Главная −> Авторы −> Дубровский -> Благовестие или прозелитизм?

Благовестие или прозелитизм?

Проповедь Евангелия снова становится рискованным занятием. В Европе сажают в тюрьму пастора за то, что он назвал гомосексуализм грехом,  и называют это толерантностью. В США, под предлогом оскорбления чужих религиозных убеждений, христианам запрещают высказывать свои. В нашей стране проповедник Благой Вести зачастую может услышать обвинения в прозелитизме. Слово это большинству наших сограждан совершенно непонятное, а все непонятное, как известно, пугает… Попробуем разобраться, в чем же разница.

Большинство словарей поддерживает следующее определение прозелитизма: «Прозелитизм – стремление распространить свою веру, обратить других в свою веру». Определение абсолютно нейтральное, в нем нет и намека на то, что такое действие этически неверно. Более того, Великое Поручение, данное Христом Церкви «Идите и научите все народы», прямо подпадает под это определение! Тем не менее, в последнее время стало принято разделять проповедь Евангелия от прозелитизма, и это слово обрело выраженную негативную окраску. Наверное, это даже и хорошо, поскольку далеко не всякая проповедь является проповедью Радостной Вести, и не всякие попытки «научить все народы» соответствуют Великому Поручению Христа.

Пример такого прозелитизма можно найти уже в Евангелии. Христос обличает горе-благовестников, которые «обходят море и сушу, чтобы обратить хотя бы одного», а потом делают его сыном геены, вдвое худшем, чем они сами (Мф.23:15). Таким проповедникам не откажешь в посвящении и усердии, вот только Бог, почему-то, отказывается принимать их служение. Заметим, что Христос говорит не о попытках переманивания людей из одной христианской традиции в другую. Фарисеи, к которым обращен Его упрек, работали среди язычников, проповедуя им веру в Единого Бога! Разве это плохо, что человек отвращался от идолов, отказывался от множества грехов, которые считались среди язычников нормой (среди них – и гомосексуализм, и ритуальная проституция, и пьянство, и много чего еще), начинал изучать Закон? Возможно, при этом были некоторые издержки, но в целом движение-то было правильным! Почему же Господь называет проповедника и обращенного «детьми дьявола»?

Похоже, речь идет не об отдельных ошибках, а об измене самой сердцевине проповеди. Чуть дальше, обращаясь к тем же людям, Христос говорит о том, что они «оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру» (Мф.23:23). За соблюдением деталей была утеряна суть. Откровение о Боге, Который есть Любовь, было искажено до неузнаваемости. Фактически, фарисеи проповедовали какого-то другого бога, не Того, Кто вывел Израиля из Египта, не Того, Кто дал Закон, не Того, Кто послал Иисуса Христа в жертву за наши грехи. Их бог приносил не свободу, а рабство, не радость, а уныние. «Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям…» (Мф.23:4).

Однажды я столкнулся с людьми, которые весь свой отпуск посвятили проповеди Евангелия. Все тридцать дней с утра до вечера они стояли на улице, раздавали трактаты, пытались рассказать людям о Боге… Потрясенный таким посвящением, я спросил их о результатах. Я ожидал услышать все, что угодно, но ответ меня потряс до глубины души. «А мы и не ждем, что кто-то покается. Христос сказал, что Евангелие будет проповедано во свидетельство. Когда все услышат, Бог будет судить мир». Примерно таким был ответ. Эти люди рассказывали о Христе, ожидая, что после их слов Бог покарает слушателей! Не знаю, что почувствовали вы, но на меня в этот момент дохнуло могильным холодом… 

Евангелие – это весть о Великой Радости. «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою», - приветствует Гавриил Марию. «Великую радость всем людям» возвещает ангел пастухам в день Рождества. Даже призыв к покаянию назван благовестием – возвещением радости: человек не только сокрушается о своих грехах, он еще и обретает совершенно новые отношения с Богом, возвращается в Отчий дом. Когда мы теряем эту радость, наша проповедь перестает быть благовестием. Она превращается в прозелитизм в самом негативном смысле этого слова: попытку принудить человека к вере, заставить его быть христианином. И в этом случае мы становимся такими же фарисеями, как те, кого обличал Христос. И слова «сыновья геены» тоже к нам относятся, поскольку такое «принуждение к вере» не имеет ничего общего ни с Евангелием, ни с Великим Поручением.

Почему так? Все дело в том, что благовестие всегда рождается от полноты, от избытка. Из стремления поделиться тем, что наполняет твою жизнь. Из желания разделить радость, поскольку ты сам этой радостью переполнен. Если же в моей жизни этого избытка нет – что-то не так в моих отношениях с Богом! И мне нужно разбираться именно с этой проблемой. Но благовествовать без радости просто невозможно! Прозелитизм же идет не от полноты, а от недостатка, он рожден не избытком радости, а страхом. Стремление затащить человека в ту или иную общину (или конфессию) продиктовано отнюдь не уверенностью, что только там можно обрести спасение. Напротив, такими людьми движет страх за их собственные отношения с Богом. Но, вместо того, чтобы честно задать себе и Богу этот вопрос, мы пытаемся самоутвердиться за счет других. Мы думаем, что если нам удалось сделать еще одного членом нашей общины, тогда наша вера действительно имеет смысл! Происходит чудовищная подмена: радость открытия новой жизни в общении с Богом вытесняется рабским страхом, вместо жизни в благодати человек порабощается закону. На первый взгляд, кажется, в его жизни действительно произошли перемены. Но эти перемены связаны не с изменением его сердца, что возможно только Духу Божьему, а с наложенными на него рамками внешних ограничений. Хуже всего то, что человеку кажется, что именно это и есть настоящее христианство! А потому, когда он слышит действительно Радостную Весть, он отвергает ее, поскольку страшится той свободы, которую предлагает Христос!

Благовестие или прозелитизм… Это разделение – не по конфессиям, не по тому, кто какой общине принадлежит. Этот разлом проходит по нашим сердцам. Мы призваны свидетельствовать Радостную Весть, возвещать радость тем, кто ее не имеет. Посмотрите в глаза тем людям, с кем Вы соприкасаетесь каждый день: что Вы приносите в их жизни? Приносим ли мы радость в жизнь других людей – очень простой, но точный критерий того, насколько мы верны Его Великому Поручению.  Мир, в котором мы живем, отчаянно нуждается в Евангелии. И в людях, которые сами наполнены радостью, а потому могут принести ее и тем, кто рядом. Которые будут готовы за эту радость страдать, если потребуется, и продолжать излучать эту радость и на тех, кто эти страдания причиняет. Люди нуждаются в тех, с кем рядом становится светлее, радостнее, свободнее. Кто сам является Радостной Вестью для других. Если мы называемся Его именем, это – наше призвание!

 

Источник: Журнал «Решение» № 28, 2010.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2018 Русский архипелаг. Все права защищены.