Главная ?> Русский мир ?> Остров Россия ?> Дальний Восток России ?> Дальний Восток и Забайкалье: стратегия развития
Павел Минакир

Дальний Восток и Забайкалье: стратегия развития

После 1992 года переход к рыночным принципам распределения ресурсов на Дальнем Востоке и в Забайкалье объективно привел к консервации экономической отсталости этого макрорегиона по сравнению даже с регионами Сибири и Урала, не говоря уже о регионах Европейской части России. Это обусловлено исходной и объективной неоднородностью экономического пространства, результатом чего является “попадание” замыкающих с точки зрения эффективности применения факторов производства регионов в зону “провалов рынка”. Отставание региона от национальной экономики прогрессировало. В 1992-2000 гг. снижение объема промышленного производства в целом по России составило 43 %, а на Дальнем Востоке и в Забайкалье — 59 %. Значительно ухудшилось по сравнению с 1990 годом соотношение между реальными и даже номинальными доходами населения региона и России в целом.

В 1996 году под давлением региональной элиты Президент Б.Н.Ельцин подписал новую государственную программу развития региона на период 1996-2005 гг. Результатом реализации этой программы должно было явиться поэтапное изменение тенденций развития региона. Но и эта программа к 2000 году оказалась невыполнимой, несмотря на наметившийся в 1999-2000 гг. экономический рост. Ситуация не улучшилась, по ряду показателей социально-экономического развития действие негативных тенденций продолжалось. Объем инвестиций в собственно программные объекты был определен на 1996-2000 гг. в размере около 220 млрд. руб. Однако даже совокупный объем инвестиций в экономику Дальнего Востока и Забайкалья за указанный период составил около 210 млрд. руб. В программные же объекты было инвестировано за счет всех источников финансирования только около 42 млрд. руб. (причем в текущих ценах).

Фактические итоги развития региона в 1996-2000 гг. оказались далеки от тех, которые прогнозировались в Программе. Численность населения на конец 2000 года по предварительной оценке составила 9454 тыс. чел., что на 6,6 % ниже численности населения на конец 1995 г., предполагавшийся в Программе спад составлял 4,3 %. Отставание от России в промышленности усугубилось. Если в 1995 году разрыв в темпах падения между Дальним Востоком и Россией в целом составлял 9 п.п., то в 2000 году он увеличился до 17 п.п. В 1999-2000 гг. темпы роста на Дальнем Востоке были также ниже, чем в среднем по российской экономике (соответственно, 105,9 и 106,8 % против 107 и 109 %). Учитывая сравнительно низкую базу, с которой начался рост на Дальнем Востоке, он должен был бы быть значительно выше, во всяком случае, опережать среднероссийские показатели. Тот факт, что этого не произошло, свидетельствует о сохранении в промышленности региона тормозящих эффектов, коренящихся в недостаточно эффективной структуре самого производства, производственных факторов и рынков. И результаты были бы еще хуже, если бы не рост экспорта. Вклад экспорта в промышленный рост на Дальнем Востоке в 1999-2000 гг. составил 107,8 %. То есть, рост экспорта обеспечил не только весь промышленный рост в регионе, но и компенсировал в некоторой степени тормозящие эффекты в экономике.

В 1995 г., накануне принятия Программы, среднедушевые номинальные денежные доходы населения на Дальнем Востоке и в Забайкалье превышали среднероссийский уровень примерно на 13 %. В 1999 году они составили лишь 95 % от среднероссийских, а в 2000 году сократились до 84 %. Еще более заметным является отставание от среднероссийских стандартов по уровню реальных доходов населения.

Неудачи в использовании программных инструментов государственной политики в регулировании экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья свидетельствуют о необходимости корректного применения этих инструментов, а не об их непригодности в принципе. Ссылки на то, что государственное планирование неприемлемо в рыночной экономике, наивны и надуманны. Во-первых, именно продвинутые рыночные страны дали наиболее яркие примеры использования государственного программирования в экономике, во-вторых, в России программы не сработали на Дальнем Востоке ни при плане, ни при рынке. Значит дело в основах самого государственного программирования. Точнее, дело в стратегии государственной политики и ее инструментарии.

