Во втором пункте опроса экспертам было предложено ранжировать по степени важности проблемы миграционной политики (отметить степень важности проблемы в предложенной анкете).
Также мы приводим список проблем, добавленных экспертами. 8 экспертов добавили 18 пунктов.
а) Всего ответили — 44 чел. (98%)
б) Не все респонденты при заполнении таблицы соблюдали требование отметить не более 3 «очень важных» и «важных» проблем.
Все эти ответы были обработаны полностью.
в) 20 экспертов ранжировали не все проблемы из предложенного списка. Из них — 10 чел. пропустили 1-2 проблемы. Такие неполные ответы обрабатывались полностью.
г) 5 экспертов указали больше 7-ми "важных" проблем (колонка 2). В таких анкетах обрабатывались только данные в колонках 1, 3, 4, 5.
д) 3 эксперта ранжировали проблемы внутри колонки 1. Учитывались только проблемы, выделенные экспертами как "проблемы более высокого уровня", остальное ранжирование не учитывалось.
е) 2 анкеты, в которых "очень важными" и "важными" были указаны все проблемы — не обрабатывались.
В столбцах "1", "2", "3", "4", "5" через слэш показана разбивка ответов по группам отвечающих: власть / НПО / наука. С новой строки приведено общее количество ответивших.
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Количество ответов из 10-ти анкет обработанных частично/ необработанных согласно пп. "г", "д", "е"
|
Затруднились ответить
|
1
|
Отсутствие стратегии развития миграционной политики России.
|
10 / 5 / 12
27
|
1 / 1 / 1
3
|
1 / 2 / 0
3
|
0 / 0 / 0
0
|
1 / 1 / 0
2
|
5
|
4
|
2
|
Неадекватность проводимой политики (правовой базы и правоприменительной практики) существующим в России демографическим и экономическим реалиям.
|
6 / 6 / 6
18
|
5 / 2 / 2
9
|
3 / 1 / 1
5
|
0 / 0 / 1
1
|
0 / 0 / 0
0
|
7
|
4
|
3
|
Недостаточная координация взаимодействия между ветвями власти и неправительственными организациями.
|
1 / 6 / 1
8
|
1 / 3 / 2
6
|
8 / 3 / 4
15
|
2 / 0 / 3
5
|
2 / 0 / 1
3
|
3
|
4
|
4
|
Столкновение интересов: федерального центра и отдельных регионов; предпринимателей/работодателей и государственных структур.
|
0 / 0 / 0
0
|
2 / 4 / 0
6
|
5 / 3 / 5
13
|
5 / 1 / 2
8
|
1 / 2 / 1
4
|
5
|
8
|
5
|
Несовершенство миграционного законодательства.
|
6 / 5 / 7
18
|
5 / 3 / 2
10
|
3 / 2 / 2
7
|
1 / 0 / 0
1
|
0 / 0 / 0
0
|
6
|
2
|
6
|
Отсутствие единого понятийного аппарата (различное толкование одних и тех же терминов и понятий учеными, экспертами, политиками, правоведами).
|
0 / 1 / 0
1
|
0 / 2 / 0
2
|
7 / 5 / 5
17
|
5 / 3 / 3
11
|
1 / 0 / 2
3
|
4
|
6
|
7
|
Отсутствие системы селективной иммиграции ( преференций для одних категорий мигрантов и ограничений для других).
|
2 / 0 / 1
3
|
5 / 1 / 1
7
|
6 / 6 / 8
20
|
2 / 1 / 0
3
|
0 / 0 / 0
0
|
4
|
7
|
8
|
Отсутствие политики интеграции и ассимиляции мигрантов, включающей программы толерантности как населения, так и мигрантов (например, усиление роли системы образования, СМИ).
|
0 / 1 / 3
4
|
4 / 3 / 2
9
|
7 / 2 / 3
12
|
2 / 2 / 1
5
|
1 / 0 / 0
1
|
7
|
6
|
9
|
Отсутствие программ приема/обустройства мигрантов (наличие жилья, социального обслуживания, системы ссуд, займов, кредитов на обзаведение хозяйства и/или на открытие своего дела).
|
2 / 6 / 4
12
|
2 / 5 / 0
7
|
8 / 1 / 5
14
|
1 / 0 / 1
2
|
0 / 0 / 0
0
|
4
|
5
|
10
|
Сложность процедуры легализации мигрантов — процедуры регистрации (получения ими правового статуса в РФ после въезда).
|
1 / 2 / 2
5
|
3 / 2 / 3
8
|
7 / 3 / 4
14
|
1 / 0 / 0
1
|
1/ 0 / 0
1
|
8
|
7
|
11
|
Отсутствие дифференцированных подходов/процедур получения разрешений на работу по отдельным отраслям/специальностям/регионам и другим возможным признакам (как для работодателя, так и для иностранного работника).
