Александр Чалкин

Виссарион. Люди делают богов

В последнее время о сибирском боге Виссарионе стали довольно часто говорить как о событии значительном, широко развивающемся, и от этого все более и более опасном. Действительно, к нему на юг Сибири едут и едут люди со всех концов СНГ. Места благодатные, поверьте мне, я там был, община приветливая, сам божок внешне похож на Христа, сошедшего с популярных картинок, так что все готово для неофитов.

Их там ждут. Их там лелеют. Правда, до поры до времени. Их пичкают растительной пищей и всевозможными растительными знаниями. Учение Виссариона под скромным названием "Последний Завет" являет собой набор гностических постулатов, замешанных на внешнем сходстве с христианством и восточными религиями. В общем, все это уже было в веках, прежде нас, как сказал однажды опечаленный открытием Екклесиаст. Конечно, в учении Виссариона нет ничего нового, ранее не известного христианскому богословию. То, что он проповедует, было отвергнуто как страшное и губительное заблуждение всеми христианскими церквами давным-давно. Мне же ныне в связи с частым упоминанием Виссариона, вспоминаются несколько довольно интересных фактов, которые могут пролить свет на загадочные и таинственные события — превращение унылого милиционера и неудачливого художника Сергея Торопа в преуспевающего религиозного бизнесмена. Итак, по порядку.

В бытность свою я трудился в небольшой региональной телерадиокомпании ГТРК "Хакасия". Если кто не знает, Хакасия это маленькая республика на южном краю Сибири. Из ближайших соседей можно отметить беспокойную Туву (откуда родом глава МЧС Шойгу), да облизывающихся при виде бескрайних сибирских просторов китайцев. Я состоял в должности редактора телевизионных художественных программ, и еженедельно выдавал на гора различные художественные тридцатиминутки. Рутина, в общем, артистов в республике мало, стоящих тем более, так что материал для телевизионных программ иссякал довольно быстро. Хотелось же мне чего-то этакого, необычного, и вот однажды случайно познакомился с людьми, занимающимися довольно интересным делом — поиском внеземного разума. Проще говоря, с уфологами.

Разум внеземной пытливые сибиряки почему-то искали на этой самой земле, ничуть не скрываясь от прессы и милиции. База у них была в маленьком городе Минусинске, что на юге Красноярского края. Для тех, кто не знает, — Минусинск знаменит тем, что в него часто заезжал Ульянов-Ленин, отбывавший ссылку в соседнем селе Шушенское. Когда я попал в уфологический Центр, меня поразило большое количество всевозможного специфического оборудования. Снаряжение у искателей было добротное: большое количество компьютеров, периферийных устройств, видеоаппаратура. Наличествовали и несколько цифровых фотокамер, что для 1996 г. казалось чудом. Из экзотической техники мне особенно почему-то запомнился военный лазерный дальномер, судя по всему, снятый с какого-то летательного аппарата.

Назывались эти уфологи хитро и необычно: Сибирский Научно-исследовательский Центр по изучению аномальных явлений при Томском политехническом институте (Сибниицая). Руководил Центром Владимир Петрович Ягужкин (фамилия изменена), а в штате состояло около 6 человек. Основным видом деятельности Сибниицая был сбор информации по аномальным явлениям. По утверждению Ягужкина, за несколько лет существования Центр заархивировал огромное количество оригинальных видеоматериалов по различным необычным явлениям. Источники финансирования работы Центра я так и не сумел до конца выяснить, однако же по обрывочным сведениям основной кормушкой служил военный бюджет.

Мне как христианину все, чем занимался Центр, казалось полной ерундой до тех пор, пока я не услышал имя Виссариона. К тому времени он был в пике своего расцвета, и, естественно, все, что было связано с его сектой, меня интересовало. Конечно, кое-какие сведения о Сергее Торопе мне удалось получить в г. Абакане.

Тогдашний настоятель православного храм св. Николая о. Олимпий поведал мне, что С. Тороп обращался в храм с предложением нарисовать иконы для общины. В иконах наблюдалась нехватка, и о. Олимпий благословил богоугодное дело. Однако же результаты работы оказались, мягко говоря, совсем не благодатными. Иконы на деле оказались чуть ли не скабрезными картинками, и священство с негодованием их отвергло, а самого Торопа выпроводило из церкви. Затем фамилия Тороп встретилась мне еще раз.

В начале 90-х годов в Минусинском краеведческом музее им. Мартьянова проходила выставка его картин. Особенно запомнилось одно полотно — Автопортрет с дьяволом. Холст был большим, примерно 2 на 3 метра, и на нем был изображен сам Тороп, сидящий за столом и мирно беседующий с существом, снаряженным всеми атрибутами сатаны — поросячьей мордой, рожками, копытами и хвостом.

Ягужкин рассказал мне вообще интересную историю. По его словам, у истоков минусинского Сибниицая стоял он и еще двое его друзей, назовем их X и Y. Во время очередного эксперимента по выявлению экстрасенсорных способностей у жителей минусинской котловины в общей массе исследуемых оказался и Тороп, к тому времени разочаровавшийся в милицейской деятельности и в живописи. Именно у него обнаружились способности к внушению. После серии полевых экспериментов, часть из которых даже была снята на видеопленку, Тороп вдруг осознал себя Виссарионом, новым воплощением Христа. Я видел часть этих пленок: рядом с Виссарионом находятся X и Y, а вокруг летают какие-то световые шары. Спустя некоторое время уже на ГТРК "Хакасия" Виссарион появляется в хорошо знакомом обличье под Иисуса Христа с проповедью. Спустя еще некоторое время создается Церковь Завета, а X и Y уходят из Сибниицая и становятся апостолами Виссариона. Спустя еще некоторое время финансовый поток в Сибниицая стал хиреть, пока совсем не угас. Ягужкин утверждал, что все деньги их спонсоры могли перевести на укрепление новой секты, поскольку это был чуть ли не единственный успешный эксперимент Центра по управлению сознанием большой массы людей. Спустя некоторое время Сибниицая вообще ушел в подполье, а ведущий научный сотрудник получил работу в одном из региональных управлений ФСБ.

Косвенным фактом, подтверждающим, что возможно Виссарион — результат эксперимента спецслужб, может послужить и то, что с момента принятия Закона о религии в 1997 г. у власти были все инструменты для закрытия секты. Однако в этой области никаких мер принято не было. И наоборот, Церковь Завета всегда успешно проходила перерегистрацию в органах юстиции. Так же косвенным фактом может служить и то, что как-то очень легко ФСБ выловили террористку, спрятавшуюся именно у Виссариона в общине. Хотя, конечно, все это только мои мысли и догадки, которые вполне могут не иметь ничего общего с действительностью.

 

Источник: "Религия в РЖ", 12 июля 2002 г.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2016 Русский архипелаг. Все права защищены.