Реальная государственная экономическая политика должна быть направлена на обеспечение определенных гарантий по поддержанию средних стандартов качества и уровня жизни в регионе. Это принципиально важно потому, что на Дальнем Востоке и в Забайкалье реализуются не просто региональные и общечеловеческие цели. В этом регионе реализуются, прежде всего, цели России. Здесь создается ее геополитическое будущее.

Цель России на Дальнем Востоке — обеспечение военно-политического и экономического влияния государства в бассейне Тихого океана, контроль над важнейшими стратегическими запасами сырьевых ресурсов и получение выгод от эффективного включения на основе их эксплуатации в систему международного разделения труда в этом регионе мира. Именно экономическое развитие Дальнего Востока могло и может обеспечить поддержание и упрочение статуса России как мировой державы на Тихом океане .

Стратегия достижения этой цели — создание условий для эффективного развития имеющих сравнительные преимущества в рыночных условиях секторов регионального хозяйства и обеспечение на этой основе стабильного развития экономической системы региона в рамках международного и внутрироссийского разделения труда, формирования комфортных стандартов жизни населения .

Каковы объективные возможности поддержания устойчивого социального и экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья?

Во-первых, развитие Дальнего Востока и Забайкалья может осуществляться в условиях отсутствия жестких ограничений по производственной инфраструктуре.

Во-вторых, Дальний Восток и Забайкалье по-прежнему обладают значительными природными богатствами, которые являются ресурсной базой для экономического роста в первичном секторе экономики региона. Регион обладает потенциальными сравнительными преимуществами в ресурсном секторе экономики, что обеспечивает и в настоящее время и в перспективе относительно стабильный внешний спрос, особенно на рынках стран Северо-восточной Азии, по отношению к которым транспортный фактор играет положительную роль.

Однако необходимо учитывать и ряд угроз для устойчивого социально-экономического развития региона в перспективе.

Во-первых, “вытеснение” региона с внутреннего рынка России и стран СНГ, возникновение своеобразного экономического барьера на западной границе Забайкалья в совокупности с узостью внутреннего рынка самого региона обусловило резкое уменьшение роли внутреннего спроса как фактора экономического развития.

Во-вторых, большая степень декапитализации основных отраслей экономики региона. Длительная инвестиционная стагнация привела к широкомасштабному физическому и моральному устареванию основных фондов.

В-третьих, продолжающийся отток населения в перспективе поставит предел экономическому развитию в силу физической нехватки рабочей силы.

В-четвертых, сырьевая специализация региона в целом усилилась, промышленная структура региона “утяжелилась”, это ограничивает возможности по мобилизации источников накопления внутри самого региона даже в случае интенсивного развития добывающих отраслей.

От выбора стратегии зависят возможные результаты развития Дальнего Востока и Забайкалья. В принципе возможны две стратегические линии поведения на востоке страны.

Во-первых, можно просто ничего не предпринимать в смысле государственной политики. Наметился некоторый рост, на него можно положиться, не акцентируя на государственную поддержку в какой-либо форме. В этом случае произойдет необратимая деградация экономики региона, практически полная ее модификация в международную сырьевую провинцию. Неизбежным результатом станет развал систем обеспечения контроля природной среды, государственной границы, поддержания военно-стратегического паритета в Азии. Как следствие неизбежной станет “тихая аннексия” региона. Ни о каком поддержании статуса мировой державы не будет и речи. Стратегическое партнерство в Азии будет по существу аннулировано самим фактом “ухода” России с Дальнего Востока. Территориальные притязания к России получат мощный стимул. Фактически реализация такого стратегического сценария будет означать добровольную “сдачу” Дальнего Востока и Забайкалья.

