Рубрики


ГКО: pro et contra

Преодолевая государственно-конфессиональные отношения
Сборник статей, подготовленный по окончании проекта "Продвижение к межрелигиозному взаимопониманию и развитие диалога государства и конфессий через повышение квалификации государственных служащих", реализованного в Приволжском федеральном округе в 2003 году.
Концептуальная часть: система сдержек и противовесов
Первая часть сборника "Преодолевая государственно-конфессиональные отношения"
  • Игорь Кантеров: Экспертные советы как субъекты конфессиональной политики [2003]
    Когда отдельный эксперт или экспертный совет в целом выносит заключение о религиозной или нерелигиозной природе организации, то оно, по существу, основывается только лишь на одном из нескольких десятков суждений о сущностных признаках религии
  • Гейдар Джемаль: Диаспора: религиозный феномен в центре мирового социального пространства [2003]
    Современная диаспора — это не виртуальная категория, а действительно высокомобилизованное особое человеческое пространство, в котором идеи братства, солидарности, политической самоорганизации вызревают органически из самих параметров диаспорного существования. Жить в диаспоре — значит либо быть борцом, опирающимся на политическую солидарность, либо погибнуть
  • Максим Шевченко: Религиозная журналистика: типы, принципы и проблемы институционализации [2003]
    Религиозная журналистика работает в предельно мифологизированном социальном и политическом информационном пространстве, где лишнее или неточно сказанное слово — оскорбление святыни, а чрезмерная пафосность оценок порой исключает объективность анализа ситуации
  • Анатолий Пчелинцев, Владимир Ряховский: Правозащитные организации и права верующих [2003]
    Известные российские адвокаты настаивают на поликонфессиональном характере Российской Федерации и считают, что это накладывает свой отпечаток на содержание государственно-конфессиональных отношений, на законодательство в данной сфере и практику его реализации
  • Гейдар Джемаль: Теология в Высшей школе [2003]
    Теология создает предпосылки для совершенно нового позиционирования человека по отношению к знанию, а, точнее, к информационному потоку, вливающемуся в него через пять органов чувств
  • Сергей Зуев: Культурно-политические горизонты конфессиональной политики [2003]
    Собственным содержанием государственных целей и инфраструктур в культурно-конфессиональ­ном поле является стратегия развития человеческого капитала
Аналитическая часть: разрывы и противоречия
Вторая часть сборника "Преодолевая государственно-конфессиональные отношения"
  • Андрей Себенцов: Противоречия в законодательстве о свободе совести [2003]
    Чем больше государство будет учитывать в своем законодательстве интересы религиозных объединений, тем больше мы будем иметь поводов для противоречий...
  • Сергей Градировский, Евгения Малахова: Противоречия статусности религиозных организаций и объединений [2003]
    История человечества полна примеров, когда воздавалось Божье кесарю. Это совершалось всякий раз, когда в духовной жизни утверждался принцип чуда, тайны и авторитета, за чем следовало насилие и принуждение — особо опасное, ибо совершалось от лица Церкви и силами государства. Потому история Русской Церкви есть трагедия
  • Максим Шевченко: Пространство и мифы религиозной политики [2003]
    Пространство религиозной политики еще только начинает по настоящему изучаться. Эта статья является попыткой предложить начала той методологии, которая должна помочь свободным от предрассудков обществу, государству и простым верующим понимать друг друга и находить пути для максимальной консолидации усилий на пути исторического развития
Исследовательско-проектная часть: между модернизацией и консерватизмом
Третья часть сборника "Преодолевая государственно-конфессиональные отношения"
  • Александр Кырлежев: Русская православная церковь перед проблемой модернизации [2003]
    Первой проблемой РПЦ является ее внутренняя социализация. РПЦ уже выявилась как сообщество православных верующих, имеющее своих институциональных и иных лидеров. Но она еще должна стать реальным сообществом, т.е. таким, которое способно к самоорганизации, к преодолению внутренних конфликтов, к достижению консенсуса по ключевым вопросам, к эффективной «внешней» деятельности
  • Рафаэль Хакимов: Вызовы времени и модернизация ислама [2003]
