Рубрики
|
ГКО: pro et contra
Преодолевая государственно-конфессиональные отношения |
Сборник статей, подготовленный по окончании проекта "Продвижение к межрелигиозному взаимопониманию и развитие диалога государства и конфессий через повышение квалификации государственных служащих", реализованного в Приволжском федеральном округе в 2003 году.
|
|
Концептуальная часть: система сдержек и противовесов |
Первая часть сборника "Преодолевая государственно-конфессиональные отношения"
|
-
Игорь Кантеров: Экспертные советы как субъекты конфессиональной политики [2003]
Когда отдельный эксперт или экспертный совет в целом выносит заключение о религиозной или нерелигиозной природе организации, то оно, по существу, основывается только лишь на одном из нескольких десятков суждений о сущностных признаках религии
-
Гейдар Джемаль: Диаспора: религиозный феномен в центре мирового социального пространства [2003]
Современная диаспора — это не виртуальная категория, а действительно высокомобилизованное особое человеческое пространство, в котором идеи братства, солидарности, политической самоорганизации вызревают органически из самих параметров диаспорного существования. Жить в диаспоре — значит либо быть борцом, опирающимся на политическую солидарность, либо погибнуть
-
Максим Шевченко: Религиозная журналистика: типы, принципы и проблемы институционализации [2003]
Религиозная журналистика работает в предельно мифологизированном социальном и политическом информационном пространстве, где лишнее или неточно сказанное слово — оскорбление святыни, а чрезмерная пафосность оценок порой исключает объективность анализа ситуации
-
Анатолий Пчелинцев, Владимир Ряховский: Правозащитные организации и права верующих [2003]
Известные российские адвокаты настаивают на поликонфессиональном характере Российской Федерации и считают, что это накладывает свой отпечаток на содержание государственно-конфессиональных отношений, на законодательство в данной сфере и практику его реализации
-
Гейдар Джемаль: Теология в Высшей школе [2003]
Теология создает предпосылки для совершенно нового позиционирования человека по отношению к знанию, а, точнее, к информационному потоку, вливающемуся в него через пять органов чувств
-
|
Аналитическая часть: разрывы и противоречия |
Вторая часть сборника "Преодолевая государственно-конфессиональные отношения"
|
-
-
Сергей Градировский, Евгения Малахова: Противоречия статусности религиозных организаций и объединений [2003]
История человечества полна примеров, когда воздавалось Божье кесарю. Это совершалось всякий раз, когда в духовной жизни утверждался принцип чуда, тайны и авторитета, за чем следовало насилие и принуждение — особо опасное, ибо совершалось от лица Церкви и силами государства. Потому история Русской Церкви есть трагедия
-
Максим Шевченко: Пространство и мифы религиозной политики [2003]
Пространство религиозной политики еще только начинает по настоящему изучаться. Эта статья является попыткой предложить начала той методологии, которая должна помочь свободным от предрассудков обществу, государству и простым верующим понимать друг друга и находить пути для максимальной консолидации усилий на пути исторического развития
|
Исследовательско-проектная часть: между модернизацией и консерватизмом |
Третья часть сборника "Преодолевая государственно-конфессиональные отношения"
|
-
Александр Кырлежев: Русская православная церковь перед проблемой модернизации [2003]
Первой проблемой РПЦ является ее внутренняя социализация. РПЦ уже выявилась как сообщество православных верующих, имеющее своих институциональных и иных лидеров. Но она еще должна стать реальным сообществом, т.е. таким, которое способно к самоорганизации, к преодолению внутренних конфликтов, к достижению консенсуса по ключевым вопросам, к эффективной «внешней» деятельности
-
Рафаэль Хакимов: Вызовы времени и модернизация ислама [2003]
Традиции — стабилизирующий фактор, но они легко могут превратиться в тормоз. Модернизация дает преимущества в конкуренции, но она может разрушить сами основы общественных структур. Вопрос меры в сочетании традиций и обновления — ключевой фактор в развитии мусульманской уммы
-
Валиулла Якупов: Ислам традиции [2003]
Нет необходимости кардинально менять ортодоксию самого Ислама, чтобы сделать его современным. Задачей дня является сплочение усилий по возрождению Ислама при опоре на его классику, основанную на общепризнанных мазхабах, в учении которых уже изначально заложены возможности соответствия любой эпохе и любым условиям бытования Ислама, будь то моноконфессиональная или поликонфессиональная среда