Во-вторых, можно предусматривать значительную государственную поддержку региона на начальном этапе и создание предпосылок ускоренного роста за счет структурной перестройки экономики региона, которая сформирует условия развития на принципах самофинансирования в более далекой перспективе. Основными чертами этого сценария являются: создание на основе потенциального преимущества ресурсной базы региональных “локомотивов” успешного развития, способствующих укреплению конкурентных позиций национальной экономики; формирование открытой модели развития региона на основе создания условий для свободного движения капиталов, людей и технологий между Дальним Востоком и зарубежными партнерами.

Первая «стратегия», собственно говоря, и стратегией-то не является. Действительная же стратегия, то есть второй сценарий основана на следующей системе приоритетов:

1. Формирование и развитие инфраструктуры, обеспечивающей геостратегические интересы России на Тихом океане. В первую очередь это развитие транспортных коридоров и создание инженерной инфраструктуры энергетического сотрудничества.

2. Обеспечение энергетической безопасности Дальнего Востока и Забайкалья.

3. Закрепление населения в регионе.

4. Обеспечение структурной модернизации экономики, в первую очередь за счет развития и реконструкции рыбохозяйственного комплекса, модернизации оборонного комплекса и конверсии военного машиностроения, модернизации природно-ресурсного сектора экономики (особенно лесного и минерально-сырьевого комплексов).

5. Развитие международного экономического сотрудничества и реализация крупных международных экономических проектов.

Остановимся на ключевых элементах стратегии экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья.

Развитие международного экономического сотрудничества и реализация крупных международных экономических проектов.
Здесь выделяются такие основополагающие проекты, как Формирование транспортных коридоров, международной энергетической инфраструктуры, а также стимулирование экспорта благ и импорта капиталов.

Система международных транспортных коридоров (МТК) на территории Дальнего Востока и Забайкалья включает в себя два евроазиатских коридора — “Транссиб” и “Северный морской путь”, а также коридоры регионального значения, связывающие северо-восточные провинции Китая через российские морские порты Приморского края с портами стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Формирование энергетической инфраструктуры для ускорения и повышения стабильности экономической кооперации со странами АТР и СВА предполагает активное продвижение ряда энергетических проектов, среди которых:

  • нефтегазовые проекты на шельфе Сахалина
  • нефтегазовые проекты “треугольника” Сибирской платформы
  • экспорт в СВА природного газа с месторождений Западной Сибири
  • проекты мощных электроэнергетических мостов “Восточная Сибирь — Китай”, “Южная Якутия — Сахалин — Япония”, “Приморский край — КНДР — Республика Корея”

Наиболее важное значение имеют проекты в области природного газа и электроэнергетики.

Стимулирование экспорта благ и импорта капитала предполагает всемерное содействие экспорту с целью форсированного его наращивания, что может создать в перспективе мощный источник финансирования развития региона. Содействие наращиванию экспортного потенциала в экспорториентированных отраслях (рыбной, лесной, топливной, горнодобывающей) должно быть возведено в ранг приоритетных направлений региональной политики.

В этой связи целесообразным является создание в субъектах Федерации Дальнего Востока и Забайкалья целевых фондов для поддержки экспорта, средства которых должны направляться на финансирование наиболее перспективных проектов, субсидиарное финансирование кредитов на развитие экспортных производств, косвенное субсидирование производителей экспортной продукции путем частичного возврата импортных пошлин на приобретаемую ими продукцию инвестиционного спроса.

Целесообразное использование доходов от экспорта сырьевых ресурсов региона и продукции его переработки, в частности, для модернизации и выдвижения на передовые рубежи следующих по рангу отраслей, позволит решить существующие проблемы как в самой внешней торговле региона, так и проблемы конкурентоспособности дальневосточной продукции.

Для модернизации существующих и создания новых экспортных производств. необходимо установить льготы по таможенному обложению для машин, оборудования и технологий, ввозимых в целях увеличения экспортных поставок, а также необходимых для организации импортзамещающих и высокотехнологичных производств.

Создание комфортного инвестиционного климата для прямых иностранных инвестиций предполагает восстановление части льгот, существовавших на территории Дальнего Востока в конце 80-х — начале 90-х гг., для предприятий с участием иностранного капитала, создание Агентства по управлению иностранными инвестициями, создание сети зон экономического и технологического развития локального типа, прежде всего в приграничных районах.