    Традиции — стабилизирующий фактор, но они легко могут превратиться в тормоз. Модернизация дает преимущества в конкуренции, но она может разрушить сами основы общественных структур. Вопрос меры в сочетании традиций и обновления — ключевой фактор в развитии мусульманской уммы
  • Валиулла Якупов: Ислам традиции [2003]
    Нет необходимости кардинально менять ортодоксию самого Ислама, чтобы сделать его современным. Задачей дня является сплочение усилий по возрождению Ислама при опоре на его классику, основанную на общепризнанных мазхабах, в учении которых уже изначально заложены возможности соответствия любой эпохе и любым условиям бытования Ислама, будь то моноконфессиональная или поликонфессиональная среда
Кейсовая часть: региональный опыт
Четвертая часть сборника "Преодолевая государственно-конфессиональные отношения"
Нормативная база ГКО
Данный раздел был размещен в качестве приложения сборника "Преодолевая государственно-конфессиональные отношения" и содержит в себе выдержки из правовых актов, регулирующих отношения в области прав и свобод
Федеральный табель статусности
  • Сергей Градировский, Евгения Малахова: Противоречия статусности религиозных организаций и объединений [2003]
    Разрыв между российским законодательством в сфере свободы совести и вероисповедания и его правоприменительной практикой имеет в своей основе борьбу традиции, как реальности, существующей издавна в силу сложившегося порядка, за свои позиции, а вовсе не нежелание россиян следовать закону
  • Роман Лункин, Сергей Филатов: Конец 90-х: возрождение религиозной нетерпимости [1999]
    В Анапе даже было распространено обращение казаков, из которого ясно, что представителей всех нетрадиционных религий, замеченных в публичной проповеди, будут пороть. Казаки даже смогли точно назвать, какие религии являются традиционными для Анапы
  • Александр Верховский: Как избежать соблазна привилегированности? [2001]
    Так или иначе, на смену бесплодной концепции "традиционных религий" уже приходит другая — концепция "церкви большинства"
  • Игорь Куницын: Федеральный закон и национальный интерес [2004]
    Религию воспринимают скорее как средство приобретения политических дивидендов, а не как фундаментальную область общественной жизни
  • Кент Хилл: От преследований к дискриминации [2002]
    Свобода совести — не в традициях России
Административный взгляд Андрея Себенцова
  • Андрей Себенцов: Будет ли "министерство веры"? [2004]
    Интервью председателя Комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ Андрея Себенцова корреспонденту "НГ-Религий" Алексея Лампси
  • Андрей Себенцов: Противоречия в законодательстве о свободе совести [2003]
    В один монастырь пришла мама с сыном-юристом, оба посетителя — в брюках. От мамы потребовали, чтобы она надела юбку, предложили имеющуюся для таких случаев «спецодежду». Мама возмутилась, сочла, что ее гражданские права ущемляются, а сын обратился в суд в защиту права мамы ходить в монастырь в брюках
  • Марина Перелешина, Андрей Себенцов, Максим Шевченко: Во что верит Россия? [2003]
    Беседа журналистов радиостанции "Маяк-24" Марины Перелешиной и Максима Шевченко с заместителем председателя комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве Российской Федерации, начальником отдела Аппарата правительства по работе с обращениями граждан Андреем Себенцовым
  • Андрей Себенцов: "В своей работе мы ориентируемся прежде всего на Конституцию и предложения всех заинтересованных сторон" [2002]
    Интервью первого заместителя Руководителя Аппарата Правительства России, заместителя Председателя Комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ Андрея Себенцова корреспонденту интернет-издания "Религии в России" Андрею Зайцеву
  • Андрей Себенцов: "Закон хороший, а линия какая?" [2001]
    Если архимандрит Роман не одобряет проведение собрания верующих Корейской методистской церкви, то это не повод администрации города Дмитрова запрещать предоставление в аренду помещения клуба для проведения собрания методистов
  • Андрей Себенцов: "Рано обсуждать вопрос о передаче земли религиозным организациям" [2001]
    Интервью Натальи Бабасян с Андреем Себенцовым заместителем Председателя комиссии по вопросам религиозных организаций, действующей при Правительстве России
Вопросы ГКО в российской публицистике
Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.