Главная −> Русский мир −> Религиозные миры России

Рубрики


Религиозные миры России

Религиозные итоги
Прогнозы
  • Алексей Малашенко: Ислам в России в 2020 году [2005]
    России, как им всему остальному миру, не удастся «избавиться» от радикального ислама, который продолжит свое существование под разными вывесками — ваххабизм, исламизм, фундаментализм. Наиболее ярко выраженным он останется на Северном Кавказе. Однако очаги религиозного радикализма сохранятся и в мусульманском Поволжье, что связано с пропоповеднической деятельности нового поколения духовенства, прошедшего обучения в арабских странах
  • Александр Тяхта: Церковь и государство в новом десятилетии [2000]
    Какие перемены ожидают Русскую Церковь и государственно-церковные отношения в ближайшее десятилетие?
  • Сергей Чапнин: Эпоха Путина [2000]
    Как будут складываться отношения Церкви и государства в новом тысячелетии?
Модернизация российского ислама: начало дискуссии
  • Рафик Мухаметшин: В поисках религиозной идентичности [2005]
    Может ли современное татарское мусульманское духовенство прогнозировать и выстраивать свою деятельность в русле формирования целостной религиозной идентичности? К сожалению, пока нет. Оно сегодня озабочено распространением общих религиозных знаний об исламе в целом. Эти представления еще не выстроены в целостную систему. Оно еще не готово из этой массы беспорядочных представлений об исламе вычленить главное и выстроить генеральную линию действий
  • Сергей Градировский: Российский исламский реформизм: развивающиеся идейные конфликты [2004]
    Вероисповедное пространство России давно пытаются, окончательно расчертив, закрепить за традиционными конфессиями — чтобы спокойней было. И сделать вроде бы это просто: традиционные религии, как правило, этноцентричны, у них есть уже некоторая незафиксированная юридически, но сформированная по факту «договоренность». Договоренность в отношении миссионерской, прозелитической и организационно-финансовой активности. Каждый трудится в своем огороде
  • Рафаэль Хакимов: Где наша Мекка? [2003]
    Мы до сих пор повторяем, что татары — мусульмане ханифитского толка. В чём смысл этих слов? В том, что мы вслед за Абу Ханифом считаем, что срок беременности два года, или в том, что мы нашли единственный путь к истине и у нас самое верное толкование Корана? Или мы хотим ввести исторический шариат, что немыслимо в светском государстве? Следование какому-то мазхабу означает ни что иное, как наложение рамок на Коран. Но Священная книга шире и глубже всех мазхабов вместе взятых, и каждое новое поколение может черпать из неё новые мысли
  • Рафаэль Хакимов: Вызовы времени и модернизация ислама [2003]
    Традиции — стабилизирующий фактор, но они легко могут превратиться в тормоз. Модернизация дает преимущества в конкуренции, но она может разрушить сами основы общественных структур. Вопрос меры в сочетании традиций и обновления — ключевой фактор в развитии мусульманской уммы
  • Валиулла Якупов: Ханафитский мазхаб, его значение и актуальность [2005]
    В классическом Исламе достигнута самая разумная мера: при его ориентированности на новации ортодоксальный Ислам имеет в себе и необходимый запас жесткого консерватизма, который является необходимым заслоном на пути введения в Ислам непозволительных новшеств
  • Ренат Беккин: "Татарский" Ислам? Или: "А не заняться ли нам иджтихадом?" [2004]
    Умение отличить грузовик от вертолета далеко не всегда может помочь при иджтихаде. Для того чтобы выносить правовые суждения на основе иджтихада надо для начала хотя бы на высоком уровне знать арабский язык. К сожалению, многие вполне именитые мужи не понимают или не хотят этого понимать
  • Валиулла Якупов: Ислам традиции [2003]
    Нет необходимости кардинально менять ортодоксию самого Ислама, чтобы сделать его современным. Задачей дня является сплочение усилий по возрождению Ислама при опоре на его классику, основанную на общепризнанных мазхабах, в учении которых уже изначально заложены возможности соответствия любой эпохе и любым условиям бытования Ислама, будь то моноконфессиональная или поликонфессиональная среда
Конфессиональный анфас России
  • Ремир Лопаткин: Конфессиональный портрет России [2004]
    Доклад профессора кафедры религиоведения РАГС Ремира Лопаткина на Второй Российской научно-практической конференции "Религия в изменяющейся России". Пермь. 11-12 мая 2004 г.
  • Борис Кнорре: Раджнишизм — религия глобализации [2006]
    Глобализация, понимаемая как преодоление всех культурных, политических и цивилизационных особенностей человеческого существования становится сверхценностью последователя учения Раджниша, его религиозной миссией. Формирование однородного гедонистического общества, являющееся навязчивым страхом консерваторов всех культур, — это высшее благо для раджнишизма. Их религия — глобализация