Модернизация структуры и развитие ключевых секторов экономики региона.
Ключевой пункт стратегии регионального развития — укрепление сырьевой базы добывающих отраслей и развитие перерабатывающего цикла.

В рыбной промышленности, сырьевые ресурсы которой составляют около 4 млн тонн в год и используются сейчас только на 72-75 %, главной проблемой является обновление и улучшение управления добывающим флотом.

В лесной промышленности расчетная лесосека составляет 95,2 млн м3, из них реально доступны 50 млн м3. Реально на Дальнем Востоке в 2000 г. были вырублены 10,5 млн м3 или 11 % разрешенной нормы.

В минерально-сырьевом комплексе необходимо преодолеть структурный кризис в формировании важнейшего элемента национального богатства и реальной государственной собственности — государственного фонда недр. Это предполагает резкое усиление работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы, углублению комплексности и повышения эффективности добычи и переработки минерального сырья.

В топливно-энергетическом комплексе с учетом имеющегося потенциала собственных природных энергетических ресурсов, действующих и модернизируемых предприятий возможно обеспечение потребности в электроэнергии к 2010 году порядка 65-66 млрд. кВтЧч, добычи угля с учетом экспортного спроса около 86 млн. т, нефти — 28,2 млн. т в год , природного газа — 25,5-38,8 млрд. м3 в год. В этом случае основные потребности в топливе и энергии субъектов Федерации Дальнего Востока и Забайкалья с 2007-2008 гг. покрываются их собственным производством.

Социальное развитие, закрепление населения и занятость
Для преодоления чрезмерного отставания восточных районов страны по уровню доходов и социальной обеспеченности населения необходимо обеспечить решение следующих задач.

  • введение в качестве социального стандарта минимальной часовой оплаты труда, учитывающей повышенные затраты на воспроизводство рабочей силы в восточных районах;
  • гарантирование за счет бюджетных средств минимальных социальных стандартов (учитывающих региональные особенности) и нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;
  • постепенное повышение минимальной заработной платы и пенсий (с учетом районных коэффициентов) до уровня регионального прожиточного минимума.

В целях стабилизации численности населения в ближайшей перспективе и его роста в среднесрочном и долгосрочном периоде, необходимо ввести дополнительные государственные компенсирующие меры, направленные на стимулирование рождаемости, сокращения смертности по “региональным причинам” и увеличения продолжительности жизни населения. Среди этих мер:

  • увеличение в 4 раза пособия в связи с рождением ребенка;
  • введение системы налоговых льгот для предприятий, организаций, отдельных предпринимателей, выделяющих на постоянной основе средства на помощь многодетным семьям, на содержание детей в детских учреждениях;
  • развитие системы долгосрочного кредитования молодых семей для приобретения жилья и товаров длительного пользования.

В общем уменьшении численности населения Дальнего Востока и Забайкалья на долю миграционного оттока пришлось 94,3 %.

Миграционная политика Дальневосточного региона и Забайкалья должна предусматривать целый комплекс долговременных мер, в том числе:

  • создание системы льготного кредитования жилищного строительства для проживающего населения, переселенцев из северных в южные районы дальневосточных территорий и Забайкалья и мигрантов, прибывающих из бывших республик СССР; выделение земельных участков для индивидуального и кооперативного жилищного строительства в городах и пригородных зонах, рабочих поселках и сельской местности;
  • введение правил упрощенного и ускоренного предоставления российского гражданства для мигрантов из бывших республик СССР;
  • создание в южных районах Дальнего Востока современной и престижной системы образования на основе преимущественного бюджетного финансирования.

Вероятные результаты и необходимые ресурсы

Стратегии развития региона весьма различны с точки зрения затратной нагрузки и ожидаемых результатов развития.

