Главная ?> Русский мир ?> Остров Россия ?> Северо-Запад России ?> Пространство Северо-Запада

Пространство Северо-Запада

Должно быть ясно, что создание русских стандартов — работа не только историко-этнографическая и социопсихологическая, но и конструкционная. На основе синтеза основополагающих принципов и современных управляющих технологий могут быть построены новые перспективные стандарты, способные существенно улучшить качество среды обитания. Такие стандарты обладают значительным экспортным потенциалом

Группа КБ

Что такое Северо-Запад, или Проблема самоидентификации

Когда мы говорим "Северо-Запад", мы обозначаем некий объект, с нечетко очерченными границами и плохо определенным собственным смыслом. Есть некоторые географические представления, иногда противоречивые. Есть фиксированные рамки Северо-Западного федерального округа, которые, однако, определены лишь в административном пространстве и теряют смысл при соприкосновении с реальными русскими ландшафтами. Есть еще Северо-Западный регион, назначенный президентским Указом, и какие-то смутные надежды или опасения на возникновение Ассоциации Северных регионов.

Беда, однако, в том, что ни с одним из этих административно-языковых конструктов невозможно отождествить "себя". Можно сказать "Я — русский" или "Я — москвич", но совершенно невозможно как-то отнести себя к понятию "Северо-Западный федеральный округ".

Все же этот Округ существует, с чем приходится считаться.

Все официальные, допускающие четкую административную "привязку" суждения нашего документа заданы для СЗФО. Все интуитивные дискурсы будут опираться на неопределенное, но ясное понятие "Северо-Запад". Наконец, эмоциональная линия текста будет апеллировать к миру "Русского Севера".

Где находится Северо-Запад?

Северо-Запад на карте Европы

Место Северо-Запада в географии Европейского Союза определено целевой формулой Петра Великого для Санкт-Петербурга: "Окно", или современным языком — "Терминал". На территории СЗФО находятся три порта, ориентированные на обслуживание торговых потоков между Россией и европейскими странами — Мурманск, Санкт-Петербург и Калининград. При этом:

  • Мурманск является узловой точкой Северного морского пути, фундаментального инфраструктурного образования, задающего уровень связности между Русским Севером и Русским Дальним Востоком;
  • Санкт-Петербург может и должен стать конечной точкой проектируемого на межправительственном уровне "южного коридора" (в узком смысле речь идет о системе связей между Россией и Ираном через Каспийское море — Волгу — Волго-Балт, в широком — о транзитном транспортном пути между зонами Индийского и Атлантического океанов);
  • Калининград находится на крайнем западе России и может играть роль "конечной станции" железнодорожных магистралей, ориентированных в широтном направлении (Транссиб).

Иными словами русский Северо-Запад контролирует большую часть торговых потоков между Россией и Европой и претендует играть ту же роль в грузообороте Европы со Средним и Дальним Востоком.

Нельзя забывать также, что на район Мурманска — Северодвинска базируется крупнейший в Европе флот подводных ракетоносцев, занимающий важное место как в военной доктрине НАТО, так и в схеме противовоздушной обороны Североамериканского континента.

В зависимости от складывающегося типа международных отношений ЕС может либо развивать, либо блокировать "Северо-Западный терминал". В настоящее время его эффективно блокируют, используя, в частности, те возможности, которые предоставлены ЕС и НАТО на территории стран Балтии.

Северная Европа и Северо-Запад (Скандинавский плацдарм)

Специфические торговые интересы скандинавских стран должны, казалось бы, определить их интерес к портам и железным дорогам СЗФО. Ранее так было в действительности, и экономический рост Финляндии определялся в значительной мере не столько успехами ее лесной и лесоперерабатывающей промышленности, сколько географическим положением и традиционно дружественными отношениями со странами как Восточного, так и Западного блоков.

По этому поводу существует полное понимание заинтересованных сторон, однако скандинавские страны связаны антироссийской концепцией шенгенского пространства и не свободны в своем выборе. Естественным шагом федерального правительства в сложившихся условиях должна стать поддержка комплекса геоэкономических инициатив, направленных на формирование структурной общности, интегрирующей скандинавские страны, Калининградскую область и российский Север.

На наш взгляд, элементами такой геоэкономической стратегии может стать участие СЗФО в федеральной программе строительства "южного коридора" и встречное участие Москвы в региональной программе "Балтийское кольцо". Эти проекты будут развернуты ниже.

Необходимо также упомянуть уже осуществляемые силами Санкт-Петербурга и Ленинградской области проекты расширения Санкт-Петербургского морского порта.

Балтия и Северо-Запад (Северо-Запад на глобусе Балтии)

Остроконфликтные политические отношения между Россией и прибалтийскими республиками сопровождаются также экономической конкуренцией между Санкт-Петербургским и Таллинским морскими портами.

