Главная ?> Авторы ?> Лункин -> Харизматы и консерваторы: друзья-враги в одном союзе
Версия для печати

Харизматы и консерваторы: друзья-враги в одном союзе

Пятидесятники в большей степени, чем все остальные протестанты, терпимы к идейным разногласиям в своей среде. Но внутри пятидесятнического движения существует один серьезный конфликт, который регулярно приводит к идеологическим столкновениям и богословским спорам среди церковных лидеров. Это конфликт харизматов, которые признают и используют новые формы в богослужении и в миссионерской работе, и консерваторов, которые отвергают идеи новых теологических доктрин (где, к примеру, делается акцент на процветании и здоровье), а также слишком эмоциональные формы служения (хотя эмоциональной можно назвать любую пятидесятническую службу).

Уникальным событием, которое ярко демонстрирует сложность и неоднозначность отношений харизматов и консерваторов, стало появление весной 2005 года двух самостоятельных объединений пятидесятников, и соответственно двух епископов, в Нижегородской области, которые представляют один союз — Российскую Церковь христиан веры евангельской (ХВЕ). До 2005 года в Нижнем Новгороде существовало одно региональное объединение РЦ ХВЕ во главе с епископом Евгением Дулесиным. В объединение входит более 30 церквей и групп в Нижнем Новгороде и в 20 районах области. Кроме того, церкви, организованные нижегородскими миссионерами действуют в Кировской области и в Мордовии.

В 90-е гг., когда стали появляться харизматические церкви, отделявшиеся от старых пятидесятнических общин или созданные миссионерами из Украины, США или Европы, Дулесин стал отстаивать предельно жесткую традиционалистскую позицию в отношении пути построения новых церквей. По словам самого Евгения Дулесина, его привлекло в пятидесятничестве "равновесие рассудочных и мистических элементов", честность в исполнении библейских заповедей. Примером честной жизни ради идеи для Дулесина является Павел Корчагин из произведения Н. Островского "Как закалялась сталь". Церковь Дулесина четко разделяет пятидесятников и харизматов. Отличие этих двух течений Дулесин видит не во внешнем стиле служения, а в разном подходе к учению. Харизматов Дулесин считает либералами в Церкви, а пятидесятников фундаменталистами, которые не отходят от чистоты учения. Харизматы, по его мнению, больше всего заботятся о правах личности, о том, как приспособиться к мирской жизни, а также допускают возникновение новых учений, таких как учение о богатстве и здоровье. В 1999 году Евгений Дулесин выступил на Совете Союза ХВЕП за создание блока пятидесятников в Союзе пятидесятников и выразил обеспокоенность все возрастающим влиянием харизматов в Союзе. Выступление Дулесина было спровоцировано Церковью "Новая песнь", отделившейся от Нижегородской христианской общины в результате конфликта. "Новую песнь" стала поддерживать межконфессиональная швейцарская организация «Агапэ». Сознавая, что Дулесин не примет харизматическую церковь в свое объединение, пастор церкви "Новая песнь" обратился напрямую к тогдашнему главе Союза христиан веры евангельской пятидесятников — СХВЕП (до 2002 года так называлась Российская Церковь ХВЕ) Владимиру Мурзе и получил от него регистрацию в рамках СХВЕП, миновав Дулесина. После этого Дулесин решил высказать свою точку зрения на харизматов открыто. В 2000 году Дулесин являлся одним из руководителей Комиссии по урегулированию между пятидесятниками и харизматами при СХВЕП. В соответствии со своим мировоззрением Евгений Дулесин тесно контактирует с наиболее консервативным незарегистрированным объединением пятидесятников — Объединенной Церковью ХВЕ (глава –Иван Федотов).

Однако, несмотря на строго консервативную точку зрения целого ряда лидеров в регионах, наличие церквей с «новыми формами служения» по всей России не было чем-то из ряда вон выходящим для Российской Церкви ХВЕ, хотя с начала 90-х гг. этот общероссийский союз считался традиционно пятидесятническим. При существовании консервативного лидера в области харизматы находили другой способ влиться в РЦ ХВЕ и входили напрямую в союз, минуя региональное объединение. Например, в Брянске две церкви харизматического направления входят напрямую в РЦ ХВЕ, но не входят в Брянское объединение (Церкви ХВЕ «Спасение» и «Пробуждение»). Объединение консервативных пятидесятников, которое возглавляет старший пресвитер (епископ) РЦ ХВЕ по Брянской области Николай Коняхин, сохранило, таким образом, свою традиционность (в середине 90-х гг. руководство объединения сдерживало развитие харизматических церквей, но затем смирилось с этим). Однако, как отмечает сам епископ Коняхин, некоторые акценты в служении не мешают ему, как консерватору, поддерживать тесные отношения с харизматами из своего же союза, помогать им с помещением и участвовать в их социальных акциях.

