Главная ?> Повестка дня ?> К концепции Федерального закона "О гражданстве и натурализации Российской Федерации"

Рубрики


К концепции Федерального закона "О гражданстве и натурализации Российской Федерации"

В международном праве принято определять гражданство как «устойчивую правовую связь физического лица с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей».

Анализ законов о гражданстве разных стран, показывает, что общим для всех них является возможность приобретения гражданства в результате приема. Именно этот порядок — прием в гражданство страны на основе личного письменного волеизъявления лица — называется натурализацией. Политика натурализации в данном случае сводится к определению параметров/характеристик, которым должен удовлетворять иностранный гражданин (или лицо без гражданства) для того, что бы претендовать на получение гражданства.

К основополагающим требованиям к соискателям, в той или иной форме выраженных в законах о гражданстве, можно отнести соблюдение следующих условий:

— безопасности (заявления отклоняются, если лицо осуждено за совершение преступления против мира и безопасности человечества, военного преступления, преступления против государства или имеет судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории страны или осуществляет деятельность, направленную на подрыв государственной безопасности и т.п.);

— лояльности (обязательство соблюдать и уважать Конституцию и иные законодательные акты страны; в последнее время широко обсуждается лояльность по отношению к культурным нормам страны приема);

— оседлости (регулируется с помощью ценза оседлости).

Последнее требование наиболее сильно варьируется от закона к закону и может составлять в общем случае от трех до десяти и более лет законного и постоянного проживание на территории страны. Именно цензом оседлости, т.е. длительностью пути к гражданству, обычно характеризуют политику натурализации: чем этот путь короче, тем политика мягче, значит, тем более страна заинтересована в новых гражданах; чем путь длиннее, чем больше воздвигается препятствий на пути к гражданству, тем страна закрытей, значит, тем менее она заинтересована в пополнении своих «политических рядов» новыми членами.

На какие вопросы политика натурализации, понимаемая в узком смысле, ответа не дает, и дать не в состоянии? Назовем некоторые из них:

— Что происходит с человеком много лет ожидающего реализации права стать гражданином? Где он все это время находится, каково его правовое и имущественное положение, в чем заключаются его права и обязанности? Путь к гражданству комфортен в результате чего, человек, приобретший российское гражданство, полон благодарностей новой родине или такой путь вызывает исключительно негативные чувства к стране приема?

— Действительно ли получивший российское гражданство интегрируется в принимающий социум? Действительно ли начинает считать страну нового гражданства своей новой родиной?

— Означает ли быстрый прием в гражданство реальное огражданствление иностранца? Гарантируют ли долговременные процедуры приема в гражданство качество натурализационного процесса?

— Можно ли не будучи de jure гражданином участвовать в политической жизни страны? С какого момента постоянному жителю страны должны быть предоставлены политические права, хотя бы в урезанном состоянии?

— Как относиться к тем миллионам (десяткам миллионов) жителей страны, которые не будучи гражданами, тем не менее, составляют существенную долю экономического и социально-активного населения?

Существующее сегодня в России законодательство, регулирующее процессы миграции и приобретения гражданства не позволяет видеть путь иностранного гражданина к гражданству, а, следовательно, не позволяет и регулировать его.

Еще одним основанием пересмотра статуса политики натурализации является тот факт, что именно эта политика должна определить стратегию миграционной (иммиграционной) и интеграционной (адаптационной, аккультурационной) политик. Так как, только ответив на вопрос — кого страна и народ хочет видеть в качестве своих сограждан — можно определиться в отношении того, чей приезд в страну поощрять и чьему препятствовать.

Иностранные граждане-резиденты образуют огромную массу необходимых национальной и региональной экономике людей, от них зависит экономическая и политическая конкурентоспособность страны, ее включенность в различные международные процессы.

Поэтому натурализация в узком смысле предоставления гражданства — лишь верхушка айсберга. Необходимо через призму натурализации увидеть формирование всего массива населения страны, который условно состоит из двух частей: «политических» граждан (граждан страны в буквальном смысле этого слова) и «экономических граждан»[1] — иностранных граждан, обладающих тем или иным натурализационным статусом и участвующих в создании экономического могущества страны.

