Главная −> Авторы −> Градировский -> Сертификат трудоустройства безработного

Сертификат трудоустройства безработного

Внимание: предлагаемый инструмент эффективен преимущественно в условиях кризиса, когда каждое рабочее место на счету.

Цели введения инструмента

  • стимулирование создания новых рабочих мест в секторе малого и среднего бизнеса в период экономического кризиса;
  • повышение качества создаваемых рабочих мест;
  • увеличение регистрируемости (учета) безработных;
  • создание дополнительного стимула для поиска работы безработным в более краткий срок (стимул для ускорения поиска);
  • создание дополнительного стимула для формирования между работодателем и работником контрактных и «прозрачных» взаимоотношений.

Механизм работы инструмента

Официально зарегистрированному безработному Центром занятости (или иным уполномоченным государством органом) выдается именной сертификат трудоустройства.

Безработный должен найти работодателя, подписать с ним контракт и передать сертификат работодателю. Работодатель, принявший нового сотрудника, регистрирует данный сертификат в рамках установленных процедур.

Такой работодатель через определенное время имеет право обратиться в уполномоченный орган за получением премиальной выплаты (в случае соблюдения им требований к минимальному качеству нового рабочего места и минимальным срокам существования нового рабочего места). Предполагается, что право на получение премии вступает в силу через год от момента трудоустройства безработного.

Возможны два механизма выплата премии работодателю:

1. перечислением на счет предприятия некоей премиальной суммы;

2. за счет налогового вычета.

Второй механизм представляется более перспективным, т.к. позволяет корректнее определять объем возможной премии, снижает потенциальную коррупциоемкость схемы выплат, а также приучает к более открытым отношениям бизнеса с государством. Главное для бюджета: работодателю возвращаются средства, которые он ранее внес в бюджет.

Сертификат трудоустройства имеет ограничение по срокам его регистрации.

Цель ограничения - стимулировать безработного на оперативный поиск работы (зависимость следующая: чем раньше безработный находит работу, тем «выгодней» его найм для работодателя, а значит, тем с большей вероятностью, при прочих равных условиях, работодатель предпочтет его другим потенциальным кандидатам на вакантное место). 

Специфика действия инструмента

Целевая аудитория работодателей, создающих новые рабочие места под воздействием сертификата - это малые и средние предприятия, которые предполагали некоторое (скорее всего, небольшое, т.е. не связанное с созданием нового производства) расширение численности персонала, но из-за кризиса поостереглись это сделать. Кризис для них - это ситуация повышенного риска, когда теряется уверенность в окупаемости новых рабочих мест. Сертификат выступает для них шансом снизить риски, связанные с возможностью того, что их расчеты окажутся недостаточно точными.

Под воздействие сертификата попадет преимущественно малый и средний бизнес, т.к. при численности персонала, свойственной этим компаниям, выплаты или налоговые льготы, которые поступят за новое рабочее место «не затеряются» на фоне общего фонда оплаты труда, т.е. будут существенными для предприятия.

В России 1,1-1,2 млн. малых предприятий[1]. Способствование созданию рабочих мест, скажем, в 1/3 предприятий позволит уже достаточно существенно воздействовать на текущий уровень безработицы.

Если же этот инструмент будет применяться наряду с правительственными мерами, направленными на поощрение создания новых малых предприятий роль этих рабочих мест в смягчении последствий кризиса и улучшении структуры экономики возрастет существенно. 

Принципы расчета премиальных выплат по сертификату

Основополагающий принцип: Стоимость сертификата должна стимулировать малый и средний бизнес создавать и сохранять на рынке качественные (привлекательные по уровню оплаты и социальному пакету) рабочие места, но не должна быть слишком высокой, дабы не провоцировать работодателей сохранять неэффективную, капризную рабочую силу в расчете на будущую премию.

Механизм (два варианта):

Вариант 1. Фиксированная сумма, корректируемая для каждого региона пропорционально отклонению уровня средней заработной платы в данном регионе от уровня средней заработной платы в РФ. Величина фиксированной суммы выплаты должна составлять примерно 15-20% от годового фонда оплаты труда одного сотрудника (чтобы сохранять мотивирующую силу для предпринимателей, но в то же время не являться неоправданно большой). Если речь идет о рабочих местах с заработной платой не менее 1,6-1,8 прожиточных минимума, то сумма выплаты должна составлять не менее 3,5 прожиточных минимума, т.е. не менее 17-18 тыс. рублей.

Вариант 2. Динамичная цифра, привязанная к налогам, которые работодатель выплатил по конкретному рабочему месту, и «выплачиваемая» в виде налогового вычета. Оптимальным вариантом в данном случае будет привязка к ЕСН (или взносам в Пенсионный фонд). Величина налогового вычета в данном случае может составлять около 50% (или более) от годовой суммы ЕСН (выплачивается на основании расчета по сумме ЕСН, уплаченной с данного рабочего места в год получения сертификата). При этом может быть установлен «потолок» налогового вычета примерно в 20 (или более) тыс. рублей.