Если основываться на стратегии «ничего не предпринимать», то упование на «автоматизм» развития ситуации, конечно, не приведет к краху региональной социально-экономической системы, но и к сколько-нибудь внятному развитию тоже не приведет. Под внятным развитием мы понимаем достижение к 2010 году заметного прогресса в интеграции Дальнего Востока и Забайкалья с сопредельными рынками на основе структурной перестройки экономики и повышения ее конкурентоспособности. Все остальное, в том числе и рост уровня и качества жизни, должны стать неким «автоматическим» результатом при разумной федеральной экономической и финансовой политике. С этой точки зрения нельзя, строго говоря, ничего не предпринимать, так как по крайней мере в области финансово-экономической политики должны быть осуществлены конструктивные подвижки в пользу регионального развития.

Но если все-таки ничего специального не делать, то регион не исчезнет с экономической карты, однако вялое продолжение сложившихся тенденций обусловит и не менее вялое вхождение во второе десятилетие 21-го века. Продолжение действия сложившихся в 90-е годы тенденций в демографической сфере обусловят сохранение отрицательного естественного прироста населения и высокую интенсивность его миграционного оттока. В результате численность населения к началу 2006 г. сократится на 5 % по отношению к 2000 году, а к 2010 году уменьшение численности населения составит 10 %.

При этом, если базироваться на оптимистичном прогнозе Министерства экономического развития и торговли, с которым корреспондируют тенденции регионального развития в случае Дальнего Востока и Забайкалья, то темпы прироста валового регионального продукта (ВРП) в среднем за год до 2005 года составят около 4,3 %, хотя и будут все время оставаться ниже среднероссийских. При этом доля Дальнего Востока и Забайкалья в среднероссийских показателях будет продолжать снижаться. Это позволит увеличить объем ВРП в 2005 году примерно на 23 % от уровня 2000 года, что составит примерно 65 % от уровня 1990 года. Среднегодовой темп прироста промышленного производства при этом возможен на уровне 4,0 %, что позволит увеличить объем промышленного производства в 2005 году по сравнению с 2000 годом на 22 %. Однако к 2006 году внутренние возможности развития производства будут исчерпаны. В 2006-2010 гг. рост промышленного производства в регионе составит порядка 3 %, примерно таким же темпом будет расти ВРП. В результате к 2010 году объем производимого в восточных районах валового регионального продукта составит примерно 75 % от уровня его производства в 1990 году. Эти тенденции будут поддерживаться сохранением более устойчивой тенденции развития экспорта сырья. К 2005 году рост экспорта по сравнению с 2000 годом составит 108 %. Только после 2006 года темпы роста экспорта увеличатся за счет включения в экспортное производство дополнительных мощностей, появляющихся в связи с общим экономическим оживлением, но не находящими достаточного рынка внутри страны и региона. Общий рост объема экспорта к 2010 году составит 155 % по сравнению с 2000 годом. Именно доступная емкость внешних рынков будет определять прирост производства, а сам экспорт в очень малой степени будет оказывать мультиплицирующее воздействие на экономику региона.

Среднегодовой темп роста инвестиций составит 110 % в 2002-2005 годах, это ниже среднероссийских темпов, которые прогнозируются на уровне 112 % в год. В 2006-2010 гг. темпы роста инвестиций будут продолжать сокращаться, в целом за период они составят 107,7 %. Общий объем инвестиций в развитие региона при этих предположениях в 2002-2005 гг. составит в ценах 2000 года 278 млрд. руб., в 2006-2010 годах — 460,8 млрд. руб., в целом за 2002-2010 годы в экономику Дальнего Востока и Забайкалья может быть вложено 739 млрд. руб.

Впрочем, эти тенденции, скорее всего, надуманны. Реальная картина того, что будет происходить в регионе при стратегии «ничего не делаем сверх того, что сделается само по себе», очевидно, будет хуже. Реалистичным темпом роста будет не 3,6 %, а не более 2 %. Темп роста общего объема инвестиций в среднем за год составит не более 4-5 %. Следовательно, к 2010 году потенциальный ВРП вряд ли составит более 60 % от уровня 90 года. Лишь экспорт будет расти сам по себе, поскольку он инвариантен по отношению к внутреннему спросу, в том числе и инвестиционному.

