Главная ?> Русский мир ?> Религиозные миры России ?> Альтернативное православие ?> Рождение российского православного протестантизма

Рождение российского православного протестантизма

Журавлев принципиальный сторонник демократии, он участвовал в демонстрациях на майдане в Киеве и считает, что оранжевая революция — дар самого Бога украинскому народу

В семье российского альтернативного православия в 2003 году появилось принципиально новое явление — Православная Обновленческая Архиепископия Киевская, Московская и всея Руси (ПОАКМ). Формально ПОАКМ — ветвь Православной церкви “Возрождение”, лидерами которой являются митрополит Тверской и Дмитровский Стефан (Линицкий), протопресвитер Глеб Якунин, архиепископ Пятигорский и Кавказский Кириак (Тимирциди), архиепископ Сергий (Саркисов), епископ Виталий (Кужеватов).

Своим возникновением ПОАКМ обязана своему основателю Сергею Юрьевичу Журавлеву. Сергей Журавлев, профессиональный художник из атеистической семьи, в 1988 г. уверовал, получил заочное образование в МДС. В 1991-1996 гг. служил на приходах РПЦ в Рязанской и Брянской епархиях. Многое в жизни РПЦ вызывало у него отторжение- авторитарные порядки, “обрядоверие”, институт монашества, культ святых и т. д. В середине 90-х познакомился со священниками Глебом Якуниным, Стефаном Линицким и Кириаком Тимирциди. Под их влиянием порвал с РПЦ и стал священником церкви “Возрождение” в Брянске. По словам Журавлева, в Брянске он подвергался угрозам и нападениям со стороны не выявленных православных активистов и давлению со стороны властей. После этого в 1998 г. уехал на Украину.

Там, на Украине, окончательно сформировались взгляды Журавлева и, благодаря его усилиям, возникла новая церковь. Во время служения на Украине Журавлев был рукоположен в епископа Стефаном Линицким и Кириаком Тимирциди в 2002 г. Ему удалось организовать несколько приходов. Эти приходы составили основу “Православной реформаторской церкви” (ПРЦ). К 2005 г. на Украине функционировали уже более 20 общин в нескольких городах.

Журавлев принципиальный сторонник демократии, он участвовал в демонстрациях на майдане в Киеве и считает, что Оранжевая революция –дар самого Бога украинскому народу. В то же время, он считает, что в обозримом будущем оранжевая революция в России невозможна: Россия гораздо менее цивилизованная страна, жестокая, безнравственная и безответственная. Если сейчас в России будут предприняты попытки демократизации, то они приведут только к крови и анархии. Принципы справедливости и милосердия смогут утвердиться здесь очень нескоро, после многих лет евангельской проповеди.

Но, несмотря на преклонение перед украинским народом, Журавлева тянуло на Родину.

Он вернулся в Россию в 2003 г., обосновался в Туле и стал основывать приходы в разных регионах РФ. К концу 2006 г. функционируют общины в Москве, Удмуртии, Ярославле, Свердловской и Челябинской областях. Российские приходы ПРЦ в России получили название ПОАКМ, но это одна и та же церковь — в России она называется ПОАКМ, на Украине — ПРЦ. Функционирует “интернет-семинария” с центром в Туле. ПОАКМ издает журнал «Обновленец».

ПОАКМ формально является ветвью либеральной церкви “Возрождение”. Журавлев считает себя прямым продолжателем дела обновленцев 20-х — 30-х годов. ПОАКМ причислила к лику святых (в ПОАКМ святые — благочестивые люди, с которых надо брать пример, но молиться им нельзя) Александра Введенского, Антонина Грановского и других деятелей обновленчества, а также Александра Меня. В богослужении в основном используется перевод литургии на русский язык Грановского. Но эта идейная связь с обновленчеством и церковью «Возрождение» может ввести в заблуждение относительно ее природы. С обновленчеством ПОАКМ объединяют ее неприятие института монашества, в т. ч. и женатого епископата. Сам Журавлев женат, у него шесть человек детей. Журавлев отвергает православную аскетику и культ святых. Он — сторонник всемерной демократизации церковной жизни (выборности епископов и священников, усиления роли мирян — “даже протестантский пастор часто бывает маленьким папой для своей общины, подавляющим духовную свободу своих прихожан”). В церкви Журавлева признается женское священство. На Украине уже есть женщины — священники, несколько кандидаток — россиянок учатся в семинарии и скоро возглавят приходы.

Все эти черты ПОАКМ позволяют описать ее как крайне либерализованное православное течение, но есть в вероучении ПОАКМ особенности, которые в либеральное определение не вписываются. В идеологии созданной Журавлевым церкви много чисто протестантских черт — спасение признается возможным в любой христианской конфессии, признаются доктрины предопределения к спасению, “второго рождения” и всеобщего священства, предпочтительным считается крещение взрослых, признаются дары Святого Духа, в том числе глоссолалия. Члены ПОАКМ признают избранность еврейского народа, кое-где оказывают символическую помощь синагогам, помогают евреям переезжать в Израиль, миссионерствуют среди евреев, но «только среди атеистов».

Если идеология ПОАКМ выглядит либеральной в сравнении с традиционным православным вероучением, то на протестантском фоне ПОАКП выглядит довольно консервативно. В церковной жизни упор делается на библейские занятия, авторитет Библии непререкаем. ПОАКМ придерживается строгой традиционной христианской морали — осуждается гомосексуализм, аборты, секс вне брака и т. д. Неудивительно, что консервативные протестантские церкви (и в России и на Украине, и в США, и в Германии) видят в церкви Журавлева своего союзника. Протестанты часто приглашают Журавлева выступить в своих церквах и семинариях, публикуют его статьи в своей периодике. Большинство общин ПОАКМ — ПРЦ собираются в помещениях протестантских церквей, где им с удовольствием предоставляют возможность совершать богослужения.

Когда Журавлев рассказывал мне о своей церкви, я не выдержал и спросил его — почему же она «православная», не следует ли Вам прямо сказать, что Вы протестанты? Основатель ПОАКМ стал с жаром доказывать мне превосходство православной традиции над протестантской. В православии им ценятся литургия, культурная традиция и «содержащаяся в богословии, но не в церковной практике идеология соборноправности». Журавлев, высоко ценящий наследие обновленцев начала XX века, считает его несравненным достижением православия. Для него обновленчество — и есть то православие, которому он верен. Помимо группировки Линицкого-Тимирциди-Якунина он также положительно относится к Богородичному центру, с которым планирует установить контакты и сотрудничать.

Появление ПОАКМ — закономерное явление. Недаром общины ПОАКМ растут как грибы после дождя. И это в то время, когда церковь «Возрождение» имеет минимальное число прихожан и практически не растет. Евангелическая, протестантская идеология с конца 80-х гг. успешно завоевывает в России души людей. Численность практикующих протестантов растет быстрее, чем представителей какой-либо иной религии или христианской конфессии. Естественно, что возникло религиозное течение протестантское, евангелическое по существу, но сохраняющее верность русской духовной и культурной традиции, черпающее вдохновение в вере предков.

 

Источник: "Русское ревью", ноябрь 2006 г.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.