Учитывая, что многие малые предприятия находятся на упрощенной системе налогообложения, вместо налогового вычета, рассчитываемого от годовой суммы ЕСН, может использоваться налоговый вычет, рассчитываемый от годовой суммы взносов в Пенсионный фонд (аналогично). 

Преимущества «качественных» рабочих мест, создаваемых благодаря стимулированию через сертификаты

  • это «прозрачные» места: контрактные отношения между работодателем и работником являются обязательными, выплачиваемый предприятием ЕСН является информативным;
  • контрактные отношения в данном случае не могут быть заключены при зарплате ниже установленного для конкретного региона прожиточного уровня с учетом некоторого повышающего коэффициента (ориентировочно 1,6-1,8);
  • созданное рабочее место должно просуществовать не меньше года;

т.е. предполагаемые места будут не дешевыми, не кратковременными и не теневыми.

Нужно также принимать во внимание тот факт, что малый бизнес по определению подвижен, поэтому требовать рабочие места на огромные сроки было бы не верно. Год - оптимальный срок. 

Оценка «качества» рабочего места

Предполагаемый уровень заработной платы создаваемого рабочего места для участия в программе должен быть не ниже 1,6-1,8 прожиточного минимума.

Если смотреть по регионам, то заработная плата в 2 прожиточных минимума в части из них считается уже достаточно высокой, «докризисной». Планка минимальной заработной платы не должна изначально ставиться слишком высокой, чтобы не отпугнуть работодателей от программы. 

Возможные параметры сроков действия сертификата

Если работа найдена в течение 30 дней со дня выдачи сертификата безработному, выплачиваемая работодателю сумма равна 100%;

в течение 60 дней - 90%;

в течение 90 дней - 75%;

в течение 180 дней - 50% указанной суммы.

Далее сертификат утрачивает свою силу. 

Оценка эффективности предлагаемого инструмента для государства

Политику по созданию вынуждено дешевых рабочих мест под брендом «общественные работы», по факту только снижающие и так чрезвычайно низкую производительность труда, целесообразнее заменять политикой поощрения создания привлекательных рабочих мест в коммерческом секторе, силами самого коммерческого сектора. Долгоживущие рабочие места, создаваемые малым и средним бизнесом, будут повышать эффективность национальной экономики.

Перечислим преимущества такого подхода:

Во-первых, премии за сертификат являются деньгами, возвращаемыми государством малому и среднему бизнесу за определенные позитивные в рыночном и одновременно социальном смысле действия.

Во-вторых, деньги выплачиваются не сразу, а только спустя год, в течение которого работодатель должен продемонстрировать экономическую устойчивость созданного рабочего места.

В-третьих, стимулируется более быстрый поиск работы безработными гражданами.

В-четвертых, ожидается увеличение регистрируемости безработных, а рост зарегистрированной безработицы означает более полный учет и информированность о динамике состояния рынка труда.

В-пятых, главное: лучше платить за рабочие места, чем за отсутствие оных (т.е. пособия по безработице).

В-шестых, стимулирование создания дополнительных рабочих мест в бизнесе имеет более сильный кумулятивный эффект в экономике, чем создание общественных работ или выплаты пособий по безработице (эффект оказывается выше как минимум за счет более высокого уровня заработных плат на создаваемых в бизнесе рабочих местах и за счет более высокой производительности этих мест).

Борьба с мошенничеством

При «обналичивании» сертификата должна проводиться сверка по выплатам ЕСН со стороны предприятия - объем ЕСН должен возрасти пропорционально предъявляемым сертификатам (точнее, в размере некоторой «вилки», т.к. новые места могут быть как несколько дешевле предшествующих, так дороже).

Возможно, должна проводиться также проверка того, что на предприятии и персонал работает все тот же (это можно отследить по номерам пенсионных, на которые идут зачисления ЕСН). Такие проверки обеспечат контроль, что места именно НОВЫЕ, а не «перекрашенные» старые. 

Аналоги решений

Сертификат трудоустройства во многом напоминает родовой сертификат, идеология которого: деньги идут за человеком.

Только в первом случае, медицинское учреждение оказывает услугу гражданке (несет реальные затраты в виде накладных расходов, зарплат, налогов и пр.) и получает оплату за оказанную услугу, не из кармана налогоплательщика, а из казны. В нашем же случае, работодатель оказывает услугу обществу: рискует в ситуации кризиса, создает рабочее место, которое востребовано обществом и занимается конкретным человеком. Государство стимулирует его к риску и тратам, обещая «отблагодарить», но не сразу, а спустя время, когда работодатель докажет эффективность осуществленных им действий.

В принципе государство говорит бизнесу: «Создавайте рабочие места, только дорогие и долгоживущие. Сразу мы вам денег не дадим, но если вы докажите свою эффективность, то чрез год получите бонус».

Так как родовой сертификат и подобные ему инструменты апробированы и доказали свою эффективность, то серьезных организационных и идеологических трудностей внедрения сертификата трудоустройства не должно быть.

Но определенную сложность представляет собой существующая государственная инфраструктура центров занятости, которая не интегрирована с коммерческой инфраструктурой рекрутинга.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2018 Русский архипелаг. Все права защищены.