Потеря целостного взгляда на натурализационный процесс

В России правила предоставления натурализационных статусов регулируются разными законодательными актами, что приводит к ситуации, когда изменения, касающиеся одного натурализационного статуса, могут негативно сказаться как на возможности приобретения очередного статуса, так и на ситуации с гражданством в целом.

Будучи скорректированными и отлаженными по отдельности, законодательные и подзаконные акты вступают в противоречие друг с другом, что самым пагубным образом сказывается на системе управления процессом натурализации. Приведем несколько примеров, иллюстрирующих несогласованность управленческих решений:

1. В ситуации, когда закон о гражданстве поощряет отдельные категории иммигрантов, давая им возможность быстрого получения российского гражданства, положение о статусе РВП тормозит натурализационный поток. При чем, речь идет не только и не столько о сложности оформления статуса, сколько о механизме квотных ограничений. Поправки в закон о правовом положении иностранных граждан, принятые 18 июля 2006 года (№110-ФЗ) отменили квоту на получение РВП для стран с безвизовым въездом, соответственно, квота была установлена только для стран дальнего зарубежья и составила 52723 разрешений. Поправками от 6 января 2007 года (№2-ФЗ) к поправкам, которые еще не успели вступить в силу, квоту для безвизовых стран вернули. Но вот вопрос об увеличении общей квоты даже не ставился. Кроме того, те, кто уже имеет статус РВП могут лишиться его, так и не успев сделать следующий шаг к гражданству, поскольку общее количество имеющих статус будет приводиться в соответствии с новой (мизерной) квотой.

2. После вступления в силу 15 января новой редакции закона «О правовом положении иностранных граждан» лица, прибывшие в безвизовом порядке, имеют больше возможностей для трудовой мобильности, чем лица, уже живущие в стране со статусом РВП. Приехав в страну, став на учет по месту временного пребывания и получив разрешение на работу (оформив его на несколько месяцев), иностранный гражданин может затем переехать в другой субъект РФ и, получив разрешение на работу, работать у другого работодателя. Имеющий статус РВП не может работать вне пределов субъекта, в котором разрешение получено. (Кроме особых случаев предоставления права на работу и/или смены субъекта РФ).

3. В рамках существующих законов выделены лишь некоторые категории иностранцев, остальные выпадают из поля зрения законодателя. Это приводит к тому, что люди должны идти по общей процедуре, в то время как могли бы получить необходимый статус легче и быстрее. В первую очередь это относится к воссоединению семей и экономической миграции. Так отсутствуют такие понятия как «супруг(а) иностранного гражданина, постоянно проживающего в Российской Федерации», «крупный предприниматель» и т.п.

4. Для некоторых категорий иностранцев предусмотрены специальные условия получения какого-либо одного из статусов, однако об этих лицах забывают при описании условий получения других статусов. Например, инвестору могут без квоты дать статус РВП, но никаких льгот по получению ВНЖ или гражданства нет. Если существует «наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации», то предусмотрена льгота при получении гражданства, но нет никаких преференций таким лицам при получении статусов РВП или ВНЖ.

Объектами регулирования при реализации политики натурализации должны стать:

1. «Путь к гражданству», который представляет собой траекторию движения иммигранта по натурализационным статусам в сторону гражданства.

На сегодня система управления такого объекта не выделяет, следовательно, не в состоянии реализовать комплексный подход к «проводке» мигранта от первичного статуса временно пребывающего до конечного — гражданства.

2. Траектория движения к любому из натурализационных статусов, в частности к виду на жительство.

Такие траектории также как и траектория к гражданству должны быть тщательно спланированы и обустроены.

3. «Экономические граждане» — иностранные граждане, временно или постоянно проживающие в стране и активно участвующие в ее социально-экономической жизни.

Умение выделить эту категорию жителей страны и эффективно с ней работать — основополагающее требование к современной государственной политике.


[1] Термин используется в западной литературе.

О Русском АрхипелагеКонтактыПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта

Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2007 Русский архипелаг. Все права защищены.