Версия для печати
Мониторинг Стратегии и контроль за ее реализацией
IX часть Концепции Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации
В рамках разработанной Стратегии планируется создание системы федерального мониторинга региональных социально-экономических показателей.
Задачи мониторинга:
- оценка уровня социально-экономического развития регионов, муниципальных образований, в зависимости от их функции в пространственной организации страны. Введение системы статистики для городских округов и городских поселений. Новая система показателей должна позволять проводить оценку инфраструктурных возможностей для реализации крупных инвестиционных проектов в регионах и муниципальных образованиях, выявление формальных и неформальных барьеров для ведения бизнеса (в том числе формирования конкурентоспособных экономических кластеров) и осуществления инвестиционных проектов, объективную оценку необходимости федеральной поддержки региона или муниципального образования;
- оценка деятельности региональных органов власти по проведению социально-экономических, бюджетной и административной реформ, сбор информации и анализ состояния нормативно-правовой базы на региональном и местном уровнях;
- оценка состояния трудового, демографического и миграционного балансов территорий, развития этно-конфессионального сотрудничества в них.
Система федерального мониторинга региональных социально-экономических показателей позволит оперативно получать достоверную информацию, характеризующую выполнение графика реализации Стратегии и оценивающую ее эффективность.
Для реализации Стратегии на первом этапе предусматривается формирование соответствующего плана мероприятий и принятие его на уровне Правительства Российской Федерации.
Контроль за реализацией стратегии осуществляется Правительством Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации на основании Сетевого плана-графика решения задач и Плана мероприятий.
Основным инструментом реализации Стратегии являются федеральные и ведомственные целевые программы.
Министерство регионального развития Российской Федерации с участием Министерства финансов Российской Федерации, заинтересованных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации организует экспертные проверки хода реализации программ и отдельных мероприятий Стратегии. При этом обращается внимание на достижение конечных результатов, выполнение сроков реализации мероприятий, целевое и эффективное использование выделенных средств, привлечение средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования. По результатам проверок подготавливаются предложения для внесения в Правительство Российской Федерации о целесообразности продолжения работ и финансирования программ или их прекращения, применения санкций к участникам реализации программ.
Основным видом оперативной отчетности по реализации Стратегии является ежеквартальная статистическая отчетность по определенным формам. Перечень показателей и порядок предоставления отчетности устанавливаются Федеральной службой государственной статистики по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
В качестве основных показателей оценки уровня социально-экономического развития субъектов федерации и муниципальных образований предлагается использовать набор показателей, представленных в Таблице 9.1.1 «Показатели уровня развития территории».
Таблица 9.1.1 Показатели уровня развития территорий
Показатели[i]
|
Единицы измерения
|
Уровень использования
|
Использование в качестве критериев регионального развития страны
|
Округа, субъекты
|
Муниципальные образования
|
Качество жизни населения:
|
Среднедушевые денежные доходы населения[ii]
|
руб./чел.
|
|
|
Подсчет коэффициентов вариации, сравнение наиболее богатых и бедных территорий и их групп
|
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата
|
руб./чел.
|
|
|
Соотношение доходов 20% наиболее и 20% наименее обеспеченного населения
|
%
|
|
|
Сравнение наиболее благополучных и неблагополучных территорий и их групп
|
Уровень безработицы[iii]:
— зарегистрированной
— подсчитанной по методике МОТ
|
%
|
|
|
Подсчет коэффициентов вариации, сравнение наиболее благополучных и неблагополучных территорий и их групп
|
Коэффициент естественного прироста
|
%0
|
|
|
Сравнение наиболее благополучных и неблагополучных территорий и их групп
|
Коэффициент миграционного прироста
|
%0
|
|
|
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении
|
год
|
|
|
Младенческая смертность (число умерших детей до 1 года на 1000 родившихся)
|
%0
|
|
|
Уровень развития экономики:
|
ВРП на душу населения
|
руб./чел.
|
|
|
Подсчет коэффициентов вариации, сравнение наиболее богатых и бедных территорий и их групп
|
Промышленное или с.-х. производство на душу населения
|
руб./чел.
|
|
|
Распределение по отраслям экономики/промышленности ВРП и занятости
|
%
|
|
|
Подсчет коэффициента диверсификации, качественная оценка устойчивости и этапа социально-экономического развития
|
Инвестиции в основной капитал на душу населения
|
руб./чел.
|
|
|
Подсчет коэффициентов вариации, сравнение наиболее богатых и бедных территорий и их групп
|
Уровень износа основных фондов
|
%
|
|
|
Сравнение наиболее благополучных и неблагополучных территорий и их групп
|
«Экспортность» экономики/промышленности/с.х.[iv]
|
%
|
|
|
Сравнение территорий
|
Густота транспортных сетей:
— ж.д.
— автодорог общего пользования с твердым покрытием
|
км/10000 кв.км
|
|
|
Сравнение территорий
|
Степень обеспеченности бюджета собственными доходами
|
%
|
|
|
Сравнение территорий
|
Превышение денежных доходов над расходами населения
|
%
|
|
|
Сравнение территорий
|
Условия развития:
|
Географическое положение
|
|
|
|
Анализ ведется на качественном уровне
|
Природные условия
|
|
|
|
Плотность населения
|
чел/кв.км
|
|
|
Наличие городов с населением:
— более 1млн.чел.
— более 500 тыс.чел
— более 100 тыс.чел
|
шт.
шт.
шт.
|
|
|
Анализ ведется на качественном уровне
|
Наличие этно-конфессиональных конфликтов
|
|
|
|
Характеристики с неопределенными показателями
|
Состояние природной и социальной среды
|
|
|
|
|
Возрастная структура населения
|
|
|
|
|
Качество рабочей силы
|
|
|
|
|
Жилищные условия
|
|
|
|
|
Уровень развития гражданского общества
|
|
|
|
|
Обеспеченность плановыми документами
|
|
|
|
|
Уровень развития социальной сферы
|
|
|
|
|
Степень инновационности
|
|
|
|
|
Инвестиционная привлекательность
|
|
|
|
|
Степень реформированности экономики
|
|
|
|
|
Внутренние пространственные различия
|
|
|
|
|
Доля в промышленности отраслей высоких технологий
|
|
|
|
|
[i] Избранные показатели могут быть использованы для подсчетов интегральных коэффициентов развития.
[ii] С учетом покупательной способности рубля.
[iii] Дополнительно возможен учет безработицы среди молодежи и застойной безработицы.
[iv] Доля ВРП, промышленного или с.-х. производства вывозимая за пределы территории; пока не подсчитывается Госкомстатом.
Примечания:
1. Все показатели будут рассматриваться в динамике (что реально удваивает их количество).
2. Количество показателей специально ограниченно, исходя из 2-х соображений: прозрачности принимаемых на их основе решений и тесной корреляции между многими из них.
3. Реально для нужд типологии регионов понадобятся максимум 5 – 6 показателей
4. Выбраны показатели, применимые ко всей территории Российской Федерации, для конкретных регионов возможно использование специфических (например, связанных с сезонностью транспортной доступности территорий).
5. Для нужд региональной политики необходимо будет определить пороговые значения для всех квантифицируемых показателей.
6. Субъекты Российской Федерации должны анализироваться с учетом их внутренних различий
7. Совпадающие с Паспортом региона показатели должны браться из того же источника.
|