Главная −> Авторы −> Дубровский -> Тайный орден учеников Иисуса

Тайный орден учеников Иисуса

И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет… (Мф 13:10-12)

Почему притчи?

Меня долгое время смущали слова Христа о тайнах Царства Небесного (Мф 13:10-12). Ведь, получается, что с одной стороны, Христос учит людей и огорчается, если они Его не понимают. А с другой, – что означают эти слова, как не то, что Он и не стремится к тому, чтобы Его поняли все? Значит, есть избранные, те, кому «дано знать тайны», а остальным – «не дано», для них Царство Божье так и останется недоступным?

И вопрос этот не богословский, а жизненно важный. Он порождает другие вопросы: а что если я отношусь к тем, кому «не дано»? А если мне все-таки «дано», тогда, наверное, все должно происходить «само собой», без всяких усилий с моей стороны? Поскольку, «кто имеет, тому дано будет и приумножится…» Вот только может ли человек быть уверенным, что он попал в общество посвященных? Вопросов столько, что хочется вслед за учениками Христа воскликнуть: «Для чего Ты говоришь притчами?». Так я начал свой поиск ответа, на вопрос «для чего?».

Что такое притча? Короткий рассказ или сравнение, метафора, которая помогает человеку лучше понять собеседника. Христос в Своих беседах приводит примеры, взятые Им из повседневной жизни для того, чтобы помочь Своим слушателям соприкоснуться с миром невидимым, духовным. Притчи позволяют Ему выразить то, что невозможно передать напрямую, поскольку в земном языке нет понятий, способных адекватно описать Тайну Небес. Другими словами, притчи – своего рода окошки в духовный мир.

У притчи есть особое свойство. Она и открывает человеку мир духовный, и, в равной степени, скрывает его. Как разглядеть этот таинственный мир в обыденности того, о чем говорит Иисус? Когда Он рассказывал о сеятеле, о рыбной ловле или о закваске, Он говорил очень простые, даже банальные вещи. Ну кто не знает, что все зерна растут по-разному, и это зависит от почвы, в которую они попадают?! Даже жители современного города могут об этом догадаться! Какая истина открывается в том, что в сети попадает всякая рыба без разбора, а на рынок – только съедобная? Разве кто-то из Его слушателей не знал, что от закваски тесто поднимается? Стоит ли тратить столько времени на то, чтобы услышать все это? И многие уходили, испытывая разочарование. А вы не замечали за собой такое: мы слышим, как человек пытается нам что-то сказать, но его слова кажутся нам такими банальными, что мы просто отмахиваемся: «Я и сам это знаю!». Так мы попадаем в число тех, кто «имеет уши, но не слышит».

Кому «дано»?

И все же, почему не всем «дано»? Разве Бог не хочет, чтобы каждый человек оказался в Его Царстве? Не для того ли пришел Христос, чтобы открыть людям вход в Свое Царство? Разве Бог что-то скрывает от нас? Наверное, ответ на эти вопросы надо искать в другой плоскости: не о Боге, скрывающем самое важное, говорит Иисус, но о человеке, не способном услышать:

…потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. (Мф.13:13-15)

Ученикам же Иисус говорит:

Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали. Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле… (Мф.13:16-18)

В чем разница между «зрячей» и «незрячей» аудиториями? Разницу эту не обнаружить в интеллектуальной сфере – ученики Христа самых простых вещей иногда не могли понять, и не в особой духовности – в Евангелиях описано, как ученики ссорились, упомянуто, что они не умели молиться, не понимали Писаний, часто думали о земном вместо небесного. Что же делало учеников Христа зрячими, в то время как другие оставались слепыми? И почему Иисус объясняет притчу тем, кто «видит», а остальных так и оставляет «во тьме»?

Мне кажется, я нашел ответ на этот вопрос. «Зрячие», ученики Христа, проявляли искренний интерес к словам Господа, хотели понять, спрашивали,– и Он отвечал на их интерес. Это и делало их «зрячими», «способными слышать», «разумеющими».

Когда жизнь подбрасывает нам вопрос, загадку, кто-то проходит мимо, а кто-то ищет ответ. Один остается таким, как и был, а другой находит сокровище:

ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет (Мф.13:12)

Притча оставляет нам возможность искать или не искать. Если в сердце есть жажда Бога, желание изменить свою жизнь, – притча поможет найти путь. Вот почему важно стараться понять образ, содержащийся в притче, не столько разумом, сколько сердцем, соотнося его со своей жизнью. Только так, изнутри, можно постичь содержащуюся в притче тайну. Если же сердце ожесточено и холодно, – притча скроет от него то, чего оно не желает знать. Поистине, притчи – язык Царства: в них открываются не только тайны Царства, но и сущность Царя нашего, который не хочет никого принуждать, а приглашает следовать за Ним.

Закон жизни

Еще одна особенность притч в том, что в них нельзя найти ответ на твой вопрос, они лишь указывает направление твоего поиска. Царство Божье – это не территория, а путь. И притчи Христа о Царстве, как  дорожные знаки, помогают найти и пройти этот путь.

Когда же человеку открывается смысл той или иной притчи и становится понятна еще одна тайна Царства Божьего, то перед ним снова возникает вопрос: что же делать с этой открывшейся мне тайной? Как осуществить ее в своей жизни? Каких изменений ждет от меня Бог? Без этого личностного применения откровение тайн Божьих приносит в нашу жизнь не свет, а еще большую тьму:

…ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет… (Мф.13:12)

 

Источник: Журнал «Решение» №26, 2009.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2018 Русский архипелаг. Все права защищены.