К 2005 году в Нижегородской области сложилось содружество крупных харизматических общин, но они вынуждены были создать собственный союз в регионе во главе с епископом Игорем Ворониным. Воронин возглавил объединение церквей харизматического направления РЦ ХВЕ по Нижегородской области (24 марта 2005 года оно было зарегистрировано), в которое входит 6 церквей (на 2005 год), пять церквей в Нижнем Новгороде — церкви "Лоза", ""Новая Песнь", "Вифания",  "Свет Христа", мессианская община "Бейт Эль"и одна в Богородске — "Церковь Бога Живого". Евгений Дулесин, глава традиционного объединения РЦ ХВЕ, занял жесткую консервативную позицию по отношению к общинам со свободной формой служения.

Епископ Игорь Воронин, являющийся также пастором нижегородской церкви «Лоза», не считает свою церковь крайне харизматической и полагает, что Дулесин слишком сгущает краски и судит о харизматах предвзято. По словам Воронина, с начала и середины 90х гг. харизматические лидеры сильно изменились в сторону большей умеренности. К примеру, служители церкви «Лоза» признают то, что верующие могут получить от Бога самые различные благословения, в том числе и материальные и физические. Главное, по мнению Воронина, правильно расставить акценты, «прислушиваться к Богу, получать от Него дары, а личные благословения придут потом». Воронин, как и большая часть харизматов, не проповедует немедленного получения от Бога богатства и здоровья для «истинно» верующего. По словам Воронина, пасторы, писавшие о том, что церковь должна быть, прежде всего, финансово богатой и завоевывать властные структуры, скорее ошибались. У лидера церкви «Новое поколение» Алексея Ледяева были ошибки, но ведь и Мартин Лютер был антисемитом.

Новые «харизматические» формы в пятидесятнической церкви Воронина выражаются в существовании своей музыкальной группы и театрального служения. Кроме того, в общине много представителей среднего бизнеса, которые все-таки получили «финансовые благословения» — есть директор компьютерной фирмы, совладелец фирмы по продаже аудиокассет, коммерческий директор крупного кинотеатра, главный энергетик Горьковской железной дороги, начальник компьютерной охраны Сбербанка Нижегородской области и т.д. Несмотря на то, что нижегородские служители объединения настороженно относятся к книге Алексея Ледяева «Новый мировой порядок» (где Ледяев призывает Церковь сделать власть христианской), они подчеркивают, что христиане должны занимать активную гражданскую позицию и защищать свои права, так как «апостол Павел не пренебрегал правами римского гражданина».

Пятидесятники из харизматического союза более активны в социальной сфере, чем консерваторы. К примеру, Церковь «Лоза» оказывает помощь детским приютам, интернатам, помогает фонду гематологии, проводит детские лагеря для всех желающих. Периодически пятидесятники встречают сопротивление со стороны чиновников и православных, но преодолевают все препятствия с «харизматической» агрессивностью и бескомпромиссностью. Помимо этого, пятидесятники-харизматы более жестко оценивают современную роль Православия в России, не связывая себя никакими дипломатическими обязательствами по отношению к РПЦ. Как отмечает Воронин, безусловно, чиновники отдают предпочтение Православию, хотя «мы живем в светском государстве, и православных всего в 2-3 раза больше, чем нас». По мнению лидеров церкви, «многие хотят, чтобы на смену марксизму пришла русская православная идея — тупиковая, не основанная на Библии».

Появление в одном регионе двух лидеров, курирующих два идейных направления внутри одной структуры в одном регионе, это чисто пятидесятническое явление. Оно определяет многообразие церквей, входящих в самые разные союзы, и разногласия, которые для пятидесятников являются нормой церковной жизни, а для лютеран или баптистов они означали бы неминуемый раскол. В антисектантской православной литературе и иногда в религиоведческих трудах довольно часто пятидесятники резко отделяются от харизматов, которых принято называть «неопятидесятниками». Реальность показывает, что такого радикального противопоставления не существует в пятидесятнической среде. Церковные лидеры, придерживающиеся разных взглядов, спорят между собой и критикуют другу друга, но считают друг друга братьями, а открытые конфликты — скорее редкое явление, подтверждающее единство пятидесятнического течения в его многообразии.

 

Источник: информационно-аналитический бюллетень "Русское Ревью", июль-август 2005 г.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.