  • Александр Дзюба: Украинская миссия — предвестник революции в России [2005]
    Критический настрой по отношению к евангельским верующим — это, прежде всего, предчувствие скорого прорыва протестантизма. Очевидно, что сегодня назрела ситуация, когда кто-то должен взять на себя духовное первенство в стране
  • Юрий Савенко: Созданный механизм использования психиатрии в карательных целях может быть использован против любых, а не только религиозных, инакомыслящих [2005]
    Если оторваться от идеологического контекста и говорить о психическом здоровье как таковом, то следует признать, что члены "сект"— более психически здоровые люди, чем большинство россиян. У них крепкие семьи, полное отсутствие алкоголизма и наркомании, психологический комфорт, возникающий в результате сильно развитой солидарности. На фоне развала института семьи, наркомании, алкоголизма и распада социальных связей положение аумовцев, мунитов, иеговистов или, тем более, пятидесятников-харизматов выглядит как оазис благополучия
  • Юрий Сипко: Демократия — это признание ценности личности, а нынешняя власть еще не отказалась от сталинских принципов [2005]
    Наша гражданская позиция — равенство всех перед законом. Выступления за "сильное государство" являются, прежде всего, воспоминанием о прошлом тоталитарном режиме. Они также являются свидетельством сегодняшней слабости власти. Жажда сильной руки всегда от слабоволия
  • Протоиерей Михаил Ардов: Жуков, Молотов, Берия, Говоров — это сталинская гвардия. Циничные, жестокие и безбожные люди, которые не могли быть верующими [2005]
    Вторая Мировая война безусловно является одним из значительнейших событий XX века. Но я избегаю слова не только "Великая", но даже "Победа". Слишком много зла пришло в мир вместе с торжеством сталинизма. Для Православия это событие особенно прискорбно тем, что в результате войны прекратили существование три православные монархии — в Болгарии, Румынии и Королевстве сербов и хорватов. Церкви этих стран превратились в такое же ничтожество, каким уже была Московская патриархия — игрушки в руках Лубянки
Другая Святая Русь
  • Роман Лункин, Сергей Филатов: Другая Святая Русь
    Духовный опыт возрождения Русского Севера
    [2004]
    После разгрома Новгорода святости и вольности (для северян неразрывно связанных) стали искать на Севере, куда бежали от свирепости московского начальства. На берегах студеных морей чаяли встречи со Святой Русью, с сокровенной полярной страной — Беломорьем или Беловодьем. Еще в XIV веке некоторые новгородцы видели рай, путешествуя на Север, а в конце ХIХ века большой популярностью в северорусских губерниях пользовался авантюрист Аркадий, который именовал себя епископом Беловодским (Беломорским)
  • Людмила Воронцова, Сергей Филатов: Церковь достоинства [1997]
    Старообрядческая альтернатива: прошлое и современность
Альтернативное православие
Теология в России
"Теология есть форма познания, причем наиболее парадоксальная и наиболее сложная из всех. Ключом к пониманию ее тайного нерва могут стать слова Тертуллиана: «верю, потому что абсурдно». Это, пожалуй, в истории мысли является наиболее непонятым высказыванием, больше чем какое-либо другое подвергавшееся оплевыванию и осмеянию. Вместе с тем, Тертуллиан в крайне лапедарной форме говорит нам о фундаментальном принципе теологии: брать то, что бессмысленно с точки зрения классической созерцательной мудрости и наделять это смыслом через сверхусилие волящей души, которая, возможно, приносит себя в своеобразную энергетическую жертву, взрывая вакуум духовного отчуждения и строя на его месте твердыню новой реальности." /Гейдар Джемаль/
  • Гейдар Джемаль: Теология в Высшей школе [2003]
    Теология есть способ знать о своем будущем знании. Такой подход скрытым образом уже заложен в знаменитой декартовской максиме: ведь «мыслить» означает проецировать, а «существовать» означает «быть теперь»! Таким образом, мысль есть несуществующее будущее, которое оказывается пребывающим здесь и теперь реальным субъектом
  • Александр Кырлежев: Диалог теологии и религиоведения сегодня [2004]
    Диалог религиоведения и теологии приобретает особую актуальность сегодня в России — после длительного периода ограничения и подавления как теологии, так и идеологически не ангажированной науки о религии. Проблема в том, что российское религиоведение во многом еще не освободилось от критериев и методов, характерных для советского "научного атеизма", в религиоведческой среде часто дает о себе знать пафос противостояния "религиозному мракобесию"
Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2017 Русский архипелаг. Все права защищены.