|
Кейсовая часть: региональный опыт |
Четвертая часть сборника "Преодолевая государственно-конфессиональные отношения"
|
-
Рафик Мухаметшин: На путях к конфессиональной политике: ислам в Татарстане [2003]
Основные действующие лица обозначены, но они так и не выработали полноценные политические отношения, поэтому их политическое поведение еще не позволяет говорить о сформированной конфессиональной политике в Татарстане
-
|
Нормативная база ГКО |
Данный раздел был размещен в качестве приложения сборника "Преодолевая государственно-конфессиональные отношения" и содержит в себе выдержки из правовых актов, регулирующих отношения в области прав и свобод
|
|
Федеральный табель статусности |
-
Сергей Градировский, Евгения Малахова: Противоречия статусности религиозных организаций и объединений [2003]
Разрыв между российским законодательством в сфере свободы совести и вероисповедания и его правоприменительной практикой имеет в своей основе борьбу традиции, как реальности, существующей издавна в силу сложившегося порядка, за свои позиции, а вовсе не нежелание россиян следовать закону
-
Роман Лункин, Сергей Филатов: Конец 90-х: возрождение религиозной нетерпимости [1999]
В Анапе даже было распространено обращение казаков, из которого ясно, что представителей всех нетрадиционных религий, замеченных в публичной проповеди, будут пороть. Казаки даже смогли точно назвать, какие религии являются традиционными для Анапы
-
-
-
|
Административный взгляд Андрея Себенцова |
-
Андрей Себенцов: Будет ли "министерство веры"? [2004]
Интервью председателя Комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ Андрея Себенцова корреспонденту "НГ-Религий" Алексея Лампси
-
Андрей Себенцов: Противоречия в законодательстве о свободе совести [2003]
В один монастырь пришла мама с сыном-юристом, оба посетителя — в брюках. От мамы потребовали, чтобы она надела юбку, предложили имеющуюся для таких случаев «спецодежду». Мама возмутилась, сочла, что ее гражданские права ущемляются, а сын обратился в суд в защиту права мамы ходить в монастырь в брюках
-
Марина Перелешина, Андрей Себенцов, Максим Шевченко: Во что верит Россия? [2003]
Беседа журналистов радиостанции "Маяк-24" Марины Перелешиной и Максима Шевченко с заместителем председателя комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве Российской Федерации, начальником отдела Аппарата правительства по работе с обращениями граждан Андреем Себенцовым
-
-
Андрей Себенцов: "Закон хороший, а линия какая?" [2001]
Если архимандрит Роман не одобряет проведение собрания верующих Корейской методистской церкви, то это не повод администрации города Дмитрова запрещать предоставление в аренду помещения клуба для проведения собрания методистов
-
|
Вопросы ГКО в российской публицистике |
-
Сергей Бунтман: Так кто все-таки воскрес? [2006]
А может быть, Путин — царь? Может, он получил не только публичное благословение патриарха, но и тайное помазание? Вроде нет…
-
Марта Брилл Олкотт, Сергей Кургинян, Алексей Малашенко, Анатолий Пчелинцев, Илья Семенов, Максим Шевченко: Новое государство в поисках новых путей [2001]
Сумеет ли современная российская власть использовать религиозный фактор для создания национальной идеи?
-
Александр Кырлежев, Александр Морозов, Всеволод Чаплин, Максим Шевченко, Александр Щипков: Государство и религиозные организации: итоги и перспективы взаимодействия [2000]
Достаточно взглянуть на президиум, чтобы убедиться в том, что главная характеристика современного религиозного процесса — раскол. Двух главных раввинов и двух главных муфтиев России пришлось как школьников рассаживать по правую и левую руку Святейшего Патриарха, чтобы они не оказались друг от друга на расстоянии вытянутой руки
-
Глеб Павловский: Государственная религия в современной России невозможна [2002]
Любая государственная власть будет, естественно, учитывать позицию крупнейшей и самой массовой конфессии страны. Но также и следить за положением дел в ней, а иногда и использовать ее внутренние слабости. В этом-то смысле внимание РПЦ со стороны властей обеспечено, хотя оно не всегда шло ей на пользу
-
Аркадий Столяр: Государство и Церковь: По закону и "на самом деле" [2001]
Принцип светскости российского государства будет окончательно перечеркнут, если в законодательство проникнет понятие «традиционной религиозной организации» и органы федеральной власти начнут делить российские конфессии по «сортам»
-
-
Александр Щипков: К симфонии — через партнерство [2003]
Интервью руководителя интернет-портала "Религия и СМИ" Александра Щипкова газете "Консерватор"
-
|
|