Главная −> Авторы −> Дубровский -> Блаженны алчущие и жаждущие правды

Блаженны алчущие и жаждущие правды

Когда-то давно именно эти слова из Евангелия (даже не прочитанные – просто случайно где-то услышанные) запустили во мне процесс поиска. Сейчас, наверное, можно сказать «поиска Бога», но на тот момент я бы этот опыт описал иначе. Слово «Бог» в моем сознании  устойчиво ассоциировалось с «организованной религией», а мое сердце искало не религии, а Правды, в том полном значении, которое это слово имеет в русском языке: истины, справедливости, праведности. Далеко не сразу этот поиск привел меня к встрече с Воскресшим Христом: мой путь был довольно долгим и очень непростым. Местами мне казалось, что я уже нашел, но снова эта жажда правды заставляла меня искать дальше – до тех пор, пока я не встретился с Ним и не ощутил, что именно Его и искало мое сердце.

Иисус Христос произносит эти слова в самом начале Нагорной Проповеди, среди знаменитых Заповедей Блаженства. Каждая из этих заповедей парадоксальна, каждая взрывает привычные представления и о Боге, и о человеческой жизни. Блажен – значит счастлив, причем в полной, высшей мере переживания счастья. Но давайте вслушаемся, кто, с точки зрения Господа, действительно счастлив: «Блаженны плачущие…», «Блаженны изгнанные за правду…». В этом же ряду – и наша фраза. «Счастливы те, кто алчет и жаждет правды…» Но ведь по-настоящему правды алчет лишь тот, кто сталкивается с ложью, несправедливостью, искажением истины… В тот момент, когда в сердце закипает возмущение, когда ты уже не можешь спокойно смотреть на происходящее… Вот именно в таких случаях хочется что-то поменять, добиться правды. Такое состояние совсем непохоже на переживание счастья!

Христос знал, как чувствуют себя люди в таких ситуациях. Он жил среди обычных людей, Он видел и несправедливость, и ложь. Римская оккупация, несправедливые правители, сборщики налогов, забирающие последнее, воровство, унижение: все это было частью атмосферы Галилейских городов первого века нашей эры. Он знал и то, как люди реагируют на  такие ситуации. И, тем не менее, начиная Свое служение, Он говорит: «Счастливы те, кто алчет и жаждет правды…»  Эти слова звучат странно, но я почувствовал в них какую-то правду. В какой-то момент я понял, о чем говорит Христос: Его главный акцент не на ситуации. Блаженны ищущие. Счастье в том, что ты продолжаешь искать правду, даже понимая, что это почти невозможно.

Этот мир по-прежнему несовершенен. Несправедливость, ложь, неправда – это и наши обычные спутники. Мы каждый день сталкиваемся с ними, если не в отношении нас самих, то наших близких, друзей. Или просматривая новости по телевизору или интернету. А если взглянуть еще глубже: мы и сами нередко бываем теми, через кого неправда приходит в жизнь других, – разве не так? В конце концов, мы привыкаем к несправедливости, смиряемся с нею. Иногда мы даже думаем, что именно так и должен поступать христианин. Мы привыкаем к полуправде – нам кажется, что так мы сможем избежать ненужных конфликтов. Мы соглашаемся с тем, что истины о Боге, о Его путях, Его обещаниях мы тоже получаем в урезанном виде. Не так давно я слышал от одного из моих добрых знакомых-христиан: «ведь это – ответственность пастора, разбираться, что – истина, а что – ложь».

Конечно, в чем-то так проще жить. Каждый день сталкиваться с неправдой и продолжать алкать истины действительно трудно. Нам хочется защититься от этой боли, облегчить и без того непростую жизнь. Но жить проще – не значит жить лучше. Такое упрощение лишает нас переживания полноты и восторга жизни с Богом, лишает того блаженства, о котором говорит Христос! Защищаясь от боли, мы отказываемся от возможности соприкоснуться с Высшей реальностью, отказываемся от того, что Господь предлагает в ответ на нашу боль. Фактически, мы сами себя лишаем возможности пережить это счастье, тем самым обрекая себя на серость, обыденность, скуку. Вам знакомы скучные христиане? Теперь Вы знаете, откуда они берутся…

Слова Христа – это вызов обыденности: жизнь и может, и должна быть другой! Блаженство, которое обещает здесь Христос – это не однообразная, размеренная жизнь без перемен и потрясений. В этих словах – приглашение в удивительное приключение, полное неожиданностей и трудностей, благодаря которому Бог открывает нам, что такое Его Царство. И по мере того, как мы движемся с Ним по этому пути, мы все больше становимся самими собой: все лишнее, пустое уходит из наших жизней. Сердце все больше насыщается, но голод и жажда остаются: Христос зовет нас дальше!

«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». Эти слова направлены не только к тем, кто еще только ищет Бога, еще не встретил Его на своем пути. И не только к тому, кто делает первые шаги в жизни с Господом. Возможно, даже в большей степени Его слова актуальны для тех, кто уже давно в вере, кажется, все уже знает и понимает… Есть ли жажда в твоем сердце? Или христианство превратилось во что-то, сродни хорошей привычке: удобно, не особо обременительно, а для здоровья полезно? Но Христос предлагает не удобство (Сыну Человеческому негде голову преклонить!), Он предлагает счастье! И дело тут не в обстоятельствах, трудности могут даже способствовать пробуждению наших сердец. Но по-настоящему важный вопрос: насколько мы сами храним в наших сердцах эту жажду? На этот вопрос никто не сможет ответить за нас. Это – наша ответственность и наш выбор. 

 

 

Источник: Журнал «Решение» №32, 2011.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2018 Русский архипелаг. Все права защищены.