|
0 / 0 / 1
1
|
0 / 0 / 0
0
|
9 / 6 / 5
20
|
3 / 1 / 1
5
|
1 / 1 / 0
2
|
7
|
9
|
12
|
Правовая незащищенность трудовых мигрантов в России.
|
0 / 2 / 1
3
|
1 / 1 / 3
5
|
8 / 5 / 3
16
|
2 / 2 / 1
5
|
2 / 0 / 0
2
|
5
|
7
|
13
|
Отсутствие административных и уголовных норм контроля над работодателями (напр., увеличение штрафов за найм нелегалов и пр.).
|
3 / 0 / 1
4
|
2 / 1 / 1
4
|
6 / 5 / 7
18
|
1 / 2 / 0
3
|
2 / 1 / 0
3
|
6
|
6
|
14
|
Недостаточное информационное обеспечение населения, мигрантов, иностранных граждан по вопросам миграции и натурализации.
|
0 / 2 / 0
2
|
0 / 0 / 0
0
|
9 / 4 / 7
20
|
2 / 2 / 2
6
|
3 / 0 / 0
3
|
8
|
5
|
15
|
Отсутствие центрального банка данных для учета иностранных граждан, находящихся на территории РФ.
|
4 / 3 / 1
8
|
4 /0 / 0
4
|
4 / 3 / 5
12
|
0 / 4 / 2
6
|
0 / 0 / 0
0
|
6
|
8
|
16
|
Ненадежность/недостоверность государственной статистики, статистического учета иностранных граждан.
|
1 / 0 / 0
1
|
1 / 0 / 2
3
|
6 / 4 / 6
16
|
3 / 3 / 1
7
|
1 / 0 / 0
1
|
6
|
10
|
17
|
Отсутствие исследований экономической составляющей миграции (определение потребности экономики в трудовых мигрантах, эффективность затрат государства на привлечение мигрантов, etc.).
|
1 / / 1
2
|
1 / 2 / 2
5
|
12 / 5 / 2
19
|
1 / 3 / 1
5
|
0 / 0 / 2
2
|
8
|
3
|
18
|
Отсутствие исследований в области балансов трудовых ресурсов, прогнозов рынка труда на различных уровнях (страновый, региональный, муниципальный).
|
0 / 0 / 1
1
|
0 / 0 / 2
2
|
12 / 6 / 2
20
|
1 / 3 / 2
6
|
1 / 0 / 1
2
|
6
|
7
|
19
|
Отсутствие исследований в области баланса прав и интересов местного населения и мигрантов.
|
0 / 1/ 0
1
|
0 / 1 / 0
1
|
9 / 4 / 7
20
|
4 / 5 / 1
10
|
1 / 0 / 2
3
|
3
|
6
|
20
|
Защита граждан РФ, находящихся за пределами страны.
|
1 / 0 / 0
1
|
2 / 3 / 1
6
|
9 / 1 / 4
14
|
1 / 2 / 1
4
|
1/ 2/ 1
4
|
7
|
8
|
21
|
Неэффективность иммиграционного контроля при пересечении границы и на территории страны.
|
4 / 1 / 0
5
|
3 / 1 / 0
4
|
4 / 3 / 6
13
|
0 / 0 / 1
1
|
2 / 4 /0
6
|
6
|
9
|
22
|
Угрозы нелегального транзита мигрантов через территорию страны.
|
0 / 1 / 0
1
|
2 / 0 / 2
4
|
5 / 2 / 5
12
|
5 / 2 / 2
9
|
0 / 4 / 0
4
|
3
|
11
|
23
|
Отсутствие отлаженного механизма депортации иностранных граждан, незаконно находящихся на территории страны.
|
1 / 0 / 0
1
|
1 / 0 / 0
1
|
8 / 1 / 6
15
|
1 / 2 / 2
5
|
2 / 6 / 0
8
|
5
|
9
|
24
|
Отсутствие процедур амнистии (легализации нелегальных мигрантов, длительное время находящихся на территории страны).
|
1 / 6 / 2
9
|
3 / 1 / 2
6
|
6 / 2 / 4
12
|
3 / 0 / 1
4
|
1 / 0 / 0
1
|
7
|
5
|
25
|
Вывоз капитала из России нелегальными иностранными работниками (гастарбайтерами).
|
2 / 1 / 0
3
|
0 / 0 / 0
0
|
7 / 2 / 2
11
|
1 / 2 / 2
5
|
4 / 4 / 4
12
|
5
|
8
|
26
|
Прозрачность отдельных участков государственной границы РФ.
|
1 / 0 / 2
3
|
4 / 1 / 2
7
|
5 / 7 / 7
19
|
1 / 0 / 0
1
|
2 / 2 / 0
4
|
4
|
6
|
27
|
Недостаточная координация действий со странами СНГ и дальнего зарубежья в вопросах пересечения границ Содружества, порядка выдачи виз, в области борьбы с международной организованной преступностью, криминальным бизнесом в сфере межгосударственных перемещений людей.
