Версия для печати
Масштабные задачи в короткий срок
Задача обеспечить к 2008 году снижение количества бедных, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, до уровня 10% населения при всей ее внешней привлекательности рождает много вопросов.
1. Нынешний 20-процентный уровень бедности — средняя цифра по России. На самом деле этот показатель в 2002 году варьировал от 7,6% в Ямало-Ненецком автономном округе до 87,6% в Ингушетии. Необходимо понимать, что 10% в среднем означает практически ноль во многих регионах: цифра нереальная, если учитывать, что даже в самых богатых обществах «нормой» является 5-10% т.н. бедных. Это, прежде всего, маргинальные слои — деклассированные и асоциальные элементы, люмпены. Думаю, что, например, в Ямало-Ненецком автономном округе нынешний показатель вряд ли может сколько-нибудь серьезно уменьшиться.
Эти несложные размышления наводят на мысль, что реально существующую задачу по преодолению бедности нужно было бы сформулировать более точно. Как?
2. Принципиально важно подходить к бедным как к категории, делящейся на три части:
- маргиналы, которые никогда не будут предпринимать усилий по выходу из бедности;
- люди, которые по объективным причинам (прежде всего, состояние здоровья и возраст) не могут выйти из зоны бедности;
- трудоспособные или занятые люди, оказавшиеся в зоне бедности в силу неблагоприятных для них обстоятельств и способных — при определенной и временной поддержке общества — покинуть эту зону.
Очевидно, что к 2008 году третья группа нынешних бедных должна перестать быть таковыми, а первая и вторая группы не должны стать больше. Это задача-минимум.
3. Кто такие бедные из третьей группы? Перечисляю:
- бюджетники, особенно те, кто имеет несовершеннолетних детей;
- занятые в сельском хозяйстве и на финансово несостоятельных предприятиях;
- реально безработные;
- трудоспособные инвалиды.
Таким образом, очевидно, что для решения поставленной задачи необходимо:
- провести реформу оплаты труда в бюджетной сфере, что в свою очередь непосредственно связано с модернизацией образования, здравоохранения, культуры и других социальных отраслей, успешным завершением процесса разграничения полномочий между уровнями государственной власти и местным самоуправлением, налаживанием новых межбюджетных отношений;
- ускорить реструктуризацию экономики, более решительно концентрироваться (в т.ч. в сфере занятости) на наиболее перспективных и конкурентных направлениях. Тем более это необходимо в связи с будущим вступлением России во Всемирную торговую организацию;
- активизировать государственную политику на рынке труда, включая стимулирование малого бизнеса, что крайне важно в связи с неизбежным высвобождением людей из бюджетной сферы и ликвидацией неконкурентоспособных предприятий;
- предпринять дополнительные меры (в рамках индивидуальных программ реабилитации) к трудоустройству работоспособных инвалидов, особенно детей-инвалидов.
4. Возвращаясь ко второй группе нынешних бедных, необходимо сконцентрировать усилия на максимально возможном улучшении их положения. Речь идет о нетрудоспособных инвалидах и одиноких пожилых людях. Что можно предпринять?
В дополнение к монетизации части льгот (что может существенно повысить доходы определенной части этой категории бедных) необходимо:
- создавать местные реестры людей, нуждающихся в государственной социальной помощи (в дальнейшем эти реестры могут быть объединены на федеральном уровне с использованием системы персонифицированного учета Пенсионного фонда России);
- на базе этих реестров оказывать персонифицированную помощь, прежде всего, предоставлением за счет местных источников натуральных услуг (надомное обслуживание, дополнительные лекарственные программы и т.п.).
5. Что касается маргинальных слоев, то крайне важно предпринимать усилия по недопущению их расширения в будущем. Для этого надо сконцентрироваться на следующих направлениях:
- борьба с детской безнадзорностью (развитие внешкольной досуговой инфраструктуры, стимулирование развития института приемной семьи и детских домов семейного типа);
- активизация действий по борьбе с распространением наркомании и ВИЧ/СПИДа.
6. Таким образом, даже краткий обзор проблем, возникающих при анализе поставленной задачи по преодолению бедности, показывает, что в течение заявленного короткого срока (2004-2007 гг.) ее успешное решение возможно только при ясном понимании масштаба и системности требуемых изменений. Понимают ли это те, кто поставил такую задачу и те, перед кем она поставлена?
Источник: Форум "Стратегии регионального развития", 8 июня 2004 г.
|