например, в 2003 году объем ремиттанса в Индию в 18 раз превысил объемы иностранной помощи этой стране, а ремиттанс в Бразилию оказался больше иностранной помощи в 10 раз. Кроме того, поток ремиттанса более стабилен по сравнению с доходами от внешней торговли, которые могут колебаться весьма существенно, и гораздо надежнее иностранной помощи, которая в любой момент может прекратиться / не возобновиться по тем или иным причинам.
Долгое время ремиттанс принято было рассматривать как непосредственный аналог прямых (частных) иностранных инвестиций, однако последние исследования МВФ заставляют думать, что ремиттанс носит скорее компенсационный, а отнюдь не инвестиционный характер, что определяется альтруистической мотивацией формирования потоков денежных переводов иммигрантов. В любом случае очевидно, что стабильный ремиттанс способствует возникновению устойчивой финансовой зависимости страны-получателя от страны-отправителя (которая является оборотной стороной зависимости стран-реципиентов иммиграции от стран-поставщиков иммигрантского труда). Тем не менее, эксперты по-прежнему склонны полагать, что ремиттанс предпочтительнее правительственной помощи (и потому более выгоден налогоплательщикам стран-отправителей), поскольку это прямой и, следовательно, более эффективный канал помощи развивающемуся миру.
Всемирный банк со ссылкой на данные МВФ приводит рейтинг 20-ти развивающихся стран — основных получателей ремиттанса (2001 г.):
|
Объем ремиттанса, млрд. US$
|
Индия
|
10,0
|
Мексика
|
9,9
|
Филиппины
|
6,4
|
Марокко
|
3,3
|
Египет
|
2,9
|
Турция
|
2,8
|
Ливан
|
2,3
|
Бангладеш
|
2,1
|
Иордания
|
2,0
|
Доминиканская Республика
|
2,0
|
Сальвадор
|
1,9
|
Колумбия
|
1,8
|
Республика Йемен
|
1,5
|
Пакистан
|
1,5
|
Бразилия
|
1,5
|
Эквадор
|
1,4
|
ФР Югославия
|
1,4
|
Таиланд
|
1,3
|
Китай
|
1,2
|
Шри-Ланка
|
1,1
|
Абсолютным лидером среди стран-отправителей являются США: так, в 2001 году только в страны Латинской Америки и Карибского бассейна из Штатов было переведено $23 млрд., в 2002 году — $30 млрд. Среди других ведущих стран-отправителей — Саудовская Аравия (до середины 1990-х гг. она возглавляла список, будучи самым крупным отправителем, а ныне продолжает лидировать по размерам среднего индивидуального перевода), Германия, Бельгия и Швейцария.
Рынок ремиттанса на постсоветском пространстве и, в частности, в России остается, к сожалению, практически не изученным — при том, что РФ является как крупным отправителем, так и получателем иммигрантского ремиттанса.
По мнению авторитетного издания РБК, ремиттанс из России составляет около $12 миллиардов в год. Можно усомниться в этой оценке: по экспертным данным, иностранные работники высылают домой из РФ в среднем по $80 в месяц, т.е. $960 в год; следовательно, чтобы получить сумму в $12 млрд., в стране должно находиться более 12 млн. гастарбайтеров. Однако большинство российских экспертов не согласны с такой оценкой, считая реальной примерно 5 млн. гастарбайтеров. На чуть большую сумму указывают эксперты Международной организации труда: так, по их мнению, мигрант, приехавший в РФ из СНГ, пересылает на родину около 100 долларов в месяц. (При этом 66% мигрантов $100 ремиттанса позволяют обеспечить свои семьи более чем наполовину, а месячный заработок среднего мигранта в РФ составляет около $180.) Таким образом, максимальный объем ремиттанса из России может составлять $6 млрд. в год.
По некоторым данным, переводы рабочих-мигрантов из России в Грузию достигают 25% ВВП кавказской страны; для Молдавии этот показатель еще выше — 30%.
/2005 г./
[Сергей Градировский, Татьяна Лопухина]
|