|
0 / 0 / 0
0
|
2 / 0 / 1
3
|
10 / 5 / 6
21
|
1 / 3 / 0
4
|
0 / 0 / 0
0
|
7
|
9
|
28
|
Развитие приграничного сотрудничества (совместные экономические и культурные проекты, упрощенный порядок пересечения границы для жителей приграничных регионов этих стран и пр.).
|
0 / 0 / 0
0
|
1 / 0 /1
2
|
8 / 4 / 4
16
|
3 / 3 / 2
8
|
2 / 3 / 0
5
|
3
|
10
|
29
|
Работа государственных структур и НПО РФ с этническими и земляческими общинами (для развития сотрудничества и укрепления связей с соотечественниками).
|
0 / 2 / 0
2
|
2 / 0 / 0
2
|
8 / 5 / 9
22
|
3 / 1 / 2
6
|
1 / 0 / 0
1
|
7
|
6
|
30
|
Проблема кадрового обеспечения системы управления миграционными процессами.
|
2 / 0 / 1
3
|
2 / 0 / 1
3
|
8 / 5 / 5
18
|
2 / 2 / 0
4
|
0 / 0 / 0
0
|
7
|
9
|
31
|
Отсутствие специализированного научного учреждения координирующего исследовательскую, научную деятельность по проблемам миграции.
|
0 / 1 / 1
2
|
1 / 1 / 1
3
|
6 / 2 / 3
11
|
2 / 3 / 2
7
|
5 / 3 / 2
10
|
5
|
6
|
|
Проблемы, предложенные экспертами
|
|
|
|
|
|
|
|
32
|
Разработка в установленном порядке и реализация мероприятий по регулированию миграционных процессов в рамках соответствующих федеральных целевых программ.
|
/ 1 /
|
|
|
|
|
|
|
33
|
Разработка и реализация региональных миграционных программ.
|
/ 1 /
|
|
|
|
|
|
|
34
|
Неразвитость инфраструктуры по приему и абсорбции трудовых мигрантов.
|
/ / 1
|
|
|
|
|
|
|
35
|
Неразвитость рынка жилья.
|
/ / 1
|
|
|
|
|
|
|
36
|
Отсутствие должного анализа миграционного поведения России в контексте глобальных миграционных процессов.
|
/ / 1
|
|
|
|
|
|
|
37
|
Нежелание (или неумение) внедрять поэтапно опыт эффективной миграционной политики зарубежных стран.
|
|
/ / 1
|
|
|
|
|
|
38
|
Наличие теневых групп интересов на федеральном и региональном уровнях заинтересованных в сохранении нынешней миграционной политики и получающих от нее реальные выгоды.
|
/ / 1
|
|
|
|
|
|
|
39
|
Отсутствие комплексной программы миграционной политики (аналога Федеральной миграционной программы).
|
/ / 1
|
|
|
|
|
|
|
40
|
Отсутствие транспарентности миграционной политики.
|
/ / 1
|
|
|
|
|
|
|
41
|
Миграционная политики не должна разрабатываться и реализовываться силовым ведомством: важнее учет взаимосвязи миграционной политики с социально-экономическими, демографическими и политическими процессами, нежели ее увязка с криминальными аспектами.
|
/ / 1
|
|
|
|
|
|
|
42
|
Отсутствие или недостаточность контроля над работодателями.
|
/ 1 /
|
|
|
|
|
|
|
43
|
Отсутствие, недостаточность или ненадежность /недостоверность информации, необходимой для принятия управленческих решений.
|
|
/ 1 /
|
|
|
|
|
|
44
|
Высокий уровень коррупции, «коррупционность» норм и процедур.
|
/ 1 /
|
|
|
|
|
|
|
45
|
Практическое отсутствие увязки целей и задач миграционной политики со стратегией и тактикой социально-экономического развития Росии и ее регионов.
|
/ / 1
|
|
|
|
|
|
|
46
|
Бесконечность реорганизации миграционной службы (сейчас 7-ая за последние 6 лет).
|
/ 1 /
|
|
|
|
|
|
|
47
|
Некомпетентность сотрудников миграционной службы.
|
/ 1 /
|
|
|
|
|
|
|
48
|
Запретительная и репрессивная миграционная политика.
|
/ 1 /
|
|
|
|
|
|
|
49
|
В государстве, которое вымирает население* со скоростью света нет ни программы ни политики интеграции соотечественников, приема и обустройства.
|
/ 1 /
|
|
|
|
|
|
|
* Мы не редактировали высказывания экспертов. В данном случае непонятно, имеет ли автор в виду "государство, которое делает так, что население вымирает" или имеет место описка и автор имел в виду "государство, в котором вымирает население".