Главная ?> Глоссарий ?> Натурализация

Натурализация — по общепринятому определению, «принятие в гражданство данного государства иностранца по его заявлению». В свою очередь, гражданство — это «устойчивая правовая связь лица с конкретным государством». В конституциях большинства государств закреплено право на гражданство и его гарантии, а также положение о том, что порядок приобретения и прекращения гражданства определяется законом. Право на гражданство и невозможность его принудительного отторжения или изменения относятся к основным правам и свободам человека.

Таким образом, в настоящее время политика натурализации рассматривается исключительно в рамках института национального гражданства и сводится к определению необходимых и достаточных условий для совершения акта получения статуса гражданина.

Определения или термина для обозначения всего комплекса работ с иностранцами на территории страны сейчас не существует, следовательно, не выставлены и общие рамочные (нормативные) ограничения для совокупности иммиграционных, интеграционных и адаптационных процедур. При этом традиционное понимание «натурализации» не адекватно тем вызовам, с которыми сталкивается современное государство. Необходимо наполнить термин новыми смыслами. Почему?

Потому что, во-первых, длительное (до десятков лет) пребывание иностранца на территории страны в правовом отношении относится к сфере ведения иммиграционной политики и регулируется сводом законов, никак не соотносящихся с задачей получения гражданства. Например, статус «вид на жительство в РФ» дает иностранцу возможность пользоваться практически всеми политическими и социальными правами наравне с гражданами РФ, но оставаться при этом гражданином другого государства и находиться за пределами натурализационной политики в старом ее понимании. Таким образом, институт гражданства перестает соответствовать реалиям глобализующегося мира и утрачивает свое значение как необходимое условие обеспечения политико-правовой связи человека с государством.

Во-вторых, именно конечный результат иммиграции — натурализация — должен определять объемы и характеристики миграционного потока. Поэтому политику натурализации вредно и небезопасно отделять от политик иммиграции, интеграции и адаптации.

В-третьих, положение дел таково, что необходимо выработать политику в отношении тех, кто уже являются гражданами страны, но находятся за ее пределами, живя по совершенно иным социокультурным нормам и правилам. Попадая на территорию страны, эти «заграничные граждане» оказываются в ситуации неприятия местным сообществом вне зависимости от имеющегося правового статуса. Т.е. в процесс натурализации должны быть вовлечены и те лица, которые формально в таком процессе уже не нуждаются.

В-четвертых, если акт предоставления гражданства выхолащивается до исключительно бюрократической процедуры, это чревато негативными последствиями, в первую очередь, в социокультурной сфере. Вхождение в культуру принимающего сообщества, интеграция, прокультурация — вот процессы, которые должна контролировать политика натурализация.

Таким образом, представляется необходимым расширить понятие «натурализации» и сделать его основным при определении политики страны по отношению к иностранцам.

В нашем понимании, натурализационная политика (НП) — это политика огражданствления, т.е. планируемого пополнения и развития гражданского сообщества за счет части иммиграционного потока. НП позволяет использовать иммиграцию в качестве мощного фактора формирования политической нации (см. опыт США). В таком случае институт натурализации становится рамочным по отношению к институту национального гражданства и сохраняет и усиливает свое значение даже в ситуации, когда акт получения гражданства теряет смысл (и в прагматичном, и в духовном плане).

Основным средством политики натурализации является выстраивание натурализационного канала, двигаясь по которому, человек проходит все стадии — от «полностью чужого» до «полноправного члена гражданского общества» принимающей страны, разделяющего взгляды на ее будущее, включенного в социокультурный контекст и участвующего в общественно-политическом процессе.

Процесс натурализации рассматривается нами как процесс прохождения по натурализационному каналу. Такое движение происходит в двух плоскостях — культурной и правовой. В правовом поле иммигрант движется по траектории получения правового статуса. Возможность получения статуса определяется как принимающим сообществом (выполнение иммигрантом определенного набора условий), так и самим иммигрантом (определение желаемой степени связи со страной пребывания). В культурном поле положение иммигранта также оценивается двояко. С одной стороны, общество требует принятия иммигрантом определенных культурных норм, с другой — иммигрант признает или не признает, усваивает или не усваивает эти нормы. Сочетание двух названных процессов и определяет степень натурализации иммигранта.

Риски, возникающие в процессе натурализации, лежат в основном в культурной плоскости. В первую очередь, требуют разрешения противоречия, возникающие между необходимостью прокультурации (а в крайней форме — ассимиляции) и интеграции, с одной стороны, и сохранения этнокультурного разнообразия — с другой. Сбои в работе механизмов социокультурной переработки, невозможность/неспособность принимающего сообщества привить («продать») потенциальным гражданам необходимые социокультурные нормы угрожают размытием социокультурного ядра.

С другой стороны, отсутствие взаимной толерантности приводит к затруднению или невозможности для иммигранта приятия культурных норм принимающего сообщества. Если поведение иммигранта никак не влияет на отношение к нему, то последнему проще оставаться в рамках своей культуры, замыкаясь в общинах и землячествах и делегируя отношения с «внешним миром» своему представителю. Такое состояние провоцирует эффект «замкнутого круга»: укрепление диаспор ведет к росту мигрантофобии, а снижение толерантности загоняет людей в систему национальных гетто (чайна-таунов, медин и прочих форм культурного самоограничения). Разорвать этот круг можно только реализацией адекватной натурализационной политики.

Базовые рамки, в которых политика натурализации должна осуществляться, — обеспечение национальной безопасности и соблюдение прав человека. Натурализация, в свою очередь, оказывается рамочной для процесса интеграции и социокультурной переработки, механизмы и институты которой оказываются занятыми в обслуживании натурализационного канала и поддержании его функционирования. В первую очередь это касается системы образования — от дошкольного до высшего профессионального, включая разного рода языковые курсы и курсы переподготовки и повышения квалификации, PR-программы поощрения смешанных семей и программы взаимной толерантности, программы, ориентированные на адаптацию и социализацию детей мигрантов.

[Ольга Выхованец]

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.