Экономическое процветание независимой Балтии ни при каких обстоятельствах не входит в число российских приоритетов. Однако если в рамках политики "Общеевропейского партнерства" оно является допустимым, то при "новой холодной войне" со всей остротой встает вопрос: кто из двух взаимно блокированных регионов — Балтия или Калининградский эксклав — экономически выживет. В этих условиях федеральное правительство на своем — политическом, а СЗФО на своем — экономическом, информационном и культурном уровнях должны оказывать на страны Прибалтики максимальное давление.

Это давление может быть канализировано в форме позитивных, созидающих проектов: "Янтарное кольцо", "Виртуальный университет" или в форме остроконкурентного проекта "затенения" Таллинского порта системой морских портовых сооружений, являющихся вынесенным к устью Финского залива общим терминалом портов в Санкт-Петербурге, Приморске, Усть-Луге. Вне всякой зависимости от возможности или даже желательности осуществления такого проекта на практике, необходимо наметить его контуры в информационном пространстве, организовав соответствующие презентации в СМИ. Сам по себе этот шаг вызовет определенное беспокойство у деловых и руководящих кругов Балтии и может даже вызвать у них понимание необходимости вести более сбалансированную политику (в частности, в визовой области).

Россия, как область Северо-Запада

Этот необычный ракурс возникает при взгляде на ЕС из Санкт-Петербурга, который некогда был создан не только как "Окно в Европу", но и как имперская столица, призванная обеспечить социокультурное (а если понадобится, то и военное) проникновение России на Запад. В рамках такого подхода Санкт-Петербург есть "камбрий", "зона роста" русской культуры и российской государственности (независимо от того, где находится столица страны).

Этот необычный ракурс возникает также при взгляде на ЕС из калининградского эксклава.

Калининградская область видит решение своих проблем на пути строительства в СЗФО не Европы, а России, и началом такого строительства может стать осуществление инициативного социокультурного проекта "Русский стандарт".

Под "стандартом" здесь понимается совокупность представлений, фиксирующих образ жизни. Если Цивилизация есть способ взаимодействия носителей разума с внешней средой и друг с другом, то "стандарты" представляют собой описание форматов такого взаимодействия. Иными словами, "стандарты" — это преломление Цивилизации в пространстве обыденной жизни.

Россия имела свой форматообразующий стандарт ("Домострой"). Распад и гибель Советского Союза сопровождался разрушением оригинальных и перспективных русских постмодернистских жизненных стандартов.

Сегодня русское смысловое пространство не форматировано: не существует общепринятых стандартов, задающих нормы жизни и проектирующих их с одной стороны — на социокультурное пространство, а с другой — на российские ландшафты. Это проявляется, в частности, в недостаточной плотности и низком качестве правовой и административной сред, не соответствующих ни интересам бизнеса, ни дискурсу развития, ни безопасности частной жизни.

Это проявляется также в потере российскими гражданами смысловой ориентации: системы координат, позволяющих идентифицировать свою позицию в многополюсном мире XXI века и выстроить личное пространство целей[1].

Необходимо иметь в виду, что США выстроили свою систему стандартов; тем более это относится к традиционным цивилизациям Юга и Востока. Строительство ЕС сопровождается интеграцией правовых и обычных норм жизни в единый "европейский стандарт", активно экспортирующийся ныне на территории стран Балтии, Санкт-Петербурга, Калининградской области.

Опыт показал, что западный образ жизни понятен русскому человеку, вполне приемлем, но не характерен для него, что убедительно обосновывает масштабный социальный эксперимент четырех волн русской эмиграции. Это различие, форматированное Западом в дискурс "загадочной русской души", вытекает из различия образов мира, построенных Западной и Северной цивилизациями.

Однако смысловое пространство Русского Мiра не является плотным, и прежде всего это связано с незавершенностью кодификации форматов.

Необходимо иметь в виду, что сама по себе такая кодификация требует решения целого ряда сложных научных и культурных задач (в частности, создания системного "Русского Права"[2], отличного как от англосаксонского и европейского права, так и от правовых систем, основанных на шариате и заповедях Конфуция).

Должно быть ясно, что создание русских стандартов — работа не только историко-этнографическая и социопсихологическая, но и конструкционная. На основе синтеза основополагающих принципов и современных управляющих технологий могут быть построены новые перспективные стандарты, способные существенно улучшить качество среды обитания. Такие стандарты обладают значительным экспортным потенциалом.

Тем самым, проект "Русский стандарт" приобретает отчетливо постиндустриальный характер: конструируется информационная производственная цепочка, ориентированная на желание конечного потребителя жить осмысленным, безопасным и интересным обществом. Особенность ситуации заключена в том, что по очевидным политическим соображениям правительство должно выкупить созданный информационный продукт и безвозмездно распространить его. Возвращение вложенных средств, однако, возможно за счет "экспорта стандартов".


[1] Следствием отсутствия приемлемого форматирования семейной жизни должна считаться низкая рождаемость в России, не соответствующая цивилизационному тренду.

[2] Необходимость такой работы подчеркивается муниципальной группой "Северо-Запад — Санкт-Петербург".

Источник: "Конструирование Будущего", 2003 г.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.