Таблица 1. Темпы роста на Дальнем Востоке и в Забайкалье (%)

 

Среднегодовой темп роста за период 2002-2010 годы

Стратегия «ничего не делать»

 

Численность населения

99,0

Валовой региональный продукт

102,0

Общий объем инвестиций

104,5

Экспорт

105,0

Стратегия «программных преобразований»

 

Численность населения

99,6

Валовой региональный продукт

106,5

Общий объем инвестиций

110,1

Экспорт

111,4


В случае реализации стратегии осознанных преобразований развитие Дальнего Востока и Забайкалья будет опираться на реализацию целого ряда институциональных мероприятий. Соответствующий этой стратегии программный вариант развития является более капиталоемким, предполагает проведение активных структурных преобразований.

Предполагается, что темпы естественной убыли населения немного уменьшатся, темп миграционного оттока населения снизится вдвое, в результате чего население восточных районов в начале 2006 г. составит 9266 тыс. чел., а прогнозируемая к 2010 году численность населения может составить 9083 тыс. чел.

Среднегодовой темп прироста ВРП составит 6,5 % в год. Наиболее интенсивный рост производства предполагается в 2002-2005 годах, когда среднегодовые темпы составят 108 % в промышленности и 108,1 % по валовому региональному продукту. Это позволит увеличить объем ВРП в 2005 году примерно в 1,5 раза по сравнению с 2000 годом, за второй период объем ВРП увеличится еще на 27,5 %. В результате объем ВРП в регионе к концу периода в целом выйдет на уровень 1990 года.

Высокими темпами будет развиваться промышленность, среднегодовой темп прироста в которой составит 108 % в первом периоде и 105 % во втором, что позволит увеличить объем промышленного производства к 2010 году по сравнению с 2000 годом в 1,9 раз.

Реализация отраслевых проектов приведет к значительному увеличению объемов строительно-монтажных работ, увеличению объемов транспортных перевозок, в результате чего темпы непромышленных отраслей превысят темп роста промышленного производства.

Интенсивное развитие внешнеэкономических связей и реализация проектов международного сотрудничества, позволят увеличить объем экспорта из региона к 2005 году по сравнению с 2000 годом почти вдвое, в 2006-2010 годах рост экспорта продолжится, в результате чего его объем к 2010 году составит 11500 млн. дол. США. Экспортная ориентация экономики региона останется по-прежнему на высоком уровне. Экспорт будет в значительно большей степени выполнять функции стимулятора общеэкономического развития, мультиплицирующий эффект экспорта увеличивается.

Общий объем инвестиций в 2002-2005 гг. в экономику Дальнего Востока и Забайкалья, необходимый для реализации данного варианта, составит порядка 920 млрд. руб., из которых почти 820 млрд. руб. составят затраты на реализацию целевых проектов. Финансирование целевых проектов будет осуществляться по программному принципу из различных источников. При этом доля бюджетов всех уровней в совокупном финансировании невелика — около 4,5% Основную нагрузку должны будут нести корпоративные бюджеты (РАО “ЕЭС России”, МПС, Минтранс, Минатом, МЧС и пр.), доля которых составляет почти 35 % общего объема затрат.

Значительная нагрузка (более 27 %) предусмотрена также на иностранных инвесторов, которые в подавляющем большинстве представлены реальными агентами, инвестирующими в крупнейшие проекты развития природно-ресурсного комплекса региона, в частности в проекты освоения Сахалинского шельфа.

Третьим по значимости инвестором программных мероприятий являются собственно экономические агенты — резиденты Российской Федерации, на долю которых приходится около 15 % совокупных затрат в собственно программные объекты. Если учитывать и внепрограммные инвестиции, прогнозируемые в период 2002-2010 гг., то роль собственных средств предприятий как источника финансирования регионального развития, еще больше повышается, и общая доля собственных средств предприятий и организаций (кроме внебюджетных источников) составляет почти 25 % .

Стратегия и программа

Изложенная выше стратегия представляет собой результат длительной разработки перспектив развития Дальнего Востока и Забайкалья силами Института экономических исследований ДВО РАН, СОПСиЭС РАН, Ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ Дальнего Востока и Забайкалья. Концептуальные основы этой стратегии были изложены в работах ИЭИ ДВО РАН в 2000-2001 гг. Эта стратегия была положена в основу разработанной вышеупомянутыми организациями версии откорректированной Федеральной целевой программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2010 года.

Однако, в конечном счете, Министерство экономического развития и торговли РФ существенно изменило разработанную версию программы. 19 марта 2002 года Правительство РФ утвердило своим постановлением ФЦП экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2010 года. Своей декларативной частью утвержденный текст удивительно напоминает вышеизложенную стратегию. Однако от сбалансированной системы мероприятий и тщательно отобранных комплексов проектов осталось не очень много. Системность разработки оказалась нарушенной. Социальная направленность программы принесена в жертву экономии на совокупных затратах, хотя бюджетные затраты на программу в целом остались без изменения. Тем более странно, что в утвержденном варианте программы с большой степенью точности воспроизведены приведенные выше макроэкономические параметры развития региона, хотя система мероприятий инвестиционного и институционального характера отличается в ряде случаев разительно.

Утвержденная ФЦП имеет ярко выраженную инвестиционно-производственную направленность. В этом отношении она еще более нормативно-экономическая, чем централизованные планы территориального развития советского периода. Социальное развитие, которое продекларировано в целях ФЦП, никак не просматривается в утвержденных затратах. В целом структура программных затрат существенно разбалансирована (табл. 2), хотя, как и в предложенной выше стратегии, основная доля этих затрат должна финансироваться из внебюджетных источников.

Таблица 2. Структура инвестиций по блокам программы (%)

Блоки Программы

Стратегия и программа в версии ИЭИ

Утвержденная ФЦП

Топливно-энергетический комплекс

34,3

69,3

Транспорт и развитие транспортных коридоров

24,8

8,3

Морские и биологические ресурсы

1,3

3,5

Минерально-сырьевой комплекс

9,3

7,9

Лесной комплекс

6,0

4,0

Оборонно-промышленный комплекс

4,6

2,3

Социальная сфера

12,8

0,8

Агропромышленный комплекс

2,6

0,8

Развитие инженерной инфраструктуры

1,6

1,9

Другие мероприятия

2,8

1,2

Всего

100,0

100,0

Программа нужна в значительной степени как “инвестиционная лоция” и институциональная гарантия. Ни в одном из этих качеств утвержденная правительством программа не сможет выполнить своего предназначения. Во многих случаях избранная система проектов неудачна с точки зрения структуры приоритетов регионального развития. В то же время институциональная нагрузка программы оказалась значительно слабее, чем в предложенной стратегии развития.

Главное достижение утвержденного варианта ФЦП экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2010 года — уменьшенный на 46% объем затрат на развитие. Вряд ли это может считаться большим достижением, так как подобный результат достигнут ценой простейших арифметическо-хирургических операций. Разница в 379 млрд. руб. получена за счет того, что в утвержденный проект ФЦП не включены иностранные инвестиции в сумме 224 млрд. руб. (хотя прирост экспорта и прямых иностранных инвестиций, что составляет основу прироста в стратегии в версии ИЭИ полностью включены в версию правительственной ФЦП), а также почти на 100 млрд. руб. исключены социальные проекты и мероприятия. Один из легко оцениваемых результатов такой экономии — реальное сокращение объема экспорта в 2010 году на 44% по сравнению с предложенной стратегией (именно реальное сокращение, в тексте ФЦП объем экспорта указан точно в размере, рассчитанном нами в стратегии). Эти 44 процента в ценах и по курсу 2000 года составят 165 млрд. руб. или 75% всего расчетного прироста промышленной продукции и 35% расчетного прироста ВРП за 2000-2010 гг.

 

Источник: Российское Экспертное Обозрение №5 "Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе", 05 ноября